Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

П.И. Савельев,
советник налоговой службы I ранга
     

В соответствии с действующим налоговым законодательством для подтверждения факта экспорта товаров (работ, услуг) налогоплательщик представляет в налоговые органы грузовую таможенную декларацию на экспортируемый товар с отметками территориальной и пограничной таможни. На практике предприятия, запрашивая пограничные таможни, часто получают отказ в подтверждении экспорта по различным причинам.


Чем следует руководствоваться предприятиям, когда необходимо подтвердить фактический вывоз транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров?


     В настоящее время таможенные органы Российской Федерации при подтверждении фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров руководствуются указанием ГТК России от 17.10.96 N 01-14/1181 “О подтверждении вывоза товаров”. В данном указании говорится о том, что подтверждение вывоза товаров производится только при представлении заявителем в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов:


     1) письменного заявления, содержащего просьбу о подтверждении вывоза товаров с обязательным указанием:


     наименования таможни, осуществлявшей выпуск товара;


     наименования и количества товара;


     номера грузовой таможенной декларации, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска;


     даты (день, месяц, год) фактического пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации;


     сведений о транспортном средстве (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского и речного судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на котором товар доставлен в пункт пропуска и на котором он фактически вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;


     2) экземпляра грузовой таможенной декларации, возвращаемой декларанту после выпуска товара, или её копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации налогоплательщика.


Правомерно ли применение льготного налогообложения к услугам по обслуживанию воздушных судов на аэродромах и в аэропортах, включающих в себя наземное обслуживание, в том числе техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, а также к деятельности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, созданием и функционированием служб авиационной безопасности, охраной аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации в соответствии с подпунктом “ж” п. 14 инструкции Госналог-службы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”? Подлежат ли отнесению к вышеназванной льготе услуги, оказываемые в аэропорту по специальному дополнительному обслуживанию международных пассажиров первого и бизнес класса в специальных помещениях?


     Методологическая основа исчисления НДС по подпункту “ж” п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (далее по тексту - Инструкция N 39) заключается в том, что рассматриваются работы и услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным юридическим и физическим лицам идентифицированно к конкретному объекту, а именно к иностранным воздушным и морским судам.


     Если работы (услуги) не относятся к конкретному иностранному судну, а носят общий характер работ (услуг) в порту, как, например, авиационная безопасность полетов; деятельность аэропорта по обслуживанию судов; охрана самолетов в аэропорту; досмотр пассажиров, багажа, грузов, почты, членов экипажей и др., то такие работы (услуги) к льготируемым не относятся.


     Одновременно необходимо учитывать, что подпункт “ж” п. 14 Инструкции N 39 носит ограничительный характер; только ремонтные работы могут рассматриваться в расширительном плане с целью обеспечения безаварийного и требуемого технического состояния судов (ремонт, наладка, диагностика, контроль, профилактика).


     В связи с изложенным применение льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом “ж” п. 14 вышеназванной Инструкции N 39, для комплекса услуг, связанных с обеспечением авиационной безопасности перевозок пассажиров, багажа, почты, а также с досмотром воздушных судов в порту, неправомерно. Специальное дополнительное обслуживание международных пассажиров первого и бизнес классов в специальных помещениях, когда стоимость оказываемых услуг входит в цену единых международных перевозочных документов (авиационных билетов), относится к вышеназванной льготе и не облагается налогом на добавленную стоимость.


Авиационная компания на основе межрегионального соглашения между одной из областей России и одной из областей Республики Узбекистан осущест-вляла в 1997 - 1998 годах авиационные перевозки пассажиров, которые в силу целого ряда сложившихся причин не были оплачены, и выручка за выполненные перевозки не поступила на счета перевозчика. В указанный период авиакомпанией применялся метод определения выручки для целей налогообложения по факту отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).


Начисляется ли налог на добавленную стоимость с оборотов по выполненным работам (услугам)?


     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” особенности применения НДС в отношении реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ могут устанавливаться межгосударственным соглашением.


     Услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами-участниками СНГ в связи с за-ключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами-участниками СНГ для целей налогообложения считаются экспортируемыми с распространением на них всех льгот, норм, правил и требований налогового законодательства по подтверждению этих льгот. При наличии ратифицированных межправительственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан авиакомпанией может применяться указанная льгота при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами.


     В связи с вышеизложенным, если в указанный период авиакомпанией применялся метод определения выручки для целей налогообложения по факту отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то после 180 дней правомерно начисление налога на добавленную стоимость с оборотов по выполненным работам (оказанным услугам) и применение налоговых санкций за несвоевременность уплаты НДС.