Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы читателей журнала


Ответы на вопросы читателей журнала

О.С. Степанова
     

Должно ли предприятие дважды оплачивать одни и те же налоги в случае банкротства банка и при наличии документально подтверждаемых документов о списании средств со счета предприятия в счет погашения налогов?


Какими официальными документами ГНИ руководствуется в данном случае?
Н.Н. Логинова, г. Мурманск


     Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 12.10.98 N 24-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающего прекращение обязанности налогоплательщика-юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающего возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.


     Частью первой ст. 79 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” установлено, что решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу немедленно после его провозглашения.


     В соответствии с частью третьей ст. 79 данного Федерального конституционного закона лишь неисполненные решения органов государственной власти, основанные на актах, признанных неконституционными, в установленных федеральным законом случаях подлежат пересмотру.


     Согласно п. 12 ст. 75 данного Федерального конституционного закона порядок и особенности исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации должны быть изложены в самом решении.


     Исполнение платежных документов до 12 октября 1998 года производилось согласно соответствующему Конституции Российской Федерации законодательству. Каких-либо указаний налоговым органам на пересмотр ранее вынесенных решений вышеупомянутое постановление Конституционного Суда не содержит.


     Суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручениям налогового органа до 12 октября 1998 года и не поступившие на соответствующий бюджетный счет, не считаются уплаченными и учитываются как недоимка.


     Суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные до 12 октября 1998 года по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручениям налогового органа, в связи с непоступлением денежных средств на соответствующий бюджетный счет на основании ранее направленных платежных поручений налогоплательщика либо ранее выставленных инкассовых поручений налогового органа, излишне уплаченными не являются и, следовательно, зачету или возврату не подлежат.


     Право требования к кредитной организации не перечисленных на соответствующий бюджетный счет до 12 октября 1998 года денежных средств остается за налогоплательщиком на основании заключенных им с кредитной организацией договоров банковского счета.


     Право требования к кредитной организации не перечисленных на соответствующий бюджетный счет денежных средств по направленным после 12 октября 1998 года платежным поручениям налогоплательщика либо вы-ставленным после указанной даты инкассовым поручениям налогового органа принадлежит налоговому органу в соответствии с вышеупомянутым постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Это же соответствует ст. 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.


     Данное мнение изложено в письме Министерства РФ по налогам и сборам от 24.05.99 N АС-6-18/422.


Наше предприятие относится к “малым” и является учреждением науки (ОКОНХ 95130). Мы приобрели производственное (нежилое) помещение, окончательный расчет по договору купли-продажи которого был осуществлен в IV квартале и в этот же период бухгалтерией был проведен к возмещению НДС.


Имели ли мы право возмещать НДС по приобретенному помещению, если вся выручка предприятия была получена от выполнения НИОКР, которая по действующему налоговому законодательству НДС не облагается?


А.В. Друцкий, г. Брянск


     В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, с изменениями и дополнениями, предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).


     Согласно п. 49 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС в соответствии с подпунктами “в” - “ш”, “ы” - “я!” п. 1 ст. 5 названного Закона, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога. При этом принятая к учету сумма налога подлежит списанию в установленном порядке через суммы износа.


     Следовательно, Ваше предприятие при покупке производственного здания на расчеты с бюджетом не может отнести НДС, уплаченный по данной сделке.


ООО “Новый дом” ведет строительство жилых домов по договорам о долевом участии в строительстве жилья с одновременным привлечением средств федерального бюджетного финансирования и средств организаций и физических лиц. Средства, полученные от инвесторов на финансирование строительства жилья, учитываются по кредиту счета 96 в разрезе источников финансирования и не дебетуются до окончания строительства.


Удельный вес бюджетного финансирования превышает 40 % поступивших средств. Учетной политикой фирмы определено, что реализация товаров (работ, услуг) для целей налогообложения признается после полного завершения работ по договору, то есть при 100 % готовности объекта.


В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 от НДС освобождается стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней, при условии что эти средства составляют не менее 40 %.


Строительство жилых домов ведется фирмой так: один жилой дом строится за счет средств дольщиков, то есть организаций и физических лиц; строительство другого жилого дома ведется за счет бюджетного финансирования.


Применима ли льгота по НДС на весь объем работ по жилищному строительству при условии сдачи одного жилого дома в квартале, где источник финансирования - средства организаций и физических лиц, а другого жилого дома, в квартале, где источником финансирования являются бюджетные средства? Как поступить при сдаче жилых домов, построенных за счет средств организаций и физических лиц и за счет бюджетного финансирования в одном квартале?


В.П. Яковенко, г. Курск


     В соответствии с подпунктом “т” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” от НДС освобождается стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии что эти средства составляют не менее 40 % стоимости этих работ.


     Подтверждением для освобождения от НДС работ по строительству жилых домов при соблюдении вышеизложенных условий является документ (акт) об объемах выполненных работ и источниках финансирования (оплаты) за подписью заказчика и подрядчика, подрядчика и субподрядчика.


     Если в отчетном налоговом периоде бюджетные средства и целевые внебюджетные средства, исчисленные нарастающим итогом, составили менее 40 % (с учетом предыдущих налоговых отчетных периодов), то за этот отчетный налоговый период такие работы подлежат обложению НДС, а если более 40 % - освобождаются.


     Пример.


     Строительная организация на строительство жилого дома в 1-м налоговом периоде получила денежные средства в сумме 100 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета 50 тыс. руб.: во 2-м - 70 тыс. руб., в том числе за счет бюджета - 20 тыс. руб.; в 3-м - 160 тыс. руб., в том числе за счет бюджета - 60 тыс руб.


     Рассчитаем размер бюджетного финансирования:


     1-й налоговый период


     50/100 х 100 % = 50 % - строительная организация имеет право на льготу по НДС;


     2-й налоговый период (нарастающим итогом)


     (50 + 20) / (100 + 70) х  100 % = 41,2 % - строительная организация имеет право на льготу по НДС;


     3-й налоговый период (нарастающим итогом)


     (50 + 20 + 60)/(100 + 70 + 160) х  100 % = 39,4 % - строительная организация в этом налоговом периоде утратила право на льготу по НДС.


     В соответствии с п. 2 ст. 5 названного Закона предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).