Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование таможенного режима транзита


Правовое регулирование таможенного режима транзита

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук
     

Понятие “транзит”

     Под международным транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений, путь которых через территорию государства транзита является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося вне ее пределов. Иными словами, транзит товаров и транспортных средств представляет собой их перемещение через территорию страны между двумя точками ее государственной границы.


     Определение транзита содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В ст. V ГАТТ говорится: "Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партией товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называется в настоящей Статье “транзитными перевозками”".


     Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:


     - развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);


     - загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).


     В целях стимулирования развития международного транзита в ГАТТ (п. 3 ст. V) закреплен принцип полного налогового освобождения транзитных перевозок товаров и транспортных средств: “...транзитные перевозки ... должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг”.


     В Таможенном кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) предусмотрен специальный вид таможенного режима: транзит товаров, - учитывающий мировую практику стимулирования транзитных перевозок.


     В соответствии с таможенным режимом транзита товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования).


Нормативно-правовая база таможенного режима транзита товаров

     Исходя из характера источников правового регулирования транзитных операций, выделяют:


     - международный транзит, использование которого регламентируется положениями международных конвенций по вопросам транзита либо предусматривается отдельными положениями иных международных соглашений, не посвященных специально вопросам транзита (например, Всемирной поч-товой конвенции, которой, среди прочего, установлен порядок транзита почтовых отправлений);


     - транзит товаров, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством.


     Указанное выделение транзита на типы условно, поскольку в международных соглашениях содержится требование (как правило, для своего практического применения на территории данного государства) издания соответствующих актов внутреннего законодательства.


     Среди международно-правовых актов, устанавливающих порядок транзитных перевозок, следует выделить договоры двусторонние и многосторонние.


     Российская Федерация участвует в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), Соглашении о порядке транзита (Москва, февраль 1992 г.), Соглашении о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Москва, апрель 1992 г.)*1 и в других многосторонних договорах.
     
     -----
     *1. Участниками двух последних Соглашений стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.


     Отдельные положения, касающиеся транзита товаров, содержатся в двусторонних договорах и соглашениях. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах “товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основание полагать, что они содержат товары, запрещенные к ввозу, вывозу и транзиту в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон”*1.
     
     -----
     *1. Бюллетень международных договоров. 1997, № 2. С. 24.


     Нормы о свободе транзита могут содержаться и в договорах и соглашениях, непосредственно не связанных с таможенным регулированием. Так, в силу ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии о воздушном сообщении “багаж и груз, следующие прямым транзитом, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами и другими подобными платежами и сборами”*1.
     
     -----
     *1. Бюллетень международных договоров. 1999, № 4. С. 69.


     Национальное законодательство, регулирующее транзитные операции, представлено федеральными законами и подзаконными актами.


     Среди федеральных законов следует, в первую очередь, упомянуть ТК РФ (ст. 35 - 40), Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” (ст. 35), Федеральный закон от 13.10.95 N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” (ст. 19 - 21). Отдельные нормы, связанные с международным транзитом товаров, “разбросаны” по многочисленным непрофильным федеральным законам:


     - Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (например, ст. 22 содержит за-прет на международную пересылку наркотических средств и психотропных веществ);


     - Федеральный закон от 24.07.98 N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”;


     - Федеральный закон от 22.01.96 N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области” (ст. 8 определяет порядок транзита через территорию Особой экономической зоны);


     - Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (ст. 17 регулирует порядок трансграничного перемещения товаров);


     - другие федеральные законы, регулирующие внешнеторговые операции с отдельными видами товаров.


     К подзаконным актам, устанавливающим отдельные правила транзита, относятся:


     - указы Президента Российской Федерации (например, о трансграничном перемещении предметов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами);


     - постановления Правительства РФ (например, от 10.01.99 N 34 “О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации”);


     - нормативные правовые акты ГТК России и других федеральных органов исполнительной власти (например, приказ ГТК России от 18.05.94 N 206 “Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.”; приказ Председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 31.12.98 N 788 “Об ут-верждении Порядка выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов”).


Сфера и условия использования режима транзита

     Регламентация таможенного режима транзита товаров не устанавливает каких-либо специальных ограничений, касающихся номенклатуры, количества, предназначения товаров, которые могут быть помещены под режим транзита. Ограничение сферы применения таможенного транзита, так же как и в случаях использования иных таможенных режимов, основано на общем правиле, установленном ст. 20 ТК РФ и допускающем запрет на перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенных товаров. ТК РФ не содержит особых условий, ограничивающих использование способов (форм) транспортировки помещенных под таможенный режим транзита товаров, а также устанавливает свободу выбора путей и направлений, по которым осуществляется транзит товаров по территории Российской Федерации, если иное не установлено Правительством РФ. Вместе с тем ТК РФ допускает возможность ограничения транзита товаров, но лишь “в качестве ответной меры на дискриминацию или на другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов” и при условии, что такое ограничение устанавливается решением Правительства РФ (ст. 37). Кроме того, в настоящее время формально остается в силе Постановление СНК СССР 1940 года, которым был установлен перечень товаров, запрещенных к перемещению (транзиту) через территорию СССР. В него включены:


     1) предметы вооружения, боеприпасы и военное снаряжение;


     2) летательные аппараты, их части, приборы и снаряжение к ним;


     3) станки и машины, предназначенные для изготовления предметов вооружения, боеприпасов и летательных аппаратов;


     4) взрывчатые вещества;


     5) яды сильнодействующие.


     ТК РФ устанавливает разрешительный порядок предоставления таможенного режима транзита товаров. По общему правилу, за-прос на использование режима и выдача разрешения осуществляются путем подачи в таможенный орган заполненной таможенной декларации, содержащей все необходимые сведения о товарах, цели их перемещения и т.д. Разрешение на использование режима выражается в данном случае принятием таможенной декларации. Оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) на помещаемые под таможенный транзит товары осущест-вляется в общем порядке, положения которого применительно к этому виду режима уточнены приказом ГТК России от 05.07.94 N 343.


     Общие правила таможенного оформления с использованием ГТД могут не применяться при определенных способах транспортировки товаров либо в зависимости от категории товаров. В отдельных случаях вместо ГТД допускается использование иных форм документов. Например, в отношении товаров, перевозимых в соответствии с положениями Конвенции МДП, используются установленные этой Конвенцией международные таможенные формы документов - так называемые “книжки МДП” (“карнеты TIR”).


     Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, установленных российскими законодательными актами. Например, в соответствии с Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей” при транзите культурных ценностей через территорию Российской Федерации должен быть представлен документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита.


     Другой пример. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.01.99 N 34 “О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации” устанавливается, что:


     1) транзит этилового спирта по таможенной территории Российской Федерации осуществляется только железнодорожным транспортом;


     2) маршруты такого перемещения устанавливаются ГТК России совместно с МПС России и ФПС России. Перемещение этилового спирта транзитом по установленным маршрутам является условием таможенного режима транзита товаров. Этиловый спирт, обнаруженный вне установленных таможенными органами маршрутов перемещения, считается находящимся в незаконном обороте и изымается в соответствии с установленным порядком.


     ТК РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рассматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Условно они могут быть разделены на две группы: требования, предъявляемые к товарам (точнее - к условиям их нахождения под таможенным режимом транзита), и требования, предъявляемые к перевозчику (или его транспортному средству), осуществляющему транспортировку товаров в соответствии с таможенным режимом транзита.


     Согласно ч. 1 ст. 36 ТК РФ товары, перемещаемые транзитом, должны:


     - оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);


     - не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;


     - доставляться в таможенный орган назначения в сроки, которые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц).


     ТК РФ устанавливает, что ответственность за транзит несет перевозчик, то есть лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 40). Это представляется вполне закономерным, учитывая характер и экономические цели таможенного режима транзита. С другой стороны, это позволяет рассматривать перевозчика в качестве непосредственного пользователя таможенного режима вне зависимости от того, кто является собственником и/или отправителем (получателем) перевозимого товара. Принимая во внимание такой статус перевозчика, таможенное законодательство определяет ряд дополнительных требований. Так, при наличии у таможенного органа оснований полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных ТК РФ условий применения режима транзита, помещение товаров под данный таможенный режим возможно лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком.


     При этом перевозчику не возмещаются государственными органами расходы, которые возникли у него в связи с принятием таких мер (ст. 37). Кроме того, в ТК РФ (ст. 38) предусматривается еще одна форма гарантии соблюдения таможенного законодательства - уплата пользователем режима транзита причитающихся таможенных платежей. Данное условие разрешения транзита товаров выдвигается таможенными органами в случае, если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными (выше названными) средствами, поэтому оно может рассматриваться как исключительная мера. Как правило, в расчет принимаются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при помещении товаров, заявленных к режиму транзита, соответственно под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или экспорта. В соответствии со ст. 122 ТК РФ уплата таможенных платежей может обеспечиваться в форме залога товаров и транспортных средств; гарантии третьего лица (банка либо иного кредитного учреждения); внесения на депозит причитающихся сумм.


     Кодексом также специально предусматриваются обязательства бенефициара режима по принятию мер в случае аварии или действия непреодолимой силы. Согласно ст. 39 ТК РФ при аварии или действии непреодолимой силы товары, находящиеся под таможенным режимом транзита, могут быть вы-гружены; при этом перевозчик должен принять меры по обеспечению сохранности товаров и недопущению какого-либо их использования, а также обязан незамедлительно информировать об обстоятельствах дела и местонахождении товаров и транспортных средств ближайший таможенный орган и обеспечить перевозку туда товаров либо до-ставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.


Таможенный контроль за транзитом товаров

     Товары в течение всего времени их транзитной перевозки, то есть пока они остаются под режимом транзита, находятся под таможенным контролем. По общему правилу (ст. 192 ТК РФ), применимому в данном случае и к товарам, помещенным под режим транзита, таможенный контроль начинается с момента:


     - пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации при его ввозе в Российскую Федерацию;


     - принятия таможенной декларации таможенным органом при его вывозе.


     Использование тех или иных форм (способов) проведения таможенного контроля, степень “жесткости” применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. В качестве наиболее существенных факторов, влияющих на порядок осуществления таможенного контроля, можно назвать:


     - тип транзита (международный, национальный);


     - вид транспортного средства (тип перевозки - железнодорожный, автомобильный, водный и т.д.);


     - характер (вид) товара;


     - статус перевозчика;


     - возможность (риск) нарушения установленных правил транзита.


     Документальный таможенный контроль осуществляется главным образом в процессе таможенного оформления товаров при их помещении под режим транзита и при завершении режима. Согласно ст. 38 ТК РФ документы на товары, которые перевозчик обязан вручить таможенному органу назначения, должны доставляться в том же порядке, что и товары, к которым они относятся. Контроль за соответствием заявленных сведений о товаре и фактических данных о нем осуществляется, как правило, путем его досмотра и/или проведения инвентаризации (ст. 197 ТК РФ).


     Идентификация товаров, находящихся под режимом транзита, может проводиться путем наложения пломб, печатей, нанесения маркировки, идентификационных знаков (ст. 185 ТК РФ). В определенных случаях идентификации подлежат и транспортные средства, осуществляющие транзитную перевозку товаров. Так, в соответствии с Конвен-цией МДП автомобили, выполняющие транзитную перевозку товаров, снабжаются специальной табличкой - TIR. В дополнение к этому таможенный орган может потребовать надлежащим образом оборудованное транспортное средство. Приказом ГТК России от 19.08.94 N 426 утверждены Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами и Инструкция о порядке допущения транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.


Завершение действия режима транзита

     Действие таможенного режима транзита товаров завершается после доставки, представления товаров (и документов на них) в установленные сроки в таможенный орган назначения и проведения соответствующих таможенных процедур. После таможенного оформления товаров при завершении режима транзита они, в зависимости от первоначальной цели помещения под режим, должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации или помещены под иной таможенный режим.


     Согласно ст. 40 ТК РФ ответственность за транзит товаров возлагается на перевозчика. Перевозчик обязан уплатить всю сумму таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении транзитных товаров под режим выпуска для свободного обращения или экспорта в случаях, если данные товары во время транзита были:


     - выданы без разрешения таможенного органа;


     - утрачены при перевозке транзитом;


     - не доставлены в таможенный орган назначения.


     Перевозчик освобождается от этой обязанности, если уничтожение, безвозвратная утрата или недостача товаров произошли вследствие:


     - аварии или действия непреодолимой силы;


     - естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;


     - неправомерных в соответствии с российским законодательством действий органов или должностных лиц иностранного государства.


Таможенные сборы за таможенное оформление

     За таможенное оформление при помещении под режим транзита товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара, взимаются таможенные сборы в российских рублях в размере 0,1 процента таможенной стоимости.


     За таможенное оформление транзитных товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы взимаются в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной. Если указанный резмер таможенного сбора превышает 0,1 процента общей таможенной стоимости партии товаров, перемещаемых по одной железнодорожной накладной, сбор за таможенное офомление взимается в размере 0,1 процента указанной стоимости.


     Таможенные сборы за таможенное оформ-ление не взимаются:


     - в отношении товаров, перевозимых транзитом через территорию Российской Федерации в Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан;


     - в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, когда таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для воздушных и водных перевозок).