Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений


Налогообложение превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

А.Л. Смирнова,
государственный советник налоговой службы III ранга


     В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.


     Что же такое бюджетное учреждение?


     К бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемые полностью или частично из соответствующего бюджета согласно смете расходов или смете доходов и расходов учреждения и осуществляющие учет исполнения смет в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.


     Бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 года приказами Минфина России от 06.01.98 N 1Н и от 03.06.98 N 22Н.


     С 1 октября 1998 года введена в действие инструкция Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы”.


     Рассмотрим отдельные вопросы, отраженные в этой инструкции. Прежде всего следует обратить внимание на особенности в исчислении сумм превышения доходов над расходами по бюджетным организациям, переведенным и непереведенным на новые условия хозяйствования, а также по организациям, финансируемым за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.


     Превышение доходов над расходами по предпринимательской деятельности бюджетных учреждений (кроме ранее переведенных на новые условия хозяйствования) определяется как разница между суммой доходов, полученных от реализации продукции, выполненния работ и оказания услуг (без НДС и акцизов), и фактическими затратами в соответствии с бюджетной классификацией расходов, учитываемых в установленном порядке.


     Доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.


     Бюджетные учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 Гражданского кодекса РФ).


     При налогообложении бюджетных учреждений должны учитываться особенности определения доходов от предпринимательской деятельности, установленные Законами РФ (в частности, Законом РСФСР “Об образовании”, Основами законодательства РФ о культуре), которые в соответствии с решениями арбитражных судов признаны.


     Для целей налогообложения учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по основой деятельности, финансируемой за счет бюджета, ведется раздельно.


     Поскольку исполнение смет доходов и расходов бюджетными учреждениями осу-ществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом изменений и дополнений, на бюджетные учреждения не распространяется.


     Что касается порядка определения сумм доходов от предпринимательской деятельности для целей налогообложения, то в зависимости от учетной политики учреждения могут определять доходы либо по моменту оказания услуг бюджетным учреждениям и предъявления счетов, либо по моменту оплаты. На практике применяется, как правило, метод по оплате услуг.


     В случае если в соответствии с действующим налоговым законодательством бюджетные учреждения являются плательщиками налогов и сборов, которые в соответствии с установленным порядком относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или на прибыль, то по указанным учреждениям суммы этих налогов учитываются в составе расходов при определении сумм превышения доходов над расходами.


     В соответствии с п. 8 Инструкции N 48 распределение коммунальных расходов, услуг связи, а также транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (включая бюджетные). Другие накладные расходы (текущий ремонт, расходы по содержанию помещения и прочие) учитываются в суммах, предусмотренных сметой доходов и расходов от предпринимательской деятельности, относящихся только к этой деятельности.


     С 1 января 1999 года на бюджетные учреждения, как и на всех других налогоплательщиков, распространяется действие ст. 39 и 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом дополнений согласно Федеральному закону от 09.07.99 N 154-ФЗ (далее по тексту - НК РФ).


     В ст. 39 дано определение понятия реализации товаров, работ или услуг. Это - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе.


     В п. 3 ст. 39 дается определение того, что не признается реализацией товаров, работ и услуг. Указанное не исключает действие п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, с учетом уточнений, внесенных Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ в части средств, получаемых в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением, и Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ в части денежных средств, безвозмездно полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения.


     Одновременно следует иметь в виду, что при исчислении суммы превышения доходов над расходами у бюджетных организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.


     В соответствии со ст. 40 части первой НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.


     Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен в случаях сделки между взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), по товарообменным (бартерным) операциям и при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в пределах непродолжительного периода времени.


     В соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ с 1 апреля 1999 года снижены ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, до 11 % (то есть на 2 %), в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере - не выше 19 %, и по прибыли от посреднических операций и сделок - не выше 27 %.


     Поскольку расчеты с бюджетом по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом с начала года, сумму налога, исчисленную за I-е полугодие 1999 года, 9 месяцев и год по новой, сниженной ставке налога, следует увеличивать на сумму налога, исчисленную по разнице в ставке, действующей в I квартале 1999 года и установленной с 1 апреля 1999 года от налогооблагаемой прибыли I квартала 1999 года.