Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности применения налогового законодательства при налогообложении коммерческих банков и других кредитных организаций в вопросах и ответах


Особенности применения налогового законодательства при налогообложении коммерческих банков и других кредитных организаций в вопросах и ответах*1

Л.Т. Кузнецова,
М.А. Наумова


     -----
     *1. Нормативные документы даны по состоянию на 1 июня 1999 года.


Правомерно ли требование налогового органа о представлении банком балансов, расчетов по налогам на отчетные даты в случае признания коммерческого банка банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства?


     В соответствии с п. 1 ст. 106 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” требования кредиторов по обязательствам должника, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди.


     Следовательно, при наличии обязательств по налогам, возникших в ходе конкурсного производства, должник обязан произвести уплату налогов, а также исполнить иные обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.


     Согласно подпунктам 3 и 5 ст. 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.


     Формы документов и сведений, а также порядок их представления в налоговые органы регулируются налоговым законодательством.


     Указания, приказы, инструкции и другие акты Банка России являются нормативными документами, регулирующими порядок представления сведений в учреждения Банка России, а не в органы Министерства РФ по налогам и сборам и, соответственно, не могут применяться при регулировании правоотношений, связанных с представлением налогоплательщиком документов в налоговые органы.


Правомерно ли включение в состав расходов коммерческого банка, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, затрат, связанных с обеспечением деятельности представительства банка (в том числе представительских и командировочных расходов, в частности оплату чартерных рейсов)?


     Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями (далее по тексту - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, не предусмотрено отнесение на затраты банка, уменьшающие налогооблагаемую базу, расходов, связанных с обеспечением деятельности представительства банка (аренда, содержание помещения, хозяйственные расходы, износ основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и другие, кроме затрат на оплату труда в соответствии с п. 52 указанного Положения), а также расходов по оплате чартерных рейсов.


     Представительские и командировочные расходы включаются в состав затрат, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов.


Уменьшает ли налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности по ссудам, выданным субъекту Российской Федерации?


     Согласно п. 5 Указаний Банка России от 25.12.97 N 101-У "О введении Инструкции “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам" (далее по тексту - Указания Банка России N 101-У) начиная с 1 января 1998 года при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности по ссудам, выданным под гарантию Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) поручительство Минфина России.


     С учетом изложенного, если ссуда выдана субъекту Российской Федерации и обязанность по исполнению обязательства лежит непосредственно на субъекте Российской Федерации, то есть выдана под его гарантию, то резерв на возможные потери по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной, не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении кредитной организацией налога на прибыль.


Правомерно ли, что фактически начисленный резерв по каждой конкретной ссудной задолженности, принятый в уменьшение налогооблагаемой базы, не должен превышать 40 % расчетного резерва по этой конкретной ссудной задолженности, или же он не должен превышать 40 % расчетного резерва, исчисленного путем суммирования расчетных резервов по каждой ссудной задолженности, отнесенной ко 2, 3 и 4-й группам риска, с учетом установленных ограничений?


     Согласно п. 3.2 и 3.6 инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” (далее по тексту - Инструкция N 62а) формирование резерва осущест-вляется отдельно по каждой выданной ссуде (по каждому приобретенному векселю), при этом бухгалтерский учет созданного резерва ведется на отдельных лицевых счетах, указанных в п. 3.2 балансовых счетов.


     В соответствии с п. 4 Указаний Банка России N 101-У для целей налогообложения сформированный резерв на возможные потери по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной, принимается в размере фактически начисленных сумм резерва по ссудной и приравненной к ссудной задолженности, отнесенной ко 2, 3 и 4-й группам риска с учетом ограничений, установленных п. 5 Указаний, но не более установленных нормативов (40 %, 75 % и 100 %) от суммы расчетного резерва, рассчитанного по каждой выданной ссуде.


Согласно п. 3.3 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли (по кредитным организациям) инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 (введено 25.08.98 Изменениями и дополнениями N 4) прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму остатков, еже-квартально списываемых в течение 1995-1999 годов с балансового счета 61404 “Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами на возможные потери по ссудам”.


Относится ли данное положение к ссудам, выданным после 19 мая 1994 года, или ко всем ссудам, то есть и к выданным до 19 мая 1994 года?


     Пункт 3.3 Справки предусматривает, что прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму остатков ежеквартально списываемых в течение 1995-1999 годов с балансового счета 61404 (948) “Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами под возможные потери по кредитам”.


     Данное положение относится к ссудам, выданным после 19 мая 1994 года - даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.94 N 490, что было отражено в телеграмме Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 06.06.95 N НП-6-01/315, от 25.05.95 N 04-01-21, от 06.06.95 N 73-95.


     Обращаем внимание, что введение в действие Инструкции N 62а, Указаний Банка России N 101-У, а также нового Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, утвержденного приказом Банка России от 18.06.97 N 02-263, не меняет порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при списании средств на расходы банка с балансового счета 61404 (948).


     Одновременно сообщаем, что поскольку в соответствии с п. 3.1 Указаний Банка России N 101-У рассматриваемые остатки списываются с одновременным отнесением средств на расходы банка, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, то по строке 3.3 Справки прибыль для целей налогообложения дополнительно уменьшать не следует.


Относятся ли ссуды категорий “недостаточно обеспеченные” и “необеспеченные” к ссудам, “не имеющим обеспечения”, по которым отчисления в резерв на возможные потери по ссудам согласно п. 5 Указаний Банка России N 101-У не уменьшают налогооблагаемую базу?


     В соответствии с п. 5 Указаний Банка России N 101-У к виду ссуд, по которым при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, относятся, в частности, ссуды, не имеющие обеспечения (кроме межбанковских кредитов (депозитов)).


     Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2.6 Инструкции N 62а по качеству обеспечения выделяются обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные ссуды.


     Согласно п. 2.6.2 названной Инструкции недостаточно обеспеченная ссуда - это ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, но данный залог не отвечает хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде в соответствии с п. 2.6.1 этой Инструкции.


     Что касается необеспеченных ссуд, то они согласно п. 2.6.3 Инструкции N 62а относятся к ссудам, не имеющим обеспечения, и, следовательно, созданный резерв на возможные потери по ссудам в соответствии с п. 5 Указаний Банка России N 101-У не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.


     Учитывая изложенное, порядок учета в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль отчислений в резерв по недостаточно обеспеченным ссудам аналогичен порядку, установленному для обеспеченных ссуд.


Правомерно ли включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с заверением проспекта эмиссии независимой аудиторской фирмой, предусмотренные инструкцией Банка России от 17.09.96 N 8?


     Согласно п. 38 Положения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, включаются затраты, связанные с оплатой аудиторских проверок, проведенных в соответствии с требованиями банковского законодательства.


     В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)”" Банку России предоставлено право по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В данном случае Банк России реализовал свои права, издав инструкцию от 17.09.96 N 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ”.


     Статьей 55 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” предусмотрено, что Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, то есть нормативные акты Банка России не относятся к банковскому законодательству.


     Следует подчеркнуть, что вышеуказанная инструкция Банка России, с учетом изменений и дополнений, пунктом 10.4 которой преду-смотрено заверение проспекта эмиссии независимой аудиторской фирмой, является нормативным актом Банка России.


     Поскольку нормативные акты министерств и ведомств, в том числе Банка России, не являются законодательными актами, то затраты кредитных организаций, связанные с оплатой услуг аудиторских фирм по заверению проспекта эмиссии, не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.


Включается ли в состав расходов банка, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, организаторская комиссия (плата за резервирование кредитных ресурсов к сроку очередного транша), предусмотренная соглашением о предоставлении синдицированного кредита резидентами иностранных государств?


     В соответствии с п. 28 Положения в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль включаются уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, а также расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им расчетных, текущих и других счетов, плата другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание, прочие аналогичные расходы.


     С учетом изложенного, при включении в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, организаторской комиссии, установленной согласно соглашению в проценте от общей суммы кредита и подлежащей оплате независимо от получения кредита, указанные затраты уменьшают налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль только в части тех кредитных ресурсов, которые уже получены банком.


Следует ли облагать налогом с продаж стоимость мерных слитков из драгоценных металлов, а также памятных монет, реализуемых за наличный расчет?


     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" не является объектом обложения налогом с продаж стоимость услуг, предоставляемых кредитными организациями, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию.


     Банк России письмом от 29.09.97 N 524 “О совершении кредитными организациями операций купли-продажи монет из драгоценных металлов” разъяснил, что для совершения кредитными организациями операций с драгоценными металлами и операций купли-продажи монет из драгоценных металлов, за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии (разрешения) Банка России.


     С учетом изложенного, стоимость мерных слитков из драгоценных металлов, а также монет из драгоценных металлов, не являющихся валютой Российской Федерации, при их реализации не подлежит обложению налогом с продаж.


     Что касается памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации, в изготовлении которых используются дорогостоящие материалы (в частности драгоценные металлы), применяются сложные технологии чеканки и методы художественного оформления, придающие памятным монетам специфические свойства и позволяющие им в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, тезаврации обращаться по иной стоимости, отличающейся от номинальной, а также памятных монет, не содержащих драгоценные металлы, то их стоимость при реализации подлежит обложению налогом с продаж, так как в соответствии с указанным письмом Банка России лицензии на совершение данных операций не требуется.


Уменьшает ли налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль у кредитных организаций отрицательный результат от продажи права денежного требования?


     В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) к объектам гражданских прав относится имущество, в том числе имущественные права и, в частности, право денежного требования. Следовательно, реализацию денежного требования следует рассматривать как реализацию имущества.


     В соответствии с п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (в ред. от 18.03.97) при определении прибыли от реализации имущества (имущественного права) предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, в том числе денежного требования.


     При этом отрицательный результат от его реализации, в том числе в случае продажи денежного требования, возникший как результат кредитных отношений, в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую базу.


Уменьшают ли налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль затраты арендатора, связанные с эксплуатацией транспортного средства, арендованного у физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя?


     ГК РФ (ст. 636 и 646) определено, что если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, то арендатор несет расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе экс-плуатационные расходы.


     С учетом изложенного и на основании п. 53 Положения, арендатор вправе (вне зависимости от правового статуса арендодателя) учитывать расходы, подтвержденные документами форм первичного учета, по содержанию служебного автомобильного транспорта, как принадлежащего банку, так и арендованного банком, в составе расходов при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.


Относится ли полученная банком плата за пользование банковским сейфом для хранения ценностей по договору аренды к п. 11 “Доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку, включая доходы от проведения лизинговых операций” Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490?


     Доходы, полученные от сдачи в аренду банковского сейфа, при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль учитываются коммерческим банком в соответствии с п. 11 Положения в том случае, если в договоре аренды соблюдено условие, предусмотренное п. 4 ст. 922 ГК РФ, согласно которому к договору о предо-ставлении банковского сейфа в пользование другому лицу без ответственности банка за содержимое сейфа применяются правила о договоре аренды, установленные указанным Кодексом.


Облагаются ли налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, операции по покупке физическим лицом иностранной валюты, если такая валюта приобретается за счет средств рублевого депозита, не выдается в наличной форме, а зачисляется на текущий валютный счет покупателя?


     Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 N 120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16.07.98 N 98-ФЗ) в налогооблагаемую базу включаются суммы погашения депозитов, открытых в рублях, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.


     Операция по покупке иностранной валюты, совершаемая физическим лицом за счет средств на рублевом счете с зачислением полученных средств на текущие валютные счета, налогом не облагается.


     Если в последующем купленная указанным способом валюта будет получена физическим лицом в наличной форме, то согласно абзацу 3 ст. 2 названного Федерального закона кредитная организация обязана удержать налог в момент выдачи наличной иностранной валюты.


     Налог с физического лица удерживается по курсу коммерческого банка или иной кредитной организации, действующему на день фактической выплаты иностранной валюты (п. 3 раздела II инструкции Госналогслужбы России от 07.08.97 N 45 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”, в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных приказом Госналогслужбы России от 27.07.98 N БФ-3-05/154).


Облагаются ли налогом операции по покупке юридическим лицом иностранной валюты в безналичном порядке для оплаты импортного контракта?


     Федеральным законом от 21.07.97 N 120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16.07.98 N 98-ФЗ) не предусмотрено обложение налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, операций по приобретению юридическим лицом иностранной валюты в безналичном порядке для оплаты импортного контракта.


Облагаются ли налогом операции по покупке юридическим лицом иностранной валюты в безналичном порядке с последующей ее выдачей сотрудникам, выезжающим в командировку?


     Операция приобретения наличной иностранной валюты юридическим лицом в безналичном порядке для последующей ее выдачи сотрудникам, выезжающим в командировку за рубеж, облагается налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, поскольку действующим налоговым законодательством исключение предусмотрено только для кредитных организаций, покупающих наличную иност-ранную валюту у Банка России, а также у других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.


Остаются ли в силе официально не отмененные письма Госналогслужбы России от 27.03.96 N НП-4-05/26н и от 30.05.96 N ВГ-4-05/46н в части, не противоречащей новым редакциям Закона РФ N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”? Распространяется ли на внебиржевые опционы действие абзаца 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", устанавливающего, что убытки от купли-продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли-продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов?


     Порядок налогообложения операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным сделкам определен письмами Госналогслужбы России от 27.03.96 N НП-4-05/26н “О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам” и от 30.05.96 N ВГ-4-05/46н "О применении письма Госналогслужбы России от 27.03.96 N НП-4-05/26н “О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам”".


     В соответствии с данными письмами убытки, полученные по срочным сделкам (форвард, фьючерс, опцион), заключенным с целью управления и защиты от валютных рисков, для целей налогообложения принимаются в пределах доходов, полученных по этим видам операций за отчетный период.


     Со вступлением в силу Федерального закона от 31.07.98 N 141-ФЗ установлен порядок налогообложения операций с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, как за-ключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива), так и заключенными не в целях уменьшения ценовых рисков, в том числе с иностранной валютой.


     Убытки кредитных организаций, возникающие в связи с исполнением форвардных контрактов на покупку-продажу иностранной валюты с поставкой базисного актива, принимаются в пределах доходов, полученных по данному виду операций за отчетный период.


     Следует отметить, что действие абзаца 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 141-ФЗ на внебиржевые опционы не распространяется.


В соответствии со ст. 839 ГК РФ проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня, предшествующего ее возврату.


Вместе с тем в соответствии с положением Банка России от 26.06.98 N 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением заемных средств банками и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета” проценты по вкладу начисляются с даты, следующей за днем привлечения, до даты возврата включительно. Расхождение составляет один день.


В связи с указанным противоречием каков порядок отнесения на стоимость банковских услуг сумм начисленных процентов по привлеченным средствам для целей налогообложения?


     В соответствии с п. 23 Положения начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования (расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам) и срочным вкладам (депозитам) учитываются при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.


     Следует иметь в виду, что нормы Положения Банка России от 26.06.98 N 39-П, с учетом изменений и дополнений, являются обязательными для исполнения кредитными организациями согласно ст. 56 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, с изменениями и дополнениями.


     Согласно разъяснению, приведенному в п. 2 письма Банка России от 24.03.99 N 104-Т “О применении положений Банка России от 26.06.98 N 39-П, от 31.08.98 N 54-П, а также Методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 N 285-Т”, день фактического привлечения (размещения) банком денежных средств не включается в период начисления процентов, а день закрытия отдельного лицевого счета по учету привлеченных (размещенных) денежных средств при исполнении банком (клиентом) обязательств по договору включается в период начисления процентов.


     В соответствии со ст. 834-836 ГК РФ условия договора банковского вклада (депозита), в том числе начисление процентов на вклад (депозит), должны отвечать требованиям, установленным законом или принятыми в соответствии с ним банковскими правилами, то есть в рассматриваемом случае - Положением Банка России от 26.06.98 N 39-П, с учетом изменений и дополнений.


     Поскольку установленный Положением Банка России от 26.06.98 N 39-П, с учетом изменений и дополнений, порядок начисления процентов по привлеченным средствам зарегистрирован Минюстом России 23.07.98 N 1565, указанное Положение признано соответствующим нормам действующего гражданского законодательства и подлежит применению при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями.


Какие документы определяют участие Организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) как организатора торговли?


     В соответствии с п. 4 ст. 2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37, с учетом Изменений и дополнений N 4, акциями и облигациями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, признаются акции и облигации, прошедшие листинг у организатора торговли и для которых рассчитаны рыночные цены, а также государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг организатором торговли.


     Организатором торговли признается профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Увеличивают ли убытки от реализации ценных бумаг (как в пределах границы колебаний рыночной цены и не перекрытые доходами, так и сверх границы колебаний рыночной цены) налогооблагаемую базу по налогу на доходы по государственным ценным бумагам на основании письма Госналогслужбы России от 18.12.98 N ВНК-6-05/890@?


     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 18.12.98 N ВНК-6-05/890@ убытки от реализации (выбытия) государственных переоцениваемых ценных бумаг ниже установленной предельной границы колебания рыночной цены, а также убытки от реализации (выбытия) государственных переоцениваемых ценных бумаг в пределах нижней границы колебания рыночной цены, не перекрытые доходами от реализации (выбытия) по таким ценным бумагам, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на доход и налогу на прибыль.


Согласно п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, уплаченные банком проценты, начисленные по остаткам на корсчетах, в расходы для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль принимаются в пределах ставки Банка России, увеличенной до трех пунктов. Распространяется ли указанная норма помимо корсчетов банков на расчетные счета предприятий и учреждений, открытые в рублях, а также открытые в иностранной валюте, при начислении на них процентов в иностранной валюте свыше 15 % годовых?


     При учете для целей налогообложения расходов по уплате банками процентов, начисленных по остаткам на расчетных счетах предприятий и учреждений, открытых как в рублях, так и в иностранной валюте, следует руководствоваться п. 23 Положения, в соответствии с которым начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования (расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам) и срочным вкладам (депозитам) включаются в состав расходов, относимых на себестоимость оказываемых банками услуг.