Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Лизинг в агропромышленном комплексе и налогообложение лизинговых операций


Лизинг в агропромышленном комплексе и налогообложение лизинговых операций

А.В. Ляхов,
консультант Департамента экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ Минэкономики России


     Проблема инвестиций становится ключевой для сельского хозяйства не только на ближайшие годы. Такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться, если не созданы для этого необходимые условия.


     Нарастание негативных тенденций в агропромышленном комплексе (АПК) вынудило использовать лизинг в качестве альтернативы централизованному кредитованию.


Правовое регулирование лизинговых отношений

     Правовое регулирование лизинговой деятельности осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.10.98 N 164-ФЗ “О лизинге”.


     Под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и его передаче на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обу-словленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.


     Договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на инвестирование денежных средств в предмет лизинга и на передачу предмета лизинга лизингополучателю.


     Лизинговая сделка - это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга, между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.


     Субъектами лизинга [лизингодателем, лизингополучателем, продавцом (поставщиком)] могут быть физические или юридические лица, резиденты и нерезиденты Российской Федерации, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


     Лизингодателем по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) за счет средств федерального лизингового фонда могут быть лизинговые компании (фирмы), контрольный пакет акций которых закрепляется в федеральной собственности и не подлежит отчуждению и передаче на иных правах сторонним организациям.


     Средства федерального лизингового фонда являются федеральной собственностью и учитываются на бюджетных счетах лизинговой компании в уполномоченном банке, допущенном к обслуживанию счетов специального фонда кредитования предприятий и организаций АПК на льготных условиях. Возврат средств осуществляется в установленном порядке и в соответствующие сроки через специальные счета федерального лизингового фонда в Главном управлении федерального казначейства Минфина России и его территориальных органах.


     В настоящее время Правительство РФ одобрило инвестиционный проект Минсельхозпрода России и Минэкономики России общей стоимостью до 10 млрд рублей о привлечении кредитов Сбербанка России под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельскохозяйственной техники и оборудования для организаций АПК. Государственные гарантии предоставляются как на возврат основной суммы кредита, так и на уплату процентов по кредиту в общей сумме до 7 млрд рублей в соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” (приложение N 12).


     В соответствии со ст. 131 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” государственные гарантии предоставляются для привлечения всей суммы гарантированных кредитов в течение 10 месяцев согласно заключенным кредитным договорам, имея в виду, что указанные кредиты и проценты по ним составят не более 80 % стоимости инвестиционного проекта. Остальные средства, необходимые для реализации этого проекта, могут быть привлечены лизинговыми компаниями за счет собственных либо кредитных ресурсов в размере не менее 20 % стоимости указанного проекта в 2003 - 2004 годах по окончании срока действия кредитного соглашения, заключенного с привлечением государственных гарантий.


     Процентная ставка на 1999 год за пользование указанными кредитами в денежной форме определяется из расчета 42 % годовых при ежеквартальной уплате или 48 % при уплате в I квартале 2000 года за 1999 год, а в вексельной форме - 7 % годовых с уплатой процентов и соответствующей части основного долга в I квартале 2000 года.


     Расходование кредитных средств осу-ществляется лизинговыми компаниями путем оплаты счетов за фактически поставленные товары (услуги), необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также авансовых платежей в размере до 20 % в порядке, установленном для использования средств лизингового фонда, в объемах и по графикам, составленным на основе договоров с предприятиями-производителями машиностроительной продукции и согласованным с Минсельхозпродом России и Мин-экономики России.


     Лизинговые компании, реализующие проект, обеспечивают сельскохозяйственных товаропроизводителей и организации АПК машиностроительной продукцией, приобретенной за счет банковского кредита, и оплачивают проценты по кредиту Сбербанка России в соответствии с кредитным договором, а Минфин России обеспечивает своевременное перечисление соответствующих компенсаций из федерального бюджета за 3 дня до наступления сроков уплаты процентов.


     При этом лизингополучатели уплачивают лизинговые и другие платежи в течение 5-и лет в соответствии с установленным порядком использования средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции в АПК.


     Лизинговые компании-заемщики кредитов осуществляют передачу в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и иной машиностроительной продукции организациям АПК под бюджетные гарантии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо под иные гарантии третьих лиц по согласованию с Минфином России с сохранением прав собственности на передаваемую в лизинг сельскохозяйственную технику, оборудование и иную машиностроительную продукцию до полной уплаты ее стоимости и процентов.


     Использование средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции в АПК, регулируется Правилами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.97 N 1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации” и утвержденными постановлениями Правительства РФ от 23.01.98 и 11.08.98 N ХВ-П25-154. Средства федерального бюджета используются для обеспечения АПК продукцией машиностроения и племенным скотом на основе финансовой аренды (лизинга).


     Для осуществления лизинговых операций за счет средств федерального бюджета на федеральном уровне создается федеральный лизинговый фонд, а на территориальном уровне - региональные лизинговые фонды.


     Распоряжение средствами федерального лизингового фонда (бюджетной части) осуществляется Минсельхозпродом России.


     Средства региональных лизинговых фондов находятся в управлении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций (в дальнейшем лизинговых компаний), заключающих с Минсельхозпродом России и Минфином России соответствующие соглашения (контракты) на право использования средств федерального бюджета.


     Средства федерального лизингового фонда, предназначенные для крестьянских (фермерских) хозяйств, выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой на соответствующий финансовый год.


Формирование лизинговых фондов

     Источниками формирования федерального лизингового фонда являются:


     - прямые ассигнования, выделяемые из федерального бюджета на возвратной основе;


     - собственные средства лизинговых компаний;


     - возвратные средства за ранее полученную по лизингу продукцию;


     - заемные средства или другие разрешенные законодательством источники.


     При этом стоимость передаваемой в лизинг продукции не должна превышать более чем на 18 % стоимость продукции, приобретенной за счет средств федерального бюджета.


     На формирование региональных лизинговых фондов, создаваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, может направляться часть средств федерального лизингового фонда при наличии гарантии банков или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при соответствующем решении органов представительной власти.


Номенклатура и объемы поставок продукции машиностроения и племенного скота на лизинговой основе

     Номенклатура машиностроительной продукции, а также перечень племенного скота, поставляемых на условиях лизинга с использованием средств федерального бюджета, определяются Минсельхозпродом России.


     Объем и перечень продукции формируются с учетом заявок регионов.


     Размер цен конкретных видов продукции машиностроения и племенного скота представляется лизинговой компанией совместно с поставщиками на утверждение Минсельхозпроду России.


     Установленные цены являются обязательными для поставщиков указанной продукции и распространяются на период действия договоров купли-продажи, заключаемых лизинговыми компаниями с предприятиями-изготовителями.


     Для лизингополучателей размер снабженческо-сбытовой наценки не должен превышать 12 % стоимости объекта лизинга.


     Импортная продукция приобретается лизинговыми компаниями по согласованию с Минсельхозпродом России при отсутствии аналогов отечественного производства.


Проведение лизинговых операций

     Для финансирования расходов из лизингового фонда на федеральном уровне в Главном управлении федерального казначейства (далее по тексту - ГУФК) Минсельхозпроду России открывается лицевой счет на балансовом счете “Средства федерального бюджета”.


     Минсельхозпрод России поручает выполнение и координацию работ по проведению лизинговых операций лизинговой компании, получившей право на осуществление лизинговых операций по поставке агропромышленному комплексу машиностроительной продукции и племенного скота с использованием средств федерального лизингового фонда на конкурсной основе при условии внесения в лизинговый фонд собственных или заемных средств в объемах, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.


     Конкурс на право осуществления лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса племенным скотом с использованием средств федерального бюджета проводится на федеральном уровне.


     Конкурсы осуществляются в соответствии с утвержденными 17.11.97 и 26.12.97 Правительством РФ Положениями о порядке проведения конкурса на право осущест-вления лизинговых операций по обеспечению АПК машиностроительной продукцией и племенным скотом на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием бюджетных средств.


     Конкурс организуется и проводится конкурсной комиссией, создаваемой из специалистов Минэкономики России, Минфина России и Минсельхозпрода России. Персональный состав комиссии утверждается Минсельхозпродом России.


     Лизинговая компания, выигравшая конкурс на федеральном уровне, заключает договор финансовой аренды (лизинга) с Минсельхозпродом России и Минфином России, которые предоставляют этой компании на возвратной и платной основе средства федерального бюджета для обеспечения предприятий и организаций АПК лизинговым имуществом. Финансовые средства из федерального лизингового фонда не могут быть использованы для содержания аппарата лизингодателя и на другие цели, не предусмотренные Уточненными правилами использования средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции в агропромышленном комплексе.


     Минсельхозпрод России и Минфин России разрабатывают и утверждают формы договора лизинга по проведению компаниями лизинговых операций с указанием условий предоставления средств лизинговым компаниям, сроков их возврата и гарантий, под которые они предоставляются лизингополучателям.


     Гарантии уплаты лизингополучателями лизинговых платежей должны включать:


     - обязательное страхование объектов лизинга (за счет средств лизингополучателя) с уплатой страховых платежей в соответствии с договорами страхования;


     - гарантии органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации;


     - залоговые обязательства, оформленные в соответствии с действующим законодательством.


     При согласии лизингодателя в счет лизинговых платежей может поставляться производимая либо принадлежащая лизингополучателю продукция для ее дальнейшей реализации.


     Лизинговые компании на основе утверж-денной Минсельхозпродом России номенклатуры в пределах предусмотренных средств заключают лизинговые договоры с лизингополучателями и договоры купли-продажи с изготовителями (поставщиками) продукции машиностроения и племенного скота, контролируют отгрузку и сохранность этой продукции (типовые формы договоров согласовываются с Минсельхозпродом России и Минфином России).


     Минсельхозпрод России представляет в ГУФК реестр на перечисление средств для проведения лизинговых операций в АПК на лицевые счета лизинговых компаний, открываемые в территориальных органах федерального казначейства.


     ГУФК в пределах имеющихся средств и бюджетных обязательств после представления Минсельхозпродом России реестров перечисляет средства лизингового фонда территориальным органам федерального казначейства на лицевые счета лизинговых компаний.


     Лизинговые компании-победители конкурса могут на договорной основе передавать другой компании, выигравшей конкурс, выполнение функций по формированию и размещению заказов, согласованию цен на поставляемую продукцию и права использования средств федерального лизингового фонда для проведения лизинговых операций.


     Лизинговые компании со своих лицевых счетов в органах казначейства оплачивают поставщикам стоимость машиностроительной продукции, оборудования и племенного скота (с учетом транспортных расходов) после того, как лизингополучатели или снабженческие организации подтвердили их фактическое получение и имеются заключения Гостехнадзора на соответствие машиностроительной продукции по качеству и комплект-ности требованиям ГОСТа и ТУ. Предоплата закупаемой по лизингу продукции, кроме импортной, не допускается.


     Договор лизинга с лизингополучателями по продукции машиностроения в зависимости от ее стоимости заключается на срок до 5-и лет, по племенному крупному рогатому скоту специализированных мясных пород для племрепродукторов - до 5-и лет, по остальной племенной продукции - до 2-х лет и включает:


     - размеры первоначальных и последующих платежей; плату за пользование предо-ставленными бюджетными средствами в размере 1/10 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент вступления в силу Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год”, с даты поступления продукции лизингополучателем; периодичность возврата средств; сроки платы за пользование средствами лизингового фонда; гарантии возврата средств. Размер первоначального платежа должен составлять 20 % от стоимости машиностроительной продукции до 50 тыс. рублей и 10 % - свыше 50 тыс. рублей, а по племенному скоту - не менее 30 % его стоимости;


     - обязательный переход машин, оборудования и племенного скота в собственность лизингополучателя при внесении лизингополучателем всех обусловленных договором платежей;


     - организацию совместно с заводами-изготовителями (поставщиками) работ по проведению технического обслуживания и ремонту машин и оборудования, переданных в лизинг, в гарантийный период.


     Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие свою деятельность первые два года со дня создания (регистрации), что подтверждается документально при приеме заявки на лизинг, освобождаются от уплаты первоначального лизингового взноса. Номенклатура продукции, по которой они освобождаются от уплаты первоначального взноса, утверждается Минсельхозпродом России с участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.


     Уплата первоначальных взносов лизингополучателям за переданную в лизинг указанным крестьянским (фермерским) хозяйствам продукцию осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете на их поддержку, которые находятся на лицевом счете Минсельхозпрода России в федеральном казначействе и направляются лизинговым компаниям при подтверждении получения продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.


     При нарушении обязательств лизинговыми компаниями по контрактам на право использования лизинговых средств федерального лизингового фонда лизинговые компании лишаются права на проведение лизинговых операций. В этом случае Минсельхозпрод России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят новые конкурсы на право проведения лизинговых операций.


     Ежегодно в течение срока действия договора лизинговая компания взимает с лизингополучателей арендную плату в размере до 3 % годовых от невозмещенной (остаточной) стоимости приобретенных машин и оборудования и до 0,5 % годовых от невозмещенной (остаточной) стоимости приобретенного племенного скота. Первый арендный платеж производится в момент передачи продукции в лизинг, в последний год указанная плата не взимается.


     Арендная плата рассчитывается от стоимости объекта лизинга (по оптовой цене предприятия-изготовителя без учета НДС, действующей снабженческо-сбытовой наценки и транспортных расходов). Индексация стоимости лизинговой продукции для расчета лизинговых платежей в течение всего срока действия лизингового договора также не производится.


     Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.96 N 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”.


     Отражение в бухгалтерском учете операций по договору лизинга производится в порядке, предусмотренном указаниями “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга”, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.97 N 15.


     Автотранспортные средства подлежат постановке на учет в органах ГАИ, а сельскохозяйственная техника - в органах Гостехнадзора. При этом регистрация производится организацией (лизингодателем или лизингополучателем), на балансе которой числится лизинговое имущество.


Контроль за использованием средств, выделенных для формирования лизингового фонда

     Минсельхозпрод России, органы управления АПК субъектов Российской Федерации, лизинговые компании и органы федерального казначейства контролируют целевое использование средств федерального и региональных лизинговых фондов в части средств федерального бюджета. Минсельхозпрод России ежеквартально на основе данных лизинговых компаний не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет Минэкономики России и Минфину России отчет об использовании средств, выделенных на проведение лизинговых операций.


     Органы федерального казначейства в установленные сроки отчитываются о поступлении лизинговых платежей в доход федерального бюджета по прочим неналоговым доходам (в территориальном разрезе).


     Минфин России, территориальные органы федерального казначейства и финансовые органы проверяют выполнение указанных выше Правил, договоров лизинга и получают необходимую документацию, как у лизинговых компаний, так и у лизингополучателей.


     За просрочку лизинговых платежей лизингополучателями и несвоевременное перечисление возвратных сумм в доход федерального бюджета лизинговыми компаниями на сумму просроченного платежа начисляется пени в размере 1/300 учетной ставки Банка России на день исполнения денежного обязательства за весь период просрочки. Указанные суммы поступают в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102 “Доходы федерального бюджета” в органы федерального казначейства.


     За несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том числе предоставляемая отсрочка налоговых платежей.


     В случае установления фактов использования средств федерального бюджета не по целевому назначению Минфин России, территориальные органы федерального казначейства взыскивают указанные суммы в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102 “Доходы федерального бюджета” органов федерального казначейства и применяют штрафные санкции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год за весь период их нецелевого использования, а также вправе приостановить выдачу средств из федерального бюджета.


     В случае несвоевременного представления Минсельхозпродом России отчетности об использовании средств, выделенных на формирование государственного лизингового фонда, Минфин России вправе приостановить его финансирование по лизинговому фонду.


(Продолжение следует)