Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы по природным ресурсам


Вопросы и ответы по природным ресурсам

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга


В соответствии с Законом РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании” лицеи, как образовательные учреждения, в части непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов. В ходе документальной проверки было подтверждено, что лицей не ведет предприниматель-скую деятельность. Тем не менее налоговые органы требуют внесения в бюджет платы за загрязнение природной среды, оставляя без внимания преду-смотренные этим законом льготы. Правомерны ли данные требования налоговых органов? Должны ли в 1999 году вноситься указанные платежи после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в ст. 13 которого говорится об экологическом налоге, а не о плате за загрязнение природной среды?


     В Законе РФ от 10.07.92 N 3266-1 “Об образовании” (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ и от 16.11.97 N 144-ФЗ) записано, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю (п. 3 ст. 40).


     Однако в ст. 3 этого же Закона преду-смотрено, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия только в части регулирования в рамках установленной федеральной компетенции вопросов отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. Таким образом, в сферу законодательства Российской Федерации в области образования не входит непосредственное регулирование вопросов налогообложения.


     Следует также отметить, что согласно законам о федеральном бюджете на 1995 - 1998 годы доходы федерального бюджета формировались в том числе за счет платежей за пользование природными ресурсами (включая платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия). Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрено, что доходы бюджета формируются в том числе за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, в размере 10 % доходов.


     После вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) (введена в действие Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ) налоги и платежи, указанные в ст. 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (в том числе платежи за пользование природными ресурсами), продолжают взиматься в соответствии с действующим порядком впредь до введения ст. 13, 14 и 15 НК РФ. В частности, ст. 13 НК РФ вступит в силу только после введения в действие части второй НК РФ.


     Отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды, направляемые в доход федерального бюджета Российской Федерации, установлены Законом РФ от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” (в ред. Законов РФ от 21.02.92 N 2397-1 от 02.06.93 N 5076-1), которым льготы, за-ключающиеся в освобождении от уплаты этих отчислений, не предусмотрены.


     Пунктом 5 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ, а льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).


     В связи с вышеизложенным, образовательные организации должны вносить платежи за загрязнение природной среды.


Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрено поступление платы за пользование водными биологическими ресурсами. Ранее, в Федеральном законе от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” указывалась плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В нормативных актах, принятых во исполнение Закона РФ от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире”, в перечне объектов, по которым установлены ставки платы, отсутствуют водные биоресурсы. Относится ли вид платы, предусмотренный в бюджете на 1999 год, к платежам, установленным Федеральным законом “О животном мире”, и какие в этом случае следует применять ставки платы?


     Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрено, что платежи за водные биоресурсы поступают в Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. Постановлением Правительства РФ от 22.03.99 N 327 "О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”" предусмотрено утверждение Порядка формирования и использования средств этого Фонда.


     Что касается соответствующих ставок платы, то они утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.98 N 1490 “О мерах по усилению государственного управления водными ресурсами”. Предельные размеры ставок установлены в рублях за тонну водных биоресурсов и в зависимости от их видов составляют от 20 до 10 000 рублей. В соответствии с этим постановлением данные платежи взимаются начиная с 1999 года с российских юридических и физических лиц.


     Учитывая вышеизложенное, порядок взимания платы за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов нормативными актами, изданными во исполнение норм Закона РФ “О животном мире” в части установления платежей за пользование объектами животного мира, не регулируется.


Должна ли организация при долгосрочной эксплуатации оборудования на условиях финансового лизинга самостоятельно осуществлять расчет и внесение экологических платежей, так как использование оборудования связано с вредным воздействием на природную среду? Может ли указанная плата за загрязнение окружающей среды входить в состав лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю?


     В соответствии с Федеральным законом от 29.10.98 N 164-ФЗ “О лизинге” права и обязанности участников договора лизинга регулируются нормами гражданского законодательства и данным Федеральным законом (ст. 10). Таким образом, хотя статьей 29 этого Федерального закона и предусмотрено, что плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю, но в сферу законодательства в области лизинга регулирование вопросов порядка уплаты налогов, производимой в соответствии с законами об отдельных налогах и сборах, не входит. Самим же налоговым законодательством передача обязанностей по уплате налогов от лизингодателя к лизингополучателю также не предусмотрена.


     Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” природопользователь обязан получить разрешение на выброс (сброс загрязняющих веществ) в соответствующем территориальном органе Госком-экологии России. Данное разрешение выдается конкретной организации, зарегистрировавшейся в установленном порядке и являющейся плательщиком экологических платежей вне зависимости от последующей сдачи части своего оборудования какому-либо иному юридическому лицу на условиях финансового лизинга или в иных формах долгосрочной аренды.


Физические лица предоставляют по договору аренды личные автомобили для использования предприятием в служебных (производственных) целях. Должны ли в данном случае организации вносить платежи за загрязнение природной среды (то есть за выбросы от передвижных источников)?


     Природоохранным законодательством предусматривается, что платежи за загрязнение природной среды уплачиваются в бюджет только юридическими лицами [см. Закон РФ от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” в ред. Законов РФ от 21.02.92 N 2397-1 и от 02.06.93 N 5076-1, а также Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденный 03.03.93 Минприроды России (N 4-15/61-638), Минфином России (N 19) и Госналог-службой России (N ВГ-6-2/10)].


     При передаче по договору аренды личных автомобилей каким-либо организациям физические лица остаются собственниками своих автомашин, так как в соответствии с нормами части второй Гражданского кодекса РФ от 26.01.96 N 14-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.08.96 N 110-ФЗ и от 24.10.97 N 133-ФЗ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). В связи с этим платежи за выбросы за-грязняющих веществ арендаторы не уплачивают, хотя они и владеют на определенных условиях этими транспортными средствами.


Можно ли лесорубочный билет приравнивать к лицензии, а при его отсутствии деятельность по заготовке древесины считать нелицензионной и применять к лесопользователю финансовые и иные санкции?


     Пользование лесным фондом необходимо лицензировать (ст. 81 Лесного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 29.01.97 N 22-ФЗ), однако это положение Кодекса практически не реализовано. Поэтому право на различные виды пользования лесным фондом за-крепляется в настоящее время в договорах аренды участка лесного фонда, лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах.


     Учитывая изложенное, несмотря на то, что лесорубочный билет заменяет в определенной мере лицензию, полностью относить его к какой-то особой форме (разновидности) лицензии неправомерно, так как порядок ведения лицензионной деятельности, оформление и получение соответствующих документов, а также ответственность за ее безлицензионное ведение (в том числе при использовании природных ресурсов) должны быть утверждены конкретными нормативными актами (см., например, Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и постановление Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 с аналогичным названием).


     Однако как за осуществление без соответствующей лицензии деятельности, подлежащей лицензированию, так и за пользование лесным фондом без лесорубочного билета предусмотрены определенные санкции. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 “Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации” взыскиваются неустойки: за самовольную рубку, уничтожение, повреждение деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке; за заготовку древесины до получения лесорубочного билета; за несвоевременное оформление лесорубочных билетов или ордеров на фактически произведенную рубку; и др.


Федеральный закон от 30.03.99 N 54-ФЗ дополнил Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” нормой, обязывающей до утверждения законодательными органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков производить платежи за пользование водными объ-ектами по минимальным ставкам. Как быть в случае, когда областной закон по ставкам уже принят, но само введение ставок в действие предусмотрено осуществить в значительно более поздний период? Должны ли водопользователи до срока фактического введения региональных ставок вносить платежи по минимальным ставкам, утвержденным Правительством РФ, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.99 N 54-ФЗ? Или же сам факт утверждения ставок областным законом позволяет совсем не производить в регионе платежи до срока, определенного этим же законом?


     По нормам действующего законодательства вновь изданный нормативный акт может вступать в силу как в целом, так и в части своих отдельных положений. Введение платежей за пользование водными объектами также осуществлялось поэтапно, различными нормативными актами.


     Так, Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” хотя и вступил в силу со дня его официального опубликования, но платежи не взимались достаточно продолжительное время, так как сразу не могла быть реализована норма этого Закона, предусматривающая установление Правительством РФ минимальных и максимальных ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (п. 2 ст. 4 Закона).


     После выхода постановления Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам” во многих регионах осталась нереализованной другая норма Закона, в соответствии с которой ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов долж-ны быть приняты законодательными органами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4 Закона).


     Таким образом, утверждение конкретных ставок региональным законодательным актом (с одновременным указанием в этом же законе, что они применяются в иные сроки) означает по существу, что данный нормативный акт фактически не вступил в силу в части применения (утверждения) этих ставок платы. Учитывая это, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 54-ФЗ платежи за пользование водными объектами следует начислять по минимальным ставкам платы, установленным постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818.


В регионе до настоящего времени не приняты ставки по конкретным водопользователям. После внесения дополнения в Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” при всех видах водопользования должны применяться минимальные ставки платы, утвержденные Правительством РФ. Однако возникает вопрос: какую ставку применять за забор воды для населения? Правомерно ли в данном случае применять норму Федерального закона “О плате за пользование водными объектами”, в соответствии с которой ставки платы при заборе воды для водоснабжения населения устанавливаются регионами по минимальным ставкам, утвержденным Правительством РФ, - не выше 30,0 рублей за 1 тыс. куб. м? Территориальный орган МПР России считает, что в нашем случае должна применяться минимальная ставка по забору воды для нашего экономического района и бассейна реки, которая хотя и утверждена Правительством РФ, но превышает 30,0 рублей за 1 тыс. куб. м.


     Согласно Федеральному закону “О плате за пользование водными объектами” (п. 3 ст. 4) ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются регионами по минимальным ставкам, утвержденным Правительством РФ. При этом размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 30,0 рублей за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.


     Здесь имеется в виду, что используя определенные Правительством РФ минимальные и максимальные ставки платы, законодательные органы на местах при установлении конкретных ставок по категориям плательщиков именно по такому виду пользования, как забор воды для водоснабжения населения, должны придерживаться этого уровня ставки. Из текста дополнения, внесенного Федеральным законом от 30.03.99 N 54-ФЗ к указанному выше Закону также следует, что должны применяться ставки, установленные Правительством РФ.


     В постановлении Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам” действительно нет отдельных ставок платы по забору воды для снабжения населения. При этом самая минимальная ставка по забору воды хотя и составляет именно 30,0 рубля за 1 тыс. куб. м, однако это только в Дальневосточном экономическом районе по бассейну реки Лена.


     Тем не менее при решении вопроса о том, какую ставку следует применять по этому виду водопользования в тех регионах, где конкретные ставки не установлены, следует исходить из нормы Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ.


     Во-первых, указанная выше норма (п. 3 ст. 4) предусматривает четкое ограничение размера ставки для водоснабжения населения 30 рублями; во-вторых, минимальная ставка, утвержденная самим Законом для плательщиков, осуществляющих забор воды из поверхност-ных водных объектов в пределах установленных лимитов, определена также в размере 30,0 руб. за 1 тыс. куб. м. В-третьих, в ст. 4 этого Закона нет других нечетких формулировок, позволяющих трактовать их таким образом, чтобы установить более высокий размер ставки за этот целевой вид забора воды. Наоборот, здесь установлено, что такое ограничение размера ставки действует вплоть до 1 января 2003 года.


Изменился ли порядок расчета и внесения платежей за загрязнение природной среды филиалами и другими подразделениями организаций после вступления в силу части первой НК РФ?


     До вступления в силу НК РФ указанные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, вносили платежи самостоятельно.


     Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.93 Минприроды России (N 4-15/61-638), Минфином России (N 19) и Госналогслужбой России (N ВГ-6-2/10), предусматривалось, что филиалами предприятий, расположенными на территории других национально-государственных и административно-территориальных образований, размеры платы за загрязнение должны согласовываться с органами охраны природы по месту своего нахождения. Иными словами, согласование величины платы производилось независимо от юридического статуса филиала и по-следующего внесения самой платы: это могло сделать и головное предприятие, и сам филиал.


     В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение природной среды, утвержденными Минприроды России 26.01.93 (зарегистрированы Минюстом России 24.03.93 N 190), плату за весь объем загрязнения вносили головные предприятия в том случае, если подразделения и филиалы не являлись юридическими лицами и не имели расчетных счетов.


     Хотя часть первая НК РФ и не содержит норм, регулирующих исчисление и уплату налогов непосредственно филиалами, но для них установлены правила, касающиеся постановки на учет и снятия с налогового учета. Так, п. 1 ст. 83 НК РФ устанавливает, что организация, в состав которой входят филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и представительства.


     Далее, ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.


     В связи с этим, исходя из указанных норм НК РФ и положений действующего законодательства, не противоречащих Кодексу, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондент-ский) счет, представляют в налоговые органы необходимые расчеты, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (в рассматриваемом случае это расчет 10 процентов отчислений за загрязнение окружающей природной среды - см. приложение N 1 к Порядку направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды...), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, в том числе платежей за загрязнение природной среды.


     По данному вопросу см. также письмо МНС России от 02.03.99 N ВГ-6-18/151@.


Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” предприятиям предписано оказывать необходимое содействие пожарной охране при тушении пожаров, в том числе предоставлять на безвозмездной основе средства связи, транспорт и др. А Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” установлено, что забор воды для ликвидации стихийных бедствий не является объектом налогообложения. Наш водоканал является единственным предприятием в городе, имеющим специальную лицензию на водопользование, и вносит платежи за весь объем забираемой воды. Можем ли мы в случаях забора воды органами пожарной охраны из систем водоснабжения нашего горводоканала исключать из объекта налогообложения объемы воды, использованной для тушения?


     Федеральным законом “О плате за пользование водными объектами” действительно предусмотрено, что забор воды для ликвидации стихийных бедствий и аварий не относится к объекту платы. А Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии (п. 5), утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383, получение лицензии на водопользование при осуществлении водопользования для пожарных нужд не требуется.


     В связи с этим горводоканалу для исключения из расчета суммы налога на соответствующий объем воды необходимо определить конкретный объем воды, использованной для тушения органами пожарной охраны, и указать его в подпункте 1.2.1 п. 1 для учета в “Налоговой декларации по плате за пользование водными объектами” (приложение N 2 к инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”).


     Для расчета конкретного объема воды в этих случаях целесообразно применить положения п. 16 этой Инструкции, имея в виду, что объем забранной воды может быть определен, в том числе и косвенными методами. При необходимости данный расчет может быть согласован с органами пожарной охраны.


Для охлаждения турбин ТЭЦ АО за-ключило договор с производственным объединением “Прогресс” на поставку речной воды. Водозабор принадлежит ПО “Прогресс”, которое хотя и является самостоятельной организацией, но имеет с ТЭЦ единую технологическую цепочку. На сегодняшний день производственное объединение практически не работает, и ТЭЦ использует водозабор неработающего предприятия для своих нужд. Вправе ли в данных условиях теплоэлектростанция рассчитывать на применение льготной ставки платы для предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики, в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами”?


     Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами” установил льготные размеры ставок платы для предприятий, осуществляющих эксплуатацию объ-ектов теплоэнергетики с применением прямоточной системы водоснабжения (п. 4 ст. 4). Таким образом, Федеральный закон ограничил круг льготных плательщиков, связав его с возможностью непосредственного пользования водными объектами с применением соответствующих технических сооружений.


     В данных обстоятельствах для получения ТЭЦ возможности пользоваться этой льготой ПО “Прогресс” может передать свои права пользования водным объектом теплоэлектро-станции на основании распорядительной лицензии. Порядок передачи таких прав и выдачи указанной лицензии предусмотрен постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии” (п. 30 - 43 указанных Правил).


     Вероятна возможность оформления ТЭЦ и самостоятельной лицензии на водопользование с предварительным решением вопроса о долгосрочной аренде соответствующего оборудования ПО “Прогресс” для осуществления забора воды.