Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке


Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке*1

(комментарий)

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга


     -----
     *1. Текст документа см. на с. 183.


     Во исполнение части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), введенной в действие с 1 января 1999 года, МНС России совместно с Минфином России разработало Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, которое зарегистрировано Минюстом России 11.06.99 за N 1804.


     Указанный документ крайне необходим для практической работы не только специалистам налоговых органов, но и налогоплательщикам.


     На первый взгляд, порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий и организаций предельно прост. Однако практика показывает, что даже самый простой налог может породить определенные сложности и проблемы. Ведь для налога на имущество характерна множественность объектов обложения, что становится причиной возникновения определенных сложностей при его взимании.


     Налог на имущество призван стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия, а также создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего имущества.


     Согласно п. 6 ст. 31 части первой НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.


     Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39, устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выездной налоговой проверке. Что касается порядка инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя, используемого им для предпринимательской деятельности, то он аналогичен инвентаризации имущества организации, с учетом некоторых особенностей, которые выделены в Положении в отдельный раздел.


     Инвентаризация проводится с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверки полноты отражения в учете всех финансовых активов.


     Под имуществом налогоплательщика для целей инвентаризации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.


     В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств


     Кроме того, в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, могут быть включены производственные запасы и другие виды имущества, числящиеся в бухгалтерском учете налогоплательщика, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.


     Инвентаризация имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке проводится по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, а также материально ответственного лица.


     Руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение, которым утверждается персональный состав комиссии, сроки проведения, причины проведения, а также виды имущества, подлежащие инвентаризации.


     Инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при выездной налоговой проверке по усмотрению руководителя госналогинспекции при наличии достаточных оснований, например в следующих случаях: когда получены сведения об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов; выявлена недостоверность бухгалтерской отчетности (то есть имеется несоответствие отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в главной книге, и т.д.); изменилась учетная политика в отчетном периоде; обнаружены грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета (или уклонения от его ведения); внесены необоснованные исправления в кассовые и банковские документы; происходила частая смена материально ответственных лиц; организация получала убытки от финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного времени; произошли изменения в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств; некачественно проведена обязательная инвентаризация в установленных законодательством случаях и других случаях.


     При необходимости налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.


     Следует иметь в виду, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны создать необходимые условия для проведения инвентаризации и привлекать для ее проведения представителей администрации, материально ответственных лиц и работников бухгалтерской службы.


     Инвентаризационной комиссии должны быть предоставлены все необходимые на момент проведения инвентаризации бухгалтерские документы (инвентарные карточки, инвентарные книги, оборотные ведомости, технические паспорта, акты приемки-передачи основных средств, договоры на аренду имущества и доверительного управления имуществом, договоры купли-продажи и другие необходимые договоры, а при необходимости - и поэтажный план зданий и т.д.). При этом материально ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на приобретение имущества, дают расписки о сдаче всех документов в бухгалтерию или непосредственно комиссии, а также о том, что все материальные ценности к началу инвентаризации оприходованы или списаны в расход.


     При инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др.), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, сырья и материалов, производственных запасов в незавершенном производстве и объектов незавершенного строительства, готовой продукции, товаров составляются установленные Положением инвентаризационные описи.


     Члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц проверяют фактическое наличие основных фондов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов, запасов и других товарно-материальных ценностей, осматривают объекты и записывают их полное наименование, инвентарные номера, стоимость в инвентаризационную опись. Объекты, не числящиеся в учете, также включаются в инвентаризационную опись.


     При необходимости эксперты производят оценку объектов, то есть определяют их стоимость и износ по фактическому техническому состоянию. В случае если отдельные выявленные объекты основных средств неправильно числятся в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их переводят в состав основных средств путем внесения их в инвентаризационную опись. Основные средства и другие материальные ценности, не числящиеся в учете и выявленные в процессе инвентаризации, должны быть оприходованы и внесены в описи. На вновь выявленные неучтенные объекты составляются инвентаризационные описи. По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.


     Инвентаризация нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленных займов проводится на основании данных бухгалтерского баланса и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.


     Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным Банком России.


     Инвентаризация других финансовых активов производится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, первичных документов. При этом инвентаризационная комиссия должна также установить правильность расчетов по налогам с бюджетом.


     При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя следует иметь в виду, что инвентаризация имущества, используемого предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится не только по месту осуществления им предпринимательской деятельности, но и по местонахождению указанного имущества.


     При этом доступ налоговых органов в жилые помещения по месту проживания индивидуального предпринимателя без его согласия не допускается.


     Результаты инвентаризации отражаются в Акте проверки налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика, который передается на рассмотрение руководителю организации или индивидуальному предпринимателю.


     Окончательное решение о зачете, начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов принимает руководитель налогового органа.


     Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:


     а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации, на увеличение доходов у некоммерческой организации либо на увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации;


     б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), а сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации, на увеличение расходов у некоммерческой организации либо на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.


     Что касается порядка отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя, то излишек имущества, выявленный инвентаризацией при выездной налоговой проверке, относится на увеличение доходов индивидуального предпринимателя. Вместе с тем следует иметь в виду, что убытки от недостачи имущества и его порчи у индивидуального предпринимателя не принимаются.