Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Подоходный налог в Москве торопится стать лидирующим


Подоходный налог в Москве торопится стать лидирующим

С.Н. Рагимов,
советник налоговой службы II ранга, к.э.н., г. Москва


     Существующая в России с 1992 года налоговая система насчитывает более 40 наименований федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Однако больше всего налоговых поступлений в бюджет обеспечивали в первые три года налог на прибыль и НДС.


     В этот период подоходный налог с физических лиц играл второстепенную роль. В 1992 - 1996 годах его доля в консолидированном бюджете была относительно невысока и не превышала 10 %. Основная причина такого положения заключалась в том, что удельный вес заработной платы в издержках производства у нас в стране традиционно низок, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель достигал 25 и более процентов. Об этом можно опосредованно судить по структуре поступлений налогов. Так, в США подоходный налог с физических лиц обеспечивал 44 % всех налоговых поступлений, в Германии - 38 %, в Италии - 36 %, в Великобритании - 26,7 %.


     Другой причиной небольшого удельного веса подоходного налога в налоговых поступлениях являлось то обстоятельство, что на многих средних и особенно малых предприятиях официально выплачиваемая работникам заработная плата многократно занижалась.


     Так, по данным Москомстата среднемесячная заработная плата на малых предприятиях за 9 месяцев 1998 года составила 688 руб., в то время как средняя по народному хозяйству города (без учета малых предприятий) - 1820 руб.


     И при этом наблюдается “странный” феномен - массовый отток работников с крупных (особенно государственных) предприятий, где официально зарплата выше, в малые. В настоящее время из 630 тысяч вставших на налоговый учет предприятий около 200 тысяч - это малые предприятия, на которых работает по различным оценкам от 2,5 до 3 млн человек. Миграцию работников на малые предприятия можно объяснить и тем, что на них легче вести двойную бухгалтерию и рассчитываться с работниками наличными деньгами, не уплачивая подоходный налог.


     Или вот другой пример. По данным Института экономики переходного периода денежные доходы населения в 1997 году составили 1619 млрд руб. Часть этой суммы - пенсии, пособия, стипендии (14,2 %) - налогом не облагается. С оставшихся 1389 млрд руб. было уплачено 75 млрд руб. подоходного налога с физических лиц, что составляет 5,4 %, а это вполовину меньше самой маленькой ставки в 12 %. Даже если учесть льготы по подоходному налогу в 15 % от суммы денежных доходов (что, видимо, упустили авторы расчета), то фактическая ставка составит только 6,4 %*1.
     
     -----
     *1. “Аргументы и факты”. 1999, № 18.


     В условиях административно-плановой экономики подавляющая масса доходов концентрировалась на крупных предприятиях, на которых было легче осуществлять контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов, в том числе подоходного. Торговля, общественное питание, сфера услуг и другие отрасли, где в настоящее время функционирует значительная часть малых предприятий и физических лиц без образования юридического лица, были в то время относительно слабо развиты. В настоящее время положение изменилось.


     В 1997 году доля подоходного налога в общих поступлениях повысилась до 11,6 %, в 1998 году - до 13,3 %. При этом наблюдается не только рост взимания подоходного налога с физических лиц в относительном исчислении, но и в абсолютном размере. За 1995 - 1998 годы он увеличился с 4916 млн руб. до 13 530 млн руб., или в 2,8 раза. На 1999 год прогнозируется получить подоходного налога свыше 20 млрд руб.


     Значимость подоходного налога с физических лиц в структуре бюджета города еще более высока. Так, в 1992 - 1996 годах доля подоходного налога с физических лиц находилась в пределах 15 - 20 %, в 1997 году достигла 24 %, в 1998 году - 29 %. По объему поступлений этот налог стал приоритетным, опередив даже налог на прибыль.


     Подоходный налог с физических лиц включает два источника: средства, удерживаемые предприятиями, то есть непосредственно по месту основной работы, и средства, взимаемые налоговыми органами. К последним относится подоходный налог, уплачиваемый предпринимателями, нотариусами и некоторыми другими категориями граждан. По итогам 1998 года структура поступлений подоходного налога с физических лиц по вышеуказанным двум группам сложилась в соотношении 91,4 % и 8,6 % соответственно. Особенностью Москвы является то, что примерно половина суммы подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами, приходится на нерезидентов.


     Отмечается и другой феномен: при фактическом обнищании значительной части населения, когда доходы примерно 70 % работников находятся ниже прожиточного минимума, Москва по структуре поступающих налогов все больше по внешним признакам копирует страны с развитыми рыночными отношениями, в которых жизненный уровень населения на порядок выше. Парадокс заключается в том, что рост подоходного налога и его доли в налоговых поступлениях сопровождается снижением реального уровня жизни основной массы населения.


     В чем же причины такого положения? В течение последних 3 - 4 лет в связи с изменениями налогового законодательства, превышением темпов роста затрат над темпами роста цен на готовую продукцию, ростом числа убыточных и малорентабельных предприятий, а также сокрытием предприятиями налогооблагаемой прибыли, выручки и т.п. систематически снижается налогооблагаемая база по прибыли, НДС и ряду других налогов, определяемых на базе выручки. В настоящее время производителям продукции приходится жертвовать частью своей прибыли, нередко довольствоваться нижним уровнем приемлемой рентабельности, реализовывать продукцию, товар, услугу по себестоимости. В свою очередь, это приводит к снижению поступлений налога на прибыль, НДС, других налогов и платежей и соответственно повышению доли подоходного налога с физических лиц.


     Вместе с тем, в течение нескольких последних лет в отдельные периоды номинальная заработная плата и доход работников города росли высокими темпами, сокращая отставание от темпов роста потребительских цен в 1992 - 1995 годах, как ответ на постоянный рост цен на все виды товаров, работ и услуг. По данным органов статистики за последние 9 лет потребительские цены выросли в 11 тыс. раз. Темпы роста зарплаты за этот же период были значительно ниже. Отсюда и увеличение объемов поступлений подоходного налога при неснижающейся с начала введения налоговой системы минимальной ставке подоходного налога.


     За 1992 - 1999 годы под лозунгом уменьшения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики были снижены ставки основных налогов: НДС - с 28 % до 20 %, налога на прибыль - с 35 % до 30 %, а также акцизов на различные товары. И только основная ставка входящего в четверку ведущих налогов - подоходного налога с физических лиц, - по которой платит налог подавляющая часть работников, не претерпела изменений. Таким образом, были забыты и оставлены без внимания в плане уменьшения налоговой нагрузки десятки миллионов плательщиков, в том числе работающие в реальном секторе экономики, бюджетники, то есть те, о чьем благосостоянии следовало бы позаботиться в первую очередь, и что постоянно декларирует само государство.


     Из приведенного выше следует, что, с одной стороны, многие предприятия, особенно относящиеся к субъектам малого предпринимательства, уходят от начисления и уплаты подоходного налога с заработной платы своих работников, не отчисляя средства в Пенсионный и другие фонды, и, с другой стороны, налоговая статистика даже в этих условиях подтверждает возрастание доли этого налога в общих поступлениях, создавая видимость внешнего копирования структуры бюджетов стран с развитой рыночной экономикой.


     В этих условиях представляется необходимым принять ряд первостепенных мер. Прежде всего - интенсифицировать перевод субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога на вмененный доход взамен единого налога на совокупный доход. Несмотря на сходство названий, суть этих платежей различается. И самое главное, если переход на единый налог на совокупный доход носит факультативный характер, то перевод предприятий, осу-ществляющих определенные виды деятельности, на единый налог на вмененный доход проводится в обязательном порядке.


     Переход на уплату единого налога на вмененный доход при условии его тщательной подготовки, грамотного выбора критериев поставит определенный заслон на пути недобросовестных плательщиков и компенсирует неуплачиваемый подоходный налог.


     Учитывая возрастание доли подоходного налога с физических лиц в общих поступлениях налогов, считаем своевременным и целесообразным усилить в налоговых органах подразделения, занимающиеся налогообложением физических лиц, работающих на предприятиях всех форм собственности, предпринимателей и других категорий граждан.