Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Возможные итоги реструктуризации кредиторской задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет в 1999 году (расчетно-аналитический материал)


Возможные итоги реструктуризации кредиторской задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет в 1999 году
(расчетно-аналитический материал)


Н.М. Вараксина,

государственный советник налоговой службы III ранга
     

С.Е. Кован,

кандидат технических наук
     

В.А. Вараксина


I. Реструктуризация задолженности юридических лиц в 1999 году - один из инструментов финансового оздоровления экономики

     В ст. 115 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” в целях создания необходимых условий для стабилизации финансового положения предприятий и определения единого подхода к реструктуризации задолженности предусмотрено поэтапное погашение кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по пени и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.


     В соответствии со ст. 115 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и во исполнение постановления Правительства РФ от 22.03.99 N 327 МНС России подготовило проект постановления Правительства РФ “О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами”, в котором определены порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности, общие для организаций любой организационно-правовой формы собственности и отраслевой принадлежности. Данный проект учитывает и исправляет большинство недостатков, выявленных в процессе проведения реструктуризации задолженности в 1997-1998 годах.


     В проекте предусмотрены упрощенные по сравнению с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395, действовавшем в 1998 году, условия реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом. В частности:


     - отсутствует требование о предоставлении должником залога имущества или банковской гарантии;


     - исключено начисление процентов на рассроченную задолженность по пеням и штрафам;


     - предусмотрено погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в течение 6-и лет;


     - предусмотрено погашение задолженности по пеням и штрафам после погашения задолженности по налогам и сборам;


     - впервые предусмотрена реструктуризация кредиторской задолженности перед фискальной системой по пеням и штрафам без реструктуризации кредиторской задолженности по основному долгу;


     - предусмотрена возможность списания пеней и штрафов при своевременном и полном внесении текущих платежей и полном погашении задолженности по налогам и сборам.


     Содержащиеся в упомянутом проекте постановления мероприятия и стимулы к проведению реструктуризации должны обеспечить создание действенного механизма финансового оздоровления предприятий, повышения дисциплины уплаты организациями текущих обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Однако несогласованность действий министерств затягивает начало проведения процедуры реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.


     Государство неоднократно предпринимало попытки урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему России и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации. В этих целях переносились сроки уплаты налоговых платежей и “замораживались” финансовые санкции за нарушение налогового законодательства, которые регламентировались, в частности, Указами Президента Российской Федерации N 2270, 65, 1203, 685, а также другими нормативными правовыми актами. Однако их положения не принесли желаемого результата, и задолженность перед федеральным бюджетом из года в год возрастала.


     Конечно, проблема неплатежей в российской экономике не может быть окончательно решена в случае применения только одного какого-либо инструмента оздоровления, например реструктуризации задолженности фискальной системе. Однако опыт проведения реструктуризации в 1997-1998 годах, несмотря на все проявившиеся недостатки, показал, что это действенный инструмент. Реструктуризация задолженности организаций перед фискальной системой выгодна как предприятиям, так и государству. Ожидаемый положительный итог от процедуры реструктуризации задолженности предприятий федеральному бюджету заключается в том, что предприятия в течение нескольких лет должны частями погашать имеющуюся (реструктуризированную) задолженность, а также осуществлять полностью и своевременно текущие платежи. При этом реструктуризация основного долга могла бы принести федеральному бюджету в 1999 году, с учетом рассрочки выплат основного долга на шесть лет, более 50 млрд рублей.


II. Оценка количества и основные характеристики платежей предприятий для проведения реструктуризации задолженности в 1999 году и в последующие годы

     Всего по состоянию на 1 января 1999 года имели задолженность в федеральный бюджет 557 664 предприятия-недоимщика с общей отсроченной и неотсроченной задолженностью в сумме 160 млрд рублей и средним процентом уплаты текущих платежей 74,6.


     Процедура реструктуризации задолженности организаций направлена в первую очередь на финансовое оздоровление крупных и средних предприятий-должников. Таких предприятий более 7000 (т.е. примерно 1,3 %), но на их долю приходится 64,4 % задолженности по платежам в федеральный бюджет (средний процент уплаты текущих платежей в 1998 году - 70,5 %).


     Как уже отмечалось в статье “Долги предприятий и их экономическая сущность”*1, предприятия-должники по своему финансовому состоянию и состоянию расчетов с бюджетом условно делятся на 4 группы (см. табл. 1).
     
     -----
     *1. “Налоговый вестник”. 1998, № 7. С. 7.

     
     Таблица 1.
     

Характеристика предприятия

%

1. Не способны к расчетам с кредиторами

11

2. Способны восстановить фискальные функции только при изменении экономических условий

19

3. Способны восстановить текущие платежи и приступить к погашению основного долга, в том числе при реструктуризации

65

4. Финансовое состояние относительно удовлетворительное

5

Всего

100

          
     Первая группа состоит из предприятий-банкротов (11 %), для которых только реструктуризации задолженности не достаточно для восстановления фискальных функций.


     Вторую группу представляют предприятия (19 %), способные восстановить фискальные функции только при изменении экономических условий, вследствие этого реструктуризация кредиторской задолженности федеральному бюджету нецелесообразна.


     Третья группа предприятий (65 %) способна восстановить текущие платежи после проведения процедуры реструктуризации кредиторской задолженности перед бюджетной системой и осуществлять нормальные отношения с фискальной системой.


     Средний процент уплаты текущих платежей таких предприятий в 1998 году составил около 70 %.


     Четвертая группа (5 %) включает предприятия, которые могут урегулировать отношения с бюджетом без процедуры реструктуризации, им достаточно получить отсрочку или рассрочку по налоговым платежам в соответствии с главой 9 части первой Налогового кодекса РФ.


     Таким образом, на период с 1999 года по 2002 год к числу потенциальных объектов применения процедуры реструктуризации можно отнести до 65 % предприятий из списка предприятий-должников, что составляет более 350 000 предприятий с задолженностью примерно в 100 млрд рублей. Однако, по нашему мнению, в первую очередь необходимо провести реструктуризацию задолженности федеральному бюджету наиболее крупных предприятий-недоимщиков с задолженностью более 1 млн рублей.


     Состояние расчетов с федеральным бюджетом для данной группы предприятий приведено в таблице 2.
     

Количество предприятий

Начислено в 1998 году

Уплачено в 1998 году

% уплаты текущих платежей

Недоимка на 01.01.99

Общая задолженность

Общая задолженность с учетом штрафов и пеней

4500

116,7

75,8

65

61,3

67

115,4

     

III. Прогноз дополнительных поступлений в федеральный бюджет за счет подготовки и проведения процедуры реструктуризации

     Предварительно согласованные правила реструктуризации в 1999 году определяют погашение задолженности в течение 6-и лет равными долями один раз в квартал. Погашение задолженности по уплате пеней и штрафов будет осуществляться в течение 4-х лет после погашения основного долга, т.е. через шесть лет.


     Основываясь на опыте работы МНС России и ФСДН России по вопросу реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом в 1997-1998 годах, рассмотрим наиболее оптимистичный вариант развития событий.


     За указанный период было рассмотрено более 1300 заявлений о реструктуризации задолженности в федеральный бюджет. Из них отклонено 326 (25 %) заявлений, получено 316 (24,3 %) отрицательных заключений. Основной причиной отклонения заявлений являлось отсутствие полного комплекта документов, установленного совместным приказом Госналогслужбы России, ФСДН России и РФФИ, или недостаточное залоговое обеспечение.


     При либерализации условий реструктуризации задолженности в федеральный бюджет в 1999 году в части предоставления обеспечения основным условием реструктуризации становится доказательство способности предприятия внести 100 % текущих платежей. При этом более 1000 организаций, подававших заявления в 1997-1998 годах, но не реструктуризировавших задолженность, можно считать вполне подготовленными для применения процедуры реструктуризации в 1999 году. Они составляют 22,2 % от указанных выше 4500 крупных предприятий-должников - потенциальных объектов проведения реструктуризации.


     При успешном проведении реструктуризации задолженности в федеральный бюджет указанными предприятиями в 2000 году могут быть рассмотрены заявления 15 000 предприятий, а в 2001 году - более 60 000.


     Исходя из изложенного, рассмотрим вариант увеличения бюджетных поступлений за счет подготовки процесса реструктуризации в 1999 году. Все расчеты произведены без учета роста общей задолженности и при условии сохранения начислений налогов на уровне 1998 года.


     В 1998 году при начислении налогов для 4500 предприятий в размере 116,7 млрд рублей было уплачено 75,8 млрд рублей, что составило 65 %. При подготовке к реструктуризации эти предприятия должны выйти на 100 % уплату текущих платежей, следовательно, в 1999 году в федеральный бюджет могло бы поступить налоговых платежей на 35 % больше (если бы процедура реструктуризации состоялась в первой половине года), что составило бы:


     116,7 - 75,8 = 40,9 млрд рублей.


     Рассуждая по аналогии, можно рассчитать “дополнительные” поступления в федеральный бюджет от подготовки к реструктуризации 15 000 предприятий в 2000 году и 60 000 предприятий в 2001 году.


     Рассмотрим увеличение бюджетных поступлений за счет проведения процесса ре-структуризации задолженности в 1999 году. При условии реструктуризации основного долга 4500 предприятий в сумме 67,0 млрд рублей с рассрочкой выплат на шесть лет и при условии равномерного погашения основного долга, уменьшение основного долга в год составит более 10 млрд рублей:


     67 : 6 = 10,1 млрд рублей.


     В 1999 году в федеральный бюджет можно было бы ожидать от предприятий, прошедших реструктуризацию в течение года, поступления в сумме более 50 млрд рублей:


     40,9 + 10,1 = 51 млрд рублей.


     В соответствии с порядком рассмотрения заявлений организаций на проведение ре-структуризации задолженности ФСДН России осуществляет экспертизу финансового состояния организаций. При этом определяется способность организаций осуществлять обязательные текущие платежи. МНС России занимается всеми остальными работами по реструктуризации кредиторской задолженности фискальной системе.


     Для решения данной задачи МНС России и ФСДН России должны сформировать контрольные органы в центральном аппарате и на местах.


     Поступление денежных средств в федеральный бюджет от проведения реструктуризации задолженности крупных предприятий в размере до 50 млрд рублей возможно при благоприятном развитии событий.


     Реально количество предприятий, которые подадут заявление на реструктуризацию в 1999 году, может оказаться меньше, чем учтенное выше в расчетах и в таблице 2.


     Это связано с выявленными в процессе проведения реструктуризации в 1997-1998 годах недостатками. Среди 1300 предприятий, подавших заявление в 1998 году и потративших значительные средства на ее подготовку, могут быть предприятия, которые либо потеряли надежду на результат, либо ожидают еще более льготных условий проведения реструктуризации.


     Количество предприятий, которые осуществят реструктуризацию задолженности в 2000 и последующих годах, напрямую зависит от результатов ее проведения в 1999 году.


     Следовательно, важным условием благоприятного развития событий является принятие нормативных правовых актов, регламентирующих реструктуризацию задолженности юридических лиц в бюджеты, в которых будут устранены основные недостатки механизма ее проведения, выявленные в 1997-1998 годах.


IV. Оценка экономической эффективности применения процедуры реструктуризации кредиторской задолженности для организации

     Экономическую эффективность от применения процедуры реструктуризации кредиторской задолженности бюджетам всех уровней и государственным внебюджетным фондами рассмотрим на условном примере предприятия “О”.


     Проведем анализ и оценку структуры баланса предприятия на основе показателей форм балансового отчета.


     Предприятие “О” расположено в городе Н (154 тыс. жителей). 54 % акций находятся в собственности государства, остальные акции рассредоточены. Предприятие рассчитано на переработку 12 млн тонн нефти в год. Фактически в 1998 году переработано 6,5 млн тонн нефти. Предприятие производит горюче-смазочные материалы (дизельное топливо, мазут, сырье для битума, автобензин - всего 50 % объема производства), а также бутиловые спирты, этилен, карбомид, аммиак и другие фракции.


     Объем экспорта за 1998 год составил 112 млн долл. США, а выручка предприятия в рублевом эквиваленте - 696 млн рублей.


     Объем выручки предприятия по оплате за 1998 год превысил 4,4 млрд рублей, при этом в рублевом эквиваленте составил 796 млн рублей (16 %).


     Предприятие практически не получает деньги на внутреннем рынке, что свидетельствует о завышении цен на свою продукцию и укоренившихся бартерных традициях.


     На предприятии работает 16,2 тыс. человек со среднемесячной заработной платой 1,3 тыс. рублей. Годовой фонд оплаты труда за 1997 год составил около 250 млн рублей.


     На балансе предприятия продолжают числиться объекты социальной сферы (жилье, детские сады, санатории) с суммарными годовыми расходами на их содержание в 77 млн рублей.


     Данные из баланса представим в виде таблицы 3.


Таблица 3

Показатели структуры баланса

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        (тыс. руб.)

Наименование показателей

На начало года

На конец года

Внеоборотные активы (IА)

3 763 106

3 740 211

Оборотные активы (IIА)

2 788 341

3 406 292

Капитал и резервы (IVП)

4 122 533

4 129 294

Краткосрочные пассивы (VIП)

2 315 869

2 963 146

Доходы будущих периодов (стр. 640)

343

58 754

Фонды потребления (стр. 650)

31 209

0

Кредиторская задолженность, в том числе

2 284 212

2 897 053

Во все уровни бюджета и внебюджетные фонды

616 737

877013

Штрафы и пени

431 715

339 024

Наиболее ликвидные активы (А1)

12 385

37 373

Быстрореализуемые активы (А2)

1 694 153

2 086 751

Медленнореализуемые активы (A3)

1 081 803

1 282 074

Труднореализуемые активы (А4)

3 763 106

3 740 211

Наиболее срочные обязательства (П1)

2 284 251

2 904 080

Краткосрочные пассивы (П2)

66

312

Долгосрочные пассивы (ПЗ)

113 045

54 069

Постоянные пассивы (П4)

4 154 085

4 188 048

     
     Результаты расчетов оценки структуры баланса представим в виде таблицы 4.


Таблица 4

Оценка структуры баланса

Наименование показателей

Нормативная величина

Расчетная величина

Коэффициент текущей ликвидности


2

1,17

Коэффициент обеспеченности собственными средствами


0,1

0,11

Коэффициент текущей ликвидности на начало года


2

1,22

Коэффициент восстановления платежеспособности


1

0,57

     
     Учитывая изложенное, можно признать структуру баланса данного предприятия неудовлетворительной, а само предприятие - неплатежеспособным.


     Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления платежеспособности. Исходя из того, что отсрочки и рассрочки по налоговым платежам предоставляются на шесть месяцев, рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности за этот период.


     Коэффициент восстановления платеже-способности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, равный шести месяцам.


     Если коэффициент восстановления платежеспособности больше единицы, то это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.


     Коэффициент восстановления платеже-способности для данного предприятия меньше единицы свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность в течение 6-и месяцев, и, следовательно, предоставление отсрочек и рассрочек не окажет влияния на восстановление платежеспособности данного предприятия.


     На основание рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод о том, что структура баланса предприятия “О” является неудовлетворительной, и в ближайшие шесть месяцев оно не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность, следовательно, предоставление отсрочек и рассрочек для данного предприятия не приведет к желаемому результату и нецелесообразно.


     Для того чтобы определить возможность выхода предприятия “О” из состояния банкротства, рассчитаем ряд специальных коэффициентов, используя данные таблицы 3, а результаты расчетов представим в виде таблицы 5.
     
Таблица 5

Коэффициенты ликвидности

     

Наименование показателей

Нормативное значение

На начало года

На конец года

Темп роста (%)

Коэффициент абсолютной ликвидности


0,2

0,005

0,013

260

Коэффициент быстрой ликвидности


0,8-1,0

0,747

0,731

97,8

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности)


2,0

0,96

1,173

122,2

     
     Из данной таблицы видно, что все показатели ниже нормативных. Однако за 1998 год произошел рост коэффициента абсолютной ликвидности более чем в 2 раза, что говорит о повышении платежеспособности предприятия. Следовательно, на конец года у предприятия возросла возможность погашения краткосрочной задолженности. Темп роста коэффициента покрытия составил 122,2 %. На начало года он был равен 0,96, то есть текущие обязательства превышали текущие активы, но на конец года положение несколько улучшилось, и коэффициент покрытия превысил единицу.


     Коэффициент быстрой ликвидности наиболее близок к нормативному значению, хотя произошло его снижение на 2,2 %.


     Из вышеизложенного следует, что в целом финансовое положение в конце года несколько улучшилось.


     На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что к основным причинам неудовлетворительного состояния предприятия можно отнести:


     - низкую эффективность использования оборотных фондов;


     - рост дебиторской задолженности;


     - снижение доли участия источников собственных средств в приросте основных и оборотных фондов;


     - рост кредиторской задолженности;


     - увеличение задолженности предприятия перед фискальной системой.


     Таким образом, для финансового оздоровления и предотвращения банкротства предприятия целесообразно использовать возможность реструктуризации задолженности фискальной системе. Общая задолженность федеральному, региональному, местным бюджетам и внебюджетным фондам составила 877 млн рублей или 30 % от 2897 млн рублей общей кредиторской задолженности. Из них задолженность федеральному, региональному, местному бюджетам и внебюджетным фондам - 538 млн руб., по штрафам и пеням - 339 млн руб.


     Расчеты по погашению задолженности по обязательным платежам по оптимальному варианту представим в таблице 6.
     
Таблица 6
                                                                                                                                                                           (млн руб.)

Сумма основного долга по годам реструктуризации

Квартал

Квартальная сумма основного долга (1/24 от основного долга)

% за отсроченные суммы задолженности

Итого с учетом %

1

2

3

5

6 = 3 + 4 + 5

Сумма по состоянию на 1-й год

1-й квартал

22,4

7,7

30,1

  
 

2-й квартал

22,4

7,4

29,8

  
 

3-й квартал

22,4

7,1

29,5

  
 

4-й квартал

22,5

6,7

29,2

Итого:

  
 

89,7

28,9

118,6

Сумма по состоянию на 2-й год

1-й квартал

22,4

6,4

28,8

  
 

2-й квартал

22,4

6,0

28,4

  
 

3-й квартал

22,4

5,7

28,1

  
 

4-й квартал

22,5

5,4

27,9

Итого:

  
 

89,7

23,5

113,2

Сумма по состоянию на 3-й год

1-й квартал

22,4

5,0

27,4

  
 

2-й квартет

22,4

4,7

27,1

  
 

3-й квартет

22,4

4,4

26,8

  
 

4-й квартет