Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О работе налоговых органов Санкт-Петербурга по повышению собираемости налоговых платежей


О работе налоговых органов Санкт-Петербурга по повышению собираемости налоговых платежей

В.А. Зубков,

начальник Управления МНС России по Санкт-Петербургу


     Учитывая существующее в Российской Федерации положение со сбором налоговых платежей и ответственность налоговых органов, Управление МНС России по Санкт-Петербургу приняло все необходимые меры для повышения качества своей работы в свете требований части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ.


     С этой целью проведены следующие мероприятия:


     - произведены оценка, анализ и дан прогноз развития налоговой базы Санкт-Петербурга;


     - определены пути мобилизации резервов налоговых платежей;


     - установлен тщательный контроль за предоставлением налоговых льгот;


     - использован с максимальной возможностью имевшийся статистический материал;


     - внесены предложения по совершенствованию местного налогового законодательства;


     - определены приоритетные пути налогового контроля;


     - скоординирована работа с таможенными и правоохранительными органами, органами налоговой полиции;


     - проводится ежедневный, ежедекадный, ежемесячный анализ выполнения каждой налоговой инспекцией контрольных заданий по сбору налогов и платежей на базе разработанной методики комплексной оценки деятельности инспекций;


     - ведется индивидуальная работа с крупнейшими бюджетообразующими налогоплательщиками;


     - повышена эффективность комиссии по неплатежам и др.


     Обеспечение выполнения указанных вы-ше мероприятий позволило по итогам работы за январь - май мобилизовать налоги и обязательные платежи на сумму 15 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 6,2 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Контрольное задание по бюджетным назначениям в федеральный бюджет, установленное МНС России, выполнено на 107,8 %.


     Кроме того, на протяжении последних лет Санкт-Петербург стабильно входит в число тех регионов, которые вносят основной вклад в пополнение федерального бюджета. Налоговые органы города стараются не снижать в этом году темпы роста налоговых поступлений по отношению к соответствующему периоду прошлого года и сохраняют повышенный уровень налоговой отдачи в сравнении с объемом валового регионального продукта.


     Сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах с определением приоритетных направлений в налоговом контроле позволило при ограничении применения к налогоплательщикам штрафных санкций по действующей части Налогового кодекса доначислить за период с января по май 1999 года 1356 млн руб. налогов и штрафных санкций.


     Много внимания уделяется работе по усилению контроля за обоснованным возмещением налога на добавленную стоимость, в том числе при экспортных операциях, с максимальным использованием информации, полученной после обработки таможенных деклараций по прохождению экспортно-импортных грузов.


     Так, восемнадцать предприятий города предъявили к возмещению из бюджета НДС на общую сумму 125 млн руб. по экспортируемым приборам, отправка которых была произведена по почте.


     Встречными проверками установлено, что поставщики приборов (перекупщики) зарегистрированы по подложным документам, НДС в бюджет не уплачен. Валюта из-за рубежа не поступала. Зачисление инвалютных средств на счета экспортеров и рублевых средств на счета поставщиков произведено российским банком за счет выданного им же однодневного кредита в сумме, необходимой для зачисления по экспортному контракту, иностранному банку, зарегистрированному в оффшорной зоне. Операция по “прогону” средств через счета участников сделки, являющихся клиентами данного российского банка, проводилась в течение одного дня, при этом денежные средства дважды конвертировались.


     Комплекс мер по принудительному взысканию недоимки позволил дополнительно привлечь в бюджет платежей на сумму 2,2 млрд руб., что составило свыше 14 % мобилизованных средств за январь - май т.г. При этом налогоплательщиками добровольно погашена недоимка в размере 1,9 млрд руб.


     Благодаря тесному взаимодействию с налоговой полицией во исполнение совмест-ного приказа Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России от 14.03.94 N ВГ-3-14/18/77 “Об организации взаимодействия органов Государственной налоговой службы Российской Федерации и Департамента налоговой полиции Российской Федерации”, а также совместного приказа ГНИ и Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 21.04.94 N 65 обнаружены организации, не предоставившие бухгалтерскую и налоговую отчетность, взысканы недоимки и выявлены лица, незаконно занимавшиеся торговой деятельностью.


     Более тесно координируется работа налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции и внутренних дел Санкт-Петербурга, что позволило активизировать борьбу с незаконным оборотом алкогольной продукции и осуществлять контроль за соблюдением физическими лицами налогового законодательства. В 1998 году по результатам совместных проверок доначислено 14,8 млрд руб., или 93 % от общей суммы доначислений.


     Анализ показывает, что результативность совместных проверок в 24 раза выше по сравнению с проверками, осуществляемыми налоговыми органами самостоятельно. Как правило, ими охвачены организации с большими финансовыми оборотами.


     УФСНП России по Санкт-Петербургу, ГУВД МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для выявления и привлечения к ответственности нарушителей налогового законодательства широко используются информационные ресурсы Управления МНС России по Санкт-Петербургу, в том числе электронные базы данных.


     По состоянию на 1 января 1999 года количество предприятий, не представляющих отчетность, составило в Санкт-Петербурге 83,5 тысячи (46,4 % от общей численности юридических лиц, состоящих на налоговом учете). Из 101,7 тысячи предпринимателей, состоящих на налоговом учете, не представили декларации о доходах за 1997 год 29 тысяч, или 28,5 %. По итогам декларационной кампании 1998 года из 105,1 тысячи предпринимателей пока не представили декларации 28,1 тысячи, или 26,7 %.


     Розыск организаций и предпринимателей, не сдающих декларации и не уплачивающих налоги, - одна из первостепенных задач налоговых органов.


     В 1998 году в розыске находилось 57 280 налогоплательщиков, в том числе 53 979 юридических лиц и 3301 физическое лицо. В результате этой работы установлено местонахождение 6334 организаций и 99 физических лиц, разыскано имущество недоимщиков на сумму свыше 73 млн рублей и денежные средства недоимщиков и их дебиторов на сумму 8,2 млн руб.


     К сожалению, еще должным образом не налажено сотрудничество с налоговыми органами стран СНГ, кроме Республик Беларусь и Украины.


     Пока не выработаны система содержания и порядок обмен информацией по важнейшим вопросам контроля за полнотой уплаты налогов юридическими и физическими лицами, как резидентами, так и нерезидентами, применительно к каждой стране.


     Но несмотря на то, что в текущем году нам удалось добиться некоторого роста поступлений акцизов (за январь - май платежей в федеральный бюджет поступило в 1,9 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года), отдача по этому налоговому источнику остается значительно меньшей, чем предусмотрено бюджетными заданиями. Контрольный показатель за пять месяцев выполнен только на 43 %.


     Однако несмотря на существенное увеличение сборов налогов и платежей к уровню 1998 года и выполнение установленных бюджетных назначений имеются проблемы, от решения которых зависит эффективность работы налоговых органов:


     1. Для выявления фальшивого декларирования импорта с целью освобождения от уплаты НДС, для контроля за полнотой уплаты налогов иностранными рабочими, работающими как в национальных, так и в иностранных компаниях, необходим активный обмен информацией. Содержание, сроки и порядок обмена такой информацией должны быть подготовлены компетентными специалистами стран-участников СНГ.


     2. Министерству РФ по налогам и сборам следует, по нашему мнению, обновить имеющиеся Договоры (Соглашения) с ФСНП, ГТК, МВД и другими правоохранительными органами Российской Федерации по вопросам взаимодействия в борьбе с налоговыми и уголовными правонарушениями, с учетом действующих в настоящее время федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, первой части Налогового кодекса РФ.


     3. С 1 апреля 1997 года Госналогслужба России прекратила информирование ГНИ по субъектам Российской Федерации через узел электронной почты по сведениям из ГТД из-за отсутствия финансирования. Запросы налоговых инспекций с просьбой о представлении информации теперь направляются непосредственно в региональные таможни, что существенно снижает результативность проверок с использованием сведений по импорту и экспорту товаров.


     4. Для эффективной борьбы с нарушениями налогового законодательства и уклонением от уплаты налогов следует ликвидировать множество законодательных пробелов, позволяющих не уплачивать налоги путем создания подставных фирм и фирм “однодневок”; ликвидации предприятий без соблюдения требуемой законом процедуры банкротства; незаконного вывоз капитала в оффшорные зоны и др.


     Очень необходим федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц, который поставил бы заслон регистрации фирм по подложным документам, а также созданию новых организаций, учредителями которых выступают лица, ранее возглавлявшие фирмы (или являвшиеся учредителями фирм), разыскиваемые налоговыми или правоохранительными органами.


     5. Серьезные проблемы в работе по взысканию недоимок могут возникнуть и в условиях одновременного действия Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” и Указа Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, многие положения которых противоречат друг другу.


     Очень проблематична, с нашей точки зрения, и норма Налогового кодекса об участии с 2000 года в работе по обращению взыскания на имущество судебных приставов, которые должны заменить органы налоговой полиции. Тем самым будет разрушена налаженная система взаимодействия налоговых органов и полиции по взысканию недоимок. Представляется целесообразным предусмотреть в Налоговом кодексе право налоговой полиции обращать взыскание недоимки на имущество в части его ареста и реализации и после 2000 года.