Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     И.К. Выскребенцев,

государственный советник налоговой службы II ранга
     
     На балансе предприятия находилось имущество, оприходованное для выполнения договорных научно-исследовательских работ. После расторжения договора и прекращения финансирования этих работ имущество согласно приказу по предприятию было выведено в консервацию ввиду невозможности использования его на других договорных работах.
     
     Как изменилась налогооблагаемая база по налогу на имущество после консервации этого имущества?
     
     В соответствии с п. “ж” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с последующими изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, создаваемых в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     
     С учетом данной нормы в подпункте “ж” п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) разъясняется, что к таким запасам относятся материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.
     
     При этом следует иметь в виду, что предприятия негосударственных форм собственности с момента их регистрации не входят в структуру управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.
     
     Решение о консервации имущества таких предприятий вправе принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации или соответствующие органы местного самоуправления по месту расположения налогоплательщика.
     
     Решения этих органов (а не распоряжения либо приказы руководителя предприятия) могут служить основанием для исключения из налогообложения стоимости законсервированных основных средств.
     
     Методика определения среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения или его исключение из обложения налогом определена пунктом 3 названной выше Инструкции.
     
     Исчисленная сумма налога на имущество относится на финансовые результаты деятельности предприятия (независимо от того, имеется у него источник уплаты этого налога или нет).
     
     1. Согласно п. 4 инструкции Госналог-службы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий” остатки по счету бухгалтерского учета 08 “Капитальные вложения”, отражаемые в активе баланса, не принимаются для определения налогооблагаемой базы.
     
     Можно ли доначислить налог на имущество, если в ходе документальных проверок установлено, что объекты, числящиеся в бухгалтерском учете как незавершенное строительство и отраженные на счете 08 “Капитальные вложения”, не оформлены в установленном порядке актом приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, но при этом фактически эксплуатируются собственником имущества или сданы в аренду и экс-плуатируются арендатором? Какими документами следует руководствоваться?
     
     2. Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения является остаточная стоимость основных средств, находящихся на балансе плательщика.
     
     Следует для целей исчисления налога на имущество предприятий применять остаточную стоимость основных средств, исчисленную в соответствии с п. 4.2 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 № 65н или нужно производить корректировку в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости, то есть за вычетом суммы износа, начисленного по единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072.
     
     При этом объекты основных средств, по которым амортизация в установленном порядке не начисляется (например, безвозмездно переданные основные средства или приобретенные за счет бюджетных средств), для целей налогообложения включаются в расчет налога по остаточной стоимости. Начисленный износ по указанным основным средствам учитывается за балансом.
     
     Согласно Временному положению по приемке законченных строительством объектов (письмо Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13) законченные строительством объекты принимаются в целом, в том числе “под ключ”, или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) на строительство, и в соответствии с другими условиями договора. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом. Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ по договору. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами. В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода.
     
     При постановке на баланс основных средств следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.98 № 33н, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.93 № 160.
     
     Правилами ведения бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций установлено, что законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств по вводу. Основанием для зачисления является “Акт приемки-передачи основных средств”. Новые (или реконструированные) предприятия, пусковые комплексы, очереди и объекты, подготовленные к выпуску продукции и оказанию услуг, вводит в действие приемочная комиссия. Она составляет акт установленной формы, который утверждает орган, назначивший комиссию. По утверждении оформленный акт ввода в действие законченных объектов (акт приемки-передачи государственной приемочной комиссии) служит основанием для их зачисления в состав основных средств на баланс предприятия. При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся на дебет счета учета основных средств.
     
     Учитывая изложенное, стоимость не завершенных строительством объектов основных средств, фактические затраты на строительство которых учитываются на счете 08 “Капитальные вложения”, не принятых в установленном порядке в эксплуатацию как завершенные строительством, не подлежит обложению налогом на имущество предприятий.
     
     Однако поскольку в приведенном случае объекты, не завершенные строительством, используются для производства и реализации продукции, а приемка-передача их в эксплуатацию до настоящего времени не оформлена, что приводит к недопоступлению в бюджет налога на имущество предприятий, соответствующая государственная налоговая инспекция должна сообщить об этом местному органу исполнительной власти для принятия мер.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 № 65н, на объекты, не завершенные строительством и не принятые в установленном порядке в эксплуатацию, амортизация не начисляется.
     
     Предприятие сдало в аренду основные фонды по переработке сельхозпродукции. Будет ли сохранена льгота по налогу на имущество?
     
     Согласно п. “в” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с последующими изменениями и дополнениями) стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы. В целях правильного применения льготы по налогу предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного имущества.
     
     Если предприятие сдает в аренду основные фонды по переработке сельхозпродукции, числящиеся у него на балансе, то названное имущество может исключаться из расчета среднегодовой стоимости имущества этого предприятия при условии целевого его использования. Это должно подтверждаться договором аренды, а также получением арендатором выручки от реализации переработанной сельхозпродукции.
     
     Как облагается налогом стоимость имущества предприятий уголовно-исполнительной системы, полученного безвозмездно от других учреждений и учреждений уголовно-исполнительной системы?
     
     В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Указанное имущество, безвозмездно полученное от других организаций и учтенное в бухгалтерском учете на соответствующих счетах, подлежит обложению налогом на имущество в общеустановленном порядке.
     
     Следует иметь в виду, что согласно п. “а” ст. 4 данного Закона налогом не облагается имущество бюджетных организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Кроме того, п. “м” указанной статьи от уплаты налога освобождается имущество предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
     
     При отнесении предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему, следует руководствоваться ст. 5 Закона РФ от 21.07.93 № 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (с учетом изменений и дополнений) и постановлением Правительства РФ от 09.07.94 № 814.
     
     Таким образом, действующим законодательством учреждения, входящие в уголовно-исполнительную систему и исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, а также их предприятия освобождены от уплаты налога на имущество предприятий.
     
     Какими разъяснениями следует руководствоваться при перечислении налога на имущество, а также необходимо ли платить местные налоги (делить их каким-либо способом), если учредительными документами в данном муниципальном образовании филиал (представительство) не предусмотрен, а предоставление услуг производится филиалом, образованным в границах нескольких муниципальных образований?
     
     Статьей 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
     
     Понятие “филиалы и иные обособленные подразделения организации” в Кодексе используется в значении, определенном в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, то есть в смысле представительства и филиала.
     
     При этом возникновение у филиала и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.
     
     Обособленные структурные подразделения юридических лиц, которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующих юридических лиц, и, следовательно, юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осущест-вления его обособленным подразделением функций на определенной территории и производить уплату местных налогов.
     
     До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации уплата налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений организации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательным актом о конкретном налоге.
     
     Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, в составе которых имеются обособленные структурные подразделения, должен осуществляться организациями в соответствии с Законом РФ “О налоге на имущество предприятий” (с учетом внесенных изменений и дополнений).
     
     Предоставляется ли льгота по налогу на имущество по канатной дороге, находящейся на балансе санатория?
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) юридические лица, в том числе и санаторно-курортные организации, являются плательщиками налога на имущество предприятий.
     
     Вместе с тем согласно п. “а” ст. 5 указанного Закона стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”, изданной на основании вышеназванного Закона, предусмотрено, что при применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 к объектам социально-культурной сферы относятся объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
     
     Предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (в том числе санаторно-курортные учреждения, являющиеся юридическими лицами) имеют право на указанную льготу по налогу на имущество предприятий. Стоимость имущества по таким предприятиям и организациям, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость числящихся у них на балансе объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, клубы, библиотеки, спортивные сооружения, летние домики для проживания туристов, лечебные и спальные корпуса, медсанчасть, медицинское оборудование с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, необходимым для функционирования перечисленных объектов (в том числе и МБП), другое оборудование, находящееся на балансе предприятий и организаций, предназначенное для технического обслуживания объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).
     
     При этом административные здания и помещения, автотранспорт, столовые (пище-блоки), рестораны, оборудование и другое имущество и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, не относящиеся к объектам социально-культурной сферы, облагаются налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
     
     Стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков, исключается из налогооблагаемой базы при условии ведения раздельного учета и использования этого имущества по назначению.
     
     Таким образом, санаторий, относящийся в соответствии с указанным Классификатором к отрасли “Здравоохранение”, имеет право исключать из среднегодовой стоимости имущества предприятий только те объекты, которые непосредственно используются в жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере. Поэтому если канатная дорога используется для проведения досуга отдыхающих (то есть в социально-культурной сфере), ее стоимость не подлежит обложению налогом на имущество предприятий.