Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях и дополнениях Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” (комментарий)


Об изменениях и дополнениях Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”
(комментарий)


М.П. Сокол,

государственный советник налоговой службы II ранга


     Очередные изменения и дополнения в Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (далее по тексту - Закон) внесены Федеральным законом от 31.03.99 N 65-ФЗ, который был опубликован в “Российской газете” 6 апреля 1999 года.


     Статья 3 Закона дополнена нормой о налогообложении материальной выгоды, определенной как разница между суммой страховой выплаты по договорам добровольного имущественного страхования и стоимостью ущерба, причиненного имуществу страховым случаем.


     Таким образом, учитывая, что в соответствии с имевшейся нормой Закона суммы страховых вы-плат по договорам добровольного имущественного страхования в связи с наступлением страхового случая не включались в совокупный налогооблагаемый доход, новым Законом (дополнением) сделано исключение по упомянутой материальной выгоде, то есть с 1999 года она должна облагаться налогом.


     Изменен размер доходов для предоставления вычетов (необлагаемого минимума) из облагаемого дохода физических лиц, а также для учета расходов на детей и иждивенцев при исчислении подоходного налога:


     до 1999 года физическое лицо, получившее доход в сумме до 5000 руб. в год и имевшее право на ежемесячный вычет из совокупного дохода для целей исчисления подоходного налога в размере двукратной месячной минимальной оплаты труда (в настоящее - 83 руб. 49 коп. X 2) на себя, а также на каждого ребенка и иждивенца, а при доходе в сумме свыше 5000 до 20 000 руб. - на 83 руб. 49 коп., если же физическое лицо получало доход более 20 000 руб., то оно теряло такое право;


     с 1 января 1999 года внесены изменения в п. 4 и 6 ст. 3 Закона, в связи с чем предельные суммы этих доходов повысились - с 5000 до 10 000 руб. и с 20 000 до 30 000 рублей.


     Для категории физических лиц, имевших право на повышенные размеры вычетов (трехкратный и пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда) как в 1998 году, так и в 1999 году, по сравнению с прошлыми годами ничего не изменилось - эти вычеты предоставляются независимо от размеров доходов этих лиц.


     Эта же статья Закона дополнена нормой, устанавливающей новую льготу. Вдовы (вдовцы), одинокие родители, опекуны, разведенные супруги, не получающие алименты на содержание детей, имеют право на указанные выше вычеты в двойном размере: при годовом доходе до 10 000 руб. - на 334 руб. в месяц (83,49 X 4) и свыше 10 000 руб. до 30 000 руб. в год - на 167 руб. в месяц (83,49 X 2). При получении дохода свыше 30 000 руб. эти лица также теряют право на эти вычеты.


     Документами, подтверждающими право на льготу, являются справка судебного пристава с указанием сроков неполучения алиментов, свидетельство о смерти супруга(ги), документ одинокой матери.


     В статье 6 Закона изменены ставки налога. В 1999 году будут действовать следующие ставки.
     

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году

Ставка налога в федеральный бюджет

Ставка налога субъектов Федерации в бюджеты Российской Федерации

До 30 000 руб.

3 %

9 %

От 30 001 до 60 000 руб.

3 %

2 700 руб. +12%с суммы, превышающей 30 000 руб.

от 60 001 до 90 000 руб.

3 %

6 300 руб. +17 % с суммы, превышающей 60 000 руб.

От 90 001 до 150000 руб.

3 %

11 400 руб. + 22 % с суммы, превышающей 90 000 руб.

От 150 001 до 300 000 руб.

3 %

24 600 руб. +32 % с суммы, превышающей 150 000 руб.

От 300 001 руб. и выше

3 %

72 600 руб. + 42 % с суммы, превышающей 300 000 руб.


     С 1 января 2000 года на доход от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб. в год будет действовать следующая ставка: в федеральный и региональные бюджеты соответственно 3 % и 32 %, а на доход от 300 тыс. руб. и выше - 3 % и 42 %.


     В отношении сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах будут действовать фиксированные ставки: в федеральный бюджет - 3 % и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 9 %.


     В статью 17 внесены изменения о том, что для лиц, проживающих на территории Российской Федерации менее 183 дней и получивших в результате гражданско-правовых взаимоотношений доходы, ставки налога составят соответственно 3 % и 17 %.


     Анализ изменений в шкале ставок показывает:
     

По ранее действующей шкале ставок налога

По шкале ставок налога, введенной с 01.01.99

Сумма дохода в год (руб.)

Сумма налога, всего

Процент изъятия

Сумма налога, всего

Процент изъятия

Уменьшение налогового бремени (-) (руб.)

30 000

3900

13

3600

12

-300

60 000

9400

15,7

8100

13,5

-1300

90 000

17 400

19,3

14 100

15,7

-3300

150000

37900

25,3

29 100

19,4

-8800

300 000

90400

30,1

81 600

27,2

-8800

400 000

125400

31,4

116 600

29,2

-8800

В условиях 2000 года:

400 000

125400

31,4

126 600

31,7

+1200


     Итак, вполне очевидно, что с увеличением суммы облагаемого годового дохода абсолютный и относительный размеры налогового бремени с каждого физического лица по сравнению с 1998 годом снижаются. Однако темпы этого снижения со значительным ростом доходов (свыше 300 тыс. руб. в год) будут сокращаться, а в 2000 году налоговая нагрузка на такие доходы несколько возрастет.


     Необходимо будет произвести перерасчет подоходного налога с января 1999 года по новым ставкам и излишне удержанные суммы налога зачесть физическим лицам в предстоящие платежи в 1999 году.


     Новый порядок удержания подоходного налога потребует от бухгалтеров делать по каждому физическому лицу два расчета: по выплаченным суммам доходов в федеральный и региональный бюджеты и, соответственно, выписывать два поручения в банк на перечисление в указанные бюджеты удержанных сумм подоходного налога.


     Несколько изменен порядок удержания налога с сумм коэффициентов и надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним других районах при расчете отпуска, оплате больничных листов исходя из среднемесячной заработной платы.


     Ранее эти суммы включались в совокупный годовой доход полностью и облагались по прогрессивной шкале ставок. С вступлением в действие данного Закона они будут облагаться отдельно от совокупного годового дохода по ставкам: в федеральный бюджет - 3 % и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 9 %, то есть в составе сумм коэффициентов и надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним других доходов.


     В статье 18 Закона продлен срок представления в налоговые органы деклараций о доходах физических лиц с 1 до 30 апреля, причем ежегодно, то есть не только по доходам за 1998 год, но и в будущем.


     Вместе с тем вступлением в силу части первой Налогового кодекса физическое лицо потеряло право вносить в декларацию в месячный срок после ее подачи в налоговый орган поправки, касающиеся размеров полученных доходов и понесенных расходов. Таким образом, в случаях представления деклараций о доходах после 30 апреля наступает ответственность, установленная Законом РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” (ст. 7 и 12) и Налоговым кодексом (п. 1 ст. 119), то есть налагается административный штраф в размере от 2 до 5 минимальных месячных оплат труда (ММОТ), а при вторичном нарушении - от 5 до 10 ММОТ и штраф в размере 5 % от суммы налога, подлежащей доплате на основании этой декларации, за каждый полный месяц просрочки, но не более 25 % от указанной суммы.


     После вступления Закона в действие все организации, с численностью работающих свыше 10 человек, должны представлять сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, на магнитных носителях.