Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении предприятий и организаций малого бизнеса


О налогообложении предприятий и организаций малого бизнеса

     

В.К. Мареева

     
     Формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
     
     Данным Законом определено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
     
     в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     
     Указанные критерии отнесения предприятий к малым в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с учетом изменений и дополнений) приняты также при налогообложении прибыли субъектов малого предпринимательства.
     
     В рамках действующего законодательства о налогообложении прибыли имеется комплекс льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства.
     
     Так, предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в первые два года и снижению ставки налога в последующие два года работы малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает, соответственно, 70 % и 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Однако указанная льгота не эффективна: малые предприятия, как правило, функционируют только в период действия налоговой льготы, а по окончании льготного периода прекращают свое существование, и оставляемая в их распоряжении прибыль не используется на развитие производства.
     

     Действующее законодательство содержит перечень льгот по налогообложению прибыли предприятий и организаций (включая малые предприятия), направленных на стимулирование производства.
     
     Установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль предприятий отраслей сферы материального производства при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе и в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При этом данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     В целях снижения налогового бремени налогоплательщиков и обеспечения условий для осуществления технического перевооружения и развития новых производств Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" предусмотрены дополнительные льготы по налогу на прибыль: в частности, снижение ставки налога на прибыль на пять пунктов и освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций) на период его окупаемости, но не более трех лет. Согласно Закону освобождаются от налогообложения суммы, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
     
     Данным Законом также установлено, что не являются объектом налогообложения безвозмездно полученные предприятиями от иностранных инвесторов денежные средства на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного года с момента получения.
     
     Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” малым предприятиям предоставлено право применять механизм ускоренной амортизации основных производственных фондов, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет. Данная норма имеет также  целью повысить инвестиционную активность предприятий малого бизнеса.
     
     Из действовавших ранее льгот следует отметить льготу, предоставляемую организациям, оказывающим услуги предприятиям малого бизнеса (льгота установлена Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”). В частности, была предусмотрена льготная ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 8 % для коммерческих банков и страховых организаций, оказывающих профессиональные услуги малым предприятиям (за исключением предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность). Указанная льгота была включена в ст. 5 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (Изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 31.12.95 N 227-ФЗ).
     

     Как показала практика, указанный льготный порядок налогообложения реального влияния на активизацию деятельности предприятий малого бизнеса не оказал, вместе с тем создалась возможность широкомасштабного уклонения от налогообложения банков и страховщиков. Поэтому Федеральным законом от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" указанная льгота была отменена.
     
     В отличие от других плательщиков субъектам малого предпринимательства установлен ежеквартальный льготный порядок уплаты налога на прибыль.
     

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

     
     Одной из форм совершенствования налоговой реформы в Российской Федерации было введение в действие с 1 января 1996 года Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Введение данного Закона было вызвано необходимостью облегчения контрольной работы налоговых органов, а также упрощения действующего налогового законодательства.
     
     Множественность налогов, сложность в учете и отчетности, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса - все это приводило к неправильному исчислению налогов и уклонению от налогообложения.
     
     Следует отметить, что переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер.
     
     Закон предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются от уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них такие предприятия могут уплачивать только один налог (единый) с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     Эти организации имеют право на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой Книги утверждена приказом Минфина России от 22.02.96 N 18.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ на упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены организации, занятые производством подакцизной продукции, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса.
     
     Условием для перехода на упрощенную систему налогообложения, помимо численности работающих, является также размер валовой выручки за предыдущий год, который не должен превышать стотысячекратного минимального размера оплаты труда.
     
     Право выбора объекта налогообложения (валовой выручки или совокупного дохода) предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Помимо указанных видов объектов налогообложения государственные органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для субъектов малого предпринимательства в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого налога на основе показателей типичных организаций-представителей. Этот порядок может быть применен к таким видам деятельности, как торговля, сфера обслуживания. В этих случаях расчетные ставки налога должны устанавливаться в стоимостном выражении на ту или иную физическую единицу.
     
     Анализ информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, показывает, что некоторые недостатки в действующей упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности ограничивают возможность ее применения.
     
     Предложения субъектов Российской Федерации направлены на совершенствование существующего порядка расширения сферы применения упрощенной системы налогообложения. В частности, предлагается:
     
     - увеличить предельную численность работников предприятий, которые имеют право перехода на эту систему взаимоотношений с бюджетом;
     
     - изменить предельный размер валовой выручки, при соблюдении которого субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
     
     - расширить перечень видов деятельности, на которые выдается патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     

     Эти предложения могут быть учтены при уточнении Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, по своей сути являющегося логическим продолжением Федерального закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
     
     В частности, плательщиками единого налога на вмененный доход являются не только малые, но и средние предприятия, так как численность работающих в организациях, занимающихся оказанием бытовых, парикмахерских, косметических, ветеринарных и зооуслуг населению не ограничена.
     
     Единый налог на вмененный доход вводится взамен уплаты целого ряда налогов.
     
     Плательщики единого налога на вмененный доход освобождены от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, поскольку эти взносы предусмотрены в составе единого налога.
     
     Вместе с тем плательщики не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, государственной пошлины, таможенных пошлин и иных таможенных платежей, лицензионных и регистрационных сборов, налога на приобретение транспортных средств, налога на владельцев транспортных средств, земельного налога, подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, и других налогов.
     
     При введении на территориях субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход субъекты малого предпринимательства обязаны перейти на уплату этого налога по видам деятельности (в основном розничная торговля и оказание услуг населению) в обязательном порядке.
     
     Законом установлено, что размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, а также иные особенности взимания налога устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют все необходимые рычаги регулирования уровня налоговой нагрузки при установлении единого налога на вмененный доход, с учетом как потребностей бюджета, так и реальных возможностей организаций, расположенных в соответствующих конкретных регионах.
     
     В настоящее время рассматривается вопрос о возможном уточнении Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, с учетом включения в данный закон отдельных позитивных норм Федерального закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности” и последующей его отмены.
     

     Это обусловлено тем обстоятельством, что действие двух законов, в определенной мере дублирующих друг друга, создает дополнительные сложности для налогоплательщиков. Поэтому при введении на всех территориях субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход сохранять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства нецелесообразно.
     

Налоговый кодекс Российской Федерации (проект части второй)

     
     Принципы налогообложения, заложенные в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятой в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, направлены на создание равных условий деятельности налогоплательщиков, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот, исключений, усложняющих систему налогообложения и создающих легальные условия для уклонения от уплаты налогов.
     
     Проектом предусмотрен общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль (доход) как реально полученного дохода, а не определенного расчетным путем финансового результата экономической деятельности налогоплательщика, то есть как разница между доходами, полученными налогоплательщиком за налоговый период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг) за этот же период.
     
     Проектом предусмотрен также переход от действующего порядка исчисления себестоимости продукции к системе определения фактических затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), которые должны приниматься к вычету при формировании налоговой базы во всех случаях, когда такие затраты необходимы для осуществления экономической деятельности организаций, обоснованы и документально подтверждены.
     
     Предусмотрен новый механизм амортизации, который должен стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций. Вместо индивидуальной амортизации имущества предусматривается использование семи амортизационных групп. Амортизация (нелинейная) позволит в первые месяцы (годы) эксплуатации основных средств относить на затраты для целей налогообложения большую часть их стоимости, что обеспечит более объективный учет инфляции при налогообложении.
     
     Затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию основных средств, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в совокупности не превышающие 10 % остаточной стоимости соответствующей амортизационной группы, рассматриваются в Кодексе как материальные затраты и принимаются к вычету.
     

     В целях ускорения процесса обновления материально-технической базы отечественных товаропроизводителей предусмотрена предварительная капитализация затрат по расширению производства, внедрению достижений научно-технического прогресса, с их последующей амортизацией. В частности, затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию основных средств, в совокупности превышающие 10 % остаточной стоимости, зачисляются на суммарный баланс соответствующей амортизационной группы.
     
     Предусматривается установление единой ставки налога на прибыль для всех налогоплательщиков, включая кредитные и страховые организации.
     
     При доработке проекта части второй Кодекса ко второму чтению рассматривается вопрос о сохранении инвестиционной налоговой льготы.
     
     Таким образом, в рамках Налогового кодекса Российской Федерации при условии сохранения единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности проблема учета всех необходимых и обоснованных затрат при исчислении налогооблагаемой базы, включая расходы на капитальные вложения, науку, страхование имущества и другие, будет решена для всех организаций в строгом соответствии с международными правилами и с максимальным учетом интересов налогоплательщиков.