Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Совершенствование системы налогообложения -одна из важнейших проблем текущего года (некоторые вопросы налогообложения в свете установок ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию)

  

Совершенствование системы налогообложения - одна из важнейших проблем текущего года
(некоторые вопросы налогообложения в свете установок ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию)

     

Р.Л. Луговец,
к.ю.н.

     
     Президент России Б.Н. Ельцин в      своем Послании о положении в      стране и основных направлениях внешней и внутренней политики Российской Федерации значительное внимание уделил проблеме совершенствования системы налогообложения. Он высказал озабоченность низкой эффективностью сбора налогов и других платежей, хроническим бюджетным дефицитом, который, будучи главной причиной национальной проблемы неплатежей, уже сам превратился в их неизбежное следствие.
     
     Нам все еще, - заявил он, - не удается создать четкие экономические ориентиры и научно обоснованные представления о базовых принципах, приоритетах, источниках и основных механизмах финансирования дальнейшего развития экономики страны, чтобы обеспечить “реальный и устойчивый рост уровня качества жизни наших граждан”*1.
     
     -----
     *1 Послание Президента России Федеральному Собранию. Управление делами Президента Российской Федерации, М., 1999. С. 18.
          
     С учетом этого Президент предложил в бюджетной политике “перенести акцент с сокращения расходов на увеличение доходов”*1. Общий же курс налоговой политики Президент определил так: “…снижение налогового бремени на товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и улучшение администрирования”. Одновременно развивать и другие направления налоговой реформы, связанные с предельным упрощением налоговой системы и уменьшением числа налогов, существенным увеличением доходов за счет стимулирования отказа предпринимателей от теневой экономической деятельности; сосредоточением ресурсов налоговых органов в ключевых сферах и др.
     
     -----
     *1  Там же. С. 23

     
     Эффективное решение всех поставленных задач, подчеркивается в Послании, невозможно без совершенствования методов государственного регулирования экономики. Дальнейшее совершенствование отечественной налоговой системы - один из важнейших методов такого регулирования экономических отношений. Вступление в действие с 1 января т.г. части первой Налогового кодекса РФ, а с апреля изменений Федеральных законов “О подоходном налоге с физических лиц” и “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, а также рассматриваемые в Государственной Думе согласованные с МВФ поправки к специальной части Налогового кодекса РФ будут, безусловно, способствовать укреплению государственной дисциплины в системе налогообложения.
     
     Одновременно содержание Послания нацеливает специалистов и ученых на поиск резервов и новых подходов в интересах совершенствования системы налогообложения, прежде всего в направлении “сокращения расходов и повышения доходов” населения страны.
     

     Например, за последние годы в экономике страны произошла либерализация практически всех элементов производства и обращения товаров. Однако она не коснулась отношений в области оплаты труда. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что по уровню трудовых доходов на душу населения Россия по-прежнему отстает от западных стран в 10-15 раз.
     
     Заниженная заработная плата основной массы работоспособного населения, как считают специалисты, уже не обеспечивает значительной части трудящихся необходимого для выживания минимума социальных услуг. Социально-политическая ситуация выглядит еще более напряженной, если учесть, что заниженная заработная плата сокращает реальный спрос на товары, мешает развитию реального сектора экономики страны и росту массового платежеспособного спроса. Еще в советские времена в системе трудовых отношений сформировались в общем-то недостаточно объективные представления об уровне трудовых доходов населения страны. В их основе лежало утверждение о том, что уровень отечественной производительности труда существенно отставал от развитых западных стран. Действительно, по этому показателю Россия отставала и продолжает отставать.
     
     Однако могло ли быть иначе? К примеру, в 80-х годах на заводе японской автомобильной фирмы “Ниссан” стоимость приборов и оборудования на одном рабочем месте составляла примерно 40 тысяч долларов США, тогда как на аналогичном заводе “Дженерал моторс” в США - около 12 тысяч долларов. В то же время на столичном автозаводе им. Ленинского комсомола использовалось прессовое оборудование 30-х и даже более ранних годов изготовления.
     
     Вместе с тем замалчивалось то обстоятельство, что среднестатистический российский работник на один доллар своей заработной платы по сравнению, к примеру, с американским работником производил конечной продукции в ТРИ раза больше!
     
     Сегодня же российскому, по международным меркам нищему, работнику приходится обменивать свой труд в России на продукцию и услуги, розничные цены на которые уже практически сравнялись с мировыми. А федеральный бюджет, сократившийся до размеров, сопоставимых с бюджетом города Нью-Йорка, уже не позволяет рассчитывать на прежние льготы и надбавки.
     
     Это коренное противоречие у нас разрешается по-русски просто: на некоторых предприятиях и в организациях зарплата выдается в двух формах: по ведомости - в рублях, а в конвертах - долларами США. Таким образом, работникам как бы компенсируется это жизненно важное противоречие. С другой стороны, при молчаливом согласии сторон (работника и работодателя) автоматически расширяется правовое поле для применения государством налоговых санкций и даже мер уголовного преследования за налоговые правонарушения и преступления, которые в этой связи становятся самым массовым явлением.
     

     В этих условиях необходимость повышения заработной платы до уровня реального жизнеобеспечения работника должна рассматриваться в качестве важнейшей социально-политической проблемы, только с успешным разрешением которой российское правительство вынуждено считаться при любом варианте своей экономической политики. Кризис 17 августа прошлого года убедительно подтвердил несостоятельность прежней государственной кредитно-финансовой политики, поставив население страны в предельные условия физического выживания, а государство - на грань банкротства. Действия правительства Е. Примакова в этом направлении оказались неоправданно замедлены.
     
     Решение проблемы повышения оплаты труда сегодня как по наследству перешло к новому правительству. С. Степашин практический выход из создавшегося положения видит прежде всего в виде развязки конечного потребительского спроса посредством решительного поворота на развитие реального сектора экономики и сельского хозяйства, на увеличение роста производства за счет включения в хозяйственный оборот ныне простаивающих производственных мощностей, других резервов производства, изменение принципиальных подходов к налогообложению. Все это потребует относительно длительного времени.
     
     По словам министра МНС России А. Починка, в этом году необходимо создавать налоговую систему, дружественную налоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он не уводил их в оффшор, а оставлял здесь. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоев населения страны,  поляризация личных доходов которых в текущем году только усилилась. Официальная статистика свидетельствует, что 38 % населения страны, или 57 миллионов человек, имеют сегодня доходы ниже прожиточного уровня. По мнению специалистов, к 2003 году общее число россиян с такими доходами может достигнуть половины всего населения страны. Эта ситуация может существенно обостриться в связи с тем, что производство зерна в аграрном секторе экономики страны, по прогнозам специалистов, к 2003 году сократится до 22 млн т, что даже с учетом максимально возможного импорта продовольствия позволит прокормить всего лишь 75 млн человек. А это - реальная угроза гибели этноса страны, ее экономики, политического строя и вообще России как суверенного государства.
     
     Как ни парадоксально, но в этом мрачном прогнозе при должной политической воле и конструктивном складе ума, которые свойственны нынешнему Председателю Правительства С. Степашину, присутствует некоторое обнадеживающее начало, позволяющее принять меры для радикального пресечения жизненно опасной тенденции дальнейшей поляризации населения страны по уровню доходов на душу населения и овладеть реальным источником мобилизации внутренних ресурсов страны.