Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нельзя работать по-новому со старыми законами (взгляд на проблему)

     

Нельзя работать по-новому со старыми законами
(взгляд на проблему)

     

Валерий Лесков,
генерал-майор налоговой полиции

     
     Следственный аппарат налоговой      полиции России создан сравнительно недавно в соответствии с Федеральным законом от 17.12.95 N 200-ФЗ и сформирован на базе уже существовавших подразделений расследований, обладавших правами органов дознания. Создание собственного следственного аппарата позволило молодой правоохранительной структуре задействовать все предусмотренные к тому времени законом права по выявлению, пресечению и расследованию налоговых преступлений, а также возмещению ущерба экономике страны.
     
     Только за первые два с половиной года работы было возбуждено и расследовано свыше 15 тысяч уголовных дел о налоговых и других экономических преступлениях. В суды направлено около пяти тысяч уголовных дел, по которым осуждено свыше двух с половиной тысяч человек. В прошлом году в производстве каждого следователя налоговой полиции (при общей численности следственных работников по стране 1500 человек) находилось по 25 весьма объемных уголовных дел. За последние два года был возмещен ущерб на сумму свыше 4 миллиардов “новых” рублей. Вряд ли какой другой следственный аппарат может похвастаться такой результативностью!
     
     Реорганизация следственного аппарата происходила без каких-либо дополнительных кадровых и финансовых вливаний в условиях нестабильного налогового законодательства и сложной социально-экономической обстановки, и это не могло не отразиться на показателях его деятельности, в чем нас нередко справедливо упрекали.
     
     Но это не наша вина, а общая беда для всех правоохранительных органов. Причин, которыми можно объяснить недостаточно высокую эффективность работы следственных подразделений по направлению дел в суды и реальному наказанию налоговых преступников, много. Выделю основные.
     
     Во-первых, значительное число дел о налоговых преступлениях прекращается по нереабилитирующим основаниям в связи с принятием многочисленных актов амнистии. Во-вторых, расследование преступлений, носящих международный характер, нередко затягивается из-за больших сроков выполнения зарубежными коллегами наших поручений, так как предложения о присоединении России к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам до сих пор не реализованы. В-третьих, недооценивается общественная опасность налоговых преступлений, которая выражается в затягивании сроков рассмотрения этих дел в судах. Мы неоднократно предлагали ввести специализацию судей общей юрисдикции, рассматривающих только налоговые преступления, и внести изменение в соответствующую статью Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающее максимальный двухмесячный срок прохождения подобных уголовных дел. К сожалению, оно до настоящего времени не принято...
     
     И наконец, - и это самое главное - налоговые преступления зачастую совершаются в совокупности с другими экономическими преступлениями, а их расследование не отнесено законом к компетенции следователей налоговой полиции.
     

     Среди преступлений, совершаемых в экономической сфере, которые по способу и последствиям связаны с уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в крупном и особо крупном размерах, можно выделить, на мой взгляд, две основные группы.
     
     К первой относятся преступления, совершаемые, как правило, в совокупности с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, а именно: нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), незаконное предпринимательство (часть 2, ст. 171 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Кроме того, к ним можно отнести и преступления в сфере компьютерной информации, связанные с криминальными манипуляциями бухгалтерскими регистрами и отчетностью по налогообложению.
     
     Во вторую группу входят преступления, совершаемые в совокупности с налоговыми, например, незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ) и фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). Эту дифференциацию составов преступлений предлагается положить в основу новой редакции части 6 ст. 126 УПК РСФСР, предусматривающей распределение основной и альтернативной подследственности органов налоговой полиции.
     
     При расследовании уголовных дел, возбужденных нами по статьям о налоговых преступлениях, нередко меняется уголовно-правовая квалификация деяния, и обвиняемый привлекается к ответственности за преступления, которые не относятся к подследственности органов налоговой полиции, очерченной в упомянутой статье УПК РСФСР. В этих случаях, как правило, оптимальным бывает завершение расследования тем органом, который возбудил уголовное дело, то есть налоговой полицией. Чаще всего так и происходит: надзирающий прокурор дает указание о продолжении производства по делу следователем налоговой полиции.
     
     
     Так, управление налоговой полиции по Архангельской области расследовало дело в отношении г-на Удачина, которое было возбуждено по признакам уклонения от уплаты налогов, а в суд направлено с квалификацией по статьям о хищении и служебном подлоге. В ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемый, являясь руководителем объединенного авиаотряда и используя служебное положение, присвоил 8524 доллара США, которые по его указанию были получены за обслуживание иностранных самолетов в аэропорту Нарьян-Мар и не оприходованы по бухгалтерским документам. В октябре прошлого года обвиняемый осужден по ст. 17, 170 и 175 УК РСФСР и 160 УК РФ и приговорен к пяти годам лишения свободы.
     
     
     Тысячи “рядовых” уголовных дел, рассмотренных следователями налоговой полиции, подтверждают необходимость расширения их подследственности. Вот только один пример.
     

     Некто Яковлев, коммерческий директор ТОО “Тайна”, включал в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах и расходах фирмы (часть 2, ст. 199 УК РФ), предпринимательской деятельностью занимался без регистрации (часть 2, ст. 171 УК РФ), обманным путем завладел чужим имуществом (часть 2, ст. 159 УК РФ), совершал финансовые операции и другие сделки с денежными средствами, приобретенными незаконным путем (часть 3, ст. 174 УК РФ). Но недаром говорят: все тайное рано или поздно становится явным. Тем более, когда за дело берутся следователи налоговой полиции. Приговором Ленинского райсуда г. Курска Яковлев признан виновным в совершении всех этих преступлений и получил пять лет лишения свободы.
     
     Всего же органы налоговой полиции в 1997 году направили в другие правоохранительные органы по подследственности 1864 материала с признаками преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела, в 1998 году - 1402, в 1997 году - 815 (11,7 % от общего количества расследованных) уголовных дел по подследственности, в 1998 году - 1279 (13,7 %), расследовали и направили в суд в 1997 году 260 уголовных дел, квалифицируемых по статьям о неналоговых преступлениях (из общего количества 824), в 1998 году - 405 (из 955).
     
     Преступления экономической направленности тесно связаны между собой. Так, нарушение налогового законодательства влечет, как правило, легализацию соответствующих денежных средств, приобретенных незаконным путем. Аналогичная ситуация обстоит с невозвратом валютной выручки. Между тем борьба с указанными преступлениями входит в компетенцию как федеральных органов налоговой полиции, так и других правоохранительных органов, что вызывает на практике определенные сложности: оперативные и иные проверочные материалы передаются из одного органа в другой, материалы уголовных дел выделяются по отдельным эпизодам или в одно производство соединяются уголовные дела, возбужденные и расследованные следователями различных правоохранительных структур. А кому нужны “чужие” уголовные дела? Следователям МВД и прокуратуры и так вздохнуть некогда...
     
     Суть необходимых законодательных новелл заключается в расширении и упорядочении подследственности следователей федеральных органов налоговой полиции. Целесообразность этой меры подтверждается, в частности, тем, что каждое десятое уголовное дело, находившееся в производстве следователей налоговой полиции, было передано по подследственности в другие правоохранительные органы. Данное соотношение существенно возрастает по массиву материалов о правонарушениях, выявляемых оперативными подразделениями налоговой полиции, которые вскрыли в полтора раза больше правонарушений иной направленности, чем в сфере налогообложения, с передачей материалов в другие органы.
     

     Расширение подследственности следователей федеральных органов налоговой полиции следует осуществить за счет преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые по способу либо последствиям связаны с уклонением от уплаты налогов. К ним могут быть отнесены различные виды незаконного предпринимательства с извлечением доходов в особо крупном размере, в том числе в кредитно-финансовой сфере, а также ряд других преступлений, включая легализацию незаконно приобретенных денежных средств или иного имущества, невозвращение из-за границы иностранной валюты, неправомерные действия при банкротстве, нарушение авторских и иных смежных прав и так далее. Целесообразно сохранить в альтернативной подследственности и расследование таких должностных преступлений, как получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ), а также связанные с ними провокации взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) для борьбы со случаями коррупции в самих органах налоговой полиции.
     
     Наши предложения одобрены на совещании представителей правоохранительных органов в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, на котором было рекомендовано включить их в проект Уголовно-процессуального кодекса, который находится на рассмотрении в Государственной Думе. Но учитывая, с одной стороны, сложность работы по подготовке нового УПК, связанную, в частности, с направлением его на экспертизу специалистов Совета Европы, а с другой, неотложность мер по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями, наверное, целесообразно внести указанные изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство - в части 1 и 6 ст. 126 УПК РСФСР.
     
     С участием ФСНП России разработан также проект закона о внесении изменений в ст. 198 и 199 УК РФ, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов гражданина и организации. Принципиальной новизной проекта является распространение уголовной ответственности за случаи уклонения физических и юридических лиц от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Речь идет об обязательных платежах в Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения и Фонд социального страхования Российской Федерации. Платежи в эти фонды составляют свыше трети налоговых поступлений в федеральный бюджет. Предлагается увеличить максимальный срок наказания в виде лишения свободы с одного до двух лет (часть 1, ст. 198 УК РФ) и с трех до пяти лет (часть 2, ст. 198 УК РФ), а также с трех до четырех лет (часть 1, ст. 199 УК РФ) и с пяти до семи лет (часть 2, ст. 199 УК РФ). Предложение о восстановлении ранее действовавшего наказания в виде конфискации имущества, к сожалению, из законопроекта исключено.
     
     Вся практика нашей работы убедительно показывает, что невозможно в форме дознания расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1, ст. 198 УК РФ. По многим таким делам проводится экспертиза, и срок следствия составляет не менее двух месяцев. Значит, целесообразно отнести их к делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
     

     Разработанные нами законопроекты были согласованы с коллегами из всех заинтересованных министерств и ведомств. Минюст, Верховный Суд, Генеральная прокуратура, МВД и ФСБ России их полностью поддержали. Дело за исполнительным и законодательным органами страны.