Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков по применению ККМ отвечает А.С. Кленовский, Московская область


На вопросы налогоплательщиков по применению ККМ отвечает
А.С. Кленовский,
Московская область

     

     Обязательно ли применение ККМ при денежных расчетах с населением врачом-окулистом, оказывающим платные услуги населению по подбору очков, в отдельном помещении непосредственно в магазине “Оптика”, а также в медицинских и ветеринарных учреждениях, оказывающих платные услуги?

     
     В соответствии с п. 6 письма Госналогслужбы России от 22.06.95 N ЮУ-4-14/29Н “О формах строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения ККМ” используется квитанция, выдаваемая заказчику организациями и учреждениями Минздрава России (письмо от 11.05.95 N 16-00-30-39). В данном случае применение ККМ не обязательно.
     

     Обязаны ли налоговые инспекции регистрировать ККМ, год выпуска которых 1997 и позже, не внесенные решениями ГМЭК по ККМ до настоящего момента в реестр?

     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контролько-кассовых машин при осуществления денежных расчетов с населением” (далее по тексту - Закон РФ N 5215-1), допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели ККМ, определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) и вносятся в Государственый реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации. Пунктом 2 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904) установлено, что ККМ, исключенные из Государственного реестра, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией. По истечении установленных сроков контрольно-кассовые машины, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.
     
     Исходя из вышеизложенного, в данном случае ККМ не регистрируются.
     

     Что именно приравнивается к мелкорозничной торговле с лотков? Продажа ковров с земли. Стоимость товара свыше 10 тыс. руб.?

     
     Действующим законодательством не определено, что именно приравнивается к мелкорозничной торговле с лотков. Продажа ковров с земли не может расцениваться как лоточная торговля, так как при этом виде торговли отсутствует само понятие лотка.
     

     Что именно следует относить к аналогично обустроенным и приспособленным точкам (подпункт е п. 2) постановления Правительства РФ от 21.11.98 N 1364?
     
     К аналогично обустроенным и приспособленным точкам относятся торговые точки, которые не являются торговыми местами типа палаток, киосков, ларьков, павильонов, автофургонов, помещений контейнерного типа, но аналогично им обустроены и приспособлены для торговли. Решением ГМЭК по ККМ (протокол от 30.06.97 N 4/36-97) установлено, что толкование термина “другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места” решает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     

     Строительная организация, осуществляющая свою деятельность (строительство) на территории Можайского района, неоднократно реализовывала строительные материалы своим рабочим, приходуя денежные средства путем выписки приходных кассовых ордеров?
     
     Должна ли данная организация использовать ККМ при денежных расчетах с населением?

     
     В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”" продажа строительных материалов населению с 1 августа 1993 года осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
     
     Кроме того, форма приходного кассового ордера не утверждена Минфином России в качестве формы документа строгой отчетности, а потому не может являться основанием для получения наличных денег от населения без применения контрольно-кассовой машины.
     

     Каковы штрафные санкции, если при проверке выявлено, что на контрольной ленте не печатаются суммы покупок, но при замене контрольной ленты ККМ работает исправно, то есть применялась бракованная контрольная лента?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904) ККМ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, считается неисправной. А в соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ N 5215-1 предприятие, использующее неисправную контрольно-кассовую машину, подвергается штрафу в 200-кратном установленном Законом размере минимальной месячной оплаты труда.
     

     При проведении проверки торговой точки, осуществляющей денежные расчеты с населением с применением ККМ марки Микро 101Ф выпуска до 1997 года, установлено отсутствие на чеке ИНН и наименования организации. Что следует отразить в Акте проверки, то есть нарушение ст. 2 Закона РФ N 5215-1 или рекомендовать устранить до определенного срока выявленные нарушения путем изготовления механического клише? Каковы должны быть действия ГНИ при повторной проверке, если в указанный срок данное нарушение не устранено?

     

     В соответствии с письмами Госналогслужбы России от 02.10.98 N ВК-6-16/720@ и от 11.01.99 N 16-03-08/12 налоговым органам рекомендуется учитывать при организации проверок и принятии решений конструктивные особенности моделей ККМ, которые по своим техническим характеристикам не могут полностью отражать указанные реквизиты.
     
     Таким образом, поскольку техническими характеристиками ККМ модели Микро 101Ф (выпуска до 1997 года) печать на кассовом чеке наименования организации и идентификационного номера организации-налогоплательщика не предусмотрена, то отсутствие данных реквизитов нельзя квалифицировать как нарушение ст. 2 вышеуказанного Закона - использование неисправной контрольно-кассовой машины.
     

     Каковы должны быть действия ГНИ при проверке торговой точки в том случае, если торговлю осуществляет не продавец, а замещающее его лицо, не являющееся работником проверяемой организации или работающее временно без оформления трудового договора?

     
     В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.98 N 6819/97 продажа товара неуполномоченным лицом не может служить основанием от освобождения предприятия от ответственности, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предприятия, следует рассматривать как осуществляемые от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона РФ N 5215-1 не зависит от наличия у лица, действующего от имени предприятия, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
     

     Обязаны ли применять ККМ организации и предприниматели, осуществляющие такой вид деятельности, как игорный бизнес?

     
     Статья 2 Закона от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес” устанавливает норму, согласно которой игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
     
     Исходя из этого, в настоящее время для игорных заведений, в части осуществления ими игорного бизнеса, законодательно обязанность использования при денежных расчетах с посетителями (игроками) контрольно-кассовых машин не предусмотрена.
     

     Как должно быть организовано взаимодействие налоговых органов разных районов в случае если при проверке торговой точки, расположенной на территории одного района, установлены нарушения Закона, а предприятие, которому принадлежит упомянутая точка, расположено на территории другого района?

     

     В случае если налоговым органом одного района в ходе проверки обнаружены нарушения правильности применения ККМ в торговой точке, принадлежащей предприятию, зарегистрированному в налоговом органе другого района, следует составить акт о допущенных нарушениях в соответствии с установленным порядком и направить материалы проверки в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.
     
     Налоговая инспекция по месту нахождения предприятия выносит решение по представленным материалам проверки.
     

     Имеет ли право ГНИ наложить штрафные санкции на юридическое или физическое лицо за обнаружение в кассе излишка или недостачи при ревизии наличных денежных средств?

     
     В соответствии с п. 32 Методических рекомендаций по вопросам применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (приложение к письму Госналогслужбы России от 05.05.94 N НИ-6-07/152) администрация предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их и отразить в учете на результатах хозяйственной деятельности.
     
     В тех случаях, когда причиной образования излишков явилось неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, возникает основание к наложению на предприятие штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ. Решение о наложении штрафа выносится на основании акта проверки Закона РФ N 5215-1 .
     

     Обязательно ли участие налогового инспектора той ГНИ, на территории которой проводится проверка? Необходимо ли ставить в известность руководителя ГНИ другой инспекции о проведении перекрестной проверки до момента ее проведения?

     
     Поскольку поручение на проведение проверки выполнения Закона РФ N 5215-1 выписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по тому городу (району), на территории которого производится проверка, то руководитель этого органа заблаговременно извещается руководителем органа, инспекторами которого производится проверка. Маршрут проверки выбирается самостоятельно.
     
     Присутствие при проверке представителя налогового органа, на территории которого производится проверка, не обязательно.
     

     Юридическое лицо (предприятие) имеет право осуществлять денежные расчеты с физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, без применения ККМ, а для учета денежных поступлений использовать приходные кассовые ордера.
     
     Если приходные кассовые ордера не являются бланками строгой отчетности, а в Законе РФ N 5215-1 сказано, что денежные расчеты с населением (то есть физическими лицами) осуществляются только с применением кассового аппарата, просим еще раз объяснить вышеуказанное со ссылкой на статью источника.

     
     В абзаце 1 ст. 1 Закона РФ N 5215-1 сказано, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
     
     Данный Закон регламентирует денежные расчеты с населением.
     
     На основании изложенной статьи Закона следует, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, классифицируются как предприятия, а применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов одного предприятия с другим Законом РФ N 5215-1 не предусмотрено.
     

     Могут ли служить основанием для взыскания штрафов за нарушение требований Закона РФ N 5215-1 акты проверок, проведенных правоохранительными или иными контролирующими органами?

     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ N 5215-1 обязанности по контролю за правильностью применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением возложены на налоговые органы. В случае проведения проверок правоохранительными или иными контролирующими органами и получения от них материалов проверок налоговым органам следует перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные ст. 7 этого Закона. В случае выявления нарушения необходимо составить акт проверки ККМ и принять соответствующее решение.