Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает П.П. Грузин, советник налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает
П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга

     

     Государственному контролю подлежит приобретение имущества в течение одного календарного года (в размерах, подлежащих государственному контролю). Какой период считается календарным годом в первый год действия Федерального закона “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”?   

  
     В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” (с учетом внесенных изменений) (далее по тексту - Федеральный закон N 116-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении восемнадцати месяцев со дня его официального опубликования. Федеральный закон официально опубликован в “Российской газете” 24 июля 1998 года. Значит, он вступает в силу с 24 января 2000 года.
     
     Календарным годом считается период с 1 января по 31 декабря.
     
     Таким образом, первым календарным годом для целей настоящего Федерального закона является период не с 1 января 2000 года по 31 декабря 2000 года и не с 24 января 2000 года по 24 января 2001 года, а период с 24 января 2000 года по 31 декабря 2000 года включительно.
     

     В п. 5 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ содержится положение, запрещающее указывать в декларации об имуществе наличные деньги, не находящиеся на счетах в банке, в сумме превышающей 1000 минимальных размеров оплаты труда. Почему я не имею права продекларировать сумму около 10 тыс. долларов, которую скопил занимаясь бизнесом?

     
     Цель Федерального закона N 116-ФЗ - пресекать попытки некоторой части населения укрывать свои доходы от налогообложения.
     
     Для достижения этой цели в Федеральном законе N 116-ФЗ предусмотрена обязанность физического лица при получении письменного требования налогового органа представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества (в размерах, подлежащих государственному контролю), указанного в п. 1 ст. 3 Федерального закона.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ физическое лицо вправе ссылаться в специальной декларации на сведения, указанные в декларации об имуществе.
     

     Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ физическое лицо вправе предъявить декларацию об имуществе в качестве подтверждения имущественного состояния за период до вступления в силу настоящего Федерального закона. В декларации об имуществе не могут быть указаны наличные деньги в сумме более 1000-кратного минимального размера оплаты труда (далее по тексту - МРОТ), не находившиеся на счетах в кредитной организации на день вступления в силу указанного Закона. Иностранная валюта для целей настоящего пункта пересчитывается в российские рубли по курсу Банка России, установленному на день заполнения декларации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, прилагает к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации.
     
     Подача декларации об имуществе не должна являться для физического лица главной задачей. Не следует пытаться описать все свое имущество в указанной декларации, так как это не имеет практического смысла.
     
     Очевидно, что при проверке специальной декларации будут учитываться только те средства, которые были так или иначе связаны с приобретением имущества, по которому требуется подать специальную декларацию.
     
     Любые суммы наличных денег (в том числе превышающие 1000-кратный МРОТ, не находившиеся на счетах в кредитной организации на день вступления в силу указанного Федерального закона) вы можете указать при подаче специальной декларации. Для налоговых органов, проверяющих специальную декларацию, важен вопрос: уплачен с этих сумм подоходный налог или нет?.
     

     В связи с отсутствием утвержденной Правительством РФ формы декларации об имуществе, до вступления в силу Федерального закона N 116-ФЗ можно ли сдать нотариусу декларацию об имуществе, составленную по произвольной форме или необходимо использовать форму декларации о доходах и имуществе госслужащих?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ физическое лицо вправе ссылаться в специальной декларации на сведения, указанные в декларации об имуществе, составленной в соответствии со ст. 10 настоящего Федерального закона.
     
     В п. 1 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ указано, что форма декларации об имуществе разрабатывается Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России и утверждается Правительством РФ.
     

     Таким образом, указанный Федеральный закон не предусматривает возможности подачи декларации об имуществе по какой-либо иной форме, кроме утвержденной Правительством РФ, и, следовательно, декларация об имуществе, составленная в произвольной форме, не будет принята во внимание налоговыми органами.
     

     В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ физические лица имеют право составить декларацию об имуществе с указанием размеров этого имущества на дату составления указанной декларации. Что подразумевается под “размером имущества”?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ физические лица, обязанность уплаты подоходного налога которых определяется в соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, до вступления в силу Федерального закона N 116-ФЗ имеют право составить декларацию об имуществе по форме, утверждаемой Правительством РФ, с указанием размеров этого имущества на дату составления указанной декларации и передать ее в запечатанном виде на хранение нотариусу в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
     
     Декларация об имуществе представляет собой перечень находящегося в собственности физического лица имущества, в том числе денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, которое может служить источником доходов, необходимых для приобретения объектов, указанных в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, прилагает к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации.
     
     Под размером имущества в декларации об имуществе понимается стоимость этого имущества, а поскольку физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, прилагает к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации, то стоимость этого имущества, как правило, берется из указанных прилагаемых документов или их копий. Оценка имущества может быть также произведена лицами или организациями, имеющими право производить оценку указанного имущества.
     

     Если я опишу в декларации об имуществе установленного образца все свое имущество (машину, дачу, драгоценности, картины и т.д.) на сумму 500 тыс. руб., а затем приобрету квартиру за 500 тыс. руб. и в специальной декларации укажу, что источники дохода на приобретение квартиры указаны в декларации об имуществе, то больше ко мне вопросов от налоговых органов о происхождении средств на приобретение квартиры не будет?

     

     В ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ даны понятия специальной декларации и декларации об имуществе.
     
     Специальная декларация - уведомление, представленное физическим лицом по требованию налогового органа, составленное по установленной форме и содержащее информацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона.
     
     Декларация об имуществе - перечень находящегося в собственности физического лица имущества, в том числе денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, которое может служить источником доходов, необходимых для приобретения объектов, указанных в п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона.
     
     Иными словами, в специальной декларации  следует ссылаться на декларацию об имуществе только в том случае, если указанное в ней имущество было так или иначе связано с приобретением имущества, по которому требуется подать специальную декларацию. Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, прилагает к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации.
     
     Если, например, в декларации об имуществе у вас указана дорогая картина, которая после приобретения квартиры так и осталась висеть на стене, то ясно, что никакого отношения к приобретению квартиры она не имела, и, следовательно, не будет приниматься в расчет при проверке специальной декларации.
     

     Если у организации после вступления в силу Федерального закона N 116-ФЗ я приобрету квартиру за 360 тыс. руб. с оплатой в рассрочку в течение 3-х лет равными долями, то есть по 120 тыс. руб. в год, станут ли мои расходы на приобретение квартиры объектом государственного контроля?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 116-ФЗ в первый год действия Федерального закона (с 24.01.2000) государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в перечне имущества, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Таким образом, в первый год действия данного Федерального закона ваши затраты на приобретение квартиры не будут объектом государственного контроля, так как при действующем МРОТ 83 руб. 49 коп. ваши затраты не превысят 1500-кратного МРОТ (120 000 : 83,49 = 1437).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ в последующие годы государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в перечне имущества, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного МРОТ на дату совершения сделки. Таким образом, ваши расходы на приобретение квартиры во второй и третий год, при условии сохранения МРОТ на уровне 83 руб. 49 коп., будут являться объектом государственного контроля, и от вас потребуют заполнения специальной декларации, так как ваши затраты превысят 1000-кратный МРОТ (120 000 : 83,49 = = 1437).
     

     В случае изменения размера МРОТ следует сделать расчет исходя из изменившегося размера МРОТ.
     

     Подлежат ли налогообложению страховые выплаты (возмещения), производимые физическими лицами, застрахованными за счет собственных средств, по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни в случае, если суммы страховых выплат по таким договорам окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов?

     
     В соответствии с подпунктом “ф” п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" страховые выплаты (возмещения), получаемые физическими лицами по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни, если суммы страховых выплат по таким договорам окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, не подлежат налогообложению.
     
     В случае досрочного расторжения договора (до истечения пятилетнего срока с момента его заключения) страховые выплаты, производимые физическим лицам, застрахованным за счет собственных средств по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни, подлежат налогообложению, если суммы страховых выплат по таким договорам окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования.
     
     Материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15 процентов.
     

     В 1998 году я продал принадлежащий мне на праве собственности частный дом за 900 тыс. руб. (по цене строительства) и купил квартиру за 400 тыс. руб. Льготу по подоходному налогу на строительство частного дома не оформлял. Имею только основное место работы. Возникает ли при этом необходимость подачи декларации за 1998 год и если “да”, то с какой суммы я должен платить подоходный налог?

     
     В соответствии с подпунктом “т” п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" в совокупный годовой доход включается сумма от продажи частного дома, превышающая 5000-кратный МРОТ (900 000 руб. - 83,49 руб. * 5000), то есть 482 550 рублей. Однако в этом же пункте инструкции указано, что по желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов.
     

     В связи с вышеизложенным, если у Вас сохранились документы, подтверждающие понесенные вами затраты на строительство частного дома в сумме 900 тыс. руб., у вас не образуется доход, подлежащий налогообложению, даже если вы не оформляли льготу по подоходному налогу на строительство частного дома.
     
     В случае если документы, подтверждающие понесенные Вами затраты на строительство частного дома, не сохранились, Вы были обязаны до 1 апреля 1999 года подать декларацию о совокупном годовом доходе в ГНИ по месту жительства. При этом в соответствии с п. 14 “в” инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 Вы имеете право воспользоваться льготой на приобретение жилья (если после 21 января 1997 года Вы не оформляли указанную льготу). После оформления при сдаче декларации льготы на приобретение квартиры (с предоставлением документов, подтверждающих понесенные Вами затраты в сумме 400 тыс. руб.), ваш налогооблагаемый доход от продажи частного дома уменьшится на 400 тыс. руб. и составит 82 550 руб. (482 550 руб. - 400 000 руб.). Сумма 82 550 руб. будет включена в Ваш совокупный годовой доход 1998 года вместе с заработком по основному месту работы.
     

     Имеет ли право частнопрактикующий нотариус предоставлять льготу на приобретение (строительство) жилья своему помощнику (секретарю)?

     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями по их письменным заявлениям, представляемым в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, уменьшается на суммы, направленные ими в течение отчетного календарного года, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах 5000-кратного установленного законом МРОТ, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели.
     
     В связи с вышеизложенным, частнопрактикующий нотариус не может предоставлять вышеуказанную льготу, поскольку он не поименован в перечне тех, кто имеет право ее предоставлять.
     

     Является ли нарушением налогового законодательства непредставление банком сведений о выплате частному нотариусу дохода (начисленных банком процентов на остатки денежных средств на его расчетном счете, используемом для ведения нотариальной деятельности)?

     
     В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога. Налоговые органы учитывают эти сведения при проверке представляемых физическими лицами деклараций о полученных ими за год доходах. В связи с тем, что частные нотариусы являются физическими лицами, исчисление подоходного налога которым производится налоговым органом, удержание подоходного налога при выплате дохода частному нотариусу не производится в соответствии с абзацем вторым п. 49 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35.
     
     В соответствии с вышеизложенным непредставление банком сведений о выплате частному нотариусу дохода (начисленных банком процентов на остатки денежных средств на его расчетном счете, используемом для ведения нотариальной деятельности) является нарушением налогового законодательства.
     

     Требуется ли при обмене марками представлять сведения в налоговые органы во исполнение Федерального закона N 116-ФЗ? И если “да”, то кто это обязан делать?

     
     Обязанность сообщать о совершенных физическими лицами сделках возлагается не на те лица и организации, у которых физическое лицо приобрело имущество, указанное в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ (в частности, почтовые марки, иные культурные ценности), а на те, которые осуществляют регистрацию имущества (приобретения имущества). Регистрация имущества или регистрация приобретения имущества предполагает оформление права собственности физического лица на указанное имущество и осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами.
     
     Поскольку лица (в частности, филателисты), торговые организации (магазины) не наделены правом осуществлять регистрацию права собственности физического лица на приобретаемое имущество, то на них не возлагается обязанность подачи сведений в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 116-ФЗ.
     

     В настоящее время независимо от стоимости культурных ценностей регистрация сделок с ними и представление сведений осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами структурными подразделениями Минкультуры России, Госкомэкологии России (по зоологическим коллекциям) и другими уполномоченными организациями, в частности, государственными нотариальными конторами, другими органами Минюста России, частными нотариусами.
     

     Несет ли нотариус ответственность за качество подготовки физическим лицом декларации об имуществе и прилагаемых к ней документов?

     
     В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ физические лица, обязанность уплаты подоходного налога которыми определяется в соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, до вступления в силу Федерального закона N 116-ФЗ имеют право составить декларацию об имуществе по форме, утверждаемой Правительством РФ, с указанием размеров этого имущества на дату составления указанной декларации и передать ее в запечатанном виде на хранение нотариусу в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
     
     Принятие нотариусом на хранение декларации об имуществе осуществляется в соответствии со ст. 97 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и со ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ. Нотариус несет ответственность за сохранность документов (упаковки), о приеме на хранение которых сдавшему лицу выдается свидетельство. Нотариус не несет ответственности за качество подготовки физическим лицом документов.
     
     Нотариусы обязаны уведомить налоговые органы о составлении физическим лицом декларации об имуществе.