Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций


Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций

     

С.В. Земляченко,
УФСНП России по г. Санкт-Петербург

     
     Введение упрощенной системы      налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса - одно из направлений государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и принятыми в его развитие законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     
     Известно, что далеко не каждому хозяйствующему субъекту из числа малых организаций по силам организовать с помощью высококвалифицированных бухгалтерских кадров ведение бухгалтерского и налогового учета, представлять бухгалтерскую отчетность и всевозможные налоговые декларации без ошибок, влекущих за собой применение налоговых санкций к организациям и мер административной ответственности к должностным лицам.
     
     Только применение мер ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 120 и ст. 121 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ): штраф в размере от 3000 руб. до 5000 руб. за нарушение правил составления каждой налоговой декларации, - способно поставить любого субъекта малого бизнеса на грань прекращения деятельности. Тем более что суммы штрафов никак не связаны с суммами неуплаченного в результате нарушения правил составления налоговой декларации налога (неуплата налога в 1 млрд руб. - штраф 5000 руб.; неуплата налога в 1 руб. - штраф 5000 руб.; нарушение правил составления налоговой декларации, не повлекшее за собой неуплату налога, - штраф 3000 руб.).
     
     Вывод напрашивается сам собой: чем меньше налоговых деклараций будет необходимо сдавать в налоговые органы, тем меньше возможных штрафов будет налагаться за нарушение правил их составления. Для большинства организаций-субъектов малого предпринимательства существует предусмотренная законом возможность сократить число налоговых деклараций, представляемых в налоговый орган, до одной в квартал (расчета единого налога). Таков первый аргумент в пользу перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     
     Применение данной упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал). Организации-субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему, не являются плательщиками НДС, налога с продаж, налога на прибыль предприятий и организаций, налога на имущество, земельного налога, оборотных налогов (налога на пользователей автомобильных дорог, налога на реализацию ГСМ и т.п.), иных налогов и сборов. Исключение составляют пять видов платежей, по которым у субъектов малого предпринимательства сохраняются обязанности плательщика: таможенные платежи, государственные пошлины, лицензионные сборы, налог на приобретение автотранспортных средств и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.
     

     Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ объектом обложения единым налогом является либо валовая выручка, полученная за отчетный период, либо совокупный доход, полученный за отчетный период (окончательное решение - за органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
     
     Валовая выручка представляет из себя сумму трех составляющих:
     
     - выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг);
     
     - продажной цены имущества, реализованного за отчетный период;
     
     - внереализационных доходов.
     
     Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и определенными статьями расходов, к которым относятся стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, текущего ремонта, оказанных услуг, эксплуатационных расходов, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), а также суммы НДС, уплаченные поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы.
     
     Нетрудно подсчитать, что даже при применении максимальных ставок единого налога, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ (до 10 % валовой выручки или до 30 % совокупного дохода), переход на упрощенную систему приведет к значительному уменьшению общей суммы налоговых платежей, что является вторым серьезным стимулом для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     В тех регионах, где объектом налогообложения избрана валовая выручка, организациям нет необходимости делить расходы на учитываемые при налогообложении и относимые за счет собственных источников. Здесь уходят в прошлое проблемы, связанные с отнесением расходов в состав затрат (расходная часть интересует налоговые органы только с точки зрения исполнения организацией своих обязанностей налогового агента по подоходному налогу). Для облегчения положения малых организаций в отдельных субъектах Российской Федерации (например, в г. Санкт-Петербург) предусмотрена бесплатная выдача юридическим лицам патентов на право применения упрощенной системы с последующей уплатой единого налога от фактически полученных доходов.
     
     Наконец, сокращение количества оформляемой первичной учетной документации, возможность работы без счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж, без Плана счетов, двойной записи, балансовой формы отчетности и без соблюдения иных требований, предусмотренных Положением о ведении бухгалтерского учета, заставляют всерьез задуматься о переходе на упрощенную систему.
     

     Целью настоящей статьи является рассмотрение и систематизация ответов на наиболее сложные вопросы, связанные с переходом юридических лиц на упрощенную систему.
     

Ограничения по применению упрощенной системы

     
     На упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут переходить только субъекты малого предпринимательства. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются исключительно коммерческие организации. Некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, даже при соблюдении всех нижепоименованных условий, к субъектам малого предпринимательства не относятся.
     
     При этом коммерческая организация должна удовлетворять следующим критериям:
     
     1) ограничения по уставному капиталу.
     
     В уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %; доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ);
     
     2) ограничения по видам организаций.
     
     Под действие упрощенной системы не подпадают:
     
     - организации, занятые производством подакцизной продукции;
     
     - организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
     
     - кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ).
     
     Не разрешается переход на упрощенную систему, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме выручки (п. 3 приказа Минфина России от 15.03.96 N 27 “О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ”).
     
     При решении вопроса о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности торговой организации, реализующей подакцизные товары (вино-водочные, табачные изделия и т.п.),  следует учитывать следующее.
     

     Согласно действующему законодательству упрощенную систему не могут использовать организации-производители подакцизной продукции. Торговые организации, реализующие подакцизные товары, а не производящие их, могут переходить на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в общем порядке (при условии соблюдения всех остальных ограничений);
     
     3) ограничения по размеру валовой выручки.
     
     В течение предшествующего года размер валовой выручки данного налогоплательщика не должен превышать 100 000 МРОТ на первый день квартала, в котором происходит подача заявления, - 8 349 000 рублей в новом масштабе цен (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ).
     

     Может ли перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности вновь созданная организация? Как рассчитывается показатель валовой выручки для организаций, проработавших менее года?

     
     Согласно последнему абзацу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы, считается субъектом упрощенной системы с того квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, должна определять размер валовой выручки с учетом продолжительности деятельности и соответствующим уменьшением предельного размера валовой выручки, предусмотренного законом (п. 2 письма Госналогслужбы России от 03.10.96 N 02-01-17).
     

     Что считать предшествующим годом при определении размера валовой выручки?

     
     Предшествующий год рассматривается как 4 полных квартала, предшествующих кварталу, в котором происходит подача заявления (см. письмо ГНИ по г. Санкт-Петербург от 31.07.98 N 02-05/9483).
     

     Как рассчитывается ограничение по совокупному размеру валовой выручки за предшествующий год для торговых, снабженческих, сбытовых организаций и организаций общественного питания?

     
     В качестве валовой выручки для таких организаций учитывается товарооборот (п. 3 приказа Минфина России от 15.03.96 N 27 о мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ);
     
     4) ограничения численности работающих.
     

     Действие упрощенной системы распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ).
     

     Что подразумевается под предельной численностью?

     
     Под термином “предельная численность” следует понимать среднюю численность работающих (включая филиалы и подразделения) за отчетный период, которая определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству и реально отработанного времени в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”  (в п. 1 письма Госналогслужбы России от 03.10.96 N 02-01-17 и п. 2 письма Департамента налоговой политики  Минфина России от 06.01.99 N 04-02-05/3 речь идет о среднесписочной численности, однако в вышеуказанном Законе упоминается именно средняя численность).
     
     Под отчетным периодом во время работы по упрощенной системе с учетом формулировки п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ следует понимать отчетный квартал. При переходе на упрощенную систему отчетным периодом для расчета средней численности может быть месяц, квартал, период с начала года или год, предшествующий тому, в котором производится подача заявления (период, традиционно применяемый при расчете средней численности в соответствии с документами Госкомстата России). Для вновь созданных организаций средняя численность будет определяться на дату подачи заявления (за период работы организации).
     

     Как рассчитывается средняя численность работников?

     
     При расчете средней численности с 1 января 1999 года необходимо руководствоваться Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121.
     
     Средняя численность работников представляет собой сумму трех составляющих:
     

     - среднесписочной численности работников;
     
     - средней численности внешних совместителей;
     
     - средней численности работников, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам.
     
     Первая составляющая (среднесписочная численность работников) определяется на основе данных о списочной численности, в которой учитываются как фактически работающие штатные работники, так и отсутствующие на работе по определенным причинам (по табелю учета использования рабочего времени). Работник, получающий в организации полторы или две ставки, или оформленный как внутренний совместитель, или выполняющий для организации дополнительно работы по гражданско-правовому договору, учитывается в списочной численности как один человек (целая единица). Установлен следующий порядок расчета среднесписочной численности за месяц:
     
     1) из списочного состава выделяются работники, работающие на условиях неполного рабочего времени (желательно вести отдельный табель). Средняя численность работающих на условиях неполного рабочего времени за месяц определяется путем деления общей суммы отработанных ими человеко-часов на продолжительность рабочего дня и на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце (иначе говоря, фактически отработанное число человеко-часов делится на норму рабочего времени за месяц для этих работников);
     
     2) определяется среднесписочная численность остальных работников за месяц путем суммирования списочной численности за каждый день месяца с 1 по 30 или 31 число, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней в месяце;
     
     3) средняя численность работающих на условиях неполного рабочего времени суммируется со среднесписочной численностью остальных работников.
     
     Вторая составляющая (средняя численность внешних совместителей) исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работающих на условиях неполного рабочего времени.
     
     Третья составляющая (средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам) определяется по методологии определения среднесписочной численности (путем суммирования численности работников за каждый календарный день действия договоров и деления полученной суммы на число календарных дней в месяце).
     
     Средняя численность работников за квартал определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три (число месяцев в квартале).
     

     Таким образом, учитывая отработанное время по трудовым договорам и не завышая сроки действия договоров гражданско-правового характера, организация-субъект малого предпринимательства имеет реальную возможность удерживать среднесписочную численность в пределах 15 человек.
     
     Пример: В организации работают 50 человек, вознаграждение по ведомости и другим платежным документам за работу, выполненную в истекшем месяце, получили 50 человек.
     
     При этом на полную ставку согласно штатному расписанию приняты 3 человека (директор, заместитель директора, бухгалтер).
     
     20 работников оформлены по трудовому договору на четверть ставки, в табелях учета рабочего времени у них отражается по 4 часа через день (в среднюю численность включается 5 человек).
     
     10 работников оформлены по трудовому договору на полставки (в среднюю численность включается еще 5 человек).
     
     17 человек выполняли разовые работы по договорам гражданско-правового характера (ремонт, мойка окон, погрузо-разгрузочные работы и т.п.), при этом срок действия каждого договора 1 календарный день (в среднюю численность включается 17 * 1 : 30 = 0,6 чел. Всего средняя численность работников за месяц составила 3 + 5 + 5 + 0,6 = 13,6 чел.
     

( Продолжение следует )