Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нормативное регулирование приема наличных денег без применения ККМ


Нормативное регулирование приема наличных денег без применения ККМ

     

Т. Войтова

     
     Основным нормативным документом, регулирующим порядок приема наличных денег от населения без применения контрольно-кассовых машин, является постановление Правительства РФ от 30.07.93 N 745 “Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин”, которое в настоящее время действует в редакции постановления Правительства РФ от 07.01.99 N 24 (далее по тексту - Постановление N 745).
     
     Наиболее распространенной формой приема наличных денег без использования контрольно-кассовых машин (далее по тексту - ККМ) является прием денег с выдачей бланков строгой отчетности. В соответствии с п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением N 745, право приема наличных денег без использования ККМ предоставлено организациям, предприятиям, учреждениям, их филиалам и другим обособленным подразделениям (в том числе физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
     
     Таким образом, перечень всех бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России за период с начала действия Постановления N 745 до настоящего времени, а также порядок заполнения этих бланков представляют определенный интерес.
     
     Общие требования к заполнению бланков строгой отчетности сформулированы в письме Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 “Об утверждении форм документов строгой отчетности” и в Методических указаниях по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности при выполнении бытовых услуг. Основные положения данного письма в части заполнения бланков строгой отчетности сводятся к следующему:
     
     - принадлежность услуг к бытовым определяется Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН). Следовательно, право на применение бланков строгой отчетности вместо использования ККМ должно определяться на основании данного Классификатора;
     

     - наличие квитанции установленного образца для соответствующего вида бытовых услуг не требует наличия контрольно-кассового аппарата;
     
     - вне зависимости от применяемой формы бланка в нем должны быть указаны, как минимум, следующие реквизиты:
     
     наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
     
     вид услуги (работы);
     
     цена услуги (работы);
     
     точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
     
     отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
     
     даты приема и исполнения заказа;
     
     гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
     
     другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
     
     должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ;
     
     - наличие контрольно-кассового аппарата не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции), если указанные реквизиты не печатаются на чеке ККМ. Некоторые виды бытовых услуг, выполняемые в присутствии заказчика, могут оформляться чеком с ККМ, где указаны только дата и сумма, полученная за заказ, без заполнения договора (квитанции) установленного образца.
     
     Помимо выдачи квитанции установленного образца и (или) кассового чека заказы могут оформляться также путем выдачи жетона или талона.
     
     При расчетах с населением за услуги и работы по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, ремонту и строительству жилищ, услуг по газификации, изготовлению и ремонту мебели и т.п. при наличии материальных затрат применяется форма бланка строгой отчетности БО-1 “Наряд-заказ”, “Квитанция”, “Копия квитанции”, который используется для оформления заказов как при предварительной, так и последующей формах оплаты и выписывается в 3-х экземплярах.
     
     В процессе выполнения заказа (услуги) первый и второй экземпляры заполняются под копирку и после окончания ремонта передаются приемщику. Данные из первого и второго экземпляров вносятся в третий экземпляр, по которому заказчик получает изделие из ремонта. Заполненный экземпляр вручается заказчику как подтверждение выполненного ремонта и использованных материалов (деталей). Кроме того, на втором экземпляре имеются специальные отрывные талоны, прикрепляемые на аппарат и шасси (компрессор, агрегат, электродвигатель, кузов и т.п.), заводские номера которых указываются в основной форме бланка в правой верхней зоне на двух нижних строках.
     

     Следует иметь в виду, что наряду с формой бланка при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств могут применяться бланки строгой отчетности БО-14 “Наряд-заказ”, “Копия наряд-заказа”, “Квитанция”, “Копия квитанции”. Применение этой формы не освобождает авторемонтное предприятие от применения ККМ.
     
     При оформлении заказов по изготовлению, крупному и среднему ремонту обуви применяется бланк строгой отчетности БО-2 “Наряд-заказ”, “Квитанция”, “Копия квитанции”, выписываемый приемщиком в трех экземплярах под копирку.
     
     Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и используется для начисления заработной платы. На этом же экземпляре имеются специальные талоны, которые приклеиваются к обуви для обеспечения сохранности. Второй экземпляр (квитанция) выдается заказчику. После выполнения услуги заказчик возвращает квитанцию и в случае неудовлетворительного выполнения заказа отрывает от нее специальный талон. Экземпляр используется для учета качества. Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки.
     
     Мелкий ремонт обуви, осуществляемый в присутствии заказчика, оформляется на бланке формы БО-9 “Кассовая ведомость приема выручки”, а заказчику выдается отрывная часть формы БО-11 (02) или чек ККМ.
     
     При оформлении заказов в фотоателье, при стирке белья, выдаче напрокат предметов почасового пользования, а также при всех видах ремонтных работ, не требующих за-трат материалов, используется форма БО-3 “Наряд-заказ”, “Квитанция”, “Копия квитанции”, выписываемая приемщиком в трех экземплярах под копирку и используемая как и форма БО-2.
     
     При оформлении заказов на услуги и работы при предварительной и последующей формах оплаты по индивидуальному пошиву, обновлению и ремонту одежды, вязке трикотажных изделий, изготовлению головных уборов, меховых изделий, гранитных памятников, ремонту и строительству жилья и т.д. используется форма БО-4 “Наряд-заказ”, “Квитанция”, выписываемая приемщиком в 2-х экземплярах под копирку. Первый экземпляр (наряд-заказ) состоит из трех частей: наряд-заказа, первого корешка квитанции и паспорта к заказу. Второй экземпляр (квитанция) включает четыре части: квитанцию, второй корешок квитанции, гарантийный талон, материальное требование к заказу. Паспорт к заказу отделяется от наряд-заказа и заполняется закройщиком (проектировщиком). Оформленный первый экземпляр корешка-квитанции отрывается от наряд-заказа и передается в кассу для регистрации в “Ведомости учета движения денежных средств и реализованных услуг”. После оформления платежей на основании наряд-заказа необходимо заполнить отрывной талон “Требование к заказу”, который вместе с наряд-заказом передается в производство и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей со склада. Получая готовые изделия, заказчик возвращает приемщику квитанцию, в которую вносятся изменения по заказу и стоимости. После этого приемщик заполняет второй корешок квитанции по строкам 3, 4, 6, отрывает его и передает в кассу для заполнения формы “Ведомость учета движения денежных средств и реализованных услуг” в момент реализации. Заказчику вместе с готовым изделием передается “Гарантийный талон” и предлагается оценить качество оказанной услуги.
     
     При оформлении заказов на услуги химической чистки, крашения и ремонтные работы, выполняемые предприятиями химчистки как при предварительной, так и последующей формах оплаты используется форма БО_5 “Наряд-заказ”, “Квитанция”, “Копия квитанции”, выписываемая приемщиком в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производство и является основанием для списания материальных ценностей и начисления заработной платы. Второй экземпляр (квитанция) передается заказчику для подтверждения заказа и его стоимости (при предварительной форме оплаты). При получении заказа заказчик возвращает квитанцию приемщику. Квитанция служит основанием для оценки качества оказания услуги (при неудовлетворительном выполнении заказа заказчик отрывает от квитанции специальный талон). Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки. При последующей форме оплаты данные об оплате заказа вносятся под копирку во все три экземпляра при оплате заказа. Затем копия квитанции передается в бухгалтерию предприятия по реестру и служит контрольным документом как по учету квитанций, так и по учету заказов.
     

     При оформлении выдачи напрокат предметов, а также получении денег за продление срока проката, ремонт, порчу предметов проката и т.д. используется форма БО-6 “Обязательство-квитанция”, “Копия обязательства-квитанции”, выписываемая в двух экземплярах. Первый экземпляр (обязательство-квитанция) направляется в картотеку салона, где хранится до возвращения предметов проката. Второй экземпляр (копия обязательства-квитанции) передается нанимателю для подтверждения переданных напрокат предметов, оплаты стоимости проката, а также контроля доплат и возвращается им в момент возврата предметов проката. На оборотной стороне этого экземпляра делаются отметки об уплате за продление срока, доплате за порчу предметов проката и их ремонт. В случае повторной или последующей доплаты выписывается приходный кассовый ордер, номер которого проставляется в правой верхней части оборотной стороны формы. Отрывной корешок обязательства-квитанции регистрируется в накопительной ведомости приема и сдачи выручки и вместе с ней передается в бухгалтерию. Выдача напрокат предметов почасового пользования оформляется кассовой ведомостью по форме БО-9 с выдачей заказчику чека ККМ или отрывной части формы БО-11 (02). Возможно также использование формы БО-3, в зависимости от массовости услуги и места нахождения прокатного пункта.
     
     Для оформления услуг ломбардов при выдаче ссуды под залог вещей и драгоценностей применяется форма БО-7 “Залоговый билет”, “Копия залогового билета”, “Опись вещей”, выписываемая контролером в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр (залоговый билет) вручается залогодателю при сдаче вещей (драгоценностей) в залог и получении ссуды и возвращается им при погашении полученной ссуды в обмен на вещи (драгоценности). Второй экземпляр (копия залогового билета) после заполнения в нем ордера в кассу, который служит основанием для кассира на выдачу ссуды залогодателю, используется для составления регистров аналитического бухгалтерского учета. Третий экземпляр (опись вещей) хранится вместе с вещами (драгоценностями) в кладовой до момента их выкупа залогодателем. При поступлении талона кладовщик находит вещи (драгоценности), выносит их контролеру на выдаче, который расписывается на контрольном талоне в получении вещей. Контрольный талон возвращается кладовщику и хранится у него в течение трех лет.
     
     Для оформления услуг ломбардов при приеме вещей и драгоценностей на хранение используется форма БО-8 “Сохранная квитанция”, “Копия сохранной квитанции”, “Опись вещей”, выписываемая контролером в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр (сохранная квитанция) выдается сдатчику при приеме вещей (драгоценностей) на хранение, внизу сохранной квитанции делается расчет платы за хранение, вносимой сдатчиком в кассу в момент оформления хранения. Сохранная квитанция возвращается сдатчиком ломбарду при выкупе вещей (драгоценностей) с хранения. Второй экземпляр (копия сохранной квитанции) после заполнения в нем ордера в кассу, который является основанием для получения со сдатчика платы за хранение в момент приема вещей, используется бухгалтерией для составления регистров аналитического учета. Третий экземпляр (опись вещей) хранится вместе с вещами (драгоценностями) в кладовой до момента выдачи с ответственного хранения. При поступлении талона в кладовую кладовщик находит вещи и выносит их контролеру на выдаче. Контрольный талон хранится у кладовщика в течение трех лет.
     

     Для оформления срочного и мелкого ремонта в присутствии заказчика, а также при выполнении фоторабот при договорной форме организации и стимулирования труда применяется форма БО-9 “Кассовая ведомость приема выручки”, “Копия кассовой ведомости приема выручки”. При использовании этой формы заказчику должен быть выдан чек ККМ или отрывная часть формы БО-11 (02). При этом в графе формы БО-9 “Номер жетона” проставляется номер кассового чека или номер формы БО-11 (02). Ведомость служит основанием для составления материального отчета на списание реализованных изделий, израсходованных материалов и начисления заработной платы. Форма БО-9 может быть также использована при проведении мелкого ремонта обуви, производимого в присутствии заказчика.
     
     При оформлении индивидуальных заказов на ремонт и изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней применяется форма БО-10 ДМ “Наряд-заказ”, “Квитанция”, “Копия квитанции”, заполняемая приемщиком в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и является основанием для начисления заработной платы и списания материалов. Второй экземпляр (квитанция) выдается на руки заказчику и служит основанием для получения готового изделия и оценки качества. Третий экземпляр (копия квитанции) прилагается к кассовому отчету для учета выручки. Кроме того, на этом экземпляре имеется гарантийный талон, который вручается заказчику.
     
     Для учета услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов применяется форма БО-11 (01) “Листок учета выработки”, “Талон”. Листки учета выработки заполняются мастером ежедневно и используются для контроля за поступлением выручки, начисления заработной платы исполнителям и списания израсходованных материалов. Кассир проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается в соответствующей графе. Листки учета выработки ежедневно регистрируются в “Отчете кассира”. При работе без кассового аппарата применение талона БО-11 (02) обязательно. Отрывная часть талона отдается клиенту, а данные всех использованных за смену талонов записываются в листок учета выработки мастера БО-11 (01) в графу “Номер позиции по прейскуранту”. В эту же графу заносится номер кассового чека при применении ККМ. При наличии ККМ форма БО-11 (02) не требуется.
     
     Широко используются бланки строгой отчетности при расчетах наличными деньгами предприятиями связи. Письмами Минфина России от 29.11.93 N 16-16-84 и от 22.02.94 N 16-36 утверждены следующие формы:
     

     - форма N ТГ-2 - квитанция о приеме телеграммы;
     
     - форма N 47 - квитанция при оплате прочих услуг связи;
     
     - форма N 1 - квитанция при приемке отправлений наложенным платежом с объявленной ценностью;
     
     - тетрадь N 00142 - для записи принимаемых переводов;
     
     - форма N МТФ-4 - при расчетах за междугородные переговоры;
     
     - акт-квитанция (форма) N ТФ-2/22 - при приеме денег за выполненные работы по ремонту телефонных аппаратов;
     
     - форма N МТФ-2 - при приеме денег за наличный расчет за междугородный телефонный разговор с переговорного пункта.
     
     В общественном питании используются следующие бланки строгой отчетности, утвержденные письмом Минфина России от 20.12.93 N 16-31:
     
     - абонементная книжка для расчетов за питание учащихся между школой и столовой. Посредством этой книжки могут предоставляться услуги по обеспечению питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
     
     - счет (официанта в ресторанах и других аналогичных предприятиях общественного питания). Хотя данная форма и является бланком строгой отчетности, без ККМ не применяется - сумма счета должна соответствовать чекам, пробитым официантом через контрольно-кассовую машину;
     
     - абонемент на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении.
     
     В муниципальном хозяйстве применяется квитанция за парковку автомобилей, утвержденная письмом Минфина России от 24.02.94 N 16-38.
     
     На предприятиях Центросоюза РФ используются формы, утвержденные письмом Минфина России от 24.02.94 N 16-39:
     
     - документы (квитанции) на прием выручки от продавца - форма N 031;
     
     - ведомость принятой выручки от продавца - форма N 032;
     
     - приходный кассовый ордер - форма N КО-1;
     
     - расходный кассовый ордер - форма N КО-2.
     
     Только в Центре реабилитации неслышащих применяется бланк, утвержденный письмом Минфина России от 24.02.94 N 16-40, под названием “Квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту слуховых аппаратов”.
     
     В сбытовых организациях Минтопэнерго России используется форма N 5-ТС, утвержденная письмом Минфина России от 21.03.94 N 16-49, под названием “Квитанция на оплату и отпуск топлива, товаров, услуг населению”.
     

     Организациями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью используются следующие формы, утвержденные письмом Минфина России от 16.06.94 N 16-30-6:
     
     - квитанция на получение страхового взноса;
     
     - квитанция о приеме платежа по имущественным видам страхования;
     
     - квитанция о приеме взносов (платежей) по долгосрочным видам страхования - форма N 212.
     
     Предприятиями Минтранспорта России используются квитанции, утвержденные письмом Минфина России от 16.06.94 N 16-30-64:
     
     - квитанция разных сборов;
     
     - заказ-квитанция.
     
     Организациями Российской Ассоциации социального туризма используются два вида туристских путевок, утвержденные письмом Минфина России от 16.06.94 N 16-30-65. При оказании услуг по международному туризму применяется форма N ТУР-1, утвержденная письмом Минфина России от 26.03.96 N 16-00-30-19.
     
     В организациях лесного хозяйства для расчетов с населением используются следующие формы:
     
     - квитанция, выдаваемая заказчику, форма которой утверждена письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35;
     
     - путевка на право охоты и рыбной ловли, форма которой утверждена письмом Минфина России от 14.04.95 N 16-00-30-30.
     
     Организациями ветеринарной службы могут применяются при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ как бланки строгой отчетности квитанции, утвержденные письмом Минфина России от 26.05.95 N 16-00-30-46:
     
     - форма N 1 вет-фин - для оплаты ветеринарных услуг;
     
     - форма N 2 вет-фин - для оплаты вет-экспертизы.
     
     Организациями и учреждениями Минкультуры России используется квитанция, выдаваемая заказчику, форма которой утверждена письмом Минфина России от 10.05.95 N 16-00-30-37.
     
     Судебно-экспертными учреждениями Минюста России заказчику выдается квитанция по форме, утвержденной письмом Минфина России от 11.05.95 N 16-00-30-38.
     
     Организации и учреждения Минздрава России применяют при расчетах с заказчиками квитанцию по форме, утвержденной письмом Минфина России от 11.05.95 N 16-00-30-39.
     
     Организации и учреждения Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ используют при расчетах с заказчиками квитанцию по форме, утвержденной письмом Минфина России от 11.05.95 N 16-00-30-40.
     

     Организации и учреждения Госкомстата России применяют квитанцию по форме, утвержденной письмом Минфина России от 11.05.95 N 16-00-30-41.
     
     При выполнении работ и оказании услуг организациями и учреждениями Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России могут использоваться квитанции по форме, утвержденной письмом Минфина России от 25.05.95 N 16-00-30-45.
     
     Письмами от 29.05.98 N 16-00-27-23 и от 08.07.98 N 16-00-27-34 Минфин России утвердил в качестве бланков строгой отчетности формы перевозочных документов, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения ККМ на воздушном и железнодорожном транспорте. Статус письма от 29.05.98 в отношении форм, подлежащих использованию на воздушном транспорте, в настоящее время не ясен - действие письма по этим видам перевозок было ограничено датой 1 января 1999 года. В настоящее время новые формы не утверждены.
     
     На железнодорожном транспорте используются следующие формы перевозочных документов:
     
     - квитанция разных сборов (форма РС-97);
     
     - квитанция разных сборов (форма РС-97м);
     
     - штрафная квитанция (форма ЛУ-10);
     
     - проездной документ на одно лицо (форма ЛУ-111д);
     
     - проездной документ на группу лиц (форма ЛУ-111дг);
     
     - льготный проездной документ на одно лицо (форма ЛУ-111дл);
     
     - льготный проездной документ на группу лиц (форма ЛУ-111дс);
     
     - детский проездной документ на одно лицо (форма ЛУ-111дд);
     
     - детский льготный проездной документ на одно лицо (форма ЛУ-111длд);
     
     - пригородный билет для группового и льготного проезда (форма ЛУ-97п);
     
     - пригородный билет для группового и льготного проезда (форма ЛУ-97пг);
     
     - абонементный билет (форма ЛУ-97па).
     
     При оказании услуг по кино- и видеопоказу используются билеты, которые также являются бланками строгой отчетности. Реквизиты билетов, порядок их изготовления, хранения и регистрации как бланков строгой отчетности установлен Инструкцией “О едином порядке ведения билетного хозяйства киновидеозрелищными предприятиями, осуществляющими платную публичную демонстрацию кино- и видеофильмов на территории Российской Федерации”, утвержденной 30.08.94 Госкино России по согласованию с Минфином России.
     
     Письмом МНС России от 07.04.99 N ВГ-6-16/222 доведены новые формы бланков строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ, утвержденные Минфином России 12.03.99 письмами NN 16-00-24-31 и 16-00-24-33:
     

     - входной билет для передвижного уличного туалета формы по ОКУД N 790033;
     
     - для оформления расчетов за железнодорожные услуги с населением МПС России;
     
     проездной билет АСУ “Экспресс”;
     
     багажная квитанция (форма ЛУ-12бр);
     
     катушечный билет основной для оформления проезда в поездах пригородного сообщения (форма ЛУ-97пко);
     
     катушечный билет дополнительный для оформления проезда в поездах пригородного сообщения (форма ЛУ-97пкд);
     
     форма чека по ОКУД N 0700003 для организаций, предприятий, учреждений, их филиалов, обособленных подразделений, действующего в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации.
     
     Кроме того, расчеты наличными деньгами без применения ККМ могут осуществляться в следующих случаях:
     
     - при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 %, а ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
     
     - при продаже ценных бумаг;
     
     - при продаже лотерейных билетов;
     
     - при продаже проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси);
     
     - при организации торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
     
     - при осуществлении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур);
     
     - при осуществлении предпринимательской деятельности в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
     

     - при реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний религиозными объединениями (организациями), зарегистрированными в порядке, установленном законом;
     
     - при реализации учреждениями почтовой связи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи;
     
     - при расчетах, производимых в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Порядок использования таких квитанций должен быть отдельно установлен МНС России. В настоящее время документы, регулирующие применение этого пункта, не утверждены.