Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реструктуризации кредиторской задолженности


О реструктуризации кредиторской задолженности

     

Н.М. Вараксина,
государственный советник
налоговой службы III ранга

С.Е. Кован,
к.т.н., советник Российской Федерации 2 класса

     
     Состояние российской экономики      иначе как кризисным не назовешь. Кризис неплатежей, бюджетный кризис, финансовый кризис - все это стороны одного явления. Сначала были неплатежи предприятий друг другу, потом начались задержки зарплаты своим работникам и, наконец, неуплата обязательных платежей бюджету и внебюджетным фондам. Растет внешний и внутренний долг государства.
     
     Уровень поступлений налоговых платежей за 1998 год составил 74,6 %.
     
     Общий размер задолженности в бюджетную систему страны по налоговым платежам вырос за год более чем в полтора раза. Удельный вес задолженности в федеральный бюджет составляет 62 %, а в бюджет территорий - 38 %.
     
     Прирост задолженности в федеральный бюджет произошел в прошедшем году в основном за счет роста недоимки. Отсроченные платежи увеличились за этот период на 27 %.
     
     Налоговые органы применяют следующие предусмотренные законодательством меры по взысканию недоимки по налогам и сборам в бюджет Российской Федерации:
     
     1) взыскание недоимки с расчетных счетов.
     
     По инкассовым распоряжениям со счетов предприятий-должников (кроме валютного) за 1998 год взыскано в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” 14,2 % от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет. Эффективность взыскания задолженности со счетов налогоплательщиков (кроме валютного) составила 3,9 %;
     
     2) взыскание недоимки с текущих валютных счетов.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” с валютных счетов организаций-должников в погашение недоимки за 1998 год поступило 0,6 млрд руб. Эффективность взыскания с валютных счетов составила 1,0 %;
     
     3) обращение взыскания недоимки на имущество.
     

     Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, налоговые органы направляли предприятиям требования о погашении недоимки с указанием сроков погашения задолженности и предупреждением об обращении взыскания на имущество. Поступления от недоимщиков, внесенные ими после получения от налоговых инспекций упомянутых требований, составили 66,8 % от общей суммы недоимки, погашенной за 1998 год.
     
     Налоговые органы выносили в 1998 году постановления об обращении взыскания на имущество организаций-недоимщиков и передавали их в налоговую полицию для принятия решений об аресте имущества.
     
     На основе указанных постановлений органы налоговой полиции арестовали имущество этих организаций на 29,6 % от суммы вынесенных госналогинспекциями постановлений.
     
     После получения организациями-должниками от органов ФСНП России решений об административном аресте имущества налогоплательщики добровольно погасили 13 % всей суммы задолженности.
     
     За счет реализации арестованного имущества погашена задолженность на 2,5 % от суммы арестованного имущества налогоплательщиков-должников;
     
     4) изъятие наличных денежных средств.
     
     В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” налоговые органы изъяли за 1998 год наличных денежных средств в погашение недоимки 3,1 % от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет.
     
     Эффективность принимаемых мер по принудительному взысканию задолженности составила 38,5 %.
     
     По состоянию на 1 января 1999 года на долю недоимки приходится 93,1 %, а доля отсроченных (рассроченных) в установленном порядке платежей составляет 6,9 %.
     
     При погашении недоимки большое значение имеет индивидуальная работа с крупными налогоплательщиками.
     
     Анализ результатов поступлений налоговых платежей по 7184 организациям показал, что за 1998 год уровень внесения текущих платежей составил 70,5 %.
     

     Из общей суммы задолженности по налоговым платежам крупнейших налогоплательщиков на долю недоимки приходится 91,5 % и на долю отсроченных в установленном порядке платежей - 8,5 %.
     
     Мониторинг крупных налогоплательщиков федеральному бюджету по состоянию на 1 января 1999 года выявил, что на долю 7184 организаций приходится:
     
     - 60,8 % поступлений платежей федеральному бюджету (с учетом поступлений по штрафам и пеням);
     
     - 64,4 % от суммы задолженности федеральному бюджету по налоговым платежам;
     
     - 69,2 % от суммы задолженности федеральному бюджету по уплате пени;
     
     - 53,9 % от суммы задолженности федеральному бюджету по уплате штрафов;
     
     - 64,2 % совокупного долга федеральному бюджету по налоговым платежам с учетом штрафных санкций и пени.
     
     В результате работы налоговых органов с крупными налогоплательщиками в 1998 году в уплату долгов по налоговым платежам поступило в федеральный бюджет 37,6 % от суммы данных поступлений.
     
     При этом по инкассовым распоряжениям со счетов предприятий-должников (кроме валютного) взыскано 13,4 % от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет. Эффективность взыскания задолженности со счетов налогоплательщиков (кроме валютного) составила 3,9 %.
     
     За 1998 год в погашение задолженности с валютных счетов организаций-должников поступило 0,5 млрд руб., эффективность взыскания с валютных счетов составила 1,1 %.
     
     Анализ приведенных данных свидетельствует о необходимости применения к налогоплательщикам всего комплекса мер по взысканию задолженности по налоговым платежам, что позволит бюджету получить более 40 % от суммы задолженности.
     
     Погашение задолженности является одним из основных резервов роста налоговых поступлений. За 1998 год поступления в федеральный бюджет за счет погашения задолженности увеличились на 38 % (в 1997 году - 26 %).
     
     Задолженность в федеральный бюджет по четырем регулирующим налогам составляет 98 %. При этом на задолженность по НДС приходится 70 % общей задолженности в федеральный бюджет, по налогу на прибыль (доходы) - около 13 %, по акцизам - почти 10 %, на задолженность по платежам за пользование природными ресурсами приходится более 6 %.
     
     По состоянию на 1 января 1999 года почти половина всей суммы задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет приходится на одиннадцать субъектов Российской Федерации: Московскую область - 6,8 % от общей задолженности, Кемеровскую область - 5,4 %, Ханты-Мансийский АО - 5,2 %, Самарскую область - 5,1 %, г. Москву - 5,1 %, Свердловскую область и Ямало-Ненецкий АО - по 4,6 %, Нижегородскую область - 3,5 %, Челябинскую область и Красноярский край - по 2,9 %, Республику Башкортостан - 2,8 %. В 1997 году на долю указанных регионов приходилось около 48 % всей задолженности в федеральный бюджет.
     

     Рост задолженности в 2 и более раза произошел в 20 регионах (в том числе в Московской области - в 4,6 раза, Республике Мордовия - в 3 раза, Республике Алтай - в 3,5 раза). Меньше чем на треть выросла задолженность в 5 регионах (Республика Ингушетия, Оренбургская и Магаданская области, Таймырский и Эвенкийский автономные округа). И только в Ненецком АО отмечается снижение задолженности в федеральный бюджет.
     
     Как уже отмечалось, задолженность по налоговым платежам в бюджеты территорий растет более медленными темпами, чем в федеральный бюджет. На размеры задолженности на начало 1999 года значительное влияние оказало ее снижение в декабре 1998 года, когда задолженность в бюджеты территорий снизилась на 16,9 %, в том числе недоимка - на 17,0 %, отсроченные платежи - на 16,3 %.
     
     Следует отметить, что долги по обязательным платежам имеют крупнейшие системообразующие предприятия, бывшие флагманы советской экономики.
     
     Назрела острая необходимость инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать “новую жизнь”, имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим развитие. Поэтому целесообразно как можно быстрее реструктуризировать кредиторскую задолженность между предприятием и бюджетом.
     
     Реструктуризация задолженности юридических лиц между предприятиями и бюджетом проводилась в 1997-1998 годах в соответствии с законами о бюджете, которые имеют срок действия, ограниченный рамками календарного года.
     
     Реструктуризации задолженности организаций в 1997 году осуществлялась в соответствии со ст. 69 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год”. Во исполнение данной статьи было издано постановление Правительства РФ от 05.03.97 N 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”.
     
     Предприятиям и организациям предоставлялось право реструктуризировать свою задолженность по платежам в федеральный бюджет, накопленную к 1 января 1997 года, под залог ценных бумаг - при выпуске акций сроком на 5 лет и облигаций сроком на 2 года. Отсрочка по погашению задолженности по штрафам и пени предоставлялась без уплаты процентов и сроком на 10 лет.
     
     Провести реструктуризацию задолженности могли предприятия:
     

     - обладавшие правом на выпуск и публичное размещение ценных бумаг;
     
     - уплачивавшие текущие налоговые платежи в полном объеме;
     
     - в отношении которых арбитражным судом не возбуждались дела о несостоятельности (банкротстве).
     
     Организации-недоимщики должны были подать заявки на реструктуризацию до 1 июля 1997 года.
     
     Правилами реструктуризации в 1997 году не предусматривалось осуществление реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. Был установлен слишком жесткий срок подачи заявлений на реструктуризацию. Для устранения указанных недостатков ФСДН России совместно с Госналогслужбой России и Минфином России представила в Правительство РФ проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 05.03.97 N 254.
     
     Однако решение о внесении указанных изменений и дополнений в постановление принято не было.
     
     В 1997 году были рассмотрены документы и дано положительное заключение о реструктуризации задолженности 19 организаций - крупнейших налогоплательщиков, но Правительство РФ приняло решение только в отношении шести крупнейших организаций:
     
     АО “Юганскнефтегаз”- путем выпуска облигаций в обеспечение основного долга в сумме 1715,3 млрд руб.;
     
     АО “Самаранефтегаз” - путем выпуска облигаций в обеспечение основного долга в сумме 382,4 млрд руб.;
     
     АО “АвтоВАЗ” - путем выпуска акций в обеспечение погашения задолженности по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года в сумме 2855,2 млрд руб., а также по платежам в областной и местный бюджеты по состоянию на 1 октября в сумме 1793,7 млрд руб. - всего на сумму 4648,9 млрд руб.;
     
     АО “Норильский горнометаллургический комбинат им. А.П. Завенягина”, ЗАО “Междуречье” - путем выпуска обыкновенных акций в обеспечение основного долга в сумме 61,7 млрд руб.;
     
     АО “Ноябрьскнефтегаз” - путем выпуска облигаций в обеспечение погашения основного долга в сумме 914,1 млрд руб.
     
     За счет осуществления мер по реструктуризации задолженности в федеральный бюджет в 1997 году поступило:
     

     - 105 млн руб. за счет средств, внесенных акционерными обществами “Юганскнефтегаз” и “Самаранефтегаз” в федеральный бюджет до регистрации проспекта эмиссии облигаций (5 % от суммы основного долга);
     
     - 1281 млн руб. за счет продажи облигаций “Юганскнефтегаз” и “Самаранефтегаз”. Поступившая сумма составляет 64 % от суммы реструктуризируемого долга этих организаций.
     
     Кроме того, за счет увеличения поступлений текущих платежей шести организаций до принятия решения Правительством РФ о реструктуризации их задолженности в федеральный бюджет поступило около 5,5 млрд руб.
     
     Итого за счет осуществления мер по реструктуризации задолженности в 1997 году и начале 1998 года в федеральный бюджет поступило около 6,9 млн руб. (в ценах 1998 года).
     
     В 1998 году механизм реструктуризации задолженности был определен постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом” и предусматривал:
     
     - возможность реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами всех уровней по состоянию на 1 января 1998 года;
     
     - децентрализацию принятия решения о реструктуризации задолженности;
     
     - расширение списка предоставляемого организациями-недоимщиками обеспечения.
     
     В нормативных правовых документах, регламентирующих проведение реструктуризации задолженности в 1998 году, не нашло отражения решение следующих вопросов:
     
     отсутствуют нормы, регулирующие процесс реструктуризации задолженности в государственные внебюджетные фонды;
     
     не урегулированы вопросы, связанные с хранением залога в течение срока реструктуризации;
     
     отсутствует практическая возможность предоставления обеспечения для организаций, находящихся в государственной собственности (допускается только банковская гарантия);
     
     нет механизма урегулирования взаимной задолженности бюджета и организаций бюджетополучателей.
     
     Кроме того, до получения решения о реструктуризации задолженности организации должны потратить значительные средства на подготовку процедуры реструктуризации (оплата оценки обеспечения, нотариального заверения договора залога).
     
     Отсутствие регламентации этих и других вопросов привело к разработке в 1997 и 1998 годах нормативных правовых актов об особенностях реструктуризации задолженности организаций отдельных отраслей экономики (МПС, угольной промышленности, сельского хозяйства и др.).
     

     Рассмотрим более подробно причины неэффективности механизма реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом.
     
     1. Основные правила проведения реструктуризации устанавливаются документом временного действия (федеральным законом о федеральном бюджете) и меняются каждый год. Процедура возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) организаций, не подавших заявление о реструктуризации задолженности, не является действенной, так как массовое банкротство невозможно. Поэтому большинство предприятий не подают заявления о реструктуризации, ожидая более льготных условий в следующем году.
     
     2. Между датой, фиксирующей задолженность, подлежащую реструктуризации, и реальным началом реструктуризации проходит много времени. Так, в 1997 году Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год” принят Государственной Думой 24 января 1997 года, постановление Правительства РФ N 254 подписано 5 марта. Рассмотрение вопроса реструктуризации задолженности конкретных организаций было начато только в июле 1997 года. Первые решения Правительства РФ о реструктуризации подписаны в августе 1997 года. В 1998 году Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год” принят Государственной Думой 4 марта, постановление Правительства РФ N 395 издано 14 апреля, первые заявления от организаций поступили только в мае 1998 года. В результате остается неурегулированным вопрос о задолженности, накопленной после 1 января текущего года до момента реального начала реструктуризации.
     
     3. Требование предоставления организациями обеспечения затягивает процесс реструктуризации и не дает должных гарантий выполнения договорных условий, так как в качестве обеспечения в основном предоставляется низколиквидное имущество, реализация которого в случае нарушения условий реструктуризации не принесет доходов в федеральный бюджет.
     

( Продолжение следует )