Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении механизма зачетов и расчетов в 1998 и 1999 годах


О применении механизма зачетов и расчетов в 1998 и 1999 годах

     

В.Н. Нестеркин

     
     Проблема обеспечения поступлений      доходов в бюджеты всех уровней      приобрела в настоящее время не только экономическое, но и политическое значение и неразрывно связана с общей экономической ситуацией в стране.
     
     Фактором, сдерживающим рост промышленного производства, остается нехватка оборотных средств, в том числе из-за кризиса платежных отношений и вследствие высокого объема бартерных операций. Как показывают экономические расчеты многочисленных экспертов и аналитиков, сделанные на основании бухгалтерских балансов, лишь треть продукции в промышленности оплачивается “живыми” деньгами.
     
     Кроме того, в качестве одной из основных причин неплатежей всегда называлась система взаиморасчетов между предприятиями без поступления средств на расчетные счета, которая не только создает проблемы с поступлением налогов в бюджет, но и резко ухудшает финансовое положение самих предприятий.
     
     Произошедшее в феврале и марте 1998 года увеличение налоговых поступлений “живыми деньгами” по сравнению с соответствующим периодом 1997 года было связано, в первую очередь, с отменой с 1 января 1998 года всех зачетов, в связи с чем налогоплательщики были вынуждены осуществлять налоговые платежи “живыми деньгами”.
     
     Иностранные и российские эксперты неоднократно высказывались за прекращение любых неденежных форм зачетов, что и было сделано после принятия Указа Президента Российской Федерации от 07.11.97 N 1173 “О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет”.
     
     Итак, в целях мобилизации кассовых поступлений налоговых платежей от организаций в федеральный бюджет и повышения налоговой дисциплины Правительству РФ начиная с 1 января 1998 года запрещено проводить любые формы зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в федеральный бюджет и по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг, включая денежные зачеты, а также расчеты с организациями - налогоплательщиками, предполагающие целевое использование средств федерального бюджета на погашение налоговой недоимки.
     
     Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять до 31 декабря 1997 года меры по исполнению получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации обязательств по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг за счет средств указанных бюджетов в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880 “Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год”, имея в виду прекращение с 1 января 1998 года любых форм зачетов при исполнении соответствующих бюджетов и использовании средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
     

     Признавая правомерность такой постановки вопроса, нельзя не сделать вывод о том, что одной из основных причин образования задолженности перед бюджетами всех уровней у юридических лиц является задолженность государства за поставленную по государственному заказу продукцию и оказанные услуги, а также за топливно-энергетические ресурсы и энергоносители.
     
     Именно с названных позиций анализ кредиторской задолженности нашел свое отражение в законодательной норме, определенной ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” и предусматривающей списание с предприятий и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа (работ) имеющейся по состоянию на 1 января 1998 года задолженности по платежам в федеральный бюджет в сумме средств, недополученных из федерального бюджета в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ), включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, с одновременным списанием задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям-исполнителям государственного оборонного заказа (работ) на указанную сумму.
     
     При этом названной статьей рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять аналогичные решения в части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Объемы кредиторской задолженности, которые предполагалось погасить в рамках указанной нормы, были определены постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 600 “Об утверждении Программы экономии государственных расходов”.
     
     На основе проведенной полной инвентаризации кредиторской задолженности по данным годовых отчетов и специальной отчетности по кредиторской задолженности за 1997 год  ее окончательный объем на 1 января 1998 года по расходам федеральных органов исполнительной власти, организаций, находящихся в их ведении, иных получателей средств федерального бюджета, утвержденных Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”, составил 47,3 млрд рублей.
     
     Принципиально важно при этом отметить, что в состав кредиторской задолженности, подлежащей погашению, не была включена кредиторская задолженность, возникшая по следующим трем основаниям, а именно:
     

     - по причине осуществления несанкционированных федеральным бюджетом на 1997 год расходов, превысивших уровень законодательно утвержденных плановых назначений;
     
     - переходящие на 1998 год выплаты заработной платы, денежного довольствия, компенсационных и иных выплат и пособий, как полностью обеспеченные в приоритетном порядке соответствующими ассигнованиями утвержденного бюджета 1997 года;
     
     - по причине неотражения в годовых отчетах за 1997 год  расходов федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, а также расходов, не подтвержденных соответствующими договорами и актами сверки взаиморасчетов за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
     
     После установления объема задолженности, принимаемой к погашению, были определены и источники ее погашения:
     
     - в размере 2 млрд рублей - за счет сокращения и минимизации дебиторской задолженности и исключения в последующем возможности отвлечения средств на эти цели;
     
     - в размере 4,4 млрд рублей - за счет остатков внебюджетных средств на счетах получателей средств федерального бюджета, с учетом их возможного поступления в течение 1998 года;
     
     - в размере 12,6 млрд рублей - за счет части средств текущего финансирования в пределах утвержденных на 1998 год лимитов бюджетных обязательств для погашения переходящей кредиторской задолженности, части кредиторской задолженности по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы, а также средств по денежным выплатам населению, отвлеченных бюджетополучателями на другие цели;
     
     - в размере 1,8 млрд рублей - за счет средств от экономии расходов и дополнительных доходов от использования федерального имущества;
     
     - в размере 0,12 млрд рублей - за счет привлечения средств бюджетов других уровней по финансированию деятельности учреждений и организаций, выполняющих работы в интересах отдельных регионов.
     
     Объем кредиторской задолженности в сумме 26,4 млрд рублей предусматривалось погасить в рамках проведения реструктуризации и списания задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам.
     
     Кроме того, Правительство РФ в октябре 1998 года согласилось с предложениями Минтопэнерго России и Минфина России о финансировании расходов на содержание объектов социальной сферы и жилищного фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления в 1996-1998 годах, в размере 7 млрд рублей, в том числе с целью выполнения обязательств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по расчетам с организациями топливно-энергетического комплекса за поставленные топливно-энергетические ресурсы (см. распоряжение Правительства РФ от 03.10.98 N 1424-р).
     

     В целях реализации положений ст. 24 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” Минфин России по согласованию с Госналогслужбой России утвердил Правила целевого финансирования расходов государственных заказчиков по погашению задолженности предприятиям (организациям) по оплате за произведенные и поставленные в рамках государственного оборонного заказа вооружение, военную и специальную технику, а также выполненные военные НИОКРы, сложившейся по состоянию на 1 января 1998 года, которые были утверждены в августе 1998 года приказом Минфина России.
     
     Названными Правилами были урегулированы вопросы исполнения расчетов по целевому финансированию вышеуказанных расходов, распространяющиеся на финансовые обязательства государственных заказчиков перед предприятиями (организациями), являющимися согласно Федеральному закону от 27.12.95 N 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа и заключившими в установленном порядке государственные контракты.
     
     При этом данными Правилами были четко разграничены участники расчетов, к которым не относились:
     
     - предприятия (организации)-исполнители оборонного заказа, не имеющие государственных контрактов с государственными заказчиками;
     
     - головные исполнители, не имеющие задолженности по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 года;
     
     - предприятия (организации), получившие согласно ранее заключенным договорам переуступку права требования к государственным заказчикам по погашению задолженности.
     
     Схема реализации названных Правил предусматривала следующие основные этапы:
     
     1. Государственные заказчики (иными словами, федеральные органы исполнительной власти - бюджетополучатели, учтенные в Перечне, утвержденном вышеназванным приказом Минфина России) представляют в Госналогслужбу России сгруппированные в разрезе субъектов Российской Федерации перечни головных исполнителей заказа, которым не были оплачены произведенные ими работы по состоянию на 1 января 1998 года. Одновременно в Минфин России представляются копии указанных перечней.
     
     2. Госналогслужба России проверяет и подтверждает суммы наличия задолженности по платежам в федеральный бюджет в части налога на прибыль, сложившейся помесячно на каждую, начиная с 1 января 1998 года, отчетную дату.
     

     Аналогично подтверждаются суммы задолженности по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации (закрытые административно-территориальные образования) в части налога на прибыль, а также НДС с распределением причитающихся сумм по уровням бюджетной системы исходя из законодательно установленных нормативов.
     
     3. Государственные заказчики формируют реестры головных исполнителей с учетом данных Госналогслужбы России и представляют их в Минфин России.
     
     4. Минфин России направляет реестры целевого финансирования расходов в территориальные органы федерального казначейства, которые, в свою очередь, сообщают головным исполнителям, указанным в реестрах, о необходимости открытия ими в территориальном органе федерального казначейства лицевых счетов распорядителей ассигнований согласно Временной инструкции Минфина России от 09.10.96 N 3-Е1-6/50 “О порядке ведения лицевых счетов распорядителей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета через территориальные органы федерального казначейства”.
     
     5. После оформления головными исполнителями платежных документов на списание средств с лицевых счетов территориальный орган федерального казначейства направляет заявку по установленной форме в Главное управление федерального казначейства Минфина России на подкрепление необходимой суммы денежных средств в пределах доведенного реестра целевого финансирования расходов, для дальнейшего их перевода на счета территориального органа федерального казначейства с последующим зачислением на открытые лицевые счета головных исполнителей и  их списанием в течение одного рабочего дня.
     
     6. По завершении всех операций территориальный орган федерального казначейства в двухдневный срок направляет в налоговый орган по месту учета головных исполнителей копию платежного документа о зачислении денежных средств в доход федерального бюджета. Одновременно в Главное управление федерального казначейства Минфина России  сообщается о проведении этой операции и о закрытии лицевых счетов.
     
     Минфин России, в свою очередь, уведомляет государственных заказчиков и Госналогслужбу России о проведенных расчетах и отражает их в отчетности по исполнению доходов и расходов федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации при проведении операций по урегулированию соответствующих межбюджетных отношений.
     
     Особо следует отметить, что к погашению недоимки принималась подтвержденная и согласованная в установленном порядке территориальным налоговым органом Госналогслужбы России и территориальным органом федерального казначейства наименьшая сумма недоимки по налогу на прибыль, а также по налогу на добавленную стоимость, сложившаяся помесячно на каждую, начиная с 1 января 1998 года, отчетную дату, но не более суммы задолженности государственного заказчика головному исполнителю.
     

     Данная схема зачета рассматривалась впоследствии как проведение зачета на принципах целевого финансирования.
     
     Дальнейшее проведение расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета по оплате поставленной в 1997-1998 годах продукции (выполненных работ, оказанных услуг) предприятий, имеющих недоимку по налогам и платежам в бюджет, должно было проходить при соблюдении требования, изложенного в решении Президиума Правительства РФ (протокол от 08.10.98 N 5) о том, что при проведении расчетов по целевому финансированию не допускается снижение текущих платежей по налогам и сборам, что было законодательно закреплено ст. 9 Федерального закона от 29.12.98 N 192-ФЗ “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”.
     
     В этой связи напомним, что Указ Президента Российской Федерации от 07.11.98 N 1173 “О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет”, установивший прекращение с 1 января 1998 года любых форм зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в федеральный бюджет и по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг, а также расчетов с организациями - налогоплательщиками, предполагающих целевое использование средств федерального бюджета на погашение налоговой недоимки, не содержал таких определенных условий проведения зачетов.
     
     В соответствии с названным выше решением Президиума Правительства РФ, постановлениями Правительства РФ от 17.06.98 N 600 “Об утверждении Программы экономии государственных расходов” и от 09.12.98 N 1461 “О дополнительных мерах по исполнению федерального бюджета” для урегулирования вопроса неплатежей были разработаны Правила проведения расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета по погашению задолженности получателей средств федерального бюджета по оплате за поставленную им в 1997-1998 годах продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), утвержденные впоследствии Минфином России, Госналогслужбой России, Минэкономики России, согласованные с Банком России 11.12.98, 09.12.98 N 62-н и зарегистрированные Минюстом России 11.12.98 N 1658.
     
     Кроме того, Правительство РФ приняло постановление от 30.12.98 N 1590 "О порядке исполнения федерального бюджета в период до вступления в силу Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”", устанавливающее, что погашение задолженности федерального бюджета с применением механизма целевого финансирования расходов осуществляется одновременно с завершением в 1999 году операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения федерального бюджета за 1998 год, до 26 января 1999 года, при этом:
     

     задолженности за 1997 год - исходя из размеров кредиторской задолженности, определенных в Программе экономии государственных расходов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 600;
     
     задолженности за 1998 год - исходя из размеров кредиторской задолженности по состоянию на 1 октября 1998 года.
     
     Такова правовая основа проведенного в январе - марте 1999 года погашения кредиторской задолженности.
     
     Далее остановимся на более детальном изложении механизма погашения кредиторской задолженности с применением механизма целевого финансирования.
     
     Расчеты по целевому финансированию проводились между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или иными получателями средств федерального бюджета, предприятиями (организациями), находящимися в их ведении, и поставщиками продукции (работ, услуг) с последующим направлением выделяемых в этих целях средств на погашение недоимки по уплате обязательных платежей в федеральный бюджет.
     
     Участниками расчетов целевого финансирования расходов по погашению задолженности могли являться предприятия (организации), фактически осуществившие поставки продукции (выполнившие работы, оказавшие услуги) для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных получателей средств федерального бюджета по состоянию на 1 января и 1 октября 1998 года.
     
     В расчетах по целевому финансированию принимали участие только предприятия (организации), имевшие просроченную дебиторскую задолженность за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) по ранее заключенным договорам (контрактам) и выставленным на оплату счетам (актам взаиморасчетов) за фактически поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
     
     Основные этапы проведения расчетов были таковы:
     
     1. Минфин России доводил до бюджетополучателей, иными словами до федеральных органов исполнительной власти и иных получателей бюджетных средств, лимиты на проведение расчетов по целевому финансированию за поставленную соответственно в 1997 и 1998 годах продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
     
     2. В пределах установленных лимитов бюджетополучатели на основании данных, представленных находившимися в их ведении организациями-получателями бюджетных средств, о наличии задолженности по оплате поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) формировали реестры получателей бюджетных средств и участников расчетов целевого финансирования - организаций и предприятий, поставивших продукцию (выполнивших работы, оказавших услуги), не оплаченную по состоянию на 1 октября 1998 года, и имевших недоимку по налогам и платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 октября 1998 года, сгруппированных в разрезе субъектов Российской Федерации по месту их нахождения с обязательным указанием идентификационного номера налогоплательщика и в разрезе статей экономической классификации расходов федерального бюджета.
     

     Указанные в реестрах суммы подтверждались следующими документами:
     
     - актами сверки задолженности по оплате поставленной соответственно на 1 января 1998 года и на 1 октября 1998 года продукции (работ, услуг) в рамках заключенных с поставщиками договоров (контрактов) между бюджетополучателями (получателями бюджетных средств) и участниками расчетов целевого финансирования договоров (контрактов) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг);
     
     - счетами (актами взаиморасчетов) за фактически поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и товарно-транспортными накладными;
     
     - справкой территориального налогового органа по месту постановки на налоговый учет участника расчетов целевого финансирования о наличии и размере недоимки в федеральный бюджет по состоянию на 1 октября 1998 года и на каждую последующую отчетную дату для проведения операций целевого финансирования.
     
     В расчет недоимки по платежам в федеральный бюджет принималась наименьшая сумма недоимки, сложившаяся по состоянию на 1 октября 1998 года, но не позднее чем на последнюю отчетную дату по следующим видам налогов:
     
     - налог на прибыль;
     
     - акциз на нефть (включая газовый конденсат), природный газ, бензин автомобильный;
     
     - плата за пользование недрами;
     
     - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (только в части расходов по целевому Фонду воспроизводства минерально-сырьевой базы).
     
     Остановимся подробнее на содержании справки территориального налогового органа о наличии и размере недоимки в федеральный бюджет.
     
     Госналогслужбой России телеграммой от 16.12.98 N АС-6-29/883 были даны соответствующие указания территориальным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации об установлении особого контроля за выдачей указанных справок. Справки для проведения целевого финансирования должны были выдаваться только после представления налогоплательщиком платежных документов об уплате текущих платежей в федеральный бюджет в денежной форме и в размере не менее текущих налоговых платежей, поступивших в федеральный бюджет в октябре 1998 года, без учета платежей, осуществленных в рамках целевого финансирования, проводимых Минфином России.
     
     Таким образом, предусматривалось соблюдение условия, изложенного в решении Президиума Правительства РФ (протокол от 08.10.98 N 5), о том, что при проведении расчетов по целевому финансированию не допускается снижение текущих платежей по налогам и сборам в январе 1999 года. Однако  у налоговых органов правовых оснований отказа в выдаче налогоплательщику справок о наличии задолженности, если тот  обратился в письменной форме в госналогинспекцию и указал, куда и для каких целей она будет представлена (основание выдачи справки), не имелось.
     

     Единственная причина отказа в выдаче справки - отсутствие недоимки по видам налогов, принимаемых в расчеты по целевому финансированию, на одну из отчетных дат (на 1 октября, 1 ноября, 1 декабря 1998 года).
     
     Кроме того, предусматривалось приложение к актам сверки письменного согласия бюджетополучателя (получателя бюджетных средств) и участников расчетов целевого финансирования на проведение целевого финансирования согласно названным Правилам, а также уведомления об открытии участниками расчетов целевого финансирования соответствующих счетов в кредитной организации, определенной решением Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.
     
     Порядок открытия названных счетов регламентировался совместными указаниями Банка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 18.12.98 N 445-У; 23.12.98 N 66н; 31.12.98 N ГБ-6-29/936 “О порядке открытия и режиме отдельных счетов для проведения расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета по погашению задолженности получателей средств федерального бюджета по оплате за поставленную им в 1997-1998 годах продукцию и оказанные услуги”.
     
     3. Госналогслужба России на основании представленных на бумажном и магнитном носителях бюджетополучателями реестров участников расчетов целевого финансирования подтверждала наличие недоимки по налогам и платежам в федеральный бюджет и возвращала заверенные подписью должностного лица Госналогслужбы России и печатью указанные реестры бюджетополучателям и Минфину России.
     
     4. Бюджетополучатели представляли в Минфин России реестры получателей бюджетных средств и участников расчетов целевого финансирования, копии платежных документов на перечисление соответствующих средств получателям бюджетных средств и участникам расчетов целевого финансирования через соответствующие счета и копии платежных документов участников расчетов целевого финансирования на перечисление средств в федеральный бюджет, на основании которых Минфин России осуществлял целевое финансирование расходов федерального бюджета по погашению задолженности бюджетополучателей через отдельные счета.
     
     5. По завершении расчетов целевого финансирования Главное управление федерального казначейства Минфина России в течение трех рабочих дней уведомляло Госналогслужбу России об объеме проведенных расчетов, которая, в свою очередь, в течение трех рабочих дней обеспечивала доведение соответствующих платежных документов до территориальных налоговых органов для отражения сумм проведенных расчетов в лицевых счетах налогоплательщиков и налоговой отчетности.
     

     Уместно отметить, что бюджетополучатели, получатели бюджетных средств и участники расчетов целевого финансирования несли ответственность за достоверность и полноту представляемых в Минфин России сведений и документов, подтверждавших наличие и размеры задолженности по оплате поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), согласно представленным актам сверки (взаиморасчетов), выставленным на оплату счетам за фактически поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), завершение расчетов по которым подлежало отражению в отчетности по использованию средств федерального бюджета, а также в отчетности по налоговым платежам. Разграничение указанной ответственности возлагалось на бюджетополучателей.
     
     Особое внимание следует уделить вопросу учета доходов федерального бюджета, поступивших при проведении расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета за 1998 год, так как фактически все зачеты проводились в январе - марте 1999 года.
     
     Первоначально этот порядок был регламентирован совместными указаниями Банка России, Минфина России и МНС России от 14.01.99 N 483-У; 13.01.99 N 1н; 14.01.99 N ГБ-6-09/33 “О порядке учета доходов федерального бюд-жета, поступивших при проведении расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета за 1998 год в январе 1999 года” и предусматривал учет операций по лицевым счетам по погашению задолженности в рамках исполнения федерального бюджета 1998 года до 26 января 1999 года. Средства прошлого года, поступающие после 26 января 1999 года, подлежали возврату на счета организаций, перечисливших указанные средства.
     
     Всеми последующими изменениями и дополнениями (от 29.01.99 N 492-У; 28.01.99 N 7н; 28.01.99 N ГБ-6-29/86, а также от 04.03.99 N 506-У; 04.03.99 N 18н; 04.03.99 N ГБ-6-29/152 ) эти указания не корректировались, а лишь вносились уточнения в дату завершения операций по лицевым счетам.
     
     Необходимость внесения изменений и дополнений была обусловлена тем, что при проведении расчетов по погашению задолженности с применением механизма целевого финансирования расходов были установлены необъективно сжатые сроки для их проведения.
     
     Государственной Думой Российской Федерации было инициировано принятие Федерального закона от 10.02.99 N 28-ФЗ “О завершении в 1999 году операций по исполнению федерального бюджета на 1998 год”, который продлил счетный период для операций по исполнению федерального бюджета на 1998 год до 20 февраля 1999 года. Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 03.03.99 N 43-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О завершении в 1999 году операций по исполнению федерального бюджета на 1998 год”" счетный период для операций по исполнению федерального бюджета на 1998 год был опять продлен до 15 марта 1999 года.
     

     Каковы же итоги проведенных мероприятий?
     
     По сообщению Минфина России, общий объем погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет за 1997-1998 годы на 15 марта 1999 года составил около 46 млрд рублей. При этом по причине отсутствия заявленного бюджетополучателями объема кредиторской задолженности, представления документов после сроков, установленных Правительством РФ, нарушения требований, предъявляемых к составлению документов, около 10 % документов было “отбраковано”.
     
     По информации МНС России из общего количества поступивших реестров участников расчетов целевого финансирования, имевших недоимку по налогам и платежам в федеральный бюджет, 40 % реестров было “отбраковано” в основном по причине неподтверждения заявленной в них недоимки по налоговым платежам.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на тот факт, что в большинстве случаев в реестрах участников расчетов указывалась не наименьшая сумма недоимки по видам налогов на три отчетные даты (1 октября, 1 ноября, 1 декабря 1998 года), как это предусматривалось Правилами.
     
     Кроме того, одна сумма недоимки по налогам отдельных участников расчетов проходила сразу по нескольким реестрам. В таком случае при подтверждении одного реестра по остальным лимит недоимки, принимаемой к погашению, был исчерпан.
     
     Многие участники расчетов, имевшие сумму недоимки по налоговым платежам в федеральный бюджет свыше 3 тыс. рублей, не значились в отчетной форме МНС России 7-НП “Отчет по крупнейшим предприятиям - юридическим лицам” (недоимка по налоговым платежам в сумме 3 тыс. рублей являлась критерием при составлении указанной формы отчетности) либо значились, но с меньшей, чем заявленная сумма недоимки, что также не давало оснований для подтверждения реестров.
     
     Отдельные участники расчетов заявляли к погашению суммы недоимки по налогам, по которым им была предоставлена отсрочка по уплате в соответствии с действующим законодательством.
     
     Однако несмотря на определенный ряд отрицательных моментов и проблем в проведении зачетов по рассмотренным схемам, нельзя не сделать вывод об их экономической необходимости и обоснованности дальнейшего проведения.
     
     Правомерность такой позиции по существу рассматриваемой проблемы подтверждается также тем, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” в качестве одной из основных целей экономической политики на 1999 год установлено полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом.
     

     В постановлении Правительства РФ от 22.03.99 N 327 "О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”" Минфину России предписано в срок до 1 июня 1999 года провести полную инвентаризацию кредиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти и иных прямых получателей средств федерального бюджета, а также находящихся в их ведении организаций, определив при этом объем кредиторской задолженности, возникшей в результате недофинансирования санкционированных бюджетным законодательством Российской Федерации расходов за счет средств федерального бюджета в процессе его исполнения в 1997-1998 годах, и объем кредиторской задолженности, возникшей по состоянию на 1 января 1999 года в результате осуществления несанкционированных бюджетным законодательством Российской Федерации расходов.
     
     Кроме того, Минфину России поручено определить источники погашения кредиторской задолженности и внести в установленном порядке проект постановления в Правительство РФ.
     
     В случае если для погашения указанной кредиторской задолженности будет признано целесообразным использование механизма расчетов целевого финансирования расходов федерального бюджета, Минфином России и МНС России будут разработаны соответствующие нормативные документы его проведения.