Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере гражданско-правовых отношений


О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере гражданско-правовых отношений

     

А.В. Ляхов,
консультант Департамента экономического
сотрудничества с государствами-участниками
СНГ Минэкономики России

     
     Фермерский сектор начал складываться в сельском хозяйстве      с 1990 года. По состоянию на начало 1998 года в России насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
     
     Однако в последнее время рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В прошлом году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся.
     
     Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.
     
     Существенное негативное влияние на развитие крестьянских хозяйств оказывает несовершенство правовой нормативной базы, регулирующей их деятельность.
     
     Публикуемый материал окажет, по мнению автора, определенную помощь руководителям крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальным предпринимателям, как непосредственно производящим сельскохозяйственную продукцию, так и участвующим в ее производстве и реализации на определенном этапе, в том числе позволит учесть отдельные факторы деятельности сельхозпроизводителей при регистрации вновь создаваемого предприятия и выборе организационно-правовой формы, поможет разобраться в порядке применения того или иного нормативного акта при применении налоговых льгот в зависимости от правового статуса и возможности его изменения в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
     

Гражданское законодательство о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства

     
     Глава 4 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (организации, основная цель деятельности которых состоит в извлечении прибыли). Данные организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них указанной выше главой ГК РФ. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее по тексту - крестьянское хозяйство) как организационно-правовая форма юридического лица Кодексом не предусмотрена.
     
     Однако ст. 259 ГК РФ дает возможность членам крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства создавать юридическое лицо - коммерческую организацию в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива.
     

     До принятия и введения в действие части первой ГК РФ, вступившего в силу с 1 января 1995 года в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее по тексту - Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ), правовой режим имущества крестьянского хозяйства определялся главным образом Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, с учетом внесенных в него изменений (далее по тексту - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Закон наделял крестьянское хозяйство правами юридического лица, даже если хозяйство и было представлено отдельным гражданином. Членами хозяйства, согласно этому Закону, считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов хозяйства имущество может находиться в их общей совместной собственности. Пользование общим имуществом осуществляется членами хозяйства по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению таким имуществом совершает глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. Иной режим пользования и распоряжения имуществом может устанавливаться договором. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом. Срок выплаты компенсации не должен превышать пять лет.
     
     В п. 1 ст. 257 ГК РФ правовой режим имущества крестьянского хозяйства определяется с иных позиций. Оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Таким образом, правовая модель, закрепленная в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не соответствует нормам ГК РФ. Отпало и признание хозяйства юридическим лицом. Теперь, если члены хозяйства желают использовать организационно-правовую форму юридического лица, они должны создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
     
     Согласно п. 2, 3 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского хозяйства с момента регистрации хозяйства признается предпринимателем, а возглавляемое им хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи либо партнерами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
     

     В то же время возникает юридический “вакуум” в отношении членов крестьянского хозяйства. Исходя из ГК РФ не понятно, как должны строиться взаимоотношения главы и членов крестьянского хозяйства: они тоже должны регистрироваться в качестве предпринимателя или работать на основе заключения гражданских договоров?
     
     В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в ред. от 24.12.93) крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц. Данный Закон в установленном порядке не признан утратившим силу и применяется согласно ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ постольку, поскольку не противоречит части первой ГК РФ. Согласно Закону РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации” и Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482, в свидетельство о государственной регистрации, кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.
     
     Отсюда вытекает, что члены крестьянского хозяйства, изъявившие желание создать крестьянское хозяйство, должны в установленном законом порядке приобрести статус индивидуальных предпринимателей и только после этого имеют право создать простое товарищество либо в соответствии со ст. 259 ГК РФ образовать юридическое лицо в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива.
     

Неопределенность законодательства в отношении правового статуса крестьянских хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой ГК РФ и осуществляющих деятельность в качестве юридических лиц

     
     Как уже отмечалось, ГК РФ предусматривает создание и деятельность юридического лица в форме крестьянского хозяйства. В настоящее время после принятия указанного Кодекса возникает много споров, связанных с налогообложением крестьянских хозяйств в связи с особенностями определения их правового статуса. Это обусловлено тем, что законодатель не решил вопросы о сроках и порядке (процедуре) приведения правового статуса хозяйств, образованных до введения в действие ГК РФ. По смыслу ст. 7 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ юридическим лицам, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, необходимо внести изменения в свой правовой статус с целью приведения его в соответствие с нормами Кодекса. Статьей 6 этого Закона устанавливается порядок и сроки внесения изменений в учредительные документы юридических лиц, созданных до официального опубликования части первой ГК РФ, но крестьянские хозяйства в ней не упоминаются.
     
     До принятия ГК РФ крестьянские хозяйства образовывались как юридические лица. В соответствии со ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Статус юридического лица хозяйство приобретает после его регистрации (ст. 9 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
     

     Между тем согласно ст. 51 и 63 ГК РФ факт создания и ликвидации юридического лица определяется соответственно моментом его государственной регистрации и записи о ликвидации в государственном реестре.
     
     В п. 9 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482, предусмотрено, что государственная регистрация предпринимателя утрачивает силу с момента аннулирования его государственной регистрации в качестве предпринимателя. Отсюда можно сделать вывод, что данное хозяйство не лишается автоматически статуса юридического лица с момента введения части первой ГК РФ. В этом заключается основное противоречие при решении вопросов о регистрации (перерегистрации) уже существовавших до принятия ГК РФ крестьянских хозяйств. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.95 N 2/1 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса”, констатировавшее, что крестьянское хозяйство юридическим лицом не является, окончательного ответа на этот вопрос также не дает.
     
     В п. 9 данного постановления говорится о том, что крестьянское хозяйство не является юридическим лицом. Вместе с тем далее уточняется, что глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ) и, соответственно, к его предпринимательской деятельности применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.
     
     При этом отмечено, что судам, арбитражным судам (далее по тексту - судам), осуществляющим защиту нарушенных или оспариваемых прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, следует иметь в виду, что нормы законов, признанные утратившими силу в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ, подлежат применению при разрешении споров к тем правам и обязанностям, которые возникли до введения в действие части первой ГК РФ.
     
     Исходя из обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с налогообложением крестьянских хозяйств, а также ответа на вопрос: кем является крестьянское хозяйство, созданное до 1 января 1995 года, - данные хозяйства признаются юридическими лицами (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.11.97 N 3917/97, 3976/97).
     

     Таким образом, крестьянское хозяйство до приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с ГК РФ (до момента регистрации изменений его правового статуса) продолжает оставаться юридическим лицом и подлежит налогообложению как юридическое лицо с учетом льгот, установленных налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности:
     
     1. Крестьянское хозяйство не является плательщиком налога на прибыль по прибыли от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной в данном хозяйстве собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (производящих продукцию по технологиям промышленного типа, не зависящим от внешних погодно-климатических и иных естественных факторов). Предприятия индустриального типа определяются по перечню, утверждаемому законодательными органами власти субъектов Российской Федерации (Закон РФ  от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, в ред. от 10.02.99).
     
     2. Крестьянское хозяйство освобождено от уплаты налога на имущество как предприятие по производству, переработке и хранению сельхозпродукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом достаточным условием для пользования этой льготой является ведение предприятием одного из указанных видов деятельности (Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, в ред. от 10.02.99).
     
     3. В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (в ред. от 10.02.99),  крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, освобождаются от уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды.
     
     4. Крестьянское хозяйство при реализации продовольственных товаров потребителям применяют ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 % вместо 20 % по другой продукции (раздел VII инструкции Госналогслужбы  от 11.10.95 N 39, в ред. от 07.08.98).
     
     В соответствии с подпунктом “ц” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (в ред. от 10.02.99) от обложения НДС освобождается продукция собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. Уплаченный НДС за материальные ценности, использованные для производства этой продукции, относится на издержки производства и, соответственно, включается в цену сельскохозяйственной продукции, предназначенной для натуральной оплаты.
     

     5. Кроме того, крестьянское хозяйство:
     
     - в течение пяти лет с момента предоставления земельного участка освобождается от уплаты земельного налога (Закон РФ  от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю”, в ред. от 29.12.98);
     
     - как малое предприятие, осуществляющее производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, лекарственных средств, в первые два года работы полностью освобождено от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % от общей суммы выручки от реализации им продукции (работ, услуг), а доходы членов крестьянского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства (Закон РФ  от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”).
     

Приведение организационно-правовой формы крестьянского хозяйства - юридического лица в соответствие с ГК РФ (возможные варианты изменения правового статуса), постановка на учет в налоговых органах и некоторые вопросы налогообложения

     
     1. Для осуществления своей деятельности в качестве предпринимателя - физического лица представляется целесообразным главе крестьянского хозяйства подать заявление в администрацию по месту расположения земельного участка. В соответствии с заявлением администрация должна издать распоряжение, которым утверждается статус главы крестьянского хозяйства, предусмотренный ст. 23 ГК РФ, и выдать свидетельство о государственной регистрации хозяйства с новым статусом.
     
     В решении администрации должно быть отражено положение о правопреемстве по всем обязательствам юридического лица.
     
     После приведения в соответствие своего правового статуса глава хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, становится правопреемником имущественных прав и обязанностей хозяйства, ранее имевшего статус юридического лица. Проводить ликвидацию крестьянского хозяйства не требуется.
     
     Таким образом, указанная процедура смогла бы снять противоречия в порядке налогообложения хозяйства, связанные с неопределенностью приведения правового статуса крестьянского хозяйства, созданного до 1 января 1995 года, в соответствие с ГК РФ.
     

     Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, возникшей и неуплаченной до перерегистрации хозяйства, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с главы крестьянского хозяйства, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, производится в судебном порядке.
     
     2. Крестьянское хозяйство может преобразоваться (реорганизоваться) в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций - хозяйственное товарищество или производственный кооператив. В этом случае действует правовой механизм, предусмотренный ГК РФ (ст. 57-60).
     
     При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Все функции по постановке на учет крестьянских хозяйств, их снятию с учета, внесению изменений в их учетные документы осуществляются налоговыми органами в соответствии с Порядком и условиями присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утвержденными приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 и зарегистрированными в Минюсте России 22.12.98 N 1664.
     
     При приведении крестьянским хозяйством своего правового статуса в соответствие со ст. 23 ГК РФ имущество хозяйства и его членов подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость не облагается.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (в ред. от 29.06.95)  при преобразовании предприятий в иную организационно-правовую норму причитающийся физическим лицам доход в виде распределенной доли имущества предприятия (в денежной и натуральной форме) подлежит налогообложению в составе совокупного дохода того периода, в котором этот доход был начислен физическим лицам в связи с их выбытием из состава участников либо уменьшением их доли в имуществе этой организации. Стоимость имущественных долей, причитающихся членам крестьянского (фермерского) хозяйства, преобразуемого в индивидуальное крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежит, если эти доли остаются в составе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства с новым статусом.
     

Особенности налогообложения главы крестьянского хозяйства, осуществляющего свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя

     

     Глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, платит налоги как физическое лицо, то есть уплачивает подоходный налог с совокупного годового дохода в порядке и сроки, установленные для физических лиц-предпринимателей.
     
     При этом в соответствии с действующим налоговым законодательством, имеются следующие особенности налогообложения главы хозяйства:
     
     - доходы, полученные им и членами хозяйства от сельскохозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства. Доходы, полученные от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке (Закон РФ  от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, в ред. от 09.02.99);
     
     - освобождается от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления земельного участка (Закон РФ  от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю”, в ред. от 29.12.98);
     
     - как физическое лицо глава хозяйства не является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог, а также налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств при условии, что удельный вес дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 70 и более процентов (Закон РФ  от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации”, в ред. от 10.02.99). Глава хозяйства, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не является плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств по приобретенным в личное пользование легковым автомобилям, если в заявлении при регистрации этих автотранспортных средств указывает, что не будет их использовать для целей предпринимательской деятельности, а только для личного пользования (п. 1.13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденных приказом МВД России от 26.11.96 и зарегистрированных в Минюсте России 30.12.96 N 1223);
     
     - не является плательщиком налога на добавленную стоимость физическое лицо с момента его государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, в ред. от 10.02.99). При этом оплата приобретаемых им товарно-материальных ценностей производится с учетом сумм НДС, которые относятся на издержки производства (обращения) и возмещению из бюджета не подлежат.
     

     При отгрузке товаров (оказании услуг, выполнении работ) с упомянутого выше срока расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения в них сумм НДС;
     
     - привлекается к уплате налога на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”, в ред. от 27.01.95);
     
     - уплачивает страховые взносы (платежи) в государственные внебюджетные социальные фонды с дохода от своей деятельности в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.
     
     Помимо прочего, на крестьянские хозяйства в независимости от того, осуществляется деятельность в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, распространяется действие Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
     
     Упрощенная система налогообложения применяется исключительно по добровольному желанию организаций и индивидуальных предпринимателей и не лишает их права сохранять существующий в настоящее время общеустановленный порядок уплаты налогов. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей, дающим право на применение упрощенной системы налогообложения, является уплата взамен налоговых платежей стоимости патентов.
     
     Оплата стоимости патентов предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Вместе с тем сохраняется действующий общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Понятие “таможенные платежи” означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает НДС по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами.
     
     Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
     

     На упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены организации, занимающиеся видами деятельности, предусмотренными в п. 2 ст. 2 упомянутого выше Федерального закона. Сюда относятся организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, а также хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организаций и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме их выручки.
     
     Официальным документом, удостоверяющим право применения организациями-субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет по заявлению, подаваемому не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала. Форма патента является единой на всей территории Российской Федерации. Приобретение патента рассматривается и как приобретение права на применение упрощенной системы налогообложения, и как предварительная авансовая форма уплаты единого налога. Законом допускается ежеквартальная оплата стоимости патента в течение года, на который патент выдан. Суммы, внесенные в оплату патента, принимаются в зачет при расчете сумм налога, подлежащих внесению на основании отчетных данных о доходах (выручке) организаций за соответствующий отчетный период. Уточнение разницы между суммами, внесенными в счет стоимости патента, и суммами, определенными по установленным ставкам по фактическим результатам деятельности за квартал, на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (как это предусмотрено в общеустановленном порядке налогообложения прибыли), Федеральным законом не предусмотрено.
     
     Переход индивидуальных предпринимателей по их заявлениям на работу по патенту взамен общеустановленного порядка уплаты подоходного налога с физических лиц не лишает их права отказаться от этой системы и возвратиться к уплате подоходного налога согласно Закону РФ “О подоходном налоге с физических лиц”. Патенты могут применяться только индивидуальными предпринимателями, сумма совокупного валового дохода которых от предпринимательской деятельности за 12 месяцев, предшествующих тому кварталу, с которого физическое лицо выражает желание перейти на оплату стоимости патента, не превысила 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на первый день такого квартала. При несоблюдении этого условия физическое лицо должно быть переведено на уплату подоходного налога в общеустановленном порядке, то есть исходя из суммы совокупного годового дохода, уменьшенной на величину связанных с предпринимательской деятельностью расходов, и с применением полагающихся в соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” льгот и вычетов.
     

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” стоимость патентов, выдаваемых физическим лицам сроком на полный календарный год, независимо от вида деятельности не должна превышать 30 % совокупного годового дохода таких лиц и подлежит зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Стоимость патентов утверждается на определенный вид предпринимательской деятельности и распространяется на всех физических лиц, осуществляющих данный вид деятельности без образования юридического лица и изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения.
     
     При занятии гражданами одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности патент должен быть оплачен отдельно по каждому виду такой деятельности.