Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новые полномочия и ответственность налоговых органов


Новые полномочия и ответственность налоговых органов

     

Л.Д. Кузнецов,
советник налоговой службы I ранга

     
     В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ, Кодекс) с 1 января 1999 года права и обязанности налоговых органов рассматриваются в системной связи с правами и обязанностями налогоплательщиков. Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
     
     Предоставляемые права могут реализовываться лишь в пределах функций налогового органа и в соответствии с установленными ему задачами. Для выполнения своих обязанностей налоговые органы наделены соответствующими правами. Права налогового органа - это права различных должностных лиц этого органа.
     
     Статьей 31 НК РФ установлены следующие права налоговых органов:
     
     1. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Комментируя указанное право налоговых органов, доктор экономических наук профессор В.Г. Пансков объективно считает, что такое право предоставлено налоговым органам для реализации возложенных на них задач*1.
     
     -----
     *1 Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика,  1998. С. 13.
     
     Полагаю, что слова “требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы” изложены в начале ст. 31 НК РФ правильно, так как проверяется в первую очередь наличие документов, а затем их содержание.
     
     Вышеназванная норма лаконично и конкретно устанавливает права налоговых органов в части требования от налогоплательщика и иного обязанного лица документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная норма права была установлена в ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (далее по тексту - Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), которая утратила силу с 1 января 1999 года.
     
     2. Налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
     

     Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других возложенных на него обязанностей.
     
     Очевидно, что не только результат налоговой проверки и соответствующие выводы и претензии сторон, но и сам ход ее проведения потенциально являются наиболее конфликтными, поэтому необходимо максимально подробно регламентировать законом все процедурные моменты, связанные с проведением налоговой проверки, оформлением ее выводов и результатов, возможностью оспорить эти выводы и результаты, а также с разрешением споров и обжалованием результатов действий участников налоговой проверки.
     
     По мнению В.Г. Панскова, право проводить налоговые проверки является основным правом налоговых органов. Кроме того, В.Г. Пансков в комментарии к НК РФ указал, что Кодекс внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации проверок*1.
     
     -----
     *1 Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика,  1998. С. 13.
     
     Налоговые инспекции проводят камеральные и выездные (ранее документальные) проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст. 87 НК РФ).
     
     Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев (ст. 87 НК РФ). Ранее проверки проводились за последние 6 лет.
     
     3. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
     
     Директор Центра экономических экспертиз “Налоги и финансовое право” (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук А.В. Брызгалин, комментируя названное право налоговых органов, заявил, что основания изъятия согласно НК РФ значительно отличаются от предусмотренных в Законе РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты и изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля органы вправе только в период проведения проверки. Изъятие документов производится в порядке, установленном ст. 94 НК РФ.
     
     Наличие оснований полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, устанавливается должностными лицами, осуществляющими проверку. При несогласии с необоснованными и неправомерными действиями должностного лица при изъятии документов налогоплательщик вправе требовать от него строгого соблюдения законодательства о налогах и сборах (подпункт 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).
     

     С вступлением в силу НК РФ п. 7 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и подпункт “д” п. 2 ст. 14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в части, противоречащей абзацу четвертому п. 1 ст. 31 Кодекса, не применяются*1.
     
     -----
     *1 Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейной)/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.:”Аналитика-Пресс”, 1998. С. 123

     
     4. Налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля*1.
     
     -----
     *1 Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Постатейный комментарий/Под общей ред. В.И. Слома. - М.: Изд. “Статус”, 1998. С. 72.
          
     По этому поводу А.В. Брызгалин в Комментарии к НК РФ пишет, что на основании письменного уведомления налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им налогов. При этом право налогового органа на вызов налогоплательщика для дачи пояснений не подкреплено в тексте Кодекса аналогичной корреспондирующей обязанностью последнего. Представляется, что хотя подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика и возложена обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию, однако вызов в налоговый орган для дачи пояснений и предоставление информации - это самостоятельные методы осуществления налогового контроля. По-видимому, законодателю следует устранить неясность в этом вопросе.
     
     Кроме того, как указывает А.В. Брызгалин, обязанность налогоплательщика являться в налоговые органы по их вызовам Кодексом не предусмотрена, так же как не предусмотрены принудительный привод (в отличие от первоначальных проектов НК РФ) и ответственность за неявку*1.
     
     -----
     *1 Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейной)/Под ред. А.В. Брызгалина.  -М.: “Аналитика-Пресс”, 1998. С. 124.
     
     Полагаю, что в НК РФ следует внести дополнения в части установления обязанности налогоплательщика являться в налоговые органы на основании их письменного уведомления, а также меры ответственности, применяемой к налогоплательщику в случае его неявки.
     
     Право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений налоговым органам предоставлено впервые. Ранее действующим законодательством было установлено право на “получение” налоговыми органами “необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках” (подпункт “а” п. 2 ст. 14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), но механизма реализации этого права установлено не было.
     
     5. Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ.
     

     В Кратком комментарии к части первой Налогового кодекса РФ под редакцией Э.М. Цыганкова дается ссылка на порядок приостановления операций и наложения ареста, установленный ст. 76 и 77 НК РФ, для реализации указанного права*1.
     
     -----
     *1 Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ/Под ред. Э.М. Цыганкова. - М.:  Спарк, 1998. С. 43

     
     Приостановление операций по счетам в банке применяется налоговым органом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога или сбора в том случае, если он в установленные законом сроки не внес в бюджет причитающиеся налоги. Приостановление операций по счетам в банке означает, что банк прекращает все расходные операции по всем счетам налогоплательщика, за исключением тех расходов, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
     
     При этом важно подчеркнуть, что НК РФ установил безусловное выполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Только сам налоговый орган, не считая постановлений суда, может отменить данное решение. С другой стороны, согласно НК РФ приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке не может длиться более трех месяцев в календарном году.
     
     Арест имущества применяется налоговыми органами лишь в исключительных случаях в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть осуществлен лишь с санкции прокурора.
     
     Арест имущества налогоплательщика производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанный налогоплательщик может предпринять меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
     
     Учитывая исключительный характер права налоговых органов на арест имущества, НК РФ достаточно полно описывает порядок этой процедуры, необходимые условия и обязанности налоговых органов при ее осуществлении. В частности установлено, что аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения решения по уплате налога. Кроме того, НК РФ предписывает, что решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем контролирующего органа в форме соответствующего постановления. Не допускается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
     
     При производстве ареста имущества в обязательном порядке должен быть составлен соответствующий протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества индивидуальных признаков, а при возможности - стоимости*1.
     
     -----
     *1 Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика,  1998. С. 16.

( Продолжение следует )