Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О собственнике средств, поступающих от сбора федеральных налогов и иных обязательных платежей


О собственнике средств, поступающих от сбора федеральных налогов и иных обязательных платежей

    

Д. Комягин,
зам. начальника отдела
развития ГУФК Минфина России

     
      Вопрос о собственнике денежных      средств, поступающих на счета      федерального бюджета, имеет как теоретическое, так и практическое значение.
     
     В частности, интерес представляет один из аспектов данного вопроса: кто является собственником денежных средств, поступающих на счета по учету средств федерального бюджета для расщепления между бюджетами различных уровней? Юридический анализ отношений собственности в данном случае вполне достаточен, чтобы внести ясность в возникающий время от времени в средствах массовой информации спор о “долгах” федерального бюджета, которые приводят к неплатежам в регионах. Исходя из этого же анализа можно выяснить имеющий практическое значение вопрос о том, кто вправе определять порядок открытия счетов, например, для перечисления в областной бюджет отчислений от федеральных регулирующих налогов - администрация соответствующей области или федеральные органы власти.
     
     Итак, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, а также федеральные налоги и сборы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законом (до введения в действие ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации), устанавливающим перечень федеральных налогов и сборов, является в настоящее время Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы Российской Федерации”.
     
     В соответствии со ст. 19 этого Закона к федеральным налогам относятся:
     
     а) налог на добавленную стоимость;
     
     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
     
     в) налог на доходы банков;
     
     г) налог на доходы от страховой деятельности;
     
     д) биржевой налог;
     
     е) налог на операции с ценными бумагами;
     
     ж) таможенная пошлина;
     
     з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
     
     и) платежи за пользование природными ресурсами;
     

     к) налог на прибыль с предприятий;
     
     л) подоходный налог с физических лиц;
     
     м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
     
     н) гербовый сбор;
     
     о) государственная пошлина;
     
     п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
     
     р) сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация”;
     
     с) налог на покупку иностранных денежных знаков;
     
     т) налог на игорный бизнес;
     
     у) сбор за пограничное оформление.
     
     При этом в федеральный бюджет полностью зачисляются суммы поступлений только от налогов, указанных в подпунктах “а”-“ж”, “р” и “у”.
     
     Суммы налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 120-ФЗ распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40 %.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ налог на игорный бизнес зачисляется в федеральный бюджет только в размере минимальной ставки налога, установленной Законом. Разница между минимальными ставками налога и конкретными размерами ставок для игорных заведений, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся игорные заведения.
     
     Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, ставки расщепления которых между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливаются законом о федеральном бюджете.
     
     Все суммы поступлений от гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, зачисляются в местный бюджет.
     
     Статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 1999 года, определяет, что федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
     
     Кроме отчислений от федеральных налогов и сборов, в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетного регулирования производятся перечисления сумм дотаций, субвенций, а также отчислений из фонда финансовой поддержки регионов. Обязательность данных перечислений установлена законодательно и дополнительно ежегодно санкционируется федеральным законом о федеральном бюджете. Дотации и субвенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ - это средства федерального бюджета, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые нижестоящему бюджету на покрытие текущих расходов и на осуществление определенных целевых расходов. До введения в действие Бюджетного кодекса понятие “субвенция” определялось Законом РФ от 15.07.92 N 3303-1 “О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу” как “фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования (возмещения) расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований”. Дотация, в отличие от субвенции, выделяется единовременно и без целевого назначения. Согласно Закону дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих источников недостаточно для формирования минимального бюджета региона (субъекта).
     

     Под трансфертами применительно к бюджетной сфере понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. В данном фонде доля каждой, нуждающейся в финансовой помощи, территории устанавливается расчетным путем. Сам фонд образуется в составе вышестоящего бюджета на нормативной основе. Средства фонда формируются за счет процентных отчислений от фактически поступающих федеральных налогов и сборов. Формирование федерального фонда финансовой поддержки закрепляется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
     
     Таким образом, в бюджеты субъектов Российской Федерации, кроме региональных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и обязательных к уплате на их территории, поступают из федерального бюджета:
     
     - отчисления от федеральных налогов и сборов;
     
     - отчисления из федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансферты);
     
     - суммы субвенций и дотаций.
     
     Обязательность всех вышеперечисленных форм федеральной финансовой поддержки установлена законодательно, то есть регионы обладают “законным правом” на федеральные деньги. Но данные права при юридическом анализе возникающих отношений собственности весьма ограничены, что влечет за собой соответствующие правовые последствия.
     
     В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права. В соответствии со ст. 209 данного Кодекса содержанием права собственности является право владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что собственником средств от собираемых на территории Российской Федерации федеральных налогов и сборов, средств федерального фонда поддержки регионов, а также сумм субвенций и дотаций, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты нижестоящих уровней, является Российская Федерация. Иначе говоря, будучи указанными в составе доходов федерального бюджета, все вышеперечисленные суммы денежных средств входят в состав государственной казны Российской Федерации.
     
     Субъекты Российской Федерации не обладают в данном случае правом собственности на имущество в виде денежных средств, аккумулируемых на счетах по учету средств федерального бюджета и подлежащих последующему перераспределению. Собственностью субъектов Российской Федерации будут в данном случае не материальные объекты, а имущественные права.
     

     Правом на денежные средства, числящиеся на банковском счете (в данном случае счете федерального бюджета), обладает владелец счета, то есть Российская Федерация в лице соответствующего органа федерального казначейства. Имущественное право на отчисления от доходных источников федерального бюджета означает лишь право требования у собственника денежных средств (собственника счета) исполнения им своих обязательств по отношению к контрагентам, каким в данном случае является субъект Российской Федерации.
     
     Вопрос осложняется еще и тем, что к межбюджетным отношениям (в том виде, в каком они существуют в настоящее время) пытаются применять не нормы бюджетного законодательства, а гражданско-правовые нормы. А метод регулирования гражданского права, основанный на равенстве участников правоотношений, здесь совершенно недопустим.
     
     С гражданско-правовой точки зрения право собственности на безналичные (находящиеся на банковских счетах) денежные средства трактуется юристами по-разному. Одни утверждают, что в период “нахождения” денег на счете объект права собственности владельца счета (до внесения вклада это наличные деньги) трансформируется в объект имущественного права - в право требовать от банка выдать денежную сумму или совершить расчетную операцию. Это право основано на обязательстве по договору банковского счета. Владелец счета является не собственником денег, а обладателем имущественного права. Имеется иная, более распространенная точка зрения, согласно которой владелец счета сохраняет право собственности на деньги, помещенные на счет. В период “нахождения” денег на счете юридическая природа денег не меняется, они существуют временно в безналичной форме.
     
     При анализе существующих бюджетно-правовых норм можно придти только к однозначному выводу: собственником средств, находящихся на счетах федерального бюджета, является Российская Федерация. Это подтверждается и нормой, содержащейся в ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой полномочиями по разграничению налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределению в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации обладает Российская Федерация. Таким образом, до тех пор, пока денежные средства находятся на счетах федерального бюджета и проходят по системе лицевых счетов органов федерального казначейства, они являются собственностью Российской Федерации.
     
     Правовые последствия вышеназванных выводов проще показать на конкретном примере. Постановлением главы одной из областей в декабре минувшего года было создано областное казначейство. Для зачисления отчислений от федеральных налогов и сборов, поступающих в областной бюджет, областным казначейством был открыт расчетный счет в коммерческом банке. Известив о новых платежных реквизитах соответствующее территориальное управление федерального казначейства, областное казначейство потребовало перечисления упомянутых выше денежных средств на вновь открытый расчетный счет на том основании, что является их собственником и федеральные органы исполнительной власти не вправе в данном случае вмешиваться в процесс исполнения бюджета области. Ошибочно считая отчисления от федеральных регулирующих источников, трансферты и др. своей собственностью, администрация субъекта Российской Федерации считала вправе сама определять порядок их перечисления и зачисления. Конфликт состоял в том, что территориальным органом федерального казначейства администрации области, как получателю средств федерального бюджета, уже был открыт действующий счет в расчетно-кассовом центре ЦБ РФ, предназначенный для зачисления средств из федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ и Минфином России.
     

     Таким образом, администрация субъекта Российской Федерации, обладая правом распоряжаться выделяемыми в ее бюджет денежными средствами, но не будучи их собственником, не может определять самостоятельно порядок перечисления и учета таких средств.