Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые органы Казахстана в системе финансового контроля


Налоговые органы Казахстана в системе финансового контроля

     

А.А. Ялбулганов,
кандидат юридических наук

     
     Налоговая система Республики Казахстан претерпела значительные изменения после принятия Президентом Казахстана Указа от 24.04.95 N 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс).
     
     Согласно Налоговому кодексу в Казахстане создана трехзвенная система налоговых органов, состоящая из:
     
     а) Государственного налогового комитета Республики Казахстан (ГНК);
     
     б) налоговых комитетов по областям и городу Алматы;
     
     в) налоговых комитетов по районам, городам и районам в городах.
     
     Структура налоговой службы включает органы налоговой полиции.
     
     На налоговые органы возложены следующие задачи:
     
     - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и платежей в бюджет и выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и суммах, утвержденных республиканским и местными бюджетами на соответствующий год;
     
     - изучение и совершенствование налогового законодательства;
     
     - участие в подготовке проектов законов и международных договоров по вопросам налогообложения;
     
     - разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства и нормативных правовых актов по налогообложению.
     
     Органы налоговой службы Казахстана взаимодействуют с центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и другими государственными контролирующими органами.
     
     Согласно действующему законодательству органы налоговой службы Казахстана обязаны:
     
     - соблюдать и защищать права налогоплательщиков и интересы государства, контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и выполнение других финансовых обязательств перед государством;
     
     - обеспечивать своевременный учет налогоплательщиков и объектов обложения, вести учет начисленных и уплаченных налогов в бюджет;
     
     - проводить работу по учету, оценке и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, перешедшего в собственность государства, а также составлять отчетность о поступлении налогов, работе налоговых инспекций;
     

     - возвращать плательщикам суммы, излишне уплаченные по сравнению с ранее начисленной суммой налога;
     
     - проводить проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства;
     
     - соблюдать тайну информации о налогоплательщиках;
     
     - проводить сбор, анализ и оценку фактов нарушений налогового законодательства и вносить соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;
     
     - выявлять и пресекать подразделениями налоговой полиции преступления и иные правонарушения, связанные с неуплатой налогов либо совершаемые с целью сокрытия или занижения прибыли (доходов), укрытия объектов налогообложения, иного уклонения от уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также другие преступления и правонарушения, повлекшие причинение убытков государству;
     
     - обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность деятельности налоговой службы, защиту ее работников от преступных и иных противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
     
     Органы налоговой службы Казахстана имеют право:
     
     - производить у юридических и физических лиц проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, удостоверяться в наличии денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, получать от должностных лиц и других работников организаций, а также граждан справки, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;
     
     - проводить силами подразделений налоговой полиции налоговые расследования в соответствии с действующим законодательством;
     
     - обследовать с соблюдением действующего законодательства любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан;
     
     - давать руководителям и другим должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;
     
     - приостанавливать расходные операции организаций и граждан по их расчетным и другим счетам в банках и иных кредитных учреждениях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в случаях невыполнения требований об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, недопущения к проверке и обследованиям, непредставления налоговой службе бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с извлечением доходов, содержанием объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, до устранения выявленных нарушений;
     

     - применять к организациям, должностным лицам и гражданам, нарушившим налоговое законодательство, санкции, предусмотренные действующим законодательством;
     
     - взимать налоги, штрафы и пени, а также административные штрафы, не внесенные в установленный срок, с организаций, их должностных лиц и граждан в первоочередном порядке, начислять или пересматривать ранее начисленные суммы налога в течение пяти лет после окончания налогооблагаемого периода;
     
     - при неуплате в установленный срок налогов, штрафов и пеней описывать движимое и недвижимое имущество, денежно-валютные средства организаций и граждан;
     
     - составлять протоколы по фактам нарушений налогового законодательства;
     
     - совершать в торговых и других организациях, у индивидуальных предпринимателей контрольные закупки товаров (продукции);
     
     - получать сведения, справки, а также документы о предпринимательской деятельности, операциях и состоянии денежных средств на счетах проверяемых организаций и граждан от других юридических лиц, банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, бирж и граждан исключительно в служебных целях;
     
     - привлекать к проведению проверок и экспертиз квалифицированных специалистов организаций, работников других контролирующих органов;
     
     - предоставлять организациям и гражданам отсрочку и рассрочку по уплате налогов и других платежей в бюджет;
     
     - производить силами подразделений налоговой полиции оперативно-розыскную деятельность на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Казахстана, а также дознание и предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях;
     
     - составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
     
     Проводимые налоговыми органами проверки подразделяются на простые и комплексные. Простые проверки проводятся по одному и тому же виду налога не чаще одного раза в полугодие, а комплексные - не чаще одного раза в год. Допускаются и внеочередные проверки, проводимые с письменного разрешения ГНК.
     
     Налоговые органы участвуют в отдельных случаях в определении объекта обложения.
     

     Так, по физическим и юридическим лицам, преимущественно работающим с наличными денежными средствами или имеющим ограниченный оборот по реализации товаров, работ (услуг) и ограниченное число занятых работников, включая крестьянские и фермерские хозяйства, налоговая служба, по согласованию с соответствующими финансовыми органами, определяет порядок уплаты налогов на основе патента, фиксированной суммы налогов или упрощенной системы определения налоговой базы и ведения налогового учета.
     
     В случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, а также при невозможности определения объекта обложения органы налоговой службы определяют объект обложения и налог на основе прямых и косвенных методов (активов, оборота, издержек производства и др.).
     
     Если физическое лицо показало доход, который не соответствует расходам, произведенным на личное потребление, в том числе на приобретение имущества, налоговая служба определяет доход и налог на основе произведенных им расходов с учетом доходов прошлых периодов.
     
     Доход подлежит обложению налогом также в случаях, когда другими лицами и органами оспаривается законность получения указанного дохода.
     
     Юридические и физические лица обязаны указывать свой регистрационный номер налогоплательщика в налоговой декларации, расчетных и других используемых ими документах. Они должны вести учетную документацию установленной формы и хранить ее в течение пяти лет.
     
     Налогоплательщик имеет право:
     
     - представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы;
     
     - знакомиться с актами проведенных проверок, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
     
     - обжаловать в установленном законом порядке решения налоговых органов.
     
     Налогоплательщики представляют налоговую декларацию в следующие сроки:
     
     - по подоходному налогу - до 31 марта года, следующего за отчетным;
     
     - по НДС - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
     
     - по налогу на операции с ценными бумагами - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
     

     - по акцизам - ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, с выделением сумм акцизов, подлежащих уплате и фактически уплаченных, - за каждые десять дней отчетного месяца;
     
     - по специальным платежам и налогам недропользователей - в сроки, установленные в контракте;
     
     - по всем видам бонусов и роялти - в сроки, установленные в контракте;
     
     - по налогу на сверхприбыль, полученную в отчетном году, - к 15 апреля года, следующего за отчетным;
     
     - по земельному налогу - ежегодно, не позднее 1 июля текущего года;
     
     - по налогу на транспортные средства - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным;
     
     - по налогу на имущество - к 31 марта года, следующего за отчетным.
     
     По просьбе налогоплательщика руководители налоговых органов могут продлевать срок представления налоговой декларации, но не более чем на один год. В то же время продление срока представления декларации не изменяет срока уплаты налога. Например, налогоплательщик хотел бы отложить дату подачи декларации по подоходному налогу за 1997 год с 31 марта 1998 года до 30 сентября 1998 года. Начальник налоговой инспекции может разрешить продлить срок подачи декларации. Однако в данном случае налогоплательщик должен будет уплатить пени с 11 апреля 1998 года за несвоевременную уплату налога за каждый день просрочки, так как срок окончательного расчета по подоходному налогу установлен в течение 10 дней после представления декларации.
     
     В случае неуплаты налогов или текущих и авансовых платежей в доход бюджета в установленные сроки органы налоговой службы имеют право списать со счетов налогоплательщика или его дебиторов средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, штрафам и пени, если налогоплательщик или его дебиторы согласны с уплатой такой задолженности.
     
     Так, своевременно не уплаченные суммы налогов, в том числе текущие и авансовые платежи, взыскиваются в бюджет с начислением пени в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан на день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки (включая день оплаты). Если же налогоплательщик не представляет налоговую декларацию в установленные сроки без достаточных на то оснований, то на него налагается штраф за каждый месяц непредставления декларации в размере 5 % от суммы, подлежащей уплате, но не уплаченной по декларации.
     
     За занижение размера налога в декларации на налогоплательщика налагается штраф в размере 100 % заниженной суммы налога.