Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении механизма индексации ставок земельного налога и порядке перечисления платы за землю по уровням бюджетов в 1999 году*

     

О применении механизма индексации ставок земельного налога и порядке перечисления платы за землю по уровням бюджетов в 1999 году*

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     
     -----
     * Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 5. С. 36

     
     Следующим фактором, имеющим      большое значение для более полного поступления земельных платежей в бюджет, является обеспечение налогоплательщиков документами, удостоверяющими право собственности, владения или пользования (аренды) земельными участками. В настоящее время не все плательщики имеют в полном объеме документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельными участками (только 70 процентов юридических и физических лиц обладают такими документами). Незавершенность этой работы затрудняет деятельность налоговых органов в привлечении к плате за землю всех потенциальных плательщиков.
     
     В связи с этим следует напомнить, что постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.91 N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей” утверждена форма государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, содержащих данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список земельных участков с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного, рекреационного и историко-культурного значения) с указанием кадастрового номера участка на чертеже.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения” утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю, в котором указывается площадь земельного участка, целевое использование земель, состав угодий. Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” (в ред. от 24.12.93 N 2287, от 25.01.99 N 112) утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю, в котором указывается местоположение земельного участка, категория земель, цель использования, виды угодий, ограничения в использовании и обременение, совершенные сделки по распоряжению земельным участком.
     
     Форма договора аренды земель, где арендодателями земельных участков являются соответствующие органы местного самоуправления и собственники земли (граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности), сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно не используемые ими сельскохозяйственные угодья, в котором указывается общая площадь, дается план земель, переданных в аренду, и прилагаются их экспликация и список земельных участков с особым режимом использования, а также форма договора временного пользования землей, в котором указывается общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, дается план земельных участков и приводится их экспликация, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177.
     

     Документы, устанавливающие право на землю, должны иметь регистрационный номер согласно книге учета и их выдачи, ведущейся местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
     
     В случае отсутствия правоустанавливающих документов по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право: решения соответствующих органов о предоставлении земель, материалы по обмеру земельных участков, градостроительная документация, планово-картографические материалы и другие материалы, имеющиеся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства и у самих землепользователей.
     
     Списки юридических и физических лиц-плательщиков земельного налога и арендной платы, составленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.95 N 876 “Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю”, могут также использоваться при отсутствии документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования (аренды) земельными участками.
     
     В 1999 году произошли изменения в индексации ставок земельного налога. Напомним, что согласно принятому 18 июля 1998 года Указу Президента Российской Федерации N 854 “Об индексации ставок земельного налога” начиная с 1 сентября 1998 года увеличились ставки земельного налога в 2 раза для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, и в 4 раза для всех остальных категорий земель. Однако принятый вскоре Федеральный закон от 28.10.98 N 162-ФЗ “Об индексации ставок земельного налога” поставил все на свое место, то есть была отменена ранее предусмотренная индексация ставок земельного налога в 1998 году и сохранены ставки земельного налога на уровне действовавших в 1997 году. В связи с этим в отличие от 1995-1997 годов ставки земельного налога в 1998 году не индексировались.
     
     Что касается 1999 года, то ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” установила, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
     

     Для того чтобы более четко представить, на какие категории земель распространяется в 1999 году действие повышающего коэффициента, рассмотрим состав земель в Российской Федерации.
     
     Все земли Российской Федерации в соответствии с основным целевым назначением подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны, земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли лесного и водного фондов, предоставленные для хозяйственной деятельности и в рекреационных целях, а также земли запаса.
     
     Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
     
     колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;
     
     научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и сельскохозяйственного производства;
     
     несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства;
     
     гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
     
     кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества.
     
     В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:
     
     земли городской, поселковой и сельской застройки;
     
     земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
     
     земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;
     

     земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
     
     Вначале рассмотрим, применяется ли повышающий коэффициент 2 в 1999 году к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения. В Законе РФ “О плате за землю”, в Приложении N 1 указаны ставки земельного налога за 1 гектар пахотных земель в разрезе республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований. При этом для 24 регионов данная плата составляет до 5 руб. за гектар пашни. Максимальная ставка равняется 22 руб. за гектар по Краснодарскому краю, а в среднем по Российской Федерации - 7 руб. за гектар. Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются теми же органами власти.
     
     Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” не предусмотрел применение повышающего коэффициента 2 в 1999 году к ставкам земельного налога за земли акционированных сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрик, тепличных комбинатов, зверосовхозов, животноводческих комплексов и других, находящихся на самостоятельном балансе), межхозяйственных предприятий и организаций.
     
     Земельный налог за участки, находящиеся в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается, как установила часть первая ст. 6 Закона РФ “О плате за землю”, со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
     
     Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” за земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, увеличение ставок земельного налога с коэффициентом 2 в 1999 году также не предусмотрел. В связи с этим ставки земельного налога в 1999 году за эти земли и по этим категориям плательщиков остаются на уровне 1997-1998 годов.
     

     Пример. Все члены садоводческого товарищества “Дружба”, расположенного в поселке, получили документы, удостоверяющие право собственности на землю. Как применить в 1999 году повышающий коэффициент к ставкам земельного налога за земли садоводческого товарищества?
     
     Напомним, что до выдачи свидетельств о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками обязанность правления садоводческого товарищества состояла в представлении расчетов земельного налога государственной налоговой инспекции того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанного товарищества, и уплате налога в бюджет органа местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. По получении свидетельств о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членами садоводческого товарищества земельный налог для каждого из них будет исчисляться налоговым органом.
     
     В рассматриваемом примере каждый гражданин - член садоводческого товарищества, имея правоустанавливающие документы, уплатит в 1999 году земельный налог самостоятельно и в размере, соответствующем сумме земельного налога, которую он уплатил в 1998 году, то есть повышающий коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год”, к таким земельным участкам применяться не будет. Исключение составляют земли общего пользования, закрепленные за садоводческим товариществом. За эти земли земельный налог будет уплачиваться правлением данного товарищества. В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона к ставкам земельного налога за такие земли в 1999 году уже будет применяться коэффициент 2.
     
     
     Закон РФ “О плате за землю” предусмотрел за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (мастерские, баня, постройки для содержания скота), взимание земельного налога со всей площади их земельных участков в размере 30 руб. за 1 кв.м в 1997 году и в размере 3 коп. за 1 кв.м в 1998 году. В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год” земельный налог в 1999 году будет взиматься в размере 6 коп. за 1 кв.м или 6 руб. за одну сотку земельных участков, предоставленных юридическим лицам и гражданам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота).
     
     Например, за 100 кв.м земельного участка, предоставленного гражданину для постройки бани в сельском населенном пункте, земельный налог в 1999 году составит 6 руб. (6 коп. * 100 кв.м = 6 руб.)
     

     Согласно Закону РФ “О плате за землю” органы местного самоуправления имеют право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза. Таким образом, если органы местного самоуправления примут такое решение, то гражданин заплатит земельный налог в 1999 году за земельный участок, предоставленный ему для постройки бани, в сумме 12 руб. (6 коп. * 100 кв.м * 2 = 12 руб.)
     
     
     Рассмотрим вопрос о применении в 1999 году повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения. Закон РФ “О плате за землю” установил, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель. В Приложении N 2 к Закону приведены средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах. Они дифференцированы по природно-экономическим районам и по размерам городов и поселков в зависимости от численности населения. Для городских земель установлены коэффициенты увеличения ставок налога на земли, расположенные в курортных зонах, за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала. Существующие базовые размеры земельного налога колеблются от 0,5 до 4,5 руб. за 1 кв.м (для базового размера применялся расчет по 1994 году и в масштабе цен, сложившихся в 1998 году), а с учетом повышающих коэффициентов они возрастают в несколько раз.
     
     К землям городов, рабочих, курортных и дачных поселков Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрел коэффициент 2.
     
     Пример. Ставка земельного налога по предприятию, расположенному в одном из городов Уральского района с численностью населения до 100 тысяч человек, будет иметь в 1999 году следующий размер. За базу исчисления принимается средняя ставка земельного налога для поселений численностью 100 тысяч человек, которую находим в таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ “О плате за землю” на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения от 50 до 100 тысяч человек.
     
     Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ “О плате за землю”, должны были применяться в 1994 году с коэффициентом 50. В связи с этим в 1994 году средняя ставка составляла:
     

     1,4 руб./кв.м * 50 = 70 руб./кв.м в расчете на год.
     
     В 1995 году применялся коэффициент 2, в 1996 году - 1,5, в 1997 году - 2, в 1998 году - 0; ставка земельного налога по предприятию, расположенному в городе Уральского района, в 1998 году составила:
     
     1,4 руб./кв.м * 50 * 2 * 1,5 * 2 = 420 руб./кв.м или в масштабе цен 1998 года - 42 коп./кв.м.
     
     Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” установил, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году за земли городов и поселков с коэффициентом 2.
     
     Предприятие заплатит земельный налог в 1999 году по ставке 84 коп. за 1 кв.м (42 коп./кв. м * *?2 = 84 коп./кв.м).
     
     
     Согласно Закону РФ “О плате за землю” земельный налог взимался со всей площади земельных участков в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 60 руб. за 1 кв.м в 1997 году за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты. Минимальная же сумма земельного налога в 1998 году (в масштабе цен 1998 года) по таким землям и категориям плательщиков составляла 6 коп. за 1 кв.м. В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год” ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для земель, занятых жилищным фондом, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городов и поселков, с коэффициентом 2. В этом случае минимальная сумма земельного налога в 1999 году за данные категории земель составит 12 коп. за 1 кв.м.
     
     Пример. Дачный земельный участок, расположенный в поселке, площадью 20 соток перешел гражданину по наследству с 1 января 1999 года. Какую сумму земельного налога ему придется уплатить за 1999 год при условии, что ставка земельного налога по данному поселку составила 60 коп./кв.м?
     
     Прежде всего следует отметить, что в соответствии с Законом РФ “О плате за землю” налог за земли, занятые дачными участками в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 кв.м. Такой размер земельного налога был установлен Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”".
     

     В связи с тем, что расчет земельного налога необходимо произвести за 11 месяцев 1999 года, определим ставку земельного налога, которая должна сложиться в 1999 году.
     
     Ставка 1999 года = ставка 1994 года * (2 * 1,5 *  2 * 2) = 10 руб./кв.м * (2 * 1,5 * 2 * 2) = 120 руб./кв.м (неденоминированных) или 12 коп./кв.м в ценах 1998 года,
     
     где: ставка 1999 года - ставка земельного налога, сложившаяся в 1999 году;
     
     ставка 1994 года - ставка земельного налога, сложившаяся в 1994 году и составившая не менее 10 руб. за 1 кв.м согласно части пятой ст. 8 Закона РФ “О плате за землю”;
     
     2 - коэффициент, вводимый для ставок земельного налога в 1995 году в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 07.06.95 N 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году”;
     
     1,5 - коэффициент, который использовался в 1996 году согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 03.04.96 N 378 “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году”;
     
     2 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 году в соответствии с Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”;
     
     2 - коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога в 1999 году согласно Федеральному закону от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год”.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на то, что в случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому собственнику - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. В связи с этим рассчитываем земельный налог в рассматриваемом примере за 11 месяцев 1999 года. Так как ставка земельного налога установлена по поселку в размере 60 коп./кв.м, а три процента составляют 1,8 коп./кв.м (60 коп./кв.м * 3 %), принимаем для расчета ставку земельного налога в размере 12 коп./кв.м (Законом РФ “О плате за землю” для такого случая оговорены условия применения минимального размера ставки - 12 коп./кв.м).
     
     Сумма земельного налога за 11 месяцев 1999 года составит:
     

     (2000 кв.м * 12 коп./кв.м) : 12 мес. * 11 мес. = 220 руб.
     
     
     За земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, а также за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, ставки земельного налога, взимаемого с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, повышаются в 2 раза в 1999 году в связи с тем, что Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрел ввести коэффициент 2 за данные категории земель.
     
     За расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, а также за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, ставки земельного налога в 1999 году должны повышаться в 2 раза по отношению к ставкам земельного налога, которые сложились в 1997-1998 годах.
     
     Кроме названных выше изменений в части применения индексации ставок земельного налога в 1999 году Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” приостановил действие ст. 24 Закона РФ “О плате за землю” на 1999 год в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы за землю.
     
     Земельный налог и арендная плата до 1999 года должны были использоваться исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, а также инженерное и социальное обустройство территории. Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, должны были расходоваться на указанные в статье цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.
     
     Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” установил, что в 1999 году средства земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в объеме 5383,6 млн руб. зачисляются в федеральный бюджет на проведение мероприятий в рамках Государственной программы повышения плодородия почв, на финансирование приобретения минеральных удобрений, ведения земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, на финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, закладкой многолетних насаждений и со строительством групповых водопроводов, на развитие материально-технической базы государственных учреждений, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение техники и оборудования, не входящих в сметы указанного строительства, мелиоративной техники, на проведение агрохимической мелиорации почв, научно-исследовательских работ прикладного характера, а также на выплату дотаций и компенсаций для поддержки элитного семеноводства и племенного животноводства. Из этого можно сделать вывод, что в 1999 году на инженерное и социальное обустройство территории, а также для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель поступление средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю из федерального бюджета не предусматривается.
    

     Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” существенно изменил порядок перечисления средств, взимаемых от уплаты земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты городов и поселков.
     
     Между тем, в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (в ред. Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") средства, поступавшие от взимания земельного налога и арендной платы за землю, ежеквартально по мере их фактического поступления должны были перечисляться органами местного самоуправления в вышестоящий бюджет в соответствии с законодательно установленными долями централизации этих средств в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Средства, поступавшие в бюджет субъектов Российской Федерации от взимания платы за землю и подлежавшие централизации в федеральный бюджет, должны были зачисляться ежеквартально по мере фактического поступления, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такое перечисление платы за землю во все три уровня бюджетов определял и ранее действовавший Порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю.
     
     На бюджетные счета сельских органов местного самоуправления зачислялась плата за земли в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение. На счета поселковых или городских органов местного самоуправления зачислялись платежи за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение. За земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления, зачислялась плата за землю на бюджетные счета районных органов местного самоуправления. Вследствие того, что финансовые органы, выполнявшие функции перераспределения земельных платежей во все уровни бюджетов, не направляли их в полном объеме в федеральный бюджет, поступления от платы за землю составляли ежегодно 40-50 процентов от бюджетных назначений.
     
     30 июля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”". Закон изменил порядок перечисления платы за землю и возложил на самого налогоплательщика обязанность вносить в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и в федеральный бюджет земельный налог и арендную плату за землю. С 1 августа 1998 года налогоплательщик в соответствии с установленными законодательством долями за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, должен был направлять средства от платы за землю на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, а также на бюджетные счета субъектов Российской Федерации и соответствующую часть средств на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
     

     Наметились некоторые положительные сдвиги в пополнении доходной части федерального бюджета. Как показали отчетные данные за 1998 год, федеральный бюджет получил 1,4 млрд руб. платы за землю, что больше по сравнению с 1997 годом на 30 процентов. И, что характерно, на протяжении 1995-1997 годов одни и те же регионы не направляли земельный налог и арендную плату за землю в федеральный бюджет, а в 1998 году после изменения порядка перечисления этих средств во все уровни бюджетов положение улучшилось, и от таких областей, как Ленинградская, Самарская, Ульяновская, Пермская, Кемеровская и других, средства в федеральный бюджет начали поступать. Вместе с тем в числе постоянных нарушителей продолжают оставаться Республика Башкортостан и Республика Татарстан.
     
     Несколько сложнее складывалась ситуация с перечислением средств от уплаты земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет физическими лицами, так как они должны были направлять средства от платы за землю в пределах поселковой, городской границы на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, а также на бюджетные счета субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по трем платежным извещениям.
     
     Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” изменил порядок направления средств от уплаты земельного налога и арендной платы во все уровни бюджетов за земли городов и поселков. Закон установил, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют в 1999 году указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в федеральный бюджет в размере 30 процентов, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20 процентов и в бюджеты городов и поселков - 50 процентов.
     
     Таким образом, налогоплательщик направляет средства от платы земельного налога и арендной платы в полном объеме за земли в пределах поселковой, городской границы одним платежным поручением на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства. Юридические лица-плательщики земельного налога за земли городов и поселков должны не позднее 1 июля представить в налоговые органы расчет причитающегося с них налога за земельные участки городов и поселков, в котором общая сумма земельного налога распределяется на два срока уплаты: 15 сентября и 15 ноября. В расчете должен быть указан счет, открытый в органах федерального казначейства. Как предусматривает Закон РФ “О плате за землю” органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут установить другие сроки уплаты налога. В этом случае в сводном расчете земельного налога на 1999 год сумма земельного налога распределяется по этим срокам уплаты, и в расчете земельного налога указывается счет, открытый в органах федерального казначейства, чтобы всю сумму налога по каждому сроку уплаты направить на счета органов федерального казначейства.
     
     Пример. За 1999 год предприятие уплачивает земельный налог в сумме 1200 руб. за земельный участок, расположенный в одном из городов Тульской области, по четырем срокам уплаты: 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 декабря. Такие сроки уплаты установили органы местного самоуправления. В сводном расчете земельного налога должно быть указано, что до 25 апреля 1999 года подлежит уплате 300 руб., до 25 июля - 300 руб., до 25 октября  - 300 руб. и до 25 декабря - 300 руб. В расчете указывается один счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России. В платежном поручении, по которому налогоплательщик должен произвести оплату налога, указывается также один счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства. Определенную сумму земельного налога (в рассматриваемом примере каждые 300 руб.) необходимо направить по каждому сроку уплаты на счета органов федерального казначейства. Территориальные органы федерального казначейства по первому сроку уплаты будут направлять средства от уплаты земельного налога в сумме 90 руб. в федеральный бюджет (30 процентов), в сумме 60 руб. (20 процентов) - в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть в бюджет Тульской области, и в сумме 150 руб. (50 процентов) - в бюджет города. Такое распределение по уровням бюджетов распространяется на каждый срок уплаты налога, то есть по срокам уплаты 25 июля, 25 октября и 25 декабря суммы земельного налога, направляемые в федеральный бюджет, бюджет Тульской области и города, составят соответственно 90, 60 и 150 руб.
     
     

     Налоговые органы вручают налогоплательщикам (физическим лицам) за земельные участки в пределах городской (поселковой) черты, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного фонда, личного подсобного хозяйства, дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, а также предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), платежные извещения об уплате налога с указанием одного счета, открытого в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, то есть вся сумма земельного налога, подлежащая уплате в 1999 году, направляется на указанный выше счет. После получения указанных сумм органы Главного управления федерального казначейства направят часть общей суммы налога (30 процентов) в федеральный бюджет, часть общей суммы (20?процентов) - в бюджет субъекта Российской Федерации и половину общей суммы (50 процентов) - в бюджеты городов и поселков.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" устанавливал, что плата за землю перечисляется плательщиком земельного налога. Ссылаясь на это положение, такие субъекты Российской Федерации, как г. Москва и г. Санкт-Петербург в 1998 году стали меньше направлять в федеральный бюджет средств, получаемых от взимания арендной платы за землю. При этом оправдывали свои действия тем, что прежний порядок перечисления финансовыми органами платы за землю во все уровни бюджетов отменен, а самому плательщику арендной платы весьма затруднительно направлять ее в федеральный бюджет, к тому же в самом договоре арендной платы не содержатся условия по направлению арендной платы самим плательщиком. В результате арендная плата в 1998 году в большем объеме осталась в бюджете г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” предложил перечислять в 1999 году арендную плату за земли городов и поселков на счета органов федерального казначейства. Иными словами, арендная плата за земли городов и поселков должна в полном объеме перечисляться плательщиком арендной платы на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, для последующего направления в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и городов и поселков.
     
     Пример. На основании договора краткосрочной аренды земельного участка арендодатель (земельный комитет) предоставляет товариществу с ограниченной ответственностью (ТОО) (в г. Москве) в краткосрочное возмездное пользование сроком на 3 года земельный участок общей площадью около 7000 кв.м для использования территории под размещение малого рынка. Арендатор обязуется своевременно уплачивать арендную плату в соответствии с договором и ежеквартально предоставлять арендодателю сведения об уплате арендной платы. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями из расчета за календарный год не позднее 25 числа последнего месяца квартала, то есть не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря. Условная ежегодная арендная плата за весь участок составляет 28 тыс. руб.
     

     В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год” арендная плата за земли городов и поселков в полном объеме перечисляется плательщиком арендной платы на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства. В связи с этим ТОО по первому сроку уплаты - 25 марта направляет арендную плату в размере 7 тыс. руб. на счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства, для последующего направления органами федерального казначейства в федеральный бюджет в размере 2,1 тыс. руб. (30 процентов), в бюджет г. Москвы в размере 4,9 тыс. руб. (70 процентов). Такое распределение арендной платы между уровнями бюджетов будет распространяться на каждый из следующих сроков уплаты: 25 июня, 25 сентября и 25 декабря.
     
     
     Вместе с тем следует отметить, что порядок перечисления самим плательщиком платы за земли сельскохозяйственных угодий остался без изменений, то есть продолжают направляться в бюджеты различных уровней средства от уплаты земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”". В соответствии с долями, утвержденными законодательством Российской Федерации, налогоплательщики сами направляют средства от уплаты земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий на бюджетные счета Российской Федерации, открытые в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления.
     
     Физические лица, имеющие в собственности или арендующие земли сельскохозяйственных угодий (земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), то есть пашню, сенокосы и пастбища (а такими могут быть крестьянские хозяйства, предприниматели или лица, получившие паи при реорганизации сельскохозяйственных предприятий), сами направляют средства от платы за землю на счета федерального бюджета, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     
     В соответствии с Приложением N 1 к Закону РФ “О плате за землю” установлена доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет (в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья). Каждому субъекту Российской Федерации определена своя доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет. Изменение указанной доли может производиться по представлению Правительства РФ исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии со ст. 19 Закона РФ “О плате за землю” органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более десяти процентов от суммы средств земельного налога административного района.
     

     За земли сельскохозяйственных угодий (пашню, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежь) плательщики (юридические лица) должны представлять в налоговые органы расчет причитающего с них налога, в котором предлагаемая к уплате сумма земельного налога по двум срокам уплаты (15 сентября и 15 ноября) будет распределена по уровням бюджетов, то есть федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета соответствующего органа местного самоуправления. При установлении органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления других сроков уплаты земельного налога, суммы земельного налога распределяются самим налогоплательщиком по всем уровням бюджетов.
     
     Пример. Сельскохозяйственное предприятие Краснодарского края за земельные участки, отведенные под сельскохозяйственные угодья, уплачивает земельный налог в 1999 году в условной сумме земельного налога, составляющей 620 руб. Органами законодательной власти установлена доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых в бюджет края, в размере 10 процентов. В сводном расчете земельного налога указывается, что до 15 сентября 1999 года подлежит уплате 310 руб. и до 15 ноября 1999 года - 310 руб., в том числе к 15 сентября в федеральный бюджет 155 руб. (50 процентов), в бюджет Краснодарского края - 31 руб. (10 процентов), в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 124 руб. (40 процентов). Такое распределение по уровням бюджетов распространяется и на второй срок уплаты земельного налога, то есть к 15 ноября. В связи с этим плательщик будет уплачивать земельный налог по трем платежным поручениям на указанные суммы по каждому сроку уплаты.
     
     
     Новый порядок перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы, будет, по нашему мнению, способствовать более полному поступлению средств в федеральный бюджет.