Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Управление развитием экономики Российской Федерации в условиях цикличности рыночной системы хозяйствования


Управление развитием экономики Российской Федерации в условиях цикличности рыночной системы хозяйствования

     

И.С. Цыпин,
декан финансово-экономического
факультета, профессор Всероссийской
государственной налоговой академии

     
     Как показывает многолетний опыт      существования стран с рыночной       экономикой, экономика Российской Федерации должна пройти четыре циклически повторяющиеся стадии развития:
     
     - спад (кризис);
     
     - стагнацию (депрессию);
     
     - оживление;
     
     - подъем.
     
     В общем виде примерный цикл развития экономики Российской Федерации представлен на рисунке 1.     
     


рис. 1

     
     Как показал мировой опыт и опыт развития экономики Российской Федерации, стадия спада, или экономического кризиса, характеризуется следующими особенностями:
     
     резким уменьшением сбыта продукции предприятий и затовариванием складов;
     
     спадом производства товаров и услуг. Спад производства в Российской Федерации с 1991 по 1997 годы составил 50-60 % от общего объема промышленного производства, а по некоторым отраслям экономики, таким как текстильная, швейная промышленность, падение производства достигло 70-80 %;
     
     банкротством и разорением предприятий;
     
     расстройством денежно-кредитной системы и инфляцией, которая в отдельные годы в Российской Федерации достигала свыше 300 % в год;
     
     падением уровня благосостояния населения и безработицей, достигавшей 10-12 % численности трудоспособного населения нашей страны.
     
     Широкомасштабный спад производства в Российской Федерации продолжался до марта 1997 года (см. рис. 1), когда наша страна вступила в следующую фазу экономического цикла - стадию стагнации, или де-прессии.
     
     Отечественная и международная практика показывает, что в этот период наблюдается неустойчивое состояние в экономике: одни отрасли производства начинают увеличивать масштабы своего производства (на 1-3 % в год), другие снижают объемы своего производства (на 0,5-3 % в год). Начинает стабилизироваться финансово-кредитная система, значительно снижаются темпы инфляции. Исходя из опыта развития стран с рыночной системой хозяйствования, продолжительность этой стадии цикла составляет от 0,5 года до 3 лет. Причем, если не происходит ничего чрезвычайного в мировой и отечественной экономике, после этой фазы наступает стадия оживления хозяйственной деятельности. Поскольку спад в экономике Российской Федерации существенно превышал 30 %, период стагнации в нашей стране должен, по нашему мнению, продлиться около трех лет, до 2000 года (см. рис. 1).
     
     Однако ряд событий может существенно изменить эти сроки. Например, наступивший мировой финансовый кризис. Из рисунка 2 можно видеть примерную схему движения капиталов в современном мире.     
     


рис. 2. Примерная схема движения капиталов в мировой экономике

     

     В период оживления и подъема мировой экономики, относительной финансовой стабильности капиталы перемещаются из центров “своего сосредоточения на окраины” - в развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, поскольку это может принести значительные реальные прибыли владельцам капиталов. Однако в период мировых финансовых и экономических кризисов происходит обратный отток капиталов к центрам их сосредоточения, поскольку инвесторы не хотят потерять свои финансовые ресурсы.
     
     В 1998 году наша страна вплотную столкнулась с мировым финансовым кризисом и, соответственно, с оттоком капиталов из страны, что серьезно ослабило ее финансовую систему.
     
     Еще более осложнила экономическое положение Российской Федерации игра в пирамиду с ГКО, в которой участвовали не только крупнейшие коммерческие банки, но и Сбербанк России. Годовые проценты, вы-плачиваемые по ГКО, в отдельные периоды достигали до 150 % в год, что существенно подрывало финансовую систему. Это не значит, что государству нельзя делать внутренние заимствования под процент. К подобной практике прибегают многие высокоразвитые государства мира, в частности США, Франция и др. (на год - 20-30 % годовых, а не 150 %, как в нашей стране).
     
     Если к этому добавить подошедшие сроки выплаты огромных сумм долгов Международному Валютному Фонду (МВФ) и другим мировым кредиторам, то понятна причина серьезного ухудшения финансовой ситуации в Российской Федерации. Еще более осложнили положение в стране “решительные” действия правительства С.В. Кириенко (в августе - сентябре 1998 года): резкое расширение валютного коридора и замораживание долговых обязательств по ГКО (дефолт).
     
     В связи с резким падением курса рубля (из-за принятых Правительством РФ мер) и замораживанием долгов по ГКО (которые составляли большую часть активов крупнейших коммерческих банков) банки начали лихорадочно скупать доллары. Они перестали выплачивать средства по вкладам физических лиц и заморозили выплату и перечисление средств со счетов предприятий и организаций. Принимались платежные поручения организаций по налогам и сборам с надписью “Принято к оплате”, но при этом деньги в бюджет не перечислялись. Не совсем понятно, почему сроки выплат по международным кредитам и обязательствам правительственные чиновники не могли заблаговременно рассчитать и разнести меньшими долями на более поздние сроки по договоренности с кредиторами. Это свидетельствует об отсутствии аналитических расчетов по планированию долговых обязательств.
     
     Из-за нарушения работы банков стало останавливаться движение транспорта по отдельным железным дорогам.
     

     Из-за стремительного роста цен в несколько раз снизился импорт продовольственных товаров, достигавший около 60 % общего объема продовольствия в стране.
     
     Вновь возобновились кризисные явления в экономике. В результате в 1998 году, по сравнению с 1997 годом, объем ВВП (валового внутреннего продукта) уменьшился примерно на 4,6 %, промышленности - на 5,2 %, курс рубля упал в 3,5 раза, экспорт сократился на 19,3 %, а импорт - на 41,4 %*.
     
     -----
     * По данным Минэкономики России
     
     Таким образом, экономика Российской Федерации вновь скатилась в спираль кризиса.
     
     Руководство страны ищет выходы из сложившейся тяжелой экономической ситуации.
     
     Принятые Правительством меры можно сформулировать следующим образом:
     
     1. Расшивка финансовых неплатежей банков путем точечного вливания средств (от 1 до 10-30 млрд руб.) со стороны Банка России. Окончательно вопросы расшивки банковских неплатежей будут решены в начале III квартала 1999 года.
     
     2. Возрождение деятельности промышленных и транспортных предприятий на базе экспортно-ориентированных производств:
     
     - реструктуризация предприятий (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.97 N 1373);
     
     - снижение налогового бремени, уменьшение ставок НДС и налога на прибыль. (Следует отметить, что снижение НДС - это достаточно рискованная мера, поскольку в современных экономических условиях именно этот налог является одним из важных источников налоговых поступлений в казну Российской Федерации);
     
     - увеличение таможенных пошлин на ввозимую готовую промышленную продукцию, аналогичную изготавливаемой на заводах нашей страны, и снижение пошлин на ввозимую для предприятий новую технику и технологии;
     
     - растаможивание замороженной на таможенных складах Российской Федерации новой техники и оборудования, с выплатой в рассрочку таможенных платежей, налогов и сборов.
     
     3. Принятие компенсационных мер для восстановления потерь бюджета:
     
     - восстановление государственной монополии на алкогольную продукцию. (Следует однако учитывать, что получение серьезных доходов от принятия этой меры будет достигнуто в течение длительного времени и не даст немедленного эффекта в связи с ожесточенным сопротивлением “алкогольной мафии”);
     
     - введение налога с продаж и вмененного налога;
     

     - усиление валютного контроля со стороны Правительства РФ и Банка России (решение Банка России от 31.12.98):
     
     увеличение обязательного объема продаж валютной выручки с 50 % до 75 %;
     
     сокращение сроков продаж экспортерам установленной части своей выручки с 14 дней до 7 дней. (Правда, не следует ожидать большого эффекта от этой меры, поскольку отработаны технологии утаивания валютных ресурсов в соответствии с изменением политики государства);
     
     - ужесточение экспортных пошлин (10 % от таможенной) на вывоз из Российской Федерации отходов и лома цветных металлов. Вводится фиксированный нижний размер пошлин за отходы и лом никеля, свинца, меди, кобальта, титана и т. п.;
     
     - принятие закона об иностранных концессиях в Российской Федерации.
     
     4. Подготовка закона о валютном регулировании, в котором предусматриваются следующие мероприятия:
     
     - отмена валютных операций с оффшорами в государствах, с которыми Российская Федерация не имеет межгосударственных соглашений;
     
     - признание незаконным направление инвестиций в зарубежные компании вне территории Российской Федерации.
     
     5. Принятие решительных мер по нормализации налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации и регионов страны:
     
     - налоговые платежи будут осуществляться (в основном) через государственные банки;
     
     - частные банки постепенно отторгаются от обслуживания таможенных и бюджетных счетов;
     
     - создано и функционирует Агентство по реконструкции кредитных организаций (АРКО), которое занимается вопросами реструктуризации долгов банков перед отечественными и зарубежными инвесторами и частично вопросами санации частных банков.
     
     6. Принятие мер по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и социальной защите граждан:
     
     - вводится индексация пенсий, пособий и зарплаты бюджетникам;
     
     - отменены льготы организациям и физическим лицам (“ликвидаторам”), проводившим работы на Чернобыльской АЭС, в плане внешнеэкономической деятельности, ибо за счет этих льгот вывозилось до 20 % от общего объема экспорта металлов из Российской Федерации, а на полученные средства в течение многих лет ввозились дорогие автомобили, алкогольных напитки, сигареты (см. табл. 1).
     
     Ущерб государства при этом составил 1 млрд руб.*1.
     
     -----
     *1 По ориентировочным данным Минэкономики России


    Таблица 1

Годы

1996

1997

1998

Количество ввезенных автомобилей

8

500

800


     - завершается обсуждение и принятие Государственной Думой РФ закона о банкротстве банков и финансово-кредитных организаций.
     
     Это особенно важно, поскольку после ликвидации банков их “недобросовестное” руководство забирает себе их активы. В больших масштабах идет торговля долговыми обязательствами банков.
     
     По нашему мнению, после принятия необходимых мер и получения кредита МВФ Российская Федерация постепенно выйдет из тяжелого финансового кризиса, а ее экономика вернется на стадию стагнации. Однако это займет не меньше 1-1,5 лет. Вдобавок к этому в конце 1999 года и в 2000 году будут проводиться выборы парламента и нового Президента Российской Федерации, что потребует огромных средств и затянет срок завершения стадии стагнации еще примерно на год. Следовательно, она завершится в лучшем случае примерно в 2002 году.
     
     Зарубежный опыт свидетельствует: следующей после стадии стагнации будет стадия оживления экономики Российской Федерации.
     
     Стадия оживления, или восстановления, характеризуется начинающимся вложением средств в производство, постепенным ростом объемов производства, занятости трудоспособного населения, увеличением процентных ставок, оживлением банковской деятельности.
     
     Оживление охватывает, как правило, сначала производство средств производства, а затем и другие отрасли экономики. Начинают создаваться новые предприятия.
     
     Стадия оживления считается условно завершенной после достижения докризисного уровня развития экономики.
     
     Нередко время спада экономики до наступления стадии стагнации и время достижения докризисного уровня от момента завершения стадии стагнации примерно равны по срокам, как можно видеть из рис. 1 (заштрихованные части рисунка). Если спад в Российской Федерации продолжался примерно 6 лет, то период восстановления докризисного уровня (период оживления) займет, возможно, такой же промежуток времени. Иначе говоря, если не будет каких-либо отягчающих факторов в развитии экономики, то докризисный уровень макроэкономических показателей российская экономика достигнет, по нашему мнению, ориентировочно к 2009-2010 годам.
     
     После восстановления докризисного уровня развития экономики наступает обычно, как свидетельствует мировой опыт, фаза подъема, или бума.
     

     На стадии подъема происходит ускорение развития экономики и научных исследований и разработок, расширяется внедрение новой техники и авангардных технологий в производство и другие сферы деятельности. В этот период появляется масса новых товаров, активно создаются новые предприятия, быстро увеличиваются капиталовложения, повышаются курсы акций, облигаций и других ценных бумаг, увеличиваются процентные ставки, растут цены и заработная плата на предприятиях и в организациях, существенно снижается безработица.
     
     Однако следует учитывать, что при наступлении фазы подъема экономики важно внимательно отслеживать темпы ее развития. При темпах развития в пределах 4-6 % кривая подъема экономики будет достаточно пологой, что ведет к некоторому увеличению времени нахождения экономики на этой стадии. Если же темпы развития экономики превышают 10-12 % в год, то правительством должны предприниматься определенные меры для сдерживания этих темпов роста (как это нередко делается правительством США по представлению Конгресса США), чтобы не допустить ускорения наступления кризисных явлений в экономике.
     
     После стадии подъема вновь наступает период спада экономики.
     
     Как показывает опыт развития стран с рыночной экономикой, правительства этих стран научились бороться с кризисными явлениями, что приводит к снижению масштабов циклических колебаний в мировой экономике.
    

    Таблица 2

Темпы падения макроэкономических показателей в период мировых кризисов*
    

№ п/п

Годы кризисных явлений

Темпы падения ВНП в период кризиса (%)

Темпы падения промышленного производства в период кризиса (%)

1

1973-1975

4,30 %

13,2 %

2

1981-1982

3,25 %

8,10 %

3

1990-1991

1,20 %

4,30 %


     -----
     * Р.И. Хасбулатов. Мировая экономика. - М., 1994
          
     Темпы спада экономики (по макроэкономическим показателям) в 1990-1991 годах были в 2-3 раза меньше периода 1973-1975 годов. Это вносит определенный элемент оптимизма, и мы полагаем, что Российская Федерация больше не будет испытывать столь глубокого спада экономики, как в настоящее время.