Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов


Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов

     

Ж.Н. Чижова,
советник налоговой службы III ранга,
г. Орел

Т.А. Гусева,
ст. преподаватель юридического
факультета Орловского педагогического университета

     
     В свете обсуждаемого проекта новой Инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей авторы данной статьи обращают внимание на ряд противоречий в действующем законодательстве, устанавливающем порядок исчисления пени с банков за несвоевременное исполнение поручений налогоплательщиков.
     
     Статья 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) определяет обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Норма, содержащаяся в п. 4 ст. 60, отсылает к положениям главы 18 НК РФ, предусматривающей санкции за налоговые правонарушения, допущенные банком, а именно к ст. 133, 135.
     
     Рассмотрим порядок начисления пени, предполагая наличие в соответствующем учреждении банка платежного поручения налогоплательщика (или налогового агента) или решения о взыскании налога, а также достаточных денежных средств на счете, так как только в этом случае можно говорить о вине банка. Под нарушением следует понимать не только несвоевременное списание средств со счета налогоплательщика или налогового агента, но и несвоевременное их перечисление банком со своего корреспондентского счета в банк получателя, так как расчетная операция по исполнению платежного поручения или решения о взыскании налога представляет собой списание денежных средств со счета клиента и его перечисление в банк получателя.
     
     Устанавливая обязанность банка исполнять платежное поручение клиента на перечисление налога в бюджет или решение о взыскании налога в срок не позднее одного операционного дня после его поступления в банк (п. 2 ст. 60 НК РФ), Кодекс трансформирует тем самым гражданско-правовую обязанность банка перед клиентом в обязанность перед государством.
     
     Согласно ч. 1 ст. 863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Как видно из приведенной формулировки, соблюдение банком требования о сроке, в пределах которого ему следует произвести перечисление средств со счета клиента получателю платежа, является одним из критериев надлежащего исполнения банком обязанностей перед клиентом. Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 133). Итак, нарушение, за которое наступает ответственность по ст. 133 НК РФ, выражается в неисполнении платежного поручения клиента на перечисление налога в бюджет в установленный для этого срок. Данное правонарушение является длящимся: банк считается совершающим его в течение всего времени со дня, следующего за тем, в который платежное поручение должно было быть исполнено, до дня его фактического исполнения.
     

     Анализ п. 17 действующей инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей” и приложения N 2 к ней позволяет сделать вывод, что пени взыскивается с банка уже начиная со следующего за установленным днем уплаты сумм налога без учета того, что в соответствии с п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения. В качестве примера приведено следующее: по сроку 13 февраля плательщиком сдано учреждению банка поручение на перечисление платежей в бюджет в сумме 5000 рублей. Несмотря на то, что на расчетном счете плательщика имелись денежные средства для уплаты этой суммы в бюджет, учреждение банка списало 5000 рублей с расчетного счета лишь 14 февраля. В этом случае пени должен быть начислен и взыскан с учреждения банка за 2 дня.
     
     Авторы данной статьи полагают, что в приведенном примере пени не должен быть начислен исходя из следующего: несвоевременное перечисление налога - это правонарушение длящееся; банк считается совершившим его в течение всего времени со дня, следующего за тем, в который платежное поручение должно быть исполнено, до дня его фактического исполнения. Так, в приведенном примере: 13 - срок сдачи платежного поручения и срок уплаты налога для организации. 14 - день, следующий за днем получения такого поручения (п. 2 ст. 60 НК РФ) и день фактического его исполнения.
     
     Проект новой Инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов (п. 18 приложения) содержит также пример расчета пени с банка за несвоевременное списание со счетов плательщиков сумм платежей в бюджет, с которым авторы не могут согласиться. В проекте, в частности, предусмотрено:
     
     за несвоевременное списание со счетов плательщиков сумм платежей в бюджет и несвоевременное зачисление этих сумм в бюджет с банков и кредитных учреждений взыскивается пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, действующей в соответствующие периоды времени, за каждый день просрочки в соответствии с установленным порядком.
     
     Пример N 1. По сроку 13 февраля плательщиком сдано в кредитную организацию поручение на перечисление платежей в бюджет в сумме 5000 руб. Несмотря на то, что на расчетном счете плательщика имелись средства для уплаты этой суммы в бюджет, кредитная организация списала 5000 руб. с расчетного счета лишь 16 февраля. В этом случае пени должен быть начислен и взыскан с кредитной организации за три дня просрочки исполнения поручения налогоплательщика.
     

     Пример N 2. По сроку 13 февраля плательщиком сдано учреждению банка поручение на перечисление платежей в бюджет в сумме 5000 руб. Указанные средства в тот же день списаны с расчетного счета налогоплательщика, но из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации перечислены в бюджет лишь 16 февраля. В этом случае пени должен быть начислен и взыскан с учреждения банка за три дня просрочки исполнения поручения налогоплательщика.
     
     
     Аналогичная мера применяется к кредитным организациям при задержке исполнения инкассовых распоряжений налоговых органов.
     
     В приведенном примере, если 13 февраля - срок уплаты налога для организации и сдачи платежного поручения в банк, то 14 февраля - срок, в течение которого банк вправе исполнить поручение плательщика. 15 февраля - первый и единственный день просрочки, так как 16 февраля - день выполнения обязанности по исполнению платежного поручения налогоплательщика.
     
     Так как в силу п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, считаем, что и обязанность банка исполнить платежное поручение налогоплательщика прекратилась в день исполнения данного платежного поручения, то есть данный день не является днем просрочки. Кроме того, норма подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога прекращается уплатой налога, отражает общее положение теории права о том, что любая обязанность прекращается надлежащим исполнением.
     
     Отмеченное противоречие в порядке взыскания пени с банков, на наш взгляд, объясняется тем, что ст. 136 НК РФ, определяющая порядок взыскания с банков штрафов и пени, как и ранее действующее законодательство, не устанавливает для банков особого порядка взыскания пени, отсылая правоприменителя к порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.