Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых вопросах, возникающих при применении Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”

 

О некоторых вопросах, возникающих при применении Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”

     

А.В. Сорокин,
начальник отдела Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Доходная часть бюджетов всех уровней должна формироваться с участием субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в таких сферах деятельности, как услуги, торговля, общественное питание, где в расчетах зачастую используются неучтенные наличные денежные средства, позволяющие уклоняться от налогообложения.
     
     В целях устранения указанного недостатка, а также увеличения доходной части бюджетов, с одной стороны, и развития малого предпринимательства, с другой, был принят Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (далее по тексту - Федеральный закон N 148-ФЗ), предусматривающий перевод субъектов малого предпринимательства, а также отдельных организаций с уплаты общеустановленных налогов и сборов, регулируемых статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, на уплату единого налога, основанного на оценке потенциально возможного дохода.
     
     При этом организации или предприниматели при переходе на уплату единого налога не освобождаются от некоторых налоговых платежей, как то:
     
     - государственной пошлины;
     
     - таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
     
     - лицензионных и регистрационных сборов;
     
     - налога на приобретение транспортных средств;
     
     - налога на владельцев транспортных средств;
     
     - земельного налога;
     
     - налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
     
     - подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в ст. 3 Федерального закона N 148-ФЗ;
     
     - удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
     
     В соответствии с Федеральным законам от 31.07.98 N 149-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” единый налог на вмененный доход отнесен для определенных видов деятельности к системе региональных налогов (подпункт “е” п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации), а согласно ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ этот налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     

     При рассмотрении вопроса о порядке введения единого налога на территории конкретного субъекта Российской Федерации следует учитывать, что принятый законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу (ст. 10 Федерального закона от 31.07.98 N 148_ФЗ).
     
     Учитывая региональный характер налога, Федеральный закон N 148-ФЗ носит рамочный характер. Определив основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, Федеральный закон предоставил право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные виды деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога (в пределах перечня, определенного п. 1 ст. 3), а также устанавливать размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.
     
     Таким образом, указанные органы власти в своих решениях вправе ограничивать применение указанного Федерального закона для тех или иных категорий налогоплательщиков или сфер деятельности, сохраняя за ними действующий порядок налогообложения.
     
     При этом следует учитывать, что возможность предоставления льгот по уплате единого налога на вмененный доход по решению органов местного самоуправления данным Федеральным законом не предусмотрена.
     
     Во исполнение п. 4 ст. 5 Федерального закона N 148-ФЗ и в целях установления единообразного подхода к определению потенциально возможного дохода по сферам деятельности Правительство РФ разработало и довело письмом от 07.09.98 N 4435п-П5 до органов власти субъектов Российской Федерации примерные формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих.
     
     Следует также отметить, что в отличие от упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, регулируемой Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и предусматривающей добровольный характер перехода к ней, с момента принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о введении на подведомственной территории единого налога, переход на уплату единого налога на вмененный доход является обязательным для организаций и предпринимателей, осуществляющих определенные в нем виды деятельности.
     
     Исходя из нормы ст. 3 Федерального закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:
     

     1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
     
     2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
     
     3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;
     
     4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
     
     5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
     
     6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
     
     7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
     
     8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;
     
     9) оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек;
     
     10) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
     
     При этом необходимо обратить внимание на то, что при определении численности организаций или работников, нанятых предпринимателем, которые заняты в таких сферах, как торговля, общественное питание и транспортные услуги, следует учитывать численность работающих в каждом магазине и (или) каждой точке общественного питания, принадлежащей конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а организаций, оказывающих транспортные услуги, - численность, соответствующую критериям, определенным ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации”.
     
     Учитывая, что на уплату единого налога может переводиться как в целом организация (если занимается только одним из перечисленных видов деятельности), так и ее филиалы и (или) представительства (при наличии нескольких видов деятельности), осуществляющие перечисленные выше виды деятельности, организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет согласно ст. 83 части первой НК РФ в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства.
     

     В связи с этим у организации возникает обязанность уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений и, соответственно, представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого филиала и (или) представительства расчетов по единому налогу в течение одного месяца со дня официального опубликования нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации о введении на подведомственной ему территории единого налога на вмененный доход по перечисленным в нем сферам деятельности. При этом если у организации или предпринимателя имеется несколько торговых точек (или иных мест деятельности), расчет суммы налога должен представляться по каждой такой точке.
     
     В целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков Госналогслужба России разработала примерную форму расчета единого налога на вмененный доход, доведенную приказом от 12.08.98 N БФ-3-02/182.
     
     При этом Федеральным законом N 148-ФЗ установлена обязанность налоговых органов официального уведомления налогоплательщиков о переводе на уплату единого налога в течение одного месяца со дня представления расчетов с указанием конкретных сумм вмененного дохода. В связи с этим Госналогслужба России приказом от 09.09.98 N БФ-3-02/234 утвердила форму уведомления о переводе на уплату единого налога нп вмененный доход.
     
     Следует также отметить, что Федеральным законом N 148-ФЗ установлена фиксированная ставка единого налога в размере 20 процентов вмененного дохода, которая не может подлежать изменению органами власти субъектов Российской Федерации.
     
     При этом определено, что уплата единого налога организациями и предпринимателями, являющимися плательщиками данного налога, должна производиться ежемесячно путем перечисления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога в сроки, установленные нормативно-правовым актом законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации. Однако налогоплательщик имеет право произвести уплату налога единовременно за 3, 6, 9 и 12 месяцев, уменьшив тем самым сумму единого налога соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
     
     Основанием уплаты единого налога является Свидетельство об уплате единого налога по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.09.98 N 1028 “Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности”, которое должно выдаваться налогоплательщику на каждый вид деятельности, подлежащий обложению единым налогом в течение 3 дней со дня уплаты единого налога. При этом если налогоплательщик осуществляет вид деятельности в нескольких местах (нескольких торговых точках) и подлежит обложению единым налогом, свидетельство должно выдаваться на каждое место.
     

     При этом следует учитывать, что если организации и предприниматели занимаются и другими видами деятельности, они обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.
     
     Статьей 7 Федерального закона N 148-ФЗ определен механизм распределения сумм единого налога, уплачиваемых организациями и предпринимателями по уровням бюджетов (федеральный, региональный) и внебюджетным фондам.
     
     В целях упрощения расчетов по единому налогу в обязанность налогоплательщика вменяется перечисление единой (обезличенной) суммы налога. Конкретное распределение сумм единого налога между уровнями бюджетной системы и внебюджетными фондами должно осуществляться непосредственно через финансовые и налоговые органы.
     
     В целях законодательного урегулирования вопроса о порядке уплаты доли сумм единого налога на вмененный доход во внебюджетные фонды ст. 5 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год” установлено, что плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены Федеральным законом N 148-ФЗ.
     
     Статьей 7 этого же Федерального закона, в частности, предусмотрено, что суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующих размерах:
     
     - федеральный бюджет - 25 процентов от общей суммы единого налога, из которых 4 процента (из указанных 25) направляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
     
     - государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них:
     

     Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350 процента;
     
     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента;
     
     территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 процента;
     
     Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425 процента;
     
     Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 0,950 процента;
     
     - бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 50 процентов от общей суммы единого налога, из которых до 15 процентов могут направляться в территориальные дорожные фонды.
     
     Определен и механизм зачисления сумм единого налога, уплачиваемых предпринимателями:
     
     - в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 75 процентов от общей суммы единого налога;
     
     - в государственные внебюджетные фонды - 25 процентов от общей суммы единого налога.
     
     Однако в отличие от детального распределения между внебюджетными фондами суммы налога, уплачиваемой организациями, по предпринимателям такого распределения в указанной статье Закона не предусмотрено.
     
     До законодательного урегулирования данного вопроса Минфин России на основании сложившейся практики рекомендовал органам власти субъектов Российской Федерации при подготовке нормативно-правовых актов о едином налоге руководствоваться в отношении предпринимателей следующим порядком распределения 25 процентов от суммы единого налога, причитающейся во внебюджетные фонды:
     
     - Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,725 процента;
     
     - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента;
     
     - территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 процента.
     
     Кроме того, учитывая, что переход на уплату единого налога на вмененный доход предусматривает отмену целого ряда местных налогов, регулируемых ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Федеральным законом N 148-ФЗ предусмотрена возможность зачисления в местные бюджеты части сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Порядок такого распределения должен устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.