Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение


Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение*

     
     ------
     * Продолжение. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 4. С. 147
 

О.А. Смирнова,
юрист

     

Нарушение срока постановки на учет и уклонение от постановки на учет в налогом органе

     
     Статьями 116 и 117 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлена ответственность за нарушение срока постановки на учет или уклонение от постановки на учет в налогом органе. В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет физического лица в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставленной органами, осуществляющими регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества, которые обязаны предоставлять ее в силу ст. 85 НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер.
     
     В соответствии с положениями части первой НК РФ с 1 января 1999 года был введен в действие Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденный приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309.
     
     Согласно вышеуказанным Порядку и условиям, а также ст. 84 НК РФ налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
     

     Присвоенный налогоплательщику идентификационный номер не подлежит изменению, за исключением случаев изменения его структуры, и не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику.
     
     В случае обнаружения у налогоплательщика более одного идентификационного номера только один из них признается действительным, остальные - недействительными.
     
     В случае ликвидации организации или смерти физического лица присвоенные им идентификационные номера являются недействительными. Идентификационный номер налогоплательщика, признанный недействительным, не может быть присвоен другому налогоплательщику.
     
     Сведения об идентификационном номере налогоплательщика не относятся к налоговой тайне.
     
     Целью такого учета является облегчение контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Раньше ответственность за нарушения, указанные в ст. 116 и 117 НК РФ, прямо установлена не была, однако в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” банки и кредитные учреждения были обязаны открывать расчетные и иные счета налогоплательщикам только по предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
     
     С принятием НК РФ установлена ответственность за вышеуказанные правонарушения, а именно: за нарушения срока постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере пяти тысяч рублей, а за уклонение от постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
     
     Признаками данных правонарушений являются следующие деяния:
     
     нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установленного ст. 83 НК РФ;
     
     осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
     
     Субъектом правонарушения является руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
     

     Налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 116 и 117 НК РФ, могут быть совершены как умышленно (например, предприниматель знал о том, что должен встать на налоговый учет, но продолжал осуществлять свою деятельность), так и по неосторожности (руководитель организации полагал, что должен встать на учет в налоговом органе только при наличии финансово-хозяйственной деятельности).
     

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

     
      Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ одной из обязанностей налогоплательщика является уведомление налоговых органов в течение пяти дней об открытии и закрытии банковских счетов.
     
     В соответствии со ст. 118 НК РФ если нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке не повлекло за собой неуплату налогов, то взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей, если же нарушение повлекло за собой неуплату налогов, то взыскивается штраф в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
     

Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов

     
     В соответствии со ст. 80 НК РФ каждый налогоплательщик обязан представлять декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
     
     Налоговая декларация - это письменное заявление о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, представляемое в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
     
     Обязанность физических лиц представлять декларации о фактически полученных доходах и произведенных расходах в государственную налоговую инспекцию по месту постоянного жительства установлена п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (далее по тексту - Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”).
     
     В соответствии с указанной статьей декларация подается не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а в случае появления в течение года источников дохода от любых видов предпринимательской деятельности и других доходов, полученных иными способами, не предусмотренными в главах II и III вышеуказанного Закона РФ - в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников.
     

     От представления декларации освобождаются:
     
     - физические лица, получающие доход за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы);
     
     - физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации;
     
     - физические лица, чей облагаемый совокупный доход за отчетный год не превысил установленного законодательством Российской Федерации о подоходном налогообложении физических лиц предельного размера.
     
     В ст. 18 и 19 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” и инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" указано, как следует составлять декларацию о доходах, какие сведения следует в нее включать и каким образом исчислять подоходный налог по совокупному годовому доходу.
     
     Субъектами данного правонарушения являются физические лица, обязанные представлять декларацию, а также организации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, признанные согласно законодательству налогоплательщиками.
     
     Вина правонарушителя может быть как умышленной, так и неосторожной.
     
     Признаками данного правонарушения являются следующие деяния:
     
     - непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный срок налоговой декларации;
     
     - нарушение установленного срока представления документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;
     
     - заявление налогоплательщика об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки;
     
     - уклонение от представления вышеуказанных документов и (или) иных сведений.
     
     В соответствии со ст. 119 НК РФ за указанные правонарушения предусмотрена следующая ответственность:
     
     непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы;
     

     непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере пятидесяти процентов общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета;
     
     нарушение срока представления документов и иных сведений, отказ или уклонение от представления необходимых для проведения налоговой проверки документов и сведений влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.
     
     Обращает на себя внимание то обстоятельство, что физическое лицо подлежит налоговой ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов только в случае, когда просрочка превышает один полный месяц. Если лицо представляет декларацию в срок меньше одного полного месяца, налоговые органы вправе применить к виновному меры административной или, при наличии оснований, уголовной ответственности.
     
     Интересен своей “революционностью” п. 3 ст. 119 НК РФ - исчисление размера штрафа за нарушение установленного срока представления документов и (или) иных сведений производится в зависимости от количества непредставленных документов.
     
     Такой способ определения размера санкции не имеет аналогов в других отраслях российского права. Учитывая, что законодатель не дает определения, что считать “непредставленным документом”, в практике налоговых органов возникнут определенные проблемы при исчислении размера штрафа, поскольку “непредставленным документом” может быть признан как годовой бухгалтерский отчет, так и автобусный билет, подтверждающий правомерность отнесения командировочных расходов на себестоимость.
     

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

     
     Все лица, подлежащие налогообложению, обязаны вести в установленном порядке учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, и объектов налогообложения. Эта обязанность налогоплательщиков закреплена п. 3 ст. 23 НК РФ и ст. 20 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”. Согласно ст. 1 этого Закона физическими лицами, подлежащими налогообложению, являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
     
     Объектами налогообложения, согласно ст. 38 НК РФ могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
     

     Обязательное условие наступления ответственности за это налоговое правонарушение - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением согласно ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
     
     Субъектами данного налогового правонарушения являются организации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, признанные согласно законодательству налогоплательщиками, а также физические лица, как занимающиеся, так и не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Порядок ведения учета физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, установлен п. 65 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, согласно п. 38 названной инструкции ведут учет полученных доходов по произвольной форме, причем не имеет значения, как ведется такой учет, письменно или “в уме”.
     
     В соответствии со ст. 120 НК РФ предусмотрена следующая ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:
     
     если эти деяния совершены в течение одного налогового периода - штраф в размере пяти тысяч рублей;
     
     если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода (под налоговым периодом согласно ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате) - штраф в размере пятнадцати тысяч рублей;
     
     если вышеуказанные деяния повлекли занижение дохода - штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
     
     Принятым НК РФ определение занижения дохода не дано, однако исходя из практики применения налогового законодательства можно сказать, что занижение дохода заключается в отражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете меньшей суммы прибыли (дохода) по сравнению с действительно полученной.
     

Нарушение правил составления налоговой декларации

     
     Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В случае нарушения правил юридическим лицом ответственность наступает в соответствии с п. 4 ст. 120 НК РФ.
     
     Нарушение должно быть выражено в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Согласно данной норме ответственность наступает в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
     
     В случае совершения нарушения физическим лицом ответственность наступает в соответствии со ст. 121 НК РФ.
     
     Если физическое лицо обязано подавать декларацию, оно должно собрать прежде всего все документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, связанные с их получением, право на уменьшение совокупного дохода и право на льготы по подоходному налогообложению. Следует иметь в виду, что при декларировании учитываются и принимаются налоговыми органами не любые расходы, а только те, что предусмотрены законодательством о подоходном налогообложении.
     
     Субъектом нарушений правил составления налоговой декларации является физическое лицо, обязанное сдавать налоговую декларацию.
     
     Форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.
     
     Признаками нарушения правил составления налоговой декларации является неотражение или неполное отражение доходов (расходов), а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате.
     
     Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей
     

Неуплата или неполная уплата сумм налога

     
     Если раньше ответственность была за занижение дохода (прибыли), то в настоящее время НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, что намного логичнее.
     
     Субъектом данного налогового правонарушения может быть как юридическое, так и физическое лицо.
     

     Статья 122 НК РФ предполагает две формы вины: неосторожную и умышленную.
     
     Признаком неуплаты или неполной уплаты сумм налога являются непоступление или поступление в неполном объеме в бюджет налога или сбора.
     
     Вышеуказанные деяния, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога. Те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере сорока процентов от неуплаченных сумм налога. Будет довольно проблематично, с точки зрения доказывания и квалификации деяния, определить умышленно или неосторожно совершено данное налоговое правонарушение.
     

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

     
     В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Например, при исчислении и уплате подоходного налога физическими лицами, налоговым агентом является организация или индивидуальный предприниматель - источники выплаты заработной платы.
     
     У налоговых агентов те же права, что и у налогоплательщиков.
     
     Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
     
     1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
     
     2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
     
     3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
     
     4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     
     Существом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, является неисполнение или недобросовестное исполнение вышеперечисленных обязанностей.
     
     Форма вины может быть умышленная и неосторожная.
     
     Субъектом данного правонарушения являются как юридические, так и физические лица.
     
     В соответствии со ст. 123 НК РФ невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.    
     

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение

     

     НК РФ наделил налоговые органы правом осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекты налогообложения независимо от места их нахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31).
     
     Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и постановления руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 91 НК РФ должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
     
     Пункт 5 ст. 91 и ст. 124 НК РФ ограничили возможности налоговых органов: доступ должностных лиц, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается. Поскольку жилые помещения проверять запрещено, то граждане, занимающиеся надомной работой, автоматически выпадают из круга проверяемых лиц.
     
     В случае если физические лица занимаются народными промыслами, пошивом или иной предпринимательской деятельностью на дому, их жилье становится согласно п. 2 ст. 91 НК РФ территорией, используемой для осуществления предпринимательской деятельности. Действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность проверки помещений без согласия проживающих в них физических лиц.
     
     Обращает на себя внимание явная дискриминация норм налогового законодательства по отношению к другим отраслям российского права. Например, в гражданско-процессуальном и в уголовно-процессуальном законодательствах предусмотрена возможность доступа в жилое помещение вопреки воле проживающих там физических лиц.
     
     При воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, руководителем проверяющей группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
     

     Субъектом данного налогового правонарушения может быть физическое лицо.
     
     Форма вины умышленная, так как трудно себе представить, что можно воспрепятствовать доступу должностного лица, не понимая значения своих действий или не давая себе в этом отчета.
     
     Признаком данного налогового правонарушения является незаконное воспрепятствование налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или иного обязанного лица.
     
     В соответствии со ст. 124 НК РФ ответственность за это деяние - взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.     
 

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

     
     Арест имущества налогоплательщика используется как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Согласно ст. 77 НК РФ арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.
     
     Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
     
     Арест может быть применен для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах. Согласно ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
     
     Арест имущества может быть полным или частичным.
     
     Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
     

     Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
     
     Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации, а у налогоплательщика - физического лица - за исключением имущества, на которое не может быть в соответствии с федеральными законами обращено взыскание, например, предметы первой необходимости, одежда, предметы личной гигиены.
     
     Аресту подлежит только то имущество налогоплательщика, которое необходимо и достаточно для исполнения по уплате налога.
     
     Субъектами налогового правонарушения в виде несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, являются налогоплательщики-организации и налогоплательщики - физические лица.
     
     Форма вины может быть как умышленная (например, зная, что на имущество наложен полный арест, налогоплательщик попытался продать его), так и неосторожная, (например, имущество, на которое наложен частичный арест, сдали в аренду без разрешения налогового органа, считая, что для этого такое разрешение не требуется).
     
     Признаком данного налогового правонарушения является несоблюдение налогоплательщиком или налоговым агентом установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
     
     Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
     

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике

     
     Статьей 85 НК РФ определены органы, обязанные предоставлять информацию о налогоплательщиках. Органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных или ликвидированных организациях, физических лицах, зарегистрировавшихся или прекративших свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в течение десяти дней со дня выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.
     
     В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действия указанные документы.
     

     Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц, органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, транспортных средств и их владельцев, обязаны сообщать в налоговые органы необходимые сведения в течение десяти дней после регистрации.
     
     Для органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений для уведомления налоговых органов установлен пятидневный срок со дня принятия своих решений об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом.
     
     Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения также не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
     
     Субъектами налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ, могут являться как юридические лица (например, банк или отделение ЗАГСа), так и физические лица (например, частный нотариус).
     
     Форма вины может быть умышленная и неосторожная.
     
     Признаками непредоставления налоговому органу сведений о налогоплательщике являются следующие деяния:
     
      отказ организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку;
     
     иное уклонение от предоставления таких документов;
     
     предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
     
     Вышеперечисленные деяния влекут для юридического лица взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, а для физического лица - штраф в размере пятисот рублей.
     

Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа

     
     Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы, а лицо, которому адресовано это требование, обязано направить или выдать их в пятидневный срок. В случае отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
     
     Субъектами данного налогового правонарушения могут быть как юридические, так и физические лица.
     
     Форма вины может быть умышленная и неосторожная.
     
     Признаками данного налогового преступления согласно ст. 127 НК РФ являются следующие деяния:
     
     отказ налогоплательщика (иного обязанного лица) от представления документов и предметов по запросу налогового органа;
     
     непредставление документов и предметов в установленный срок.
     
     Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей
     

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

     
     Согласно ст. 83 НК РФ каждый налогоплательщик-предприятие, учреждение, организация, физическое лицо подлежит постановке на учет в госналогинспекциях.
     
     В соответствии со ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также частным детективам, частным охранникам и нотариусам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Об открытии и закрытии счетов банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия.
     
     Признаками данного налогового правонарушения являются следующие деяния:
     
     открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учета в налоговом органе;
     
     открытие налогоплательщику счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
     
     Субъектами данного налогового правонарушения являются банковские и кредитные учреждения.
     

     Форма вины может быть умышленная (например, директор банка знал о том, что организация не встала на учет в налоговом органе, тем не менее допустил открытие банком расчетного счета) и неосторожной (например, директор банка не удостоверился в наличии документа о постановке на налоговый учет).
     
     Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.