Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Урегулирование споров в ходе исполнения обязательств по сделке


Урегулирование споров в ходе исполнения обязательств по сделке

     

А.А.Родригес,
юридическое агентство “Ирсан”

     
     Предприятия, организации и      предприниматели в условиях      финансового кризиса часто сталкиваются с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств по договорам. Взаимные претензии, возникающие из-за несоблюдения условий договоров и обязательств, могут быть урегулированы до передачи дела в суд в претензионном порядке.
     
     Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 05.05.95 N 71-ФЗ “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”, действовало Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.92 N 3116-1, которое утратило силу с 1 июля 1995 года.
     
     В соответствии с действующим законодательством стороны договора могут сами, по собственной инициативе, предусмотреть в договоре условия, в соответствии с которыми при наличии спора сторона по договору может обратиться в суд только после его претензионного (досудебного) урегулирования.
     
     Однако следует иметь в виду, что некоторые существенные требования к претензионному регулированию споров вытекают из его правовой природы и сложившейся правоприменительной практики.
     
     В частности, претензия должна обязательно содержать требования заявителя, сумму претензии и ее расчет, обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора. Считается, что срок ответа на претензию равен одному месяцу.
     
     Для того чтобы не возникало каких-либо вопросов, связанных с досудебным урегулированием споров, необходимо предусмотреть в договоре все существенные условия такого урегулирования.
     
     Исходя из сложившейся предпринимательской и судебной практики, для избежания разногласий и противоречий в ходе урегулирования спора сторонам договора автор данной статьи рекомендует:
     
     - предусмотреть в договоре способы обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (гарантия, поручительство третьей стороны, залог, задаток, штрафы, неустойка и т.п.);
     
     - применить такие формы расчета по договору, которые помогут исключить риск неисполнения или ненадлежащего исполнения расчетов по договору (предоплата, ак-кредитив и т.п.);
     

     - разработать механизм разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебного урегулирования спора и указать, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор в случае неурегулирования в досудебном порядке;
     
     - использовать страхование коммерческих рисков;
     
     - предусмотреть бесспорный порядок списания денежных сумм с должника. Как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем информационном письме от 25.07.96 N 6 “О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики”, в настоящее время отсутствует норма закона, предоставляющая кредитору право списывать в бесспорном порядке признанную должником по претензии сумму, когда досудебный (претензионный) порядок урегулирования определенной категории споров установлен законом или предусмотрен договором.
     
     Однако стороны, предусматривая в договоре условие о досудебном (претензионном) порядке урегулирования споров, вправе включить в договор условие о бесспорном взыскании кредитором признанной суммы. Кроме того, о праве кредитора списать в бесспорном порядке соответствующую сумму должник может указать и в письме о признании претензии.
     
     О наличии такого условия плательщик должен сообщить в письменном виде банку, с которым у него заключен договор банковского обслуживания.
     
     В предъявленном в банк платежном документе на взыскание в бесспорном порядке признанной должником суммы должна быть сделана ссылка на норму закона или пункт договора, которым взыскателю предоставлено право решения вопросов в претензионном порядке и взыскания признанных должником по претензии сумм в бесспорном порядке. К указанному платежному документу прилагается ответ должника о признании соответствующей суммы с указанием на право кредитора списать эту сумму в бесспорном порядке (при отсутствии условия в договоре).
     
     В случае если условие о бесспорном списании признанной суммы отсутствует в договоре и в ответе на претензию, а должник признанную сумму не перечислил, кредитор вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с должника. Такой иск подлежит рассмотрению по существу. Если же при изложенных обстоятельствах кредитор списал признанную должником сумму в бесспорном порядке, должник вправе предъявить иск об обратном взыскании указанной суммы. При рассмотрении такого иска арбитражный суд оценивает обоснованность требований к должнику и принимает решение с учетом данного обстоятельства.
     
     Как следует из письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.95 N С1-7/ОП-54 “Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике” в случае, когда бесспорный порядок списания денежных сумм с должника предусмотрен законодательством или договором, однако кредитор не смог получить эти суммы в установленном порядке из-за отсутствия денежных средств на счете должника, кредитор не лишен права обратиться за защитой своих нарушенных прав и интересов в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с одновременным заявлением требования об обращении присужденной суммы на принадлежащее должнику имущество. К заявлению необходимо приложить отозванный из банка платежный документ на бесспорное списание денежных сумм с отметкой полного или частичного его неисполнения из-за отсутствия средств. Предъявлению иска должно предшествовать направление претензии в порядке, предусмотренном законодательством. При подтверждении в судебном заседании обоснованности исковых требований и установлении, что у ответчика-должника действительно отсутствуют денежные средства, арбитражный суд при присуждении сумм вправе вынести решение об обращении взыскания на имущество должника.
     

     Если же контрагент по договору не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязательства по уже заключенному договору, то независимо от того, предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров в договоре или нет, “пострадавшая” сторона может осуществлять претензионную работу (вести переписку по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, предъявлять претензии). После неудовлетворительного ответа на претензию или по истечении срока ответа сторона может предъявить исковое заявление в судебные органы с требованием о защите нарушенных прав (требование о взыскании с контрагента неуплаченной суммы, исполнения контрагентом обязательств по договору и т.п.).
     
     В случае если в условие договора включается претензионный порядок урегулирования споров, при возникновении спора следует указать в предъявляемой претензии:
     
     - обстоятельства, на которых основываются требования и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие доказательные документы;
     
     - сумму претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
     
     - иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
     
     В ответе на претензию, как правило, указывается:
     
     - при полном или частичном удовлетворении претензии - признанная сумма претензии, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
     
     - при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы отказа со ссылкой на соответствующие обстоятельства и доказательства, обосновывающие отказ;
     
     - иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
     
     В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в оговоренный срок ответа на претензию сторона, предъявившая претензию, вправе предъявить иск в арбитражный суд.