Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 30.03.99 N 54-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами”" (комментарий)

     

Федеральный закон от 30.03.99 N 54-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами”"
(комментарий)

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

     
     Содержание данного Федерального закона, несмотря на небольшой объем, создает принципиально новую правовую ситуацию по отношению к нормам ранее принятого Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ*.
     
     -----
     * См. “Налоговый вестник”. 1998, № 6

      
     Приведем текст этого дополнения:
     
     "Пункт 3 статьи 4 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами” дополнить абзацем следующего содержания:
     
     “До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи".
     
     Из содержания дополнения можно сделать логичный вывод о том, что до утверждения в отдельных регионах упомянутых выше ставок по категориям плательщиков, платежи фактически не взимались, несмотря на принятие и самого Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами”, и постановления Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам”, а затем и соответствующей инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46.
     
     Это связано с тем, что в Федеральном законе от 06.05.98 N 71-ФЗ было предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Иными словами, в указанных выше документах отсутствовала норма, позволяющая до утверждения этих ставок в регионах, рассчитывать плату за соответствующей вид пользования водными объектами по минимальным ставкам (или, например, средним), исходя из уже утвержденных ставок платы.
     
     Видимо предполагалось, что после вступления в силу Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ законодательные органы субъектов Российской Федерации установят необходимые ставки в самое ближайшее время, учитывая, что работа по введению платежей за пользование водными объектами ведется уже с 1995 года, когда был принят Водный кодекс Российской Федерации (см. Федеральный закон от 16.11.95 N 167-ФЗ).
     

     Кроме того, в условиях всеобщего дефицита бюджетов к объективному фактору, который, как считалось, будет способствовать скорейшему установлению ставок на местах, относили и норму Федерального закона N 71-ФЗ, в соответствии с которой в бюджеты регионов направляются 60 % платежей за пользование водными объектами.
     
     На деле все произошло несколько иначе.
     
     После утверждения в июле 1998 года Правительством РФ минимальных и максимальных ставок платы, первый закон по установлению конкретных ставок платы в регионе был принят в сентябре 1998 года в Хабаровском крае. Затем уже в ноябре соответствующие решения были приняты еще в 5 регионах: Республиках Марий-Эл, Тыва, Курской, Новосибирской и Пензенской областях. В декабре соответствующие законы были приняты еще в 16 регионах. Таким образом, почти за целое полугодие 1998 года законы были приняты только в 22 субъектах Российской Федерации. В начале 1999 года ситуация не улучшилась. Так, в январе т.г. законы по ставкам были приняты только в двух регионах. Лишь в последние месяцы работа активизировалась, и необходимые законы приняты уже в 55 субъектах Российской Федерации. Определенная задержка во введении законов иногда объяснялась существенным разрывом между сроками  их принятия региональными законодательными собраниями и утверждением администрациями (губернаторами). Отметим также, что не во всех принятых в 1998 году законах предусматривалось введение ставок в том же году. Так, например в Иркутской области Закон был принят Законодательным собранием 18 ноября 1998 года, утвержден Губернатором 7 декабря 1998 года, а вступил в силу только с 1 января 1999 года. Аналогичная ситуация сложилась в Республике Марий-Эл, Новосибирской, Пензенской областях: законы приняты в ноябре 1998 года, а платежи предусмотрено взимать только с 1 января т.г.
     
     В г. Москве, где сосредоточены одни из крупнейших водопользователей России, Закон был принят только в марте т.г. (от 11.03.99 N 5).
     
     Примером другого рода является Закон Волгоградской области от 18.12.98 N 236-ОД, в котором предусмотрено введение данного Закона с момента принятия Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ, то есть раньше, чем вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.07.98 N 818, которым утверждены минимальные и максимальные ставки по регионам.
     
     При этом необходимо отметить, что доходная часть бюджетов Российской Федерации на 1998 и 1999 годы формировалась из расчета взимания указанных платежей практически на всей территории России. Так, законами о бюджете на 1998 и 1999 годы было предусмотрено поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, соответственно, 2467,2 и 1405,7 млн руб. При этом Закон “О федеральном бюджете на 1998 год” был принят даже раньше (от 26.03.98 N 42-ФЗ ), чем Закон “О плате за пользование водными объектами” (от 06.05.98 N 71-ФЗ). Как видно из приведенных данных, в предыдущем году объем платежей планировался выше по сравнению с текущим годом более чем на 1000 млн руб. И, как показала практика, расчет был неточен и по налогооблагаемой базе, и по времени введения платы в регионах.
     

     Исходя из изложенного, становится понятной необходимость принятия указанного выше дополнения в Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ.
     
     1 ноября 1998 года был издан приказ Минфина России N 49н “О неприменении письма Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду”. Как известно, данный приказ Минфина России был принят во избежание ситуации, позволяющей при отмене прежнего нормативного акта (то есть письма Минфина РСФСР от 27.05.91 N 16/111) и не введении конкретных ставок в регионах по новому Закону вообще не вносить ни те, ни другие платежи.
     
     Поскольку приказ предусматривает, что письмо N 16/111 утрачивает действие только после утверждения конкретных ставок на местах, а дополнение к Закону “О плате за пользование водными объектами” не затрагивает именно данную ситуацию, то при формальном подходе к данному вопросу (то есть без учета положений части первой Налогового кодекса РФ) получается, что можно взимать практически один и тот же вид платы по двум совершенно разным нормативным актам.
     
     Что касается действия других норм Налогового кодекса РФ применительно к рассматриваемому вопросу, то после опубликования Федерального закона от 30.03.99 N 54_ФЗ возникли вопросы о том, применяются ли в данном случае положения п. 1 ст. 5 части первой Налогового кодекса РФ, предусматривающие, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия .
     
     Отметим, что данное дополнение не является введением на территории субъекта нового вида налога, так как этот налог введен на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 06.05.98 N 71_ФЗ “О плате за пользование водными объектами”. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 51-ФЗ “О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” действие указанного пункта приостановлено до 1 января 2000 года.
     
     Следует также обратить внимание читателей журнала на то, что рассматриваемый Федеральный закон от 30.03.99 N 54-ФЗ вступил в силу сразу после его опубликования (см. “Российская газета” N 62, 02.04.99), а не по истечении 10 дней, как это предусматривается в случае, если в самом законе не указаны иные сроки введения его в действие. Кроме того, этот Закон является актом прямого действия, то есть и без внесения необходимых изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 в субъектах Российской Федерации, не установивших до настоящего времени ставки платы по категориям плательщиков, платежи за пользование водными объектами производятся начиная с апреля 1999 года по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.98 г. N 818 (по данному вопросу см. также письмо МНС России от 12.04.99 N ИС-6-04/235).
     

     При анализе принятых в отдельных регионах соответствующих решений о введении платежей за пользование водными объектами выявляются некоторые положения, заслуживающие внимания.
     
     Так, Закон Свердловской области от 28.12.98 N 49-ОЗ не распространяется на отношения, связанные с введением платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты.
     
     Из некоторых регионов со ссылкой на этот нормативный акт уже поступили вопросы о том, является ли такая запись основанием для организаций вообще не вносить платежи за вредное воздействие на природную среду в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
     
     Поясним, что в приложении к Закону Свердловской области указаны конкретные ставки за пользование водными объектами, в том числе за сброс сточных вод. Сам же текст данного Закона следует понимать следующим образом.
     
     Платеж за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, который является составной частью экологических платежей, введенных Законом “Об охране окружающей природной среды”, не является тем же видом платы за объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, установленным Законом “О плате за пользование водными объектами”.
     
     Различие этих двух видов платежей состоит в объектах налогообложения, и, соответственно, поэтому применяются иные подходы к установлению ставок платы. Ставки по экологическим платежам устанавливаются отдельно по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, сбрасываемого в водные объекты. Данные платежи вносятся независимо от того, осуществляется сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов или же сверх их.
     
     При расчете платежей за сброс различных сточных вод в водные объекты, предусмотренных Законом “О плате за пользование водными объектами”, учитывается только сам объем этих вод, независимо от количества тех или иных загрязняющих веществ в них. Концентрация вредных веществ учитывается только в случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, а именно: если концентрация вредных веществ не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, плата не взимается.
     
     Законом Республики Коми от 25.12.98 N 54-РЗ расширен перечень видов водопользования, не относимых к объектам платы, и включен забор воды для пожарных нужд (в тексте Федерального закона упоминается только “забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий”).
     

     Решением Законодательного собрания Ростовской области от 30.11.98 N 6 установлен более жесткий порядок контроля за оформлением документов на водопользование. Так, в соответствии с этим решением конкретные размеры платежей и порядок их внесения водопользователями устанавливаются в обязательных условиях договора пользования водным объектом, заключаемого администрацией области с водопользователем. Постановлением Правительства РФ от 03.03.98 N 383 предусматривалось только получение соответствующих лицензий при предоставлении в пользование водных объектов. Однако в данном случае указанная выше запись в решении Законодательного собрания Ростовской области, по нашему мнению, не противоречит нормам Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ, поскольку принята во исполнение п. 3 ст. 4 этого Закона и не заменяет собой другие его нормы, касающиеся общего порядка лицензирования.