Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об особенностях налогообложения агропомышленного компекса (Ответы на вопросы)


Об особенностях налогообложения агропомышленного компекса*
(Ответы на вопросы)

     
     -----
     *Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", 1999, №4, с. 44
     

А.В. Ляхов,
консультант Департамента
экономического сотрудничества
Минэкономики России

     

     Налоговая инспекция требует от нашего садоводческого товарищества регистрации в качестве малого предприятия, хотя мы не занимаемся предпринимательской деятельностью и никакой материальной помощи ни от кого не получаем. Права ли ГНИ в своем требовании?

     
     Согласно Федеральному закону от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Субъект малого предпринимательства регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти.
     
     В соответствии с ГК РФ садоводческие товарищества не являются коммерческими организациями.
     
     Таким образом, действие Федерального закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ, в том числе по получению соответствующего статуса субъектом малого предпринимательства, на садоводческие товарищества не распространяется, и требования налогового органа являются неправомерными.
     

     Какие меры государственной поддержки осуществляются в системе финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе? В частности, предусмотрено ли льготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств ?

     
     Начиная с 1997 года льготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется за счет средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в пределах установленной фермерской квоты с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Банка России и маржи в размере, установленном индивидуально для каждого кредитующего банка.
     
     Кредиты предоставляются сроком до одного года на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов, запасных частей и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, оплату топлива при условии заключения договоров с уполномоченными банками.
     
     Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса осуществляется в пределах лимитов кредитования, установленных в разрезе субъектов Российской Федерации Минсельхозпродом России.
     

     Кредиты перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса выделяются за счет средств специального фонда только на закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на авансирование закупок продукции нового урожая.
     
     Применяется особый порядок кредитования предприятий агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока, предусматривающий возврат полученных ими кредитных ресурсов путем поставок продовольствия военнослужащим и приравненным к ним спецпотребителям в счет бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования продовольственного обеспечения.
     
     Кредитование банками организаций агропромышленного комплекса, имеющих низкую доходность, может производиться в соответствии с особым порядком, утверждаемым Межведомственным советом по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
     
     Межведомственный совет специального фонда является постоянно действующим на представительной основе органом, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных банков-агентов и организаций агропромышленного комплекса, связанную с осуществлением льготного кредитования за счет средств специального фонда.
     

     Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире” и постановлением Правительства РФ от 29.09.97 N 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” предусмотрено взимание платежей за пользование животным миром и сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

     
     Просим разъяснить механизм взимания платы за пользование животным миром. Как исчисляется налогооблагаемая база по объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям?
     
     Какой порядок зачисления сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром?
     
     Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире” (далее по тексту - Закон “О животном мире”) определена система платежей за пользование животным миром, включающая плату и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. В частности, ст. 52 этого Закона предусмотрено, что плата за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет в размере 40 процентов и в бюджет субъекта Российской Федерации - 60 процентов. Вопросы установления порядка определения платы за пользование животным миром и ее предельных размеров отнесены к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (ст. 5 Закона).
     

     Вместе с тем конкретный экономический механизм взимания указанных платежей, порядок и общие принципы определения размеров платы за пользование объектами животного мира с  их изъятием из среды обитания указанным выше Законом не установлены.
     
     При этом п. 3 ст. 61 Закона “О животном мире” было предложено Президенту Российской Федерации и поручено Правительству РФ привести правовые акты в соответствие с данным Федеральным законом.
     
     Предполагалось дополнительно разработать и утвердить этот механизм постановлением Правительства РФ.
     
     Распоряжением Правительства РФ от 17.07.95 N 981-р был утвержден План подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона “О животном мире”. Однако до настоящего времени на уровне Правительства РФ необходимые документы, позволяющие ввести в действие систему соответствующих платежей за пользование объектами животного мира, не утверждены.
     
     Принятым Правительством РФ постановлением от 29.09.97 N 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” (в ред. от 11.08.98) утверждены только предельные размеры платы по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты. Пунктом 2 этого постановления предусмотрено, что конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.11.97 N 1433 были внесены изменения в указанное выше постановление N 1251 в части предельных размеров.
     
     Следует отметить, что принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 19 декабря 1997 года Федеральный закон “О плате за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами”, реализующий нормы Закона “О животном мире”, отклонен Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
     
     Что касается сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром, то в соответствии со ст. 53 Закона “О животном мире” этот сбор поступает на счет специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдавшего лицензию, и используется на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии.
     

     Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.
     

     Организация в своем составе имеет территориально обособленное структурное подразделение, имеющее отдельный баланс, но не имеющее расчетного счета. Основным видом деятельности подразделения является производство сельскохозяйственной продукции. Выручка от указанного вида деятельности составляет более 70 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) и поступает на расчетный счет организации. Имеются ли основания у организации для пользования льготой по налогу на прибыль?

     
     Статьей 6 (п. 4) Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1  “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в ред. от 06.01.99) (далее по тексту - Закон РФ N 2116-1) освобождение от уплаты налога на прибыль предусмотрено только для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, в первые два года работы и при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В данном случае головная организация может воспользоваться этой льготой при условии соблюдения норм и положений, установленных Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” .
     
     В частности, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве за отчетный период, не больше 60 человек.
     
     Кроме того, субъекту малого предпринимательства необходимо пройти государственную регистрацию и получить соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
     
     Если же организация не соответствует этим требованиям, не является малым предприятием, то правовых оснований для предоставления ей указанной выше налоговой льготы не имеется.
     

     В этом случае в соответствии с Законом РФ N 2116-1 (ст. 2 п. 8) прибыль, полученная организацией от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции, исключается из налогооблагаемой базы при расчете налога от фактической прибыли.
     

     Машинно-технологические станции (МТС), имеющие на своем балансе сельхозтехнику, согласно заключенным с сельскохозяйственными предприятиями договорам о совместной деятельности оказывают услуги по механизации полевых работ, техническому обслуживанию сельхозтехники. Стоимость выполненных работ возмещается МТС посредством раздела полученной продукции, которая в дальнейшем реализуется ими уже самостоятельно, то есть требования ведения совместной деятельности не выполняются. Кроме этого, не определен участник, которому должно было бы быть поручено ведение общих дел.
     
     Правомерно ли в этом случае рассматривать деятельность МТС как сельхозтоваропроизводителей, непосредственно участвующих в производстве и реализации собственной сельхозпродукции, и освобождать от налога на прибыль?

     
     Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ договор о совместной деятельности является возмездным, поскольку каждый из участников, предоставивший согласованный имущественный взнос, вправе рассчитывать на соответствующие действия других участников договора, а также имеет право на получение оговоренной части общей прибыли от совместной деятельности. Таким образом, одной из характерных черт договора о совместной деятельности является прямая связь между затраченными средствами, предоставленным имуществом и полученными результатами совместной деятельности.
     
     Необходимо также иметь в виду, что ст. 8 Закона РФ N 2116-1 установлено, что налогоплательщик ежеквартально самостоятельно исчисляет и уплачивает по мере возникновения объекта налогообложения (прибыли) суммы налога на прибыль нарастающим итогом с начала года. Данное требование является общеобязательным и безусловным для всех субъектов налогового права. Объектом налогообложения при совместной деятельности в соответствии со ст. 2 п. 11 данного Закона является прибыль, полученная в результате использования объединяемых участниками средств.
     
     Поскольку прибыль (выраженная в денежных или прочих средствах) как имущество, созданное или приобретенное участниками в результате совместной деятельности, является их общей долевой собственностью (ст. 128 ГК РФ), у каждого участника (налогоплательщика) она должна быть включена в состав объекта налогообложения при формировании им финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором она выявлена по итогам отдельного баланса у участника, ведущего общие дела. Именно для этого, исходя из установленного договором критерия, прибыль для целей налогообложения в сроки до конца отчетного периода подлежит распределению и учету в составе внереализационных доходов у всех участников договора, что и установлено ст. 2 п. 11 Закона РФ N 2116-1.
     

     Прибыль, распределенная в пользу каждого участника совместной деятельности, подлежит включению этим участником во внереализационные доходы предприятия и облагается налогом в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль в соответствии со ст. 5, 9 Закона РФ N 2116-1. При этом зависимости от реального поступления прибыли на расчетный счет предприятия Законом не установлено. Данная операция отражается в бухгалтерском учете участников проводкой: Д-т 78/3 К-т 80 (письмо Минфина России от 24.01.94 N 7 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности”, с учетом положений приказа Минфина России от 28.07.95 N 81).
     
     Таким образом, прибыль, полученная после распределения каждым участником договора о совместной деятельности (полного товарищества) по производству сельскохозяйственной продукции, не освобождается от налогообложения, даже если эти участники освобождены от уплаты налога по прибыли, полученной от сельхозпродукции собственного производства в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 2 Закона РФ  N 2117-1.
     

     Органам Госкомзема России, а также учреждениям Департамента госсанэпидемнадзора Минздрава России предоставлено право налагать штрафы на должностных лиц организаций и физических лиц за нарушение земельного законодательства и санитарно-эпидемиологического режима. Полученные суммы штрафов зачисляются на счета названных органов и остаются в их распоряжении.
     
     Следует ли считать данные поступления доходами от предпринимательской деятельности, которые облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке ?

     
     Вышеуказанные организации - специально уполномоченные государственные органы, на которые возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, загрязнением окружающей среды, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, другими нарушениями природоохранного законодательства, санитарных норм и правил.
     
     Законодательством Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” , Закон РСФСР от 19.04.91 N 1034-1 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (в ред. от 21.07.98) вышеуказанным организациям предоставлено право самостоятельно рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и санитарно-эпидемиологического режима, а также предоставлены конкретные полномочия по наложению штрафов (см. инструкцию “О порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства”, утвержденную приказом Роскомзема России от 18.02.94 N 18, “О порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”, утвержденную приказом Госкомсанэпиднадзора России от 07.07.93 N 61).
     
      Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства при наложении их органами Госкомзема России формируют специальные денежные фонды в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” (в ред. от 25.01.99).
     

     В соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации” (в ред. от 17.03.97) и Законом РФ от 15.04.93 N 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” местные администрации вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, в которые включаются штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил. Суммы этих штрафов используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий и зачисляются на специальные счета соответствующих бюджетов. По решению местных органов представительной власти эти суммы (часть сумм) могут зачисляться на счета органов Департамента госсанэпидемнадзора Минздрава России.
     
     Таким образом, работа вышеназванных организаций по привлечению физических и должностных юридических лиц к административной ответственности и наложение штрафов не является предпринимательской деятельностью, а данные поступления не подлежат налогообложению.