Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об использовании льгот по товарам, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал


Об использовании льгот по товарам, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал

Е.В. Кудряшова,
Юрист

     Налогообложение является достаточно гибким и чувствительным      механизмом, призванным не только выполнять фискальные функции и наполнять бюджет страны, но и регулировать предпринимательскую деятельность, направляя ее в нужное русло. Стимулирование того или иного вида предпринимательской деятельности осуществляется с помощью льгот, предоставляемых по отдельным хозяйственным операциям или определенным категориям налогоплательщиков. Однако, к сожалению, не всегда нормативные акты должным образом регулируют предоставление льгот. В результате предприятие становится правонарушителем и несет предусмотренную законодательством ответственность. Государство, обещая налогоплательщику некие привилегии, не всегда объясняет, каков механизм их использования, что приводит к ситуации, когда предприятие вынуждено отдавать государству во много раз больше денежных средств, чем первоначально можно было сэкономить с помощью льготы. В качестве примера можно привести льготу, предоставляемую иностранным инвесторам по товарам, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.
     
     Действующая нормативная база, регулирующая применение льгот по таможенной пошлине и НДС, включает целый ряд нормативных документов.
     
     Меры, направленные на поддержку иностранных инвесторов, получили свое отражение в ст. 24 Закона РФ от 04.07.91 N 1545-1 “Об иностранных инвестициях”, где говорилось о том, что имущество, ввозимое в РСФСР в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков, установленных учредительными документами для его формирования, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождалось от взимания таможенной пошлины и не облагалось налогом на импорт (к тому времени налог на добавленную стоимость еще не был введен на территории Российской Федерации).
     
     В Законе РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” было закреплено, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.
     
     Порядок применения льготы был разъяснен и ограничен постановлением Правительства РФ от 23.07.96 N 883 “О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал” (далее по тексту - постановлением Правительства РФ N 883).
     

     Согласно данному постановлению товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами в случае, если они:
     
     1) не являются подакцизными;
     
     2) относятся к основным производственным фондам;
     
     3) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
     
     Кроме того, было установлено, что в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Предлагалось также выступить с инициативой о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений, предусматривающих, что льготы по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, устанавливаются только в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам.
     
     Как видно, с вступлением в силу постановления Правительства РФ N 883 возможности использования льгот по таможенным пошлинам значительно сузились. Правительство РФ предложило аналогичным образом сузить применение льгот по НДС, но дополнительных условий для использования льгот по налогу на добавленную стоимость не установило.
     
     1 апреля 1996 года были внесены изменения и дополнения в Закон РФ от 06.12.97 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, согласно которым товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, были освобождены от НДС (подпункт “щ” п. 1 ст. 5). Эта редакция Закона практически повторяла формулировку п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 и не устанавливала каких-либо ограничений для использования льгот по товарам, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал. Законом даже не устанавливались ограничения по срокам ввоза товаров, которые ранее были введены п. 15 Указа Президента Российской Федерации.
     
     В такой редакции подпункт “щ” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” просуществовал до марта 1997 года. 17 марта 1997 года Федеральным законом N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" подпункт “щ” п. 1 ст. 5 был изложен в новой редакции. Теперь в законодательстве были учтены рекомендации, данные Правительством РФ в постановлении от 23.07.96 N 883, и от налога на добавленную стоимость стали освобождаться товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями.
     
     Таким образом, с марта 1997 года государством были установлены следующие условия, которые должны выполняться для освобождения от налога на добавленную стоимость товаров при их ввозе иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал:
     

     1) товары должны быть предназначены для включения в состав основных производственных фондов;
     
     2) товары не должны быть подакцизными.
     

Условия использования льгот по таможенной пошлине и по налогу на добавленную стоимость

     
     Внесение изменений в Закон, так же как и принятие постановления Правительства РФ N 883, существенно осложнили, если не сказать сделали невозможным использование льгот по товарам, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал. Каждое из условий заслуживает отдельного рассмотрения, так как за любым из них кроется целый ряд проблем, возникающих у иностранных инвесторов.
     
     1. Товары не должны быть подакцизными.
     
     Это самое определенное и, пожалуй, самое простое условие, которое должно выполняться для использования льготы по таможенной пошлине и НДС. Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 1 Закона РФ от 06.12.91 N 1993-1 “Об акцизах”.
     
     2. Товары должны быть предназначены для включения в состав основных фондов.
     
     В отличие от предыдущего, это условие использования льготы по таможенным платежам нельзя назвать определенным и безукоризненно сформулированным. За ним кроется весьма серьезное несоответствие, которое может послужить препятствием для использования льготы, а иногда и необоснованно отказать участникам внешнеэкономической деятельности в применении льгот.
     
     Постановление Правительства РФ от 23.07.96 N 883 требует для освобождения от уплаты таможенной пошлины, чтобы ввозимые товары относились к основным производственным фондам.
     
     Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” формулирует это требование несколько иначе - товары должны предназначаться для включения в состав основных производственных фондов. Хотя последнее определение и сформулировано более четко, все-таки обе формулировки недостаточно корректны, что порождает множество вопросов и споров.
     
     Основные фонды (основные средства) - это понятие, относящееся к сфере бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”), то есть бухгалтерский учет рассматривает имущество предприятия через призму его производственно-хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учете проводится специальная классификация имущества, принадлежащего предприятию, и имеются собственные процедуры отражения тех или иных ценностей.
     
     Имущество классифицируется как основные средства исходя из его участия в производственном процессе.
     
     Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, определяет, что основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказание услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил Положения по бухгалтерскому учету (п.2.1).
     
     Таким образом, основные фонды (основные средства) - это один из видов средств труда, составляющих материально-техническую базу предприятия. Принадлежность имущества к основным средствам определяется с учетом порядка их участия в производственном процессе. Имущество становится основными средствами, после того, как оно включено в производственный процесс, а не тогда, когда оно пересекает таможенную границу Российской Федерации. Довольно странно говорить о товарах, перевозимых через границу, как об основных фондах предприятия и пытаться их классифицировать исходя из участия в производстве предприятия, которое еще не вводило их в эксплуатацию и никаким образом не использует.
     
     В таможенном деле классификация товаров имеет иные цели и проводится по иным, нежели в бухгалтерском учете принципам.
     
     Статья 217 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) гласит, что классификация представляет собой отнесение конкретных товаров к позициям, указанным в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
     
     Позиции товаров в товарной номенклатуре строятся по принципу возрастания степени переработки товаров, который не имеют ничего общего с принципами, положенными в основу классификации товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете. Интерпретация товарной номенклатуры осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации товарной номенклатуры Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.96 N 1560 вместе с Таможенным тарифом Российской Федерации.
     
     Из-за различия подходов к классификации, используемой в целях бухгалтерского учета и в таможенных целях, тем более некорректно сопоставлять наименование товара, декларируемое при пересечении границы, и наименование объекта основных фондов, содержащееся в Общероссийском классификаторе основных фондов. Между тем пунктом 3 указания ГТК РФ от 13.08.96 N 01-14/892 “О применении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин” в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, для определения их принадлежности к основным производственным фондам таможенным органам предписано руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (издан Издательством стандартов в 1995 году).
     
     Применение Общероссийского классификатора основных фондов для решения вопросов о предоставлении льгот по таможенной пошлине и НДС приводит к недоразумениям. В Общероссийском классификаторе основных фондов приводятся уже построенные здания и сооружения, собранные конструкции. В то же время немыслимо, чтобы такая конструкция целиком перемещалась через границу или чтобы какая-либо ее часть содержала все признаки целой конструкции.
     
     Таможенные органы, в ряде случаев не принимая во внимание правила ведения бухгалтерского учета, отказывают в применении льгот даже в случае, если декларируется комплектный объект, содержащийся в классификаторе, но этот объект не сразу отражается как основное средство и приходуется в бухгалтерском учете в строгом соответствии с установленным порядком. Такая практика таможенных органов неправомерна. Таможенные органы обязаны учитывать требования законодательства к ведению бухгалтерского учета и принимать их во внимание.
     
     В частности, в таможенных органах и в судах преобладает точка зрения, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал, должны отвечать критериям отнесения к основным фондам уже при пересечении границы. Но, как было показано выше, критерии отнесения имущества к основным фондам не применимы в момент пересечения границы. Тем более не совсем понятно, кто должен применять критерии отнесения имущества к основным фондам в момент пересечения границы. Товары в таможенных целях классифицируются таможенным органом, но таможенный орган не имеет никакого отношения к бухгалтерскому учету предприятия и не может знать, какую роль в производстве будет играть то или иное имущество и какова будет его учетная стоимость.
     
     Отнести имущество к основным средствам может только бухгалтер предприятия с соблюдением необходимых процедур и после того, как оно будет пущено в эксплуатацию.
     
     Очень часто основные средства ввозятся в разобранном виде, а в некоторых случаях части объектов поставляются несколькими партиями. В качестве примера можно привести оборудование для добычи нефти и газа, которое, по причине весьма большой стоимости, может ввозиться только по частям. Или, например, случай из практики: организация ввозила части конструкций, которые должны были быть затем использованы при сборке цеха, однако задекларировать этот цех как сборный объект не представлялось возможным, так как некоторые конструкции цеха не предполагалось ввозить из-за границы.
     
     При пересечении границы для заполнения декларации и правильной классификации товаров используются правила интерпретации ТН ВЭД. Пункт 2а основных правил интерпретации ТН ВЭД гласит, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться, в том числе, и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
     
     Иными словами, если товар, перемещаемый через границу, является частью некоего целого, содержит характеристики этого целого объекта, то он может быть классифицирован по той товарной позиции, к которой относится целый объект. Но таких случаев достаточно мало.
     
     В нашем случае ясно, что балка, которая будет использована при постройке здания, не содержит всех характеристик здания. Отдельная часть вышки для добычи нефти не всегда содержит все характеристики этой вышки и не всегда может быть задекларирована как сборный объект.
     
     Кроме того, любые сборные конструкции согласно правилам бухгалтерского учета не могут сразу отражаться в составе основных средств. В бухгалтерском учете используются специальные процедуры и порядок отражения имущества, вытекающие из законодательства о бухгалтерском учете.
     
     При поступлении требующего монтажа оборудования оно оприходуется по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 “Оборудование к установке” с кредита счета 60 “Расчет с поставщиками и подрядчиками” и других счетов.
     
     К счету 07 “Оборудование к установке” могут быть открыты субсчета:
     
     07-1 “Оборудование к установке отечественное”;
     
     07-2 “Оборудование к установке импортное”.
     
     Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости в соответствии со счетами поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов.
     
     При строительстве или сборке объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной или сборочной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 “Оборудование к установке”, а у строительной организации оно приходуется на забалансовый счет 005 “Оборудование, принятое для монтажа”.
     
     После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 “Оборудование к установке” в дебет счета 08 “Капитальные вложения”.
     
     В учете организации, передавшей оборудование для монтажа, или застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражается на счете 08 “Капитальные вложения” по фактическим расходам начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания) или начата укрупнительная сборка оборудования.
     
     В справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке, фиксируются все расходы, связанные с монтажом оборудования.
     
     Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы учитываются предварительно на счете учета оборудования в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от его стоимости по счетам поставщиков и включаются в состав затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования с учетом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость оборудования, числящегося в остатке на конец отчетного периода. В тех случаях, когда указанные расходы составляют значительную величину, застройщики могут учитывать транспортные и заготовительно-складские расходы до момента их списания на счет “Оборудование к установке” на счете 44 “Издержки обращения”. Учет этих расходов ведется на счете 44 по номенклатуре статей, утвержденной заказчиком. Ежемесячно расходы, учтенные на счете 44, списываются с кредита этого счета в дебет счета 07 и включаются в состав отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от его стоимости по счетам поставщиков.
     
     При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывается с кредита счета 07 в дебет субcчета 08 “Затраты по монтажу оборудования”.
     
     Таким образом, стоимость основного средства складывается, в том числе, из различных затрат, понесенных предприятием в связи с его монтажом или установкой.
     
     Для целей таможенного оформления товаров обычно говорят о таможенной или фактурной стоимости товаров. Стоимость, по которой основные средства приходуются в бухгалтерском учете, в некоторых случаях кардинально отличается и от таможенной стоимости, и от фактурной стоимости товаров.
     
     Если законодатель использует бухгалтерский термин “основные средства”, то должна учитываться не только процедура их приходования, но и именно та стоимость, которая принимается в целях бухгалтерского учета. По мнению автора статьи, предприятие имеет право на льготу по таможенной пошлине и по НДС также в том случае, если оборудование требует монтажа, а критерии оценки основных средств должны применяться к той стоимости, которая отражается в бухгалтерском учете предприятия, а не в таможенных целях при пересечении границы. Из приведенных фактов очевидно, что законодатель некорректно использовал бухгалтерские термины для целей таможенного дела.
     
     В практике встречаются случаи, когда товар, который мог быть задекларирован как комплектный объект в порядке, предусмотренном приказом ГТК России от 28.07.92 N 283 “О временном порядке пропуска и декларирования товаров”, был задекларирован неправильно. В частности, не соблюден порядок декларирования, предусмотренный названным приказом (не была представлена общая грузовая таможенная декларация на комплектный объект, части объекта декларировались отдельными декларациями). В этом случае, безусловно, допущено нарушение таможенных процедур, однако это не означает, что лицо утратило право на использование льготы. В постановление Правительства РФ N 883 ничего не говорится о том, в каком порядке должны быть задекларированы товары. Соответственно, если в последующем, при введении в эксплуатацию товары, ввезенные на территорию Российской Федерации для вклада в уставный капитал, были включены в состав основных фондов и соблюдены другие условия предоставления льготы, предприятие правомерно воспользовалось льготой и совершенно справедливо было освобождено от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
     
     Конечно, было бы лучше, если бы лица, перемещающие товары и предполагающие использовать льготы, предоставленные законодательством, заранее вместе с юристом продумали, как следует правильно оформить таможенные декларации.
     
     Вопрос о том, как правильно декларировать товар и какие существуют сочетания таможенных режимов, позволяющие использовать льготы и не нарушать процедуру отражения имущества в бухгалтерском учете, должен решаться в каждом конкретном случае при компетентном юридическом сопровождении.
     

Сроки ввоза товаров при предоставлении льгот по таможенной пошлине

     
     Ранее, в период действия Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270, срок использования льготы по НДС был ограничен одним годом. Внесенные в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” изменения не содержат подобного ограничения, следовательно, сроки ввоза товаров не являются условием использования льгот по НДС.
     
     Что касается таможенной пошлины, то п. 1 постановления Правительства РФ N 883 определяет, что от таможенной пошлины освобождаются товары, которые ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала (см. также письмо ГТК России от 23.01.99 N 01-33/1827).
     
     Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть в связи с этой безобидной фразой в постановлении Правительства РФ. Однако оказывается, что на дату принятия постановления Правительства РФ N 883 все было достаточно просто и выполнение условия о сроках не вызывало трудностей. С тех пор прошло немало времени и законодательство успело сильно измениться.
     
     Ранее, во времена принятия постановления Правительства РФ N 883, уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями формировался в сроки, установленные учредительными документами, с тем лишь только требованием, чтобы в течение года с момента регистрации было оплачено 50 процентов уставного капитала. Но теперь, со вступлением в силу Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и Федеральной закона от 08.02.98 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ситуация стала не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, сложности с соблюдением сроков возникают при внесении дополнительных взносов в уставный капитал.
         
     Льготы по НДС и таможенной пошлине предоставляются как при первоначальном формировании уставного капитала предприятия, так и при внесении дополнительных вкладов, но воспользоваться льготой при внесении дополнительных вкладов значительно сложнее.
     
     Увеличение уставного капитала акционерного общества согласно Федеральному закону “Об акционерных обществах” может быть произведено путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
     
     Сроки внесения вкладов (оплаты акций) в случае увеличения номинальной стоимости акций четко законом не установлены, соответственно, их необходимо указать в решении об увеличении уставного капитала и о конвертации акций. Весьма желательно указать эти сроки и в учредительных документах.
     
     Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их приобретения (размещения) (п. 1 ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Закон требует, чтобы срок был установлен в решении о выпуске дополнительных акций. Однако если мы вспомним формулировку постановления Правительства РФ N 883, то обнаружим, что таможенные льготы предоставляются в пределах сроков, установленных учредительными документами, и указания сроков в решении учредителей может быть недостаточно. На это следует обратить внимание и при внесении изменений в уставные документы, регламентирующие увеличение уставного капитала. Такие изменения должны содержать срок оплаты дополнительных акций, при этом к моменту обращения за льготами изменения должны быть зарегистрированы. При учреждении акционерного общества можно также записать общую норму о том, в какие сроки должны оплачиваться дополнительные акции и вноситься дополнительные вклады при увеличении номинала акций, если их выпуск будет когда-либо произведен акционерным обществом.
     
     Если участники акционерных обществ собираются при увеличении уставного капитала воспользоваться льготами по таможенной пошлине, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы сроки внесения дополнительных вкладов были отражены в учредительных документах. Однако трудности участников акционерных обществ, предполагающих внести дополнительные вклады и воспользоваться льготами, могут показаться незначительными по сравнению с проблемами, которые поджидают участников обществ с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО).
     
     Соблюдение норм законодательства о сроках использования таможенных льгот (приравненных законодателем к срокам формирования уставного капитала, установленным учредительными документами) при внесении дополнительных вкладов в уставный капитал акционерного общества не является столь проблематичным, как попытка внести дополнительный вклад в уставный капитал ООО и воспользоваться при этом льготой по таможенной пошлине.
     
     Процедуру внесения дополнительных вкладов в уставный капитал ООО, установленную в ст. 19 Закона РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, никак нельзя назвать простой. В частности, п. 1 ст. 19 Закона гласит, что общее собрание участников общества может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Такие дополнительные вклады могут быть внесены в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества указанного решения, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.
     
     Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников общества должно принять решение об утверждении итогов внесения участниками общества дополнительных вкладов и о внесении в учредительные документы общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества и увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, а в случае необходимости, также изменений, связанных с изменением размеров долей участников общества. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, внесшего дополнительный вклад, увеличивается в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта соотношением.
     
     Документы для государственной регистрации изменений в учредительных документах общества, а также документы, подтверждающие внесение дополнительных вкладов участниками общества, должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества. Указанные изменения в учредительных документах общества приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
     
     В случае несоблюдения сроков, указанных выше, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.
     
     Пункт 2 той же статьи содержит описание действий по внесению вкладов третьими лицами. В разрезе данной статьи можно считать, что эти процедуры аналогичны.
     
     Если схематизировать процедуру, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:
     
     1. Участники общества принимают решение об увеличении уставного капитала (это решение учредителей не вносит изменений в учредительные документы ООО и не подвергается государственной регистрации).
     
     2. Участники общества (или вновь принятый участник) вносят свои вклады в уставный капитал. Вклады могут быть внесены в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.
     
     3. Не позднее месяца после окончания срока внесения дополнительных вкладов участники общества должны принять решение об утверждении итогов увеличения уставного капитала и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества. Только теперь изменения и дополнения в учредительные документы в связи с увеличением уставного капитала будут зарегистрированы в установленном порядке.
     
     Еще раз напомню формулировку постановления Правительства РФ N 883 “ѕтовары, ввозимые в качестве вкладов в уставный капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, если они были ввезены в пределах сроков, установленных учредительными документами”.
     
     Если следовать процедуре, предложенной Законом РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, то сроки внесения дополнительных вкладов могут содержаться только в решении учредителей об увеличении уставного капитала, которое по закону не требуется регистрировать.
     
     Ссылаясь на то, что постановление Правительства РФ N 883 требует, чтобы льгота предоставлялась именно в сроки, установленные в учредительных, а не в каких-либо иных документах, а также опираясь на норму о том, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, таможенные органы отказывают в предоставлении льготы, если сроки внесения вкладов, отличные от установленных законом, определены не в учредительных документах.
     
     Существует мнение, что факт государственной регистрации изменений, внесенных  в учредительные документы об увеличении уставного капитала свидетельствует о том, что формирование уставного капитала ООО завершено, и если товары будут ввозиться после государственной регистрации изменений, то льготы по уплате таможенных платежей предоставляться не могут. Высказывается также точка зрения о том, что если товары ввезены до государственной регистрации изменений (с уплатой всех таможенных платежей в общеустановленном порядке), а затем изменения предоставлены в таможенные органы, то таможенные платежи подлежат возврату.
     
     Первая точка зрения достаточно вольно трактует Закон РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Из Закона прямо не следует, что с внесением вкладов в уставный капитал прекращается срок формирования уставного капитала. Срок - это определенный период времени, установленный в учредительных или иных документах, и если вклад в уставный капитал внесен раньше чем через два месяца, это не означает, что срок (период времени) прекратился, и два месяца истекли.
     
     Если согласиться со второй точкой зрения, то льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей будет подменена льготой в виде возмещения таможенных платежей. Статья 34 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” разделяет эти виды льгот. В постановлении Правительства РФ N 883 речь идет именно об освобождении от уплаты таможенной пошлины, а не о последующем возврате уплаченных таможенных платежей.
     
     Вероятно, формальный подход к срокам и порядку их закрепления не приведет к решению данной проблемы. Постановление Правительства РФ N 883 должно трактоваться с учетом законов, принятых позднее. Должно, в частности, учитываться, что Закон требует установления сроков в решении учредителей. А не в учредительных документах. В Законе нет оснований лишать решение учредителей юридической силы. С целью предотвратить злоупотребления со стороны участников внешнеэкономической деятельности, связанные с отсутствием государственного контроля (регистрации) за принятием решений участниками ООО, следует установить соответствующую процедуру, но не чинить препятствий в использовании льгот. Постановление Правительства РФ N 883 надлежит привести в соответствие с изменением законодательства.
     
     На сегодняшний день ГТК России сделал очередную попытку решить вопрос о соблюдении сроков. 28 декабря 1998 года было издано письмо N 05-11/27667 "О ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью”.
     
     В этом письме, в частности, говорится, что государственная регистрация изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы ООО, осуществляется после представления органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, документов, подтверждающих внесение дополнительных вкладов в полном объеме в установленный срок.
     
     Указанные изменения приобретают силу для участников ООО и третьих лиц с даты государственной регистрации.
     
     Представление таможенному органу зарегистрированных учредительных документов ООО с внесенными в них изменениями свидетельствует о формировании уставного капитала, и, соответственно, льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, в этом случае предоставляются.
     
     В случае несоблюдения сроков и требований, установленных ст. 19 Закона РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся. Таким образом, в таможенный орган в обязательном порядке, в установленные сроки представляются также зарегистрированные учредительные документы ООО с внесенными в них изменениями об итогах (о завершении) формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников общества. Если указанные документы не представлены, суммы условно начисленных таможенных платежей подлежат взысканию в установленном порядке.