Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров


Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров

     

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

     

Экономическое содержание таможенного режима временного ввоза (вывоза)

     
     Режим временного ввоза (вывоза) устанавливает требования, соблюдение которых допускает временное пользование иностранными товарами на таможенной территории Российской Федерации, а российскими - за ее пределами, с полным или частичным освобождением от таможенных платежей и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.).
     
     Статус товаров, помещенных под рассматриваемый таможенный режим, а следовательно, содержание самого таможенного режима, определяется прежде всего временным характером нахождения и использования таких товаров на (вне) таможенной территории Российской Федерации. Немаловажным является также и то, что пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов.
     
     Применение режима временного ввоза (вывоза) позволяет путем предоставления определенных льгот снять препятствия для развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами.
     

Правовая регламентация таможенного режима

     
     Положения Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) являются основой правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза). Более детальная регламентация временного ввоза (вывоза) осуществляется путем принятия Правительством РФ и ГТК России подзаконных нормативных актов. В ТК РФ определен круг вопросов, которые входят в сферу полномочий этих органов по регулированию таможенного режима временного ввоза (вывоза).
     
     ГТК России имеет следующие полномочия:
     
     - определяет случаи, когда необходимо предоставление обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечение уплаты таможенных платежей;
     
     - устанавливает порядок выдачи разрешений на временный ввоз (вывоз);
     
     - определяет категории товаров, запрещенных к помещению под рассматриваемый таможенный режим;
     
     - изменяет для отдельных категорий товаров предельные сроки временного ввоза (вывоза), установленные в ТК РФ.
     
     До сих пор не принято Положение о таможенном режиме временного ввоза (вывоза), в котором были бы систематизированы правовые нормы, развивающие соответствующие предписания ТК РФ. Таможенно-правовые нормы о временном ввозе (вывозе) оказались рассредоточены по многочисленным ведомственным правовым актам ГТК России - приказам, указаниям, распоряжениям, письмам и т.д. (например, приказ ГТК России от 02.03.95 N 137, указание ГТК России от 21.02.95 N 01-12/275, распоряжение ГТК России от 06.01.99 N 01-14/3, письмо ГТК России от 04.09.98 N 18-08/18653 и др.).
     

Сроки временного ввоза (вывоза)

     
     В ТК РФ определен общий предельный срок временного ввоза (вывоза) товаров - не более двух лет (ст. 71). В рамках этого срока таможенные органы, выдавая разрешение на помещение товара под данный таможенный режим, устанавливают конкретный срок, в течение которого товар, исходя из цели и обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне) таможенной территории Российской Федерации. В ТК РФ предусмотрена возможность продления установленных сроков для временного ввоза (вывоза). Продление срока осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ГТК России. Кроме того, в компетенцию ГТК России входит установление особых предельных сроков временного ввоза (вывоза) отдельных категорий товаров. Так, в отношении транспортных средств, ввозимых постоянно проживающими в России лицами, установлен двухмесячный предельный срок временного беспошлинного ввоза. В соответствии с указанием ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 (с последующими изменениями и дополнениями) установлен одногодичный предельный срок временного ввоза (вывоза) товаров при полном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов.
     
     Порядок продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров определен в указании ГТК России от 25.10.95 N 01-12/1296 “О продлении сроков временного ввоза (вывоза) и переработки товаров” (с последующими изменениями и дополнениями). Основанием для рассмотрения вопроса о продлении предельных сроков (то есть сроков, превышающих два года, или иных сроков, установленных нормативными актами ГТК России) временного ввоза (вывоза) товаров является мотивированное заявление, подаваемое в ГТК России не позднее чем за два месяца до истечения первоначально установленных предельных сроков. Кроме заявления, заинтересованное лицо обязано также представить документы, необходимые для рассмотрения вопроса о продлении сроков, в частности:
     
     - заключение таможни о целесообразности дальнейшего продления срока временного ввоза (вывоза) товаров;
     
     - копии ранее оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД), по которым товары были помещены под таможенный режим временного ввоза (вывоза) (с прилагаемыми к ним документами).
     
     Решение о продлении сроков временного ввоза (вывоза) товаров принимается Управлением организации таможенного контроля ГТК России. Подача заявления о продлении сроков переработки не прерывает и не приостанавливает течения первоначально установленного срока.
     

Типы таможенного режима временного ввоза (вывоза)

     
     В ТК РФ предусматривается применение двух типов (видов) режима временного ввоза (вывоза) - с полным и частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Согласно указанию ГТК России от 19.09.95 N 01-12/1141 “О режиме временного ввоза (вывоза)” (с последующими изменениями и дополнениями) в основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение дохода. Поскольку до настоящего времени не принято решения Правительства РФ относительно случаев использования первого типа режима, правовое регулирование его применения осуществляется на основе указания ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328. В этом документе, помимо срока временного ввоза (вывоза) товаров с полным освобождением, содержится перечень случаев, при которых допускается такое использование таможенного режима временного ввоза (вывоза). Примером применения временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от уплаты таможенных налогов может служить временный ввоз (вывоз) профессионального оборудования, товаров для демонстрации на выставках, учебных материалов и т.д.
     
     С экономической точки зрения полное освобождение от таможенных налоговых платежей временно ввозимых (вывозимых) товаров в определенных случаях может создать определенной категории лиц необоснованно более льготные условия для пользователя таких товаров по сравнению с лицами, использующими аналогичные товары на общих основаниях. Для снятия такого противоречия без ограничения сферы применения рассматриваемого таможенного режима законодательство устанавливает возможность использования временного ввоза (вывоза) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Этот тип таможенного режима временного ввоза (вывоза) применяется:
     
     - в случаях, когда в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров не допускается применение полного освобождения от таможенных пошлин и налогов;
     
     - при несоблюдении бенефициаром (пользователем) таможенного режима временного ввоза (вывоза) условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов;
     
     - при продлении установленного предельного срока применения режима временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов;
     
     - при завершении периода действия льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров, предоставленных по иным основаниям.
     
     Кроме того, ГТК России устанавливает специальными решениями порядок применения полного или частичного освобождения в отношении отдельных категорий товаров. Например, в соответствии с письмом ГТК России от 20.07.95 N 01-13/10268 товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга и временно ввозимые на российскую таможенную территорию, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов.
     
     Второй тип таможенного режима временного ввоза (вывоза), при котором применяется частичное освобождение от уплаты таможенных налогов, позволяет создать определенные гарантии защиты интересов российской экономики. Он устанавливает также своеобразные экономические рамки-ограничения использования режима временного ввоза (вывоза) товаров, поскольку размер таможенного обложения в этом случае пропорционален продолжительности временного использования товаров на (вне) таможенной территории Российской Федерации.
     
     Применение второго типа таможенного режима временного ввоза (вывоза) осуществляется в порядке, определяемом ГТК России и Минфином России (ст. 72 ТК РФ). Механизм частичного освобождения временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов предполагает следующее:
     
     - за каждый месяц (часть месяца) уплачивается 3 % от общей суммы, которая подлежала бы уплате в случае, если временно ввезенный (вывезенный) товар был бы помещен под таможенный режим выпуска для свободного обращения или экспорта (так называемые периодические таможенные платежи);
     
     - указанная общая сумма определяется на момент ввоза (вывоза) товара исходя из действующих на этот момент ставок таможенного обложения;
     
     - периодические таможенные платежи исчисляются в долларах США по курсу ЦБ РФ, действующему на день их платежа, и уплачиваются предварительно, но не более чем за 3 месяца, в сроки, установленные таможенным органом, который предоставил разрешение на временный ввоз (вывоз);
     
     - временно ввезенный (вывезенный) товар автоматически считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с режимом экспорта в случае, если уплаченная сумма периодических таможенных платежей становится равной сумме, подлежащей уплате при указанных таможенных режимах, при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики (квотирование, лицензирование и т.д.). Ответственность за уплату периодических таможенных платежей возлагается на лицо, перемещающее товары.
     

Условия предоставления и сфера применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)

     
     По общему правилу (ст. 25 ТК РФ) лицо, перемещающее товары через таможенную границу, имеет право выбора любого таможенного режима независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения перемещаемых товаров. Однако законодателем установлена возможность ограничений этого права при условии, что они вводятся в соответствии с ТК РФ и другими актами таможенного законодательства.
     
     ТК РФ устанавливает разрешительный порядок помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров выдает таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление, в порядке, определяемом ГТК России (ст. 70). Вводится одно важное ограничение: при невозможности обеспечения идентификации товаров таможенный орган не может дать разрешение на помещение таких товаров под режим временного ввоза (вывоза).
     
     ТК РФ не устанавливает какой-либо специальной формы разрешения на временный ввоз (вывоз) товаров. Доступ к режиму обусловлен подписанием лицом, перемещающим товары, установленного документа, которым обычно является ГТД. Разрешением на помещение товара под режим временного ввоза (вывоза) может считаться прием должностным лицом таможенного органа грузовой таможенной декларации. В отдельных случаях оформления ГТД не требуется, например, при ввозе (вывозе) предметов личного пользования лицами, временно въезжающими на таможенную территорию или выезжающими за ее пределы (туристами, лицами, находящимися в командировке, и т.д.). Для таможенного оформления временно ввозимых (вывозимых) товаров в таких случаях могут использоваться иные установленные формы документов, которые, с одной стороны, обеспечивают осуществление таможенного контроля, а с другой, могут служить доказательством намерения лица, перемещающего товары, использовать данный таможенный режим.
     
     За таможенное оформление временно ввозимых товаров законодательство предусматривает взимание таможенных сборов, порядок уплаты которых урегулирован в ст. 114 ТК РФ (0,1 % таможенной стоимости товаров - в российских рублях и 0,05 % - в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ). Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются как при помещении товаров под режим временного ввоза (вывоза), так и при завершении его действия.
     
     В отношении отдельных категорий временно ввозимых (вывозимых) товаров устанавливается освобождение от уплаты сборов за таможенное оформление (например, при временном ввозе (вывозе) культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, библиотеками) либо применяются иные ставки таможенных сборов (например, при временном ввозе (вывозе) морских, речных и воздушных судов, товаров, направляемых на благотворительные цели по линии правительств, международных организаций). Так, в соответствии с распоряжением ГТК России от 06.01.99 N 01-14/3 за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза), таможенные сборы взимаются в следующих размерах:
     
     100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает суммы, эквивалентной 1 млн долларов США;
     
     150 евро - если таможенная стоимость судна равна сумме, эквивалентной 1 млн долларов США, или превышает ее, но не больше суммы, эквивалентной 5 млн долларов США;
     
     200 евро - если таможенная стоимость судна равна сумме, эквивалентной 5 млн долларов США, или превышает ее.
     
     Таможенные сборы в указанных размерах взимаются также в случае завершения действия таможенного режима временного ввоза (вывоза).
     
     Если указанные размеры таможенных сборов за таможенное оформление превышают сумму, равную 0,1 % таможенной стоимости судна в валюте Российской Федерации и 0,05 % таможенной стоимости судна в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в соответствии с порядком, установленным ст. 114 (часть 1 и 2) ТК РФ.
     
     Условием предоставления таможенного режима временного ввоза (вывоза), как это следует из самого его названия, является возврат ранее ввезенных (вывезенных) товаров. В соответствии с ТК РФ эти товары “подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения” (ст. 68). В качестве гарантии соблюдения установленного порядка таможенный орган в случаях, определяемых ГТК России, может увязать предоставление разрешения на временный ввоз (вывоз) товаров с предоставлением обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечением уплаты таможенных платежей. Так, временный ввоз (вывоз) товаров, декларируемых таможенным брокером, возможен только при предоставлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) лицом, перемещающим эти товары. При временном ввозе сроком до шести месяцев на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в других странах и используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, бенефициар (пользователь) режима принимает на себя обязательство об обратном вывозе путем заполнения и подписания в установленном порядке формы удостоверения ввоза транспортного средства, утвержденной приказом ГТК России от 30.09.94 N 507. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров могут использоваться (ст. 122 ТК РФ) залог товаров и транспортных средств, гарантия банка или иного кредитного учреждения, внесение на депозит причитающихся сумм.
     
     В отношении таможенного режима временного ввоза (вывоза) действует общий за-прет, установленный в отношении перемещения определенных товаров через таможенную границу Российской Федерации (по соображениям охраны публичного порядка, обеспечения экологической безопасности и т.д.). Помимо этого, в указании ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 установлены четыре категории товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим временного ввоза (вывоза):
     
     - расходуемые материалы и образцы;
     
     - пищевые продукты, напитки, табачные изделия;
     
     - квотируемые товары;
     
     - промышленные отходы.
     
     Среди товаров, не попадающих под запрет и, следовательно, разрешенных к временному ввозу (вывозу), можно условно выделить две группы (в зависимости от объема предоставляемых льгот и порядка помещения под таможенный режим). Если временный ввоз (вывоз) товара не может вызвать какие-либо негативные последствия и исключена возможность его использования в не разрешенных таможенным органом целях, то в отношении его применяются, как правило, минимальные требования и осуществляется полное освобождение от уплаты таможенных налоговых платежей. В иных случаях условия предоставления режима становятся более обременительными прежде всего потому, что временный ввоз (вывоз) допускается с частичным освобождением от уплаты указанных платежей.
     
     Помимо отмеченных выше условий, данный таможенный режим может предоставляться при условии выполнения дополнительных требований, непосредственно предъявляемых к лицу, которое временно ввозит (вывозит) товары. С учетом категории товара, целей его ввоза (вывоза) и т.д. возможность получения разрешения на временный ввоз (вывоз) часто зависит от того, кому оно может выдаваться - собственнику временно ввозимого (вывозимого) товара или иному лицу. Существенной характеристикой комментируемого таможенного режима являются ограничения прав бенефициара (пользователя) режима по распоряжению временно ввезенными (вывезенными) товарами (запрет на их передачу, отчуждение, использование не в целях, предусмотренных разрешением на режим, и др.).
     

Нахождение товара под таможенным режимом временного ввоза (вывоза)

     
     Товар, помещенный под таможенный режим временного ввоза (вывоза), должен быть использован таким образом, чтобы при завершении режима он находился в неизменном состоянии, за исключением изменений, произошедших по причине естественного износа или убыли. Такое требование ограничивает возможности пользования временно ввезенными (вывезенными) товарами. В частности, исключается возможность проведения каких-либо операций по переработке или обработке.
     
     Во время нахождения под режимом временного ввоза (вывоза) товары остаются в распоряжении бенефициара (пользователя) данного таможенного режима. Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары, должно соблюдать предусмотренные регламентацией таможенного режима требования, в связи с чем на него возлагаются дополнительные обязанности, которые вместе с предоставляемыми ему правами и определяют его статус как бенефициара (пользователя) режима временного ввоза (вывоза). Пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами допускается только в целях и на условиях, которые предусмотрены разрешением на их временный ввоз (вывоз). На бенифициара, как правило, возлагается обязанность не использовать такие товары для извлечения прибыли. Данное ограничение затрагивает практически всю номенклатуру товаров, разрешенных таможенным законодательством к временному беспошлинному ввозу (вывозу).
     
     По общему правилу временно ввезенные (вывезенные) товары не могут быть предметом уступки, отчуждения (в любой форме), кроме как по специальному разрешению таможенного органа. Передача таких товаров бенефициаром другим лицам допускается в случаях, непосредственно установленных законодательством. Так, в соответствии с Общими правилами перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденными приказом ГТК России от 15.08.94 N 416 (в ред. приказа ГТК России от 30.01.97 N 35), лицу, временно ввезшему транспортное средство, разрешено передавать его в пользование или владение члену своей семьи.
     
     Товары могут находиться под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) только в течение установленных сроков их временного пребывания на (вне) таможенной территории Российской Федерации. Продление сроков должно рассматриваться как исключительная мера. По истечении этих сроков лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары, обязано выполнить установленные процедуры по завершении таможенного режима. Продление сроков временного ввоза (вывоза), заявленных в ГТД, осуществляется на основании письменного заявления декларанта. Как указано в письме ГТК России от 28.02.95 N 01-13/2863, не допускается повторное оформление ГТД на товары, ранее помещенные под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Принятие решения о продлении первоначальных сроков временного нахождения товаров на (вне) таможенной территории Российской Федерации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа в письменной форме на указанном заявлении декларанта. В случае принятия положительного решения соответствующие данные вносятся в ГТД.
     

Завершение действия режима

     
     Таможенный режим временного ввоза (вывоза) завершается по истечении установленных сроков, при обратном вывозе (ввозе) находившихся под этим режимом товаров либо до момента истечения сроков - при заявлении таких товаров под иной таможенный режим. При надлежащем выполнении процедур, обозначающих завершение действия режима, лицо, которое временно ввезло (вывезло) товары, освобождается от обязательств, возложенных на него как на бенефициара (пользователя) режима. В противном случае оно несет ответственность за нарушение установленных правил предоставления и пользования таможенным режимом.
     
     Если к моменту истечения установленных сроков временно ввезенные (вывезенные) товары не возвращены обратно, они подлежат помещению на склады временного хранения, принадлежащие таможенным органам (ст. 73). Невозвращенные товары, равно как и товары, находящиеся под режимом временного ввоза (вывоза), в рамках установленных сроков по заявлению уполномоченного лица (бенефициара) могут быть помещены под иной таможенный режим. Таким режимом могут стать:
     
     а) при временном ввозе - выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона, свободный склад, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
     
     б) при временном вывозе - экспорт, переработка вне таможенной территории.
     
     В случае применения частичного освобождения временно ввезенных (вывезенных) товаров от таможенных пошлин и налогов уплаченные суммы периодических таможенных платежей при обратном вывозе (ввозе) не возвращаются. Следует отметить, что в этом случае временный ввоз (вывоз) товаров будет считаться завершенным, а товары - выпущенными в свободное обращение или вывезенными в соответствии с режимом экспорта, если общая сумма уплаченных периодических платежей станет равной той сумме, которая подлежала бы уплате на момент ввоза (вывоза) данных товаров в соответствии с названными таможенными режимами. Если же временно ввезенные (вывезенные) товары заявляются к выпуску для свободного обращения и экспорту, то в этом случае:
     
     - применяются ставки таможенных пошлин и иных налогов, действующие на день принятия ГТД с заявлением указанных таможенных режимов (то же относится и к курсу иностранных валют);
     
     - используется таможенная стоимость, определенная на момент временного ввоза (вывоза);
     
     - за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных пошлин и налогов взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым им кредитам.
     
     Таможенное оформление при завершении режима проводит, как правило, таможенный орган, выдавший разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров. При этом взимаются установленные законодательством таможенные сборы за таможенное оформление временно ввозимых (вывозимых) товаров.
     
     Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары с нарушением условий и порядка использования рассматриваемого таможенного режима, может быть привлечено, в зависимости от характера нарушения и его квалификации, к административно-правовой либо уголовно-правовой ответственности.
     
     Первый вид ответственности предусматривается за установленные в ТК РФ административные правонарушения, совершенные при использовании режима временного ввоза (вывоза).
     
     Так, в соответствии с ч. 1 ст. 271 ТК РФ невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров и транспортных средств, если такой вывоз является обязательным, либо невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации ранее вывезенных товаров и транспортных средств, если такое возвращение является обязательным, в установленные сроки при отсутствии признаков контрабанды влечет наложение штрафа в размере от 100 до 200 % стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств.
     
     Представление в качестве подтверждения обратного вывоза или обратного ввоза поддельных, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам (при отсутствии признаков контрабанды) наказывается штрафом в размере от 100 до 300 % стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств (ч. 2 ст. 271 ТК РФ).
     
     Административно-правовая ответственность за нарушение правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза) может наступать также в соответствии со ст. 273 ТК РФ (неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими), ст. 275 ТК РФ (перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации под видом товаров не для коммерческих целей) и другими статьями ТК РФ.
     
     Ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, если такое возвращение является обязательным, предусмотрена ст. 190 УК РФ (лишение свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества или без такового).
     
     Уничтожение временно ввезенных (вывезенных) товаров, их безвозвратная утрата, недостача вследствие износа либо действия непреодолимой силы и иные подобные обстоятельства делают невозможным завершение таможенного режима в общем порядке с соблюдением установленных условий. Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары, освобождается от ответственности при условии, что такие обстоятельства имели характер чрезвычайных и непредотвратимых в данной ситуации событий (стихийные бедствия, военные действия и др.). В этом случае бенефициар (пользователь) режима предоставляет таможенному органу, который выдал разрешение на временный ввоз (вывоз), все необходимые и надлежащим образом оформленные доказательства факта наступления форс-мажорных обстоятельств (подтверждения консульских учреждений Российской Федерации, свидетельства Торгово-промышленной палаты и т.д.). В этих целях могут совершаться нотариальные действия по обеспечению доказательств наступления форс-мажорных обстоятельств (допрос свидетеля, направление на экспертизу и др.).
     

Международно-правовая регламентация временного ввоза (вывоза) товаров

     
     Основной формой международно-правового регулирования временного ввоза (вывоза), используемой в Российской Федерации, являются двусторонние договоры и соглашения о торгово-экономических отношениях, научно-техническом сотрудничестве, воздушном сообщении и др. В них, как правило, затрагиваются лишь отдельные вопросы использования режима временного ввоза (вывоза) товаров.
     
     Потребности развития внешней торговли, увеличение объемов международных перевозок, а также расширение культурных, гуманитарных связей между странами создали необходимые условия для реализации возможности разработки и применения в значительной степени унифицированных международных правил, касающихся различных аспектов временного ввоза (вывоза) товаров. В послевоенный период, благодаря деятельности международных организаций (прежде всего Совета таможенного сотрудничества, а также организаций системы ООН), было подписано свыше пятнадцати международных соглашений, затрагивающих в той или иной степени вопросы применения режима временного ввоза (вывоза). К такого рода соглашениям можно отнести Конвенцию 1952 года об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов, Таможенную конвенцию 1956 года, касающуюся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей, Таможенную конвенцию 1968 года о временном ввозе научного оборудования и др.
     
     С принятием этих соглашений страны-участницы получили возможность применять унифицированные правила и нормы для регламентации режима временного ввоза (вывоза) в отношении новых операций, порожденных международной торговой практикой, развитием гуманитарных контактов и т.д. Российская Федерация по правопреемству международных обязательств бывшего СССР участвует в трех таможенных соглашениях о временном ввозе, подписанных в 1954 году: Конвенции о таможенных льготах для туристов*1, дополнительном протоколе к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающемся ввоза ознакомительных документов и материалов по туризму*2, Таможенной конвенции о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств*3.
     
     -----
     *1  Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХI, док. № 965, с. 259-268
     *2  Там же. Вып. ХХI, док. № 966, с. 268-277.    
     *3 Там же. Вып. ХХI, док. № 967, с. 279-296.    

     
     Особо следует отметить конвенции, которые были приняты под эгидой Совета таможенного сотрудничества. Среди них Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА 1961 года) и Стамбульская конвенция о временном ввозе (1990 года).
     

     Вопросам упрощения и унификации правил применения режима временного ввоза в Киотской конвенции специально посвящено приложение Е.5. В этом приложении отмечается экономическое значение рассматриваемого таможенного режима, его роль в развитии научных, культурных, гуманитарных связей, а также содержатся правовые предписания, обеспечивающие единообразное применение режима временного ввоза (вывоза) в странах-участницах.
     
     При разработке Конвенции АТА ставилась задача создать условия, позволяющие облегчить ввоз товаров, разрешенных национальным законодательством к временному беспошлинному ввозу. Для решения этой задачи в Конвенции предложен правовой механизм использования международного таможенного документа о временном ввозе товаров - карнета АТА*1, который может использоваться вместо национальных таможенных документов и одновременно выполнять роль гарантийного обязательства уплаты импортных пошлин и налогов. Для эффективного функционирования этого механизма была создана международная система гарантий, обеспечиваемая в том числе Международным информационным бюро торговых палат. Торговые палаты стран-участниц Конвенции выдают карнеты АТА и выступают гарантами их надлежащего использования, внося в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.
     
     -----
     *1 АТА (это Admission Temporair — Temporary Admission) — аббревиатура французского и английского перевода словосочетания “временный ввоз”.
     
     Установленный Конвенцией АТА механизм использования международных таможенных документов отличается гибкостью, что, в свою очередь, способствует расширению состава ее участников и практической реализации положений Конвенции. Обязательное применение карнета АТА установлено лишь в случае, если страна-участница Конвенции АТА является также участницей Таможенной конвенции о временном ввозе профессионального оборудования (1961 года) и/или Таможенной конвенции, касающейся льгот, предоставляемых при ввозе товаров, экспонируемых или используемых на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (1961 года). Участники Конвенции АТА могут в одностороннем порядке распространить ее положения на случаи, когда товары временно ввозятся по другим международным соглашениям о временном ввозе или по условиям, определенным национальным законодательством.
     
     Важную роль в процессе упрощения и гармонизации национальных правил, касающихся применения таможенного режима временного ввоза товаров, сыграла Стамбульская конвенция о временном ввозе, предложенная к подписанию в 1990 году.
     

     В целях использования накопленного опыта международно-правового регулирования процедуры временного ввоза (вывоза) и унификации собственного таможенного законодательства Российская Федерация присоединилась к получившим широкое распространение международным таможенным конвенциям (постановление Правительства РФ от 02.11.95 N 1084 “О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений”). В соответствии с названным постановлением Российская Федерация присоединилась к следующим приложениям Стамбульской конвенции 1990 года:
     
     - Приложению А. “О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD*1)”;
     
     -----
     *1 CPD (carnet de passage en douane) — аббревиатура французского словосочетания “документ для таможенного оформления”

     
     - Приложению В.1. “О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях”;
     
     - Приложению В.2. “О профессиональном оборудовании”;
     
     - Приложению В.3. “О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией”;
     
     - Приложению В.5. “О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей”.