Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении механизма индексации ставок земельного налога и порядке перечисления платы за землю по уровням бюджетов в 1999 году

    

О применении механизма индексации ставок земельного налога и порядке перечисления платы за землю по уровням бюджетов в 1999 году

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга
     
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     
     Земельный налог был введен в Российской Федерации с 1 января       1992 года после принятия постановления Верховного Совета РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 “О введении в действие Закона РСФСР “О плате за землю”. Последние изменения в этот нормативный акт были внесены Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ. Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” (далее по тексту - Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год”) изменил на 1999 год порядок перечисления платы за землю по уровням трех бюджетов и предусмотрел индексацию ставок земельного налога.
     
     Необходимо отметить, что на протяжении вот уже семи лет остаются стабильными ежегодные приросты земельных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. За эти годы в бюджетную систему страны поступило земельного налога и арендной платы за землю с ростом от 68,9 млн руб. (в масштабе цен 1998 года) в 1992 году до 11 млрд руб. в 1998 году.
     
     Земельный налог можно отнести к одному из самых массовых. По состоянию на 1 января 1999 года  на учете в налоговых органах состоят около 31 млн физических и 500 тысяч юридических лиц.
     
     При этом из 15 059 тысяч членов садоводческих товариществ получили свидетельства о праве собственности на землю 10 239 тысяч человек (68 процентов), которым налоговые органы должны исчислять земельный налог вместо ранее существовавшей практики его исчисления правлениями товариществ. В связи с массовой выдачей документов членам садоводческих товариществ и началом выдачи свидетельств на земельные доли членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам-собственникам земельных долей, число плательщиков земельного налога в 1999-2000 годах значительно возрастет.
     
     С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” (в ред. от 25.01.99) количество плательщиков земельного налога возросло, так как в результате проведения земельной реформы около 40 млн граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, а 12 млн сельских жителей стали собственниками земельных долей. Вместе с тем следует отметить, что все операции с земельными долями связаны с обложением их земельным налогом, что порождает многочисленные вопросы по налогообложению, исчислению и взиманию земельного налога.
     
     Требуют значительной проработки проблемы обложения налогом при:
     

     передаче земельной доли ее собственником по наследству;
     
     использовании земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
     
     продаже земельной доли;
     
     дарении земельной доли;
     
     обмене земельной доли на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
     
     передаче земельной доли в аренду крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
     
     передаче земельной доли на условиях ренты и пожизненного содержания;
     
     внесении земельной доли или права пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала, что возможности пополнения доходных статей бюджета по плате за землю ограничиваются тем, что ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (далее по тексту - Закон РФ “О плате за землю”) неоправданно включает большое число льготников. Практика показывает, что предоставление дополнительных льгот по плате за землю приводит к нерациональному использованию земель. Подобный подход в налогообложении не оправдывает себя, ведь за счет средств, полученных от платы за землю, финансируются необходимые в каждом регионе мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель. Предоставление дополнительных льгот по земельному налогу препятствует проведению указанных мероприятий. Кроме того, неправильное применение налоговых льгот оказывает негативное воздействие на пополнение доходной части бюджета и вызывает многочисленные запросы как от самих налогоплательщиков, так и от налоговых органов.  Законодателям следовало бы, по нашему мнению, пересмотреть отдельные случаи предоставления льгот по земельному налогу юридическим и физическим лицам.
     
     Подпункт 8 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) содержит большой перечень физических лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Наиболее часто поступают запросы по предоставлению льгот от граждан, проживающих в населенных пунктах с льготным социально-экономическим статусом.
     
     Для примера рассмотрим вопрос предоставления льготы гражданам, проживающим в селе Ульяново Калужской области.
     

     Начнем с того, что согласно Закону РФ от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” были определены зоны радиоактивного загрязнения, которые подразделялись на зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Законом были также определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, проживающих (работающих) в населенных пунктах на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и освобожденных от уплаты сельскохозяйственного налога, налога на строения и налога с транспортных средств.
     
     Вступивший в силу Закон РФ от 18.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" подтвердил перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, включивший граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, а также граждан, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст. 13 указанного Закона (с учетом п. 12 ст. 18) граждане, проживающие (работающие) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, освобождались от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства.
     
     13 августа 1994 года вступил в действие Федеральный закон от 09.08.94 N 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”, который во-брал в себя норму по освобождению от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. В связи с этим начиная с 13 августа 1994 года указанные категории граждан, в том числе граждане проживающие (работающие) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, получили право на льготу по земельному налогу.
     
     Исключил льготу по уплате земельного налога гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом Федеральный закон от 24.11.95 N 179-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, вступивший в силу с 27 ноября 1995 года.
     

     Особо следует обратить внимание на то, что перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в соответствии с которым село Ульяново Калужской области отнесено к зоне проживания с правом на отселение, был утвержден распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.91 N 237-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 25.02.92 N 363-р, от 05.04.93 N 557-р, от 18.01.95 N 73-р, от 25.04.95 N 571_р).
     
     Однако названное выше распоряжение Правительства РСФСР утратило силу с 1 февраля 1998 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 18.12.97 N 1582 “Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с которым село Ульяново Калужской области отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с этим для граждан, постоянно проживающих в селе Ульяново, льгота по уплате земельного налога утрачивает силу с 1 февраля 1998 года.
     
     Одновременно следует отметить, что в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ “О плате за землю” органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. В связи с этим граждане вправе обращаться в администрацию по месту нахождения своих земельных участков с просьбой об освобождении от уплаты земельного налога.
     
     Много запросов с мест поступает от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     
     При определении льгот для военнослужащих по уплате земельного налога следует руководствоваться Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне” и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации”, в соответствии с которыми к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных Сил РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Внутренних войск МВД РФ, железнодорожных войск РФ и Войск гражданской обороны РФ; военнослужащие системы органов федеральной службы безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД РФ; военные строители военно-строительных отрядов МО РФ; военнослужащие других министерств и ведомств.
     
     Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.97 N 197 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании пограничных войск Российской Федерации” и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" исключил военнослужащих ГПС МВД РФ из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140, в связи с этим действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ на военнослужащих ГПС МВД РФ не распространяется.
     

     В связи с многочисленными запросами о предоставлении льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также ветеранам боевых действий в Афганистане следует обратить внимание на следующие обстоятельства. В Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.92 N 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации”, действительно предусмотрены льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел. Однако названное Положение о службе в органах внутренних дел не относится к актам налогового законодательства.
     
     Предусмотренные ст. 54 и 64 указанного выше Положения льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах, то есть для предоставления льгот указанным категориям граждан законодатели должны внести соответствующие изменения в Закон РФ “О плате за землю”.
     
     А вот члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, с 27 июля 1998 года - момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы”, освобождаются от уплаты земельного налога. Однако за 207 дней 1998 года (с 1 января по 26 июля включительно) они должны уплатить земельный налог в общеустановленном порядке. В настоящее время для плательщиков земельного налога не совсем понятен вопрос применения Федерального закона от 26.02.97 N 31_ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”. Для ответа необходимо сослаться на п. 13 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым от уплаты земельного налога освобождаются только предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
     
     Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” не взимаются земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов.
     

     Статьей 14 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” от платы за землю в 1997 году  были освобождены предприятия и организации, имеющие земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” такой льготы предусмотрено  не было. Согласно ст. 39 указанного Закона Госналогслужба России была обязана обеспечить предоставление налоговых льгот исключительно в соответствии с действующим налоговым законодательством.
     
     Налоговые отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, появляющиеся в процессе осуществления налогового контроля за их уплатой, возникают в настоящее время в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), вступившей в действие с 1 января 1999 года.
     
     Статьей 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.
     
     Поэтому освобождение от уплаты земельного налога, арендной платы и иных платежей за пользование землей на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, может иметь место только в случае, если эти положения будут отражены в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 1999 год” или Законе РФ “О плате за землю”.
     

(Продолжение следует)