Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

И.К. Высребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга

     

     Взимается ли с межхозяйственных лесхозов плата за древесину, заготавливаемую при проведении рубок промежуточного пользования?

     
     Предусмотренный Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ порядок освобождения органов управления лесным хозяйством от уплаты лесных податей (ст. 104) распространяется только на лесхозы, входящие в систему Федеральной службы лесного хозяйства России (ст. 53).
     
     Межхозяйственные лесхозы к территориальным органам Рослесхоза не относятся.
     
     Порядок пользования участками лесного фонда в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, определяется Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 36, 130), Положением об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.12.97 № 1601, и Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.02.98 № 224.
     
     В соответствии с указанными правовыми актами сельскохозяйственные организации осуществляют безвозмездное пользование ранее находившимися в их владении участками лесного фонда, в том числе для заготовки древесины при проведении различных видов рубок, самостоятельно или через созданные для этих целей межхозяйственные лесхозы на основании договоров безвозмездного пользования.
     
     Сельскохозяйственные организации, не за-ключившие договоры безвозмездного пользования, вносят соответствующие платежи за пользование участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, на общих основаниях.
     
     При наличии договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, предусматривающих заготовку древесины (в том числе в порядке рубок промежуточного пользования) в пределах установленных нормативов (объемов лесопользования), межхозяйственные лесхозы плательщиками лесных податей не являются.
     

     Правомочен ли субъект Российской Федерации принимать решения о зачислении административных штрафов за нарушение лесного законодательства в целевые внебюджетные фонды?

     

     В соответствии с Законом РФ от 15.04.93 № 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” (ст. 13, 14, 22) принятие решений о порядке зачисления административных штрафов за лесонарушения, налагаемых должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов, в территориальные (региональные и местные) бюджеты или целевые внебюджетные фонды относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     

     Какие суммы лесных податей должны найти отражение в лицевых счетах лесопользователей: суммы лесных податей, исчисленные по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ, или суммы, рассчитанные по ставкам, установленным органами государственной власти в субъектах Российской Федерации (а также определенным по результатам лесных аукционов в размере не ниже указанных минимальных ставок)?

     
     После вступления в силу минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1199, на карточках лицевых счетов лесопользователей отражаются согласно инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 43, 44) подлежащие внесению и фактически поступившие в бюджет суммы платы за древесину на корню, исчисленные исходя из указанных минимальных ставок.
     
     Суммы платы, исчисленные в размере разницы ставок, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или определенных по результатам лесных аукционов, и минимальных ставок, подлежат зачислению на счета лесхозов.
     

     Правомочен ли субъект Российской Федерации принимать решения о зачислении средств, полученных от реализации секвестированной древесины, в целевые внебюджетные фонды?

     
     Правовые основания для внесения в бюджет сумм, полученных от реализации незаконно заготовленной, а также не вывезенной по истечении установленных сроков древесины, содержатся в Законах РФ от 05.03.92 № 2449-1 “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” (ст. 17) и от 15.04.93 № 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” (ст. 13), Федеральном законе от 28.08.95 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 36), действующей инструкции “О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства” (п. 7.1), утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 № 1, инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 31), классификации доходов бюджетов Российской Федерации (код 2020500), введенной в действие с 1 января 1998 года приказом Минфина России от 06.01.98 № 1н.
     

     В связи с тем, что Федеральным законом от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” определен перечень источников федерального бюджета (ст. 12), а поступление лесного налога в размере 100 % доходов предусмотрено в бюджеты субъектов Российской Федерации (ст. 21), порядок распределения сумм, полученных от реализации незаконно заготовленной, а также не вывезенной по истечении установленных сроков древесины, между региональными и местными бюджетами относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно инструкции “О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства” (п. 7.1), утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 № 1, стоимость незаконно заготовленной, а также не вывезенной по истечении установленных сроков древесины не относится к суммам, взыскиваемым в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушениями.
     
     Следовательно, на суммы, полученные от реализации незаконно заготовленной, а также не вывезенной по истечении установленных сроков древесины, не распространяется порядок зачисления их части во внебюджетные фонды, а также предприятиям и организациям лесного хозяйства.
     

     Каков порядок отнесения на себестоимость платы за древесину, отпускаемую на корню?
     
     Учитывается ли при отнесении на себестоимость лесная подать по досрочной рубке древесины будущего года в отчетном периоде и чем в данном случае руководствоваться?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции подлежит включению плата за древесину, отпущенную на корню.
     
     Пунктом 34 инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” определено, что плата за древесину на корню вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд.
     
     В соответствии с п. 12 указанного выше Положения затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного года, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
     
     Если начисление обязательных платежей при досрочной рубке не произведено, то в году, когда платежи были фактически внесены в бюджет, при условии реализации древесины в предыдущем году, данные затраты отражаются в учете текущего года как “Убытки прошлых лет” в составе внереализационных расходов.
     

     По каким ставкам исчисляются лесные подати, отражаемые в лесорубочном билете и в отчете “О количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и ущерба за лесонарушения”?
     
     Что понимать под 100 % зачислением в бюджет субъектов Российской Федерации поступлений лесного налога по ст. 21 Закона РФ “О Федеральном бюджете на 1998 г.”:
     
      - зачисление платы за древесину на корню, исчисленную по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1199;
     
      - зачисление платы за древесину на корню, исчисленную по ставкам лесных податей, установленных субъектами Российской Федерации?

     
     Как должен осуществляться контроль за полнотой поступления в бюджет сумм лесных податей, если отчет “О количестве древесины, разрешенной лесополъзователям к заготовке, исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и ущерба за лесонарушения” в соответствии с п. 38 инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” владельцами лесного фонда представляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (районную), а зачисление лесного налога в соответствии со ст. 21 Закона РФ “О Федеральном бюджете на 1998 год” производится в бюджет субъекта Российской Федерации?
     
     В соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (п. 68), утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 № 551, в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, а также по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных аукционов.
     
     После вступления в силу минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1199, представляемые ежемесячно лесхозами согласно инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 38) отчеты для отражения сведений в карточках лицевых счетов лесопользователей содержат суммы платы за древесину на корню, исчисленные исходя из указанных минимальных ставок.
     
     Суммы платы, исчисленные в размере разницы конкретных и минимальных ставок, подлежат зачислению на счета лесхозов.
     

     Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ (ст. 5) установлено, что финансовые отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, регулируются лесным законодательством в соответствии с финансовым законодательством Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” (ст. 21) предусмотрено поступление лесного налога в размере 100 % доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (ст. 106) часть этих средств направляется территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством.
     
     В связи с указанным порядок направления в текущем году сумм лесного дохода в бюджеты субъектов Российской Федерации и органам управления лесным хозяйством относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 44) контроль за полнотой поступления в бюджет платы за древесину на корню осуществляется по карточке лицевого счета по учету лесных податей в результате сопоставления сведений, полученных районной (город-ской) налоговой инспекцией от лесхоза, о начисленных лесопользователю суммах платежей и от учреждения банка - о фактически внесенных лесопользователем в бюджет субъекта Российской Федерации суммах платежей.
     

     Воинская часть, расположенная на территории города, имеет свидетельство на право собственности земли. На выделенном земельном участке производится добыча подземной воды для обеспечения части. На территории имеется жилой фонд. По Закону РСФСР от 11.10.91 № 1738-1 “О плате за землю” от земельного налога она освобождена.
     
     Должна ли воинская часть производить оплату налога на право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы?

     
     При добыче подземных вод предприятия вносят в бюджет платежи за пользование недрами и производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     
     Исчисление и уплата в бюджет указанных платежей, а также предоставление по ним налоговых льгот регулируются соответственно Законом РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах”" и Законом РФ от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”.
     

     В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ и п. 9 инструкции Госналог-службы России от 31.12.96 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” от уплаты отчислений в бюджет освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участ-ке непосредственно для своих нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования подземных вод на производственные и технологические цели).
     
     Условия, связанные с платежами при добыче и использовании подземных вод, в том числе для собственных нужд предприятия, должны быть отражены в лицензии на право пользования недрами, выдаваемой в установленном порядке.
     
     Таким образом, если воинская часть соответствует указанным условиям, то она освобождается от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     

     В связи с введением в действие Федерального закона от 06.05.98 № 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” и принятием Федерального закона от 26.03.98 № 42-ФЗ “О бюджете на 1998 год” просим дать разъяснения:
     
      - отменяется ли плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, предусмотренная письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111, прейскурант № 03-03;
     
      - какими коэффициентами к ранее установленным тарифам платы за воду следует руководствоваться в 1998 году?

     
     1. В настоящее время в Минюсте России находится на регистрации приказ Минфина России от 01.11.98 № 49н, в соответствии с которым при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы за пользование водными объектами письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду” на территории этого субъекта не применяется.
     
     2. Федеральным законом от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” коэффициенты к ранее установленным тарифам платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, не предусмотрены.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 № 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
     
     Могут ли применяться минимальные (или максимальные) ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 22.07.98 № 818, в отсутствие законодательного акта субъекта Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ от 06.05.98 № 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Поэтому взимание платы за пользование водными объектами производится по этим ставкам в порядке, предусмотренном инструкцией Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”. Применение иных ставок при расчете платежей в настоящее время действующим порядком не предусмотрено.
     

     ОАО производит добычу подземных вод для производственных нужд (выпуск готовой продукции), хозяйственно-бытовых нужд (для питья, на душевые, для столовой, культурно-оздоровительного комплекса) и для реализации другим предприятиям на основании лицензии. Добыча воды производится на земле, отданной ОАО на основании решения исполкома и акта на право пользования землей (переоформлен на свидетельство о праве на землю) в бессрочное пользование.
     
     В соответствии п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”, а также письмом Госналогслужбы России от 05.11.96 № 04-2-08, освобождаются от уплаты отчислений в бюджет собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендованном ими земельном участке непосредственно для своих нужд.
     
     Предприятие заявило льготу на долю налога за недра и на воспроизводство минерально-сырьевой базы за воду в части объемов, используемых на свои нужды (душевые, объекты соцкультбыта, столовая, питье), так как оно ведет раздельный учет. Однако налоговые органы отказывают в предоставлении этой льготы из-за отсутствия четких инструкций. Правы ли мы, требуя льготу?

     
     В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”" и п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” от уплаты отчислений в бюджет освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования подземных вод на производственные и технологические цели).
     

     Условия, связанные с платежами при добыче и использовании подземных вод, в том числе для собственных нужд предприятия, должны быть отражены в лицензии на право пользования недрами, выдаваемой в установленном порядке.
     
     Таким образом, если ОАО соответствует указанным условиям, то оно освобождается от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части использования подземной воды для своих нужд.
     

(Продолжение следует)