Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении законодательства по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности


О применении законодательства по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности

  

Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга

     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О  едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в сфере розничной торговли, общественного питания, транспортного и бытового обслуживания населения, могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Закон вводится в действие нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этими нормативными актами определяются конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом на вмененный доход, базовая доходность физических показателей и иные необходимые для определения размера единого налога показатели, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.
     
     Плательщиками единого налога на вмененный доход согласно ст. 3 Федерального закона являются юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов, и парикмахерские услуги). На уплату единого налога также переводятся организации и предприниматели, занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.
     
     Субъекты малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек, занимающиеся оказанием транспортных услуг, также могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход;
     
     При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Вышеуказанные юридические лица признаются плательщиками единого налога, если они осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на которой действует соответствующий закон, независимо от места их государственной регистрации либо осуществления иной предпринимательской деятельности.
     
     Например, организация зарегистрирована в Москве, а торговую деятельность осуществляет через магазины, находящиеся в Краснодарском крае. В Москве закон о переводе отдельных видов деятельности на уплату единого налога на вмененный доход еще не принят, а согласно закону, принятому в Краснодарском крае, торговые организации с 1 января 1999 года переводятся на уплату данного налога. В этом случае организация должна будет представить расчеты по единому налогу по магазинам, находящимся на территории муниципальных образований края соответствующим налоговым органам и в дальнейшем уплачивать единый налог в этих муниципальных образованиях (городах или районах края).
     

     Согласно региональным законам многих субъектов Российской Федерации не признаются налогоплательщиками:
     
     а) бюджетные организации;
     
     б) иностранные организации;
     
     в) организации, в отношении деятельности в сфере розничной торговли товарами собственного производства. При этом к собственному производству не относится упаковка, переупаковка, розлив, дробление партии, сборка или иная предпродажная подготовка товаров;
     
     г) организации и предприниматели, в части нестационарной выездной торговли на ярмарках, проводимых по решениям органов местного самоуправления.
     
     Организации, осуществляющие розничную торговлю как товарами собственного производства, так и покупными товарами (в том числе полученными по бартеру) признаются налогоплательщиками в отношении розничной торговли приобретенными товарами.
     
     При этом они обязаны обеспечить раздельный учет работающих (специалистов), имущества, обязательств, операций по реализации и затрат, относящихся к розничной торговле товарами собственного производства и покупными товарами.
     
     Если у организации часть торговых точек находится на территории одного муниципального образования, а часть торговых точек (или других подразделений, переведенных на уплату единого налога) - на территории другого, по каждой торговой точке составляются расчеты по единому налогу и выдается свидетельство об его уплате. Уплата единого налога может производиться одним платежным поручением за все торговые точки (если его распределение осуществляется органами федерального казначейства), находящиеся на территории одного муниципального образования и контролируемые одним налоговым органом. Если в конкретном регионе органы казначейства не распределяют суммы единого налога между бюджетами и внебюджетными фондами, налогоплательщик осуществляет такое распределение самостоятельно, то есть сдает в кредитные учреждения платежные поручения на перечисление платежей отдельно в каждый бюджет или внебюджетный фонд, но по всем подразделениям, находящимся на территории одного муниципального образования.
     
     В налоговом органе учет поступивших сумм единого налога осуществляется на одном лицевом счете, открытом для учета поступивших сумм по всем торговым точкам (или другим подразделениям налогоплательщика).
     

     В связи с тем что доходы от оказания транспортных услуг могут быть привлечены к обложению единым налогом только у субъектов малого предпринимательства, эти организации должны соответствовать критериям, определенным ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации”, а именно:
     
     - в уставном капитале субъектов малого предпринимательства доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %;
     
     - доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %.
     
     Численность работников в организациях, занятых в сфере общественного питания и розничной торговли, переводимых на уплату единого налога, учитывается по каждому магазину, торговой точке или точке общественного питания.
     
     Таким образом, если у торговой организации имеются и магазины с численностью работников свыше 29 человек, и магазины и торговые точки с численностью работников каждого магазина или торговой точки до 30 человек, на уплату единого налога переводится розничная торговая деятельность, осуществляемая через магазины и торговые точки с численностью до 30 человек. В этом случае такая организация должна обеспечить раздельный учет результатов хозяйственной деятельности по магазинам с численностью свыше 29 человек, не переводимым на уплату единого налога, и по всем остальным торговым точкам, переведенным на уплату этого налога.
     
     При этом с целью исключения случаев манипулирования численностью работников во многих региональных законах предусмотрено при решении вопроса о привлечении к уплате единого налога не включать численность совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правого характера.
     
     В то же время если базовая доходность рассчитывается на одного работника, в эту численность включаются и совместители, и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера.
     
     В торговле налоговая база определяется в зависимости от типа торговой точки (места) исходя из физических показателей, характеризующих деятельность в сфере розничной торговли, базовой доходности на единицу физического показателя и повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
     

     Объектом обложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.
     
     Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Уплата налога производится ежемесячно путем внесения авансовых платежей в размере одной трети суммы налога, подлежащей уплате за очередной налоговый период.
     
     Налогоплательщик может произвести уплату налога путем внесения авансового платежа в размере общей суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев.
     
     Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В ряде регионов в соответствии с региональным законодательством уплата налога производится налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу (периоду), за который производится уплата и выдается свидетельство об уплате налога.
     
     Уплата же доначисленных сумм налога в соответствии с региональным законодательством производится налогоплательщиком в течение пятнадцати дней со дня возникновения у него количественных и (или) качественных изменений показателей предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога, или получения требования об уплате налога.
     
     Либо в этих случаях, либо при прекращении предпринимательской деятельности по продаже товаров в розницу отрицательная разница между суммой налога, подлежащей уплате за налоговый период, и суммой налога, уплаченной по авансовым платежам, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации. Принятый названными органами законодательный акт должен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала).
     
     В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошли изменения количественных и (или) качественных показателей предпринимательской деятельности по продаже товаров в розницу на какой-либо из его торговых точек (или других объектах ведения предпринимательской деятельности), налог должен быть пересчитан до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения. О таких изменениях налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в пятидневный срок со дня их возникновения.
     
     Налоговый орган вправе произвести перерасчет суммы налога, указанной налогоплательщиком, на основании данных, полученных в результате контрольной работы полномочных органов, проводимой в соответствии с действующим законодательством. Данные, полученные в результате контрольной работы, должны быть зафиксированы в акте проверки, копия которого передается налогоплательщику в установленном порядке.
     

     В случае внесения количественных или качественных изменений в формулу и (или) порядок расчета налога, налог должен быть пересчитан с 1-го числа квартала, следующего за кварталом официального опубликования закона субъекта Российской Федерации.
     
     В этом случае налоговый орган обязан направить налогоплательщику уведомление о результатах перерасчета суммы налога и, в случае необходимости, требование об уплате налога в течение 5 дней со дня пересчета налога.
     
     Доплата по перерасчету не производится в случае уплаты налогоплательщиком налога путем внесения авансового платежа за 6, 9 или 12 месяцев.
     
     Налоговый период устанавливается протяженностью в каждый календарный квартал, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
     
     Если налогоплательщик предполагает начать предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу на вновь вводимой торговой точке в последний месяц квартала, то региональным законодательством налоговый период может быть установлен с начала указанного месяца до конца следующего квартала, а в иных случаях - с начала соответствующего месяца до конца квартала, в котором предполагается начать такую деятельность.
     
     Если налогоплательщик предполагает прекратить осуществление предпринимательской деятельности по продаже товаров в розницу на какой-либо торговой точке, то последний налоговый период для указанной торговой точки устанавливается с начала квартала до конца месяца, в котором прекращается осуществление данной предпринимательской деятельности.
     
     Сумма уплаченного единого налога распределяется между федеральным бюджетом, государственными социальными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации.
     
     После получения уведомления налогоплательщик обязан в срок, установленный региональным законодательным актом, уплатить сумму единого налога за месяц или за весь налоговый период (квартал).
     
     Налогоплательщик, получивший от госналогинспекции уведомление о переводе на уплату единого налога, извещает органы государственных внебюджетных фондов по месту регистрации о таком переходе и предоставляет копию полученного уведомления, заверенную руководителем и главным бухгалтером.
     
     В течение трех дней со дня уплаты единого налога налогоплательщику выдается свидетельство об уплате единого налога по форме, утвержденной Правительством РФ, являющееся единственным документом, дающем право беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
     

     Свидетельство выдается налоговым органом по месту учета налогоплательщика при предъявлении расчета общей суммы налога и документов, подтверждающих уплату этой суммы.
     
     Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату налога.
     
     Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу. Если у налогоплательщика несколько мест деятельности (несколько палаток, ларьков, кафе и т.п.), свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности.
     
     Свидетельство об уплате налога является документом, подтверждающим факт уплаты налога и дающим право на осуществление предпринимательской деятельности по продаже товаров в розницу.
     
     Использование любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) при осуществлении предпринимательской деятельности не допускается.
     
     Изъятие свидетельства также не допускается.
     
     Если вносятся количественные или качественные изменения и в результате перерасчета определяется сумма налога, подлежащая доплате, действие свидетельства приостанавливается до момента уплаты доначисленной суммы налога. При этом должностное лицо налогового органа, осуществляющее налоговую проверку, аннулирует свидетельство, о чем делается соответствующая запись на бланке свидетельства. Новое свидетельство с отметкой “взамен аннулированного” выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня представления документов, подтверждающих уплату доначисленной суммы налога, либо отмены решения об аннулировании свидетельства.
     
     На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
     
     Утраченное свидетельство возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой “взамен ранее утерянного”. Плата за новое свидетельство устанавливается в размере 20 % стоимости свидетельства на время, оставшееся в налоговом периоде, в котором произошла утрата свидетельства.
     
     Ответственность налогоплательщика за нарушение настоящего закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Непредставление налогоплательщиком в установленный настоящим Законом срок расчета по налогу в налоговый орган по месту учета признается непредставлением в установленный срок налоговой декларации.
     
     Нарушение налогоплательщиком правил составления расчета по налогу признается нарушением правил составления налоговой декларации.
     
     Суммы пеней, штрафов и иных финансовых санкций, начисленных налоговым органом, распределяются пропорционально долям налога, зачисляемым в бюджеты и внебюджетные фонды в соответствии с настоящим законом.
     
     При повторной утрате свидетельства оно возобновляется с уплатой 100 % стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.
     
     
     Например, стоимость свидетельства (сумма единого налога на вмененный доход), выданного налогоплательщику на I квартал 1999 года, составляет 10,0 тыс. рублей. После обращения налогоплательщика 10 марта 1999 года ему выдано свидетельство взамен ранее утраченного. В этом случае стоимость вновь выданного свидетельства может быть определена в размере до 467 рублей (10,0 тыс. рублей : 90 дней * * 21 день * 20 %).
     
     Если же названная утрата свидетельства совершена повторно, то налогоплательщик будет обязан заплатить 2333 рубля (10,0 тыс. рублей : 90 * 21).
     
     
     По имеющимся в Министерстве РФ по налогам и сборам сведениям региональные законы приняты только в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе со сроком введения с 1 января 1999 года - в 17 субъектах, с 1 апреля 1999 года - в 14, с 1 июля 1999 года - в 2, с 1 января 2000 года - в 2 субъектах Федерации.
     
     Так, с 1 января 1999 года единый налог введен в Тульской, Томской, Тамбовской, Калужской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Оренбургской, Владимирской, Воронежской, Астраханской областях, Хабаровском, Ставропольском, Краснодарском краях, Республиках Марий-Эл, Мордовия и Коми, городе и космодроме Байконур.
     
     С 1 апреля 1999 года федеральный закон о едином налоге вводится в действие в Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской и ряде других областей.
     
     С 1 января 2000 года предусмотрено введение единого налога на территории Костромской и Нижегородской областей.
     

     В остальных субъектах Российской Федерации законопроекты находятся на рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти.
     
     Приведенные данные свидетельствуют о том, что законодательство о едином налоге на вмененный доход в большинстве субъектов Российской Федерации принимается со значительной задержкой, что ставит под угрозу срыва поступление предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год” сумм из названного источника в доход бюджета.
     
     Большинство субъектов Российской Федерации, в которых законы приняты или находятся на стадии принятия, не распространяют их на всех плательщиков единого налога, поименованных в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ.
     
     Так, в Республике Коми с 1 января 1999 года переведены на уплату единого налога розничная торговля и транспортное обслуживание, которые составляют 80 % юридических лиц и 90 % предпринимателей, занятых в этой сфере.
     
     В Краснодарском крае с начала текущего года осуществлен перевод юридических и физических лиц, занимающихся оказанием бытовых, транспортных и парикмахерских услуг, розничной торговлей.
     
     В соответствии с Законом Нижегородской области “О введении на территории Нижегородской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности” перевод налогоплательщиков на единый налог предусмотрено осуществить с 1 января 2000 года. В течение 1999 года по решениям муниципальных органов власти на уплату этого налога переводятся юридические и физические лица, занятые в сфере оказания отдельных видов услуг.