Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ

     

Письмо Пенсионного фонда РФ от 16.02.99 N ЕВ-16-27/1388

     

О применении Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ

     
     В связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год”, официально опубликованного в “Российской газете” от 6 января 1999 г. N 2, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает.
     
     В указанном Федеральном законе отсутствует норма, содержащаяся в Федеральных законах от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ и от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на соответствующий год, согласно которой виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
     
     Эта норма указана в статье 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ).
     
     Вопросы уплаты страховых взносов в ПФР в 1999 году регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 79-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год”, Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, с последующими изменениями и дополнениями, в части, не противоречащей указанным Федеральным законам, а также Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 546.
     
     Федеральным законом о тарифах страховых взносов на 1999 год установлено, что начисление страховых взносов в ПФР производится работодателями-организациями любых организационно-правовых форм, включая родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также индивидуальными предпринимателями, в том числе иностранными гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами (физическими лицами):
     

     - осуществляющими прием на работу по трудовому договору (контракту), так как они по отношению к наемным работникам - физическим лицам являются работодателями;
     
     - выплачивающими вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
     
     Перечисленные категории плательщиков осуществляют начисление и уплату страховых взносов с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
     
     При этом следует иметь в виду, что выплаты, начисленные и полученные работниками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности.
     
     В случае необходимости сведения о свободных рыночных ценах рекомендуется получать в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях и других организациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответствующей территории.
     
     К выплатам, начисленным в пользу работника, относятся все виды вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника, выплаченных внештатным, сезонным работникам, совместителям, а также работникам, выполняющим разовые, случайные и кратковременные работы, включая общественную.
     
     Например, на вознаграждения, выплаченные членам советов директоров банков, ассоциаций, акционерных обществ; профсоюзному активу, в том числе неосвобожденным председателям, заместителям и членам профкомов, членам комиссий (уполномоченным) по социальному страхованию, а также бухгалтерам организаций, производящим операции по перечислению профсоюзных членских взносов; работникам бухгалтерий организаций, выполняющим поручения рабочих и служащих об удержании из их заработка отчислений на страхование; внештатным билетным контролерам на транспорте; внештатным экспертам; председателям, бухгалтерам и другим физическим лицам, выполняющим работу либо оказывающим услуги для садоводческих и огороднических товариществ, ЖСК, ГСК и др.
     
     Работодатели (юридические или физические лица), заключившие с индивидуальными предпринимателями договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, не являются плательщиками страховых взносов в ПФР с выплаченных ими сумм вознаграждений в пользу индивидуальных предпринимателей по названным договорам.
     

     Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов установлен тариф страховых взносов в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, - в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента. Для адвокатов - в размере 20,6 процента выплат, начисленных в пользу адвокатов.
     
     При работе с названными категориями плательщиков следует использовать инструктивные письма ПФР, касающиеся определения базы для начисления ими страховых взносов в ПФР:
     
     - от 15.12.97 N ЕВ-16-28/8929 “Об исчислении страховых взносов в ПФР для иных категорий плательщиков” и от 06.07.98 N ЕВ-16-28/5340 “О внесении изменений в письмо ПФР от 15.12.97 N ЕВ-16-28/8929” - для индивидуальных предпринимателей, частных детективов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
     
     - от 19.12.96 N ЕВ-16-11/9325-ИН “О некоторых вопросах уплаты страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями-субъектами малого предпринимательства” и от 07.05.98 N ЕВ-16-28/3471 “О расчете сумм страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей-субъектов малого предпринимательства” - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
     
     - от 06.06.94 N ЧЛ-16/2924-ИН “Об уплате адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации” (с учетом установленного на 1999 г. размера тарифа) - для адвокатов, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов и от их имени.
     
     Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации (приложение к Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”) физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, при условии регистрации в качестве предпринимателей. Поэтому тариф в размере 20,6 процента и база для исчисления страховых взносов, установленные на 1999 г. для индивидуальных предпринимателей, применяются и по отношению к частным аудиторам.
     
     Следует иметь в виду, что для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 г. сохраняется льготный тариф 20,6 процента. Базы для исчисления взносов для данных категорий плательщиков определены соответственно в пунктах “а” и “в” статьи 1 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ.
     

     Статьей 5 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ введена норма, согласно которой плательщики страховых взносов в ПФР, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.
     
     Индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату единого налога, освобождается от уплаты страховых взносов в размере 20,6 процента от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
     
     Вместе с тем обязанность предпринимателя по уплате страховых взносов в размере 28 процентов от начисленных в пользу наемных работников выплат и удержанию 1 процента с работника, установленная пунктом “б” статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, сохраняется.
     
     Работодатели - юридические лица, перешедшие на уплату единого налога, удерживают и уплачивают 1 процент с начисленных в пользу наемных работников выплат.
     
     Статья 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ устанавливает круг плательщиков, которым предоставлены льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
     
     I. Пунктом “а” предусмотрено освобождение всех юридических лиц, независимо от форм собственности, подчиненности и организационно-правовых форм, по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, для получения льготы необходимы два условия - наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.
     
     В соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами”, в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория “ребенок-инвалид”.
     
     Поэтому по отношению к выплатам, начисленным в пользу работающих лиц в возрасте от 14 до 16 лет, относящихся к категории “ребенок-инвалид” и получающих пенсию по инвалидности, страховые взносы также не начисляются.
     

     II. В соответствии с пунктом “б” названной статьи освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат:
     
     1. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе их союзы). Общероссийские общественные организации пенсионеров правом на освобождение от уплаты взносов не пользуются.
     
     Критерии отнесения общественных объединений к общероссийским содержатся в статье 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, согласно которой под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В названии может содержаться наименование “России”, “Российской Федерации” и образованные на их основе слова и словосочетания.
     
     Однако в соответствии с нормами Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно - правовой форме “общественная организация инвалидов”. Данная организационно-правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст. ст. 8, 19, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Министерством юстиции Российской Федерации.
     
     Согласно статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
     
     Таким образом, на основании пункта “б” статьи 6 Федерального закона от 4 января N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются союзы общероссийских общественных объединений инвалидов, созданных в организационно-правовой форме “общественная организация инвалидов”, поскольку данный Федеральный закон устанавливает льготу только для союзов общероссийских общественных объединений инвалидов, созданных в указанной организационно-правовой форме.
     
     Данные общественные объединения - всероссийские общественные объединения инвалидов, созданные в организационно-правовой форме общественных организаций инвалидов, и их союзы могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на следующих условиях:
     

     - Всероссийское общественное объединение инвалидов должно быть создано в форме “общественная организация инвалидов”. Понятие общественной организации инвалидов дано в части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Согласно данному определению “общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций”. Условия отнесения таких организаций к общественным организациям инвалидов, установленные данным определением, совпадают с условиями, определенными в пункте “б” статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.
     
     Кроме того, следует учесть, что в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и они также подпадают под условия, установленные пунктом “б” статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, и учитываются при определении членства в указанных общероссийских общественных объединениях, создаваемых в форме общественной организации инвалидов.
     
     Это значит, что льгота предоставляется общероссийским общественным организациям инвалидов, созданным в организационно-правовой форме общественных организаций инвалидов, учредителями которых являются только физические лица из числа инвалидов и лиц, представляющих интересы инвалидов, признанных таковыми на основании действующего законодательства, основанным на членстве физических лиц, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 80 процентов, и их союзам.
     
     К законным представителям инвалидов в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ относятся родители, усыновители, опекуны и попечители.
     

     Необходимо иметь в виду, что представлять интересы инвалидов указанные лица могут в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, административного акта государственного органа или органа местного самоуправления, что вытекает из смысла статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     
     Согласно статьям 47, 48 Семейного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном главой II Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” порядке. Указанные права подтверждаются свидетельством о рождении ребенка. Ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).
     
     В соответствии со статьей 125 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителем является лицо, законно представляющее интересы ребенка на основании вступившего в силу решения суда.
     
     На основании статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в соответствии с административным актом (постановлением, решением и т.п.) городской, районной или поселковой, сельской администрации в соответствии с их полномочиями, установленными статьями 53, 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”. Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.
     
     2. Региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов только при соблюдении условий, определенных Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.
     
     Что касается организаций, не имеющих отношения к общероссийским общественным организациям инвалидов, то необходимо направить им и их предприятиям (хозяйственным обществам) уведомление об изменении законодательства, в соответствии с которым они не имеют в 1999 году права на льготу.
     
     3. Кроме этого, указанным подпунктом предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов организаций (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций.
     

     К таким организациям относятся хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, в том числе союзов, их региональных и территориальных (местных) общественных организаций инвалидов, которым предоставлена льгота по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     
     При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот таким хозяйственным обществам необходимо руководствоваться письмами ПФР от 07.03.97 N ЕВ-09-11/1735-ИН, от 21.07.97 N ЕВ-16-11/5436-ИН и от 18.12.97 N ЕВ-16-28/9032 в части, относящейся к указанным хозяйственным обществам. Кроме этого, хозяйственные общества, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны представить в отделение копии документов, подтверждающих перечисление общероссийскими общественными организациями инвалидов, их региональными или территориальными организациями инвалидов средств в уставный капитал хозяйственного общества и право этих общественных организаций на льготу по уплате взносов (письменное уведомление регионального отделения ПФР о предоставлении льготы).
     
     При приеме расчетных ведомостей у этих организаций необходимо требовать справку за подписью руководителя и главного бухгалтера о фонде оплаты труда инвалидов, так как Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ установлено еще одно условие для предоставления льгот указанным хозяйственным обществам, а именно: фонд оплаты труда инвалидов должен составлять не менее 25 процентов от фонда оплаты труда работников хозяйственного общества.
     
     Понятие “фонд оплаты труда” использовалось в Инструкции о составе средств, направленных на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13 октября 1992 г. N 6-3/124, и включало в себя все начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также денежных сумм, начисленных работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, установленным в законодательстве. Однако данная Инструкция была отменена в связи с введением в действие Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10 июля 1995 г. N 89. В последней Инструкции понятие “фонд оплаты труда” было заменено на “фонд заработной платы”, а определение было уточнено. Фонд заработной платы включает в себя начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.
     
     Ввиду вышеизложенного при определении фонда оплаты труда следует руководствоваться определением фонда заработной платы, данным в вышеназванной Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера.
     

     4. Помимо этого, Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ предусмотрено предоставление льгот организациям, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации, в том числе союзы, их региональные и территориальные общественные организации инвалидов.
     
     Согласно статье 48 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
     
     Следовательно, под действие пункта “б” статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ подпадают учреждения, созданные общероссийскими организациями инвалидов, в том числе союзами, их региональными и территориальными общественными организациями инвалидов, а также их предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и подлежащие до 1 июля 1999 г. преобразованию (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).
     
     III. В соответствии с пунктом “в” статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются также индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями для получения льготы являются наличие у плательщика группы инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения.
     
     В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III группы - на один год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     
     Таким образом, плательщики страховых взносов, определенные пунктом “в” статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, которым установлен срок переосвидетельствования инвалидности, претендующие на льготу по уплате страховых взносов в ПФР, обязаны один раз в два года при инвалидности I группы либо один раз в год при инвалидности II и III групп представлять в органы ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов копии справок учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК), подтверждающие установление инвалидности.
     

     Учитывая, что для плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов, а также льготы по их уплате устанавливаются иным федеральным законом, нормы, установленные статьей 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, на данных плательщиков не распространяются.
     
     В связи с истечением сроков действия Федеральных законов от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ и от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ, регулировавших размеры тарифов страховых взносов в 1996 и 1997 гг., считать утратившими силу инструктивные письма ПФР от 14.02.96 N ЛЧ-16-11/843-ИН и от 04.03.97 N ЕВ-16-11/1662-ИН.
     

Заместитель Председателя Правления
Е. Васильев