Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость


Проблемы, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость*

     
     ----
     *  Продолжение. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 2, с. 18; № 3, с. 17

     

Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     

     Как известно, сущность определения и исчисления НДС состоит в зачетном механизме. Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченного поставщикам. Можно ли в связи с этим уменьшать стоимость реализации товара на стоимость закупаемых у физических лиц сельхозпродуктов, поскольку эта закупка производится без предъявления сумм НДС?

     
     Согласно действующему налоговому законодательству физические лица (граждане) с 1 января 1994 года не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
     
     Это означает, что они при реализации своей продукции покупателю НДС к оплате не предъявляют. Поэтому при закупке товаров у физических лиц любыми категориями налогоплательщиков - юридических лиц эти юридические лица не уплачивают продавцам налог на добавленную стоимость. Иными словами, сумма входного НДС у таких юридических лиц-налогоплательщиков по таким закупкам равна нулю.
     
     Далее определение облагаемого оборота и порядок исчисления налога на добавленную стоимость у юридических лиц-налогоплательщиков по перепродаже (или по продаже с учетом переработки) товаров, ранее закупленных у физических лиц (населения), производится строго в соответствии со ст. 4 и 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”.
     
     Все категории налогоплательщиков, кроме организаций розничной торговли и общественного питания, сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую взносу в бюджет, определяют в виде разницы между суммами налога, полученными от своих заказчиков (покупателей) за реализованные им товары (в том числе ранее закупленные у физических лиц) по ценам, увеличенным на сумму НДС, и суммами налога, уплаченными поставщикам (продавцам) по ранее приобретенным товарам для перепродажи или по материальным ресурсам для организации товарного производства.
     
     Эта схема налоговых обязательств касается в полной мере и тех закупок, которые указанные юридические лица-налогоплательщики (кроме розницы и общепита) производили у физических лиц (населения).
     
     Но поскольку, как уже отмечалось выше, по закупкам у населения (физических лиц) на балансе юридического лица-налогоплательщика сумма входного НДС равна нулю, то в бюджет эти налогоплательщики должны уплатить всю сумму НДС (100 %), исчисленную с полного объема реализации продукции (товара) своим заказчикам (покупателям), так как из этой суммы налога нечего вычесть на входе.
     

     Здесь очень важно отметить, что даже по таким операциям сохраняется общеустановленный законодательный порядок исчисления НДС в виде зачетного механизма без изъятия. В этом состоит принципиальная суть налога на добавленную стоимость и методологического единства его исчисления для всех категорий налогоплательщиков.
     
     Поэтому на вопрос: можно ли уменьшать стоимость конечной реализации товара на стоимость закупаемых у физических лиц сельхозпродуктов, - ответ однозначен - нельзя.  В противном случае произошло бы грубейшее нарушение вышеназванных статей Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”.
     
     Положительный ответ на этот вопрос может быть дан только для организаций розничной торговли и общественного питания, поскольку у них налогооблагаемая база определяется в ином порядке.
     
     Согласно п. 3 ст. 4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” у предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая физических лиц (население).
     
     На всю сумму закупленных товаров, в том числе суммы НДС по ним, розничные организации (общепит) дебетуют счет 41 “Товары” в корреспонденции со счетами расчетов или учета денежных средств.
     
     Таким образом, кредитовые обороты счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог на добавленную стоимость”, определяются по соответствующим расчетным ставкам (16,67 % или 9,09 %, в зависимости от применяемой полной ставки НДС по соответствующим товарам) от объема реализованных торговых скидок, наценок или разницы между конечной ценой продажи товара своим покупателям и ценой закупки, включая закупку у населения (физических лиц).
     

     Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” квартирная плата освобождена от налога на добавленную стоимость. Правомерно ли поступает муниципальное унитарное предприятие “Служба заказчика”, оплачивая работы (услуги) по благоустройству и содержанию жилищно-коммунального хозяйства без НДС?

     
     Пунктом 1 “г” ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”  предусмотрена льгота (освобождение от НДС) только по квартирной плате.
     

     Это означает, что стоимость квартирной платы (или других названий, суть которых составляет плата за наем, оплата жилья по договору найма, оплата услуг технического обслуживания), не облагаемая НДС как социальная льгота, по существу, предоставлена Законом для населения.
     
     Разумеется, что все расходы, оплачиваемые за счет средств квартирной платы, собранной с жильцов без сумм НДС организациями, осуществляющими эксплуатацию жилого фонда, другим предприятиям по различного рода работам (услугам), связанным с обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства, производятся в общеустановленном порядке с учетом НДС. Правомерность такой позиции обусловлена тем, что п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” предусмотрено, что в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), кроме товаров (работ, услуг), которые перечислены в ст. 5 данного Закона. Этой статьей не предусмотрено освобождение от налога работ (услуг) по благоустройству и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, выполняемых унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
     
     В связи с изложенным, работы (услуги) по благоустройству и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, выполняемые унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства для муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика” и оплачиваемые им за счет средств квартирной платы и бюджетного финансирования, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Естественно, возникающая разница между реальной оплатой работ (услуг) с включением НДС и собранной квартирной платой с жильцов без НДС, дополнительным финансовым бременем ложится на бюджет соответствующих уровней, обслуживающий расходы на содержание ЖКХ, или собственные средства (прибыль, остающаяся после выполнения обязательств перед бюджетом) предприятий, на чьем балансе находится ведомственный жилой фонд.
     

     Освобождены ли обороты по реализации предприятия (имущественного комплекса), включая ценные бумаги и другие виды активов, от уплаты НДС? В каком порядке в этих случаях у покупателя может быть зачтен уплаченный продавцу НДС?

     

     Согласно ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (за исключением товаров, работ и услуг, освобождаемых согласно ст. 5 указанного Закона).
     
     Пунктом 5 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” определено, что в целях налогообложения товаром считаются продукция, здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества.
     
     В параграфе 8 части второй ГК РФ “Продажа предприятия” установлен порядок проведения такой сделки, в соответствии с которым состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи на основе полной инвентаризации, оформленной соответствующим актом.
     
     Таким образом, средства, полученные от реализации предприятия (имущественного комплекса) или бизнеса, произведенной в соответствии с установленным порядком в рамках осуществления процедур банкротства, должны также быть включены в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в общеустановленном порядке.
     
     Для более точного определения налогооблагаемого объекта должны быть выделены на основании акта инвентаризации в самостоятельную позицию виды имущества, которые в соответствии с налоговым законодательством льготируются.
     
     На балансе покупателя этого предприятия (имущественного комплекса или бизнеса), согласно ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, право на возмещение НДС возникает в общеустановленном порядке, то есть по факту оприходования на своем балансе приобретенных вышеупомянутых материальных ценностей и реальной их оплаты продавцу при условии использования в дальнейшем этих ресурсов в процессе производства и обращения (стоимость которых относится на издержки производства и обращения).
     

     Следует ли включать в облагаемый НДС оборот для уплаты в бюджет Российской Федерации выручку, полученную от оказанных через постоянное представительство на территории государств-участников СНГ услуг по обработке информации?

     

     Можно предположить, что представительство, находящееся на территории государства-участника СНГ, зарегистрировано в нем в качестве налогоплательщика. В этой связи оно (российское представительство) налоговые обязательства при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности на территории государства-участника СНГ выполняет в соответствии с действующим налоговым законодательством этого государства.
     
     Что касается налоговых обязательств российского предприятия по отношению к российскому бюджету, то вышеназванные платные информационные услуги, оказанные юридическому лицу государства-участника СНГ на территории этого государства, должны рассматриваться строго в соответствии с действием Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”".
     
     Согласно п. 3 ст. 1 этого Закона местом реализации работ (услуг) по обработке информации и иных аналогичных услуг признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
     
     Следовательно, местом реализации информационных услуг в заданном вопросе является государство СНГ и налог уплачивается в этой стране.
     
     Таким образом, объект налогообложения НДС на территории Российской Федерации отсутствует. По этим же основаниям нет права на возмещение входного НДС в России по материальным ресурсам, приобретенным и оплаченным поставщикам - российским юридическим лицам.
     

     Каков порядок налоговых обязательств налогоплательщиков-экспортеров, просрочивших время, установленное инструкцией для подтверждения факта реального экспорта товара?

     
     Пунктом 35 уточненного текста инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 предусмотрено, что налогоплательщик в срок не позднее 180 дней с даты оформления региональной таможней грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта представляет в налоговые органы расчеты (декларации) с приложением документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.
     
     До представления этих документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров, налогоплательщики не отражают в своих налоговых декларациях (расчетах) указанные операции.
     

     По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждения реального экспорта товаров (работ, услуг) указанные поставки товаров (выполненные работы, оказанные услуги) не могут рассматриваться в режиме льготирования, а потому подлежат обложению НДС с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях.
     
     Принимая во внимание, что п. 35 указанной Инструкции для экспортных операций установлен особый налоговый период, отражение этих операций в налоговой декларации рекомендуется осуществлять отдельно в виде самостоятельной налоговой декларации.
     
     В случае неподтверждения реального экспорта в течение 180 дней предприятие-налогоплательщик на 181 день представляет в налоговые органы налоговую декларацию с отражением этих операций в качестве налогооблагаемого оборота и в этот же день должен уплатить налог на добавленную стоимость. В противном случае при проверке налоговые органы доначисляют по указанным операциям налог на добавленную стоимость и взыскивают пени за просрочку платежа начиная со 181-го дня.
     
     Указанный порядок распространяется на все предприятия, включая малые, независимо от установленного срока представления основной декларации (налогового расчета) - за месяц или квартал.
     

     Налоговые органы признают право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного поставщикам за приобретенное оборудование только при его отражении по счету 01. Правомерна ли такая позиция? А как быть с НДС, уплаченным подрядчикам за монтаж указанного оборудования?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств. При этом законодательством не устанавливается зависимость возмещения (зачета) сумм налога по основным средствам от передачи их в эксплуатацию или сдачи в монтаж.
     
     В связи с этим НДС, уплаченный при приобретении любого оборудования, в том числе требующего монтажа, принимается на расчеты с бюджетом (к зачету) в полном объеме по мере его принятия к бухгалтерскому учету на балансе покупателя, то есть оприходования на счете 07 “Оборудование к установке”.
     
     При этом в соответствии с п. 48 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные по строительно-монтажным работам, связанным с установкой (монтажом) этого оборудования, выполненной подрядным или хозяйственным способом, не подлежат возмещению (зачету) из бюджета у заказчика, а относятся на увеличение балансовой стоимости вводимого объекта после окончания капстроительства и в последующем списываются через суммы износа по основным фондам на себестоимость выпускаемой продукции.
     

     Подпадает ли под льготирование поставка товара покупателю в случае страхования риска несвоевременной оплаты по договору купли-продажи?

     
     Ответ на этот очень непростой вопрос должен быть несколько развернутым (подробным), акцентирующим особое внимание на саму суть налоговых взаимоотношений.
     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” объектом обложения этим налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, передать деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму в сроки, установленные условиями договора.
     
     При страховании риска несвоевременной оплаты по договору купли-продажи продукции (работ, услуг) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, в соответствии со ст. 965 ГК РФ переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь-продавец (выгодоприобретатель) имеет к покупателю. При этом страхователь-продавец (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства, связанные с исполнением его обязательств по договору купли-продажи товаров (работ, услуг) и сообщить все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
     
     Таким образом, право кредитора по договору купли-продажи, а именно право требования от должника исполнения его обязательств по оплате приобретенных им товаров (работ, услуг) в соответствии с указанным договором, переходит к страховщику. Поэтому страховая организация становится организацией, к которой перешли права требования по оплате товара со стороны покупателя. Таким образом, изложенная схема взаимоотношений между хозяйствующими субъектами с участием страховых организаций не изменяет по сути стандартных обязательств между продавцом и покупателем по обычной реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, налоговые отношения по этим денежным расчетам (с участием страховых организаций) должны осуществляться в режиме налогооблагаемых оборотов, предусмотренных ст. 4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, то есть без льготирования под видом страховых операций.
     

     В соответствии с подпунктом “х” п. 12 инструкции Госналогслужбы России N 39 товары, реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общей численности работников, имеют право на освобождение от НДС. Используется ли эта льгота при сдаче торговой организацией свободных помещений в аренду?

     

     При ответе на этот вопрос принципиальное значение имеют два момента:
     
     1. Вид деятельности организации, сдающей в аренду свои свободные помещения.
     
     2. Разграничение видов хозяйственной деятельности.
     
     В соответствии с подпунктом “х” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.
     
     Учитывая, что сдача в аренду помещений, находящихся на балансе торгового предприятия, имеющего в своем составе инвалидов в количестве не менее 50 % от общей численности работников, рассматривается как самостоятельный вид деятельности, обороты по реализации указанной услуги освобождаются от НДС  в соответствии с п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона только при наличии у предприятия раздельного учета затрат по производству и реализации по облагаемой (торговой) и необлагаемой (сдача в аренду) видам деятельности.
     
     Если предприятие, имеющее в своем составе инвалидов в количестве не менее 50 % от общей численности работников, не осуществляет торговую или посредническую деятельность, оно имеет право на льготный режим налогообложения услуг по сдаче в аренду помещений вне зависимости от наличия раздельного учета оборотов по реализации по видам деятельности.
    

     Имеют ли право налоговые органы в бесспорном порядке списывать с расчетного счета налогоплательщика суммы НДС, не поступившие в бюджет, при наличии платежного поручения на перечисление в бюджет налога, не исполненного банком, обслуживающим расчетные операции этого налогоплательщика?

     
     Правильное понимание вопроса, связанного с исполнением налогоплательщиком законно установленных для него налоговых обязательств по уплате налогов в бюджет, дает постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-п.
     

     Суть этого постановления состоит в том, что обязанность юридического лица-налогоплательщика прекращается со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
     
     Таким образом, налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы НДС, списанные с его расчетного счета на основании выписанных им платежных поручений, но не перечисленных в бюджет по вине кредитной организации (банка).
     

     Облагаются ли НДС работы по монтажу оборудования на судах (плавучей платформе) иностранных государств, выполненные российскими предприятиями -налогоплательщиками в российских портах?

     
     Налоговые обязательства по этой ситуации должны рассматриваться в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ.
     
     В соответствии с подпунктом “е” п. 5 ст. 4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” в целях применения НДС местом реализации работ (услуг) признается место экономической деятельности предприятия или физического лица, выполняющего эти работы (оказывающего услуги), если это не противоречит хотя бы одному из подпунктов “а”-”д” настоящего пункта.
     
     Поэтому работы (услуги) по монтажу оборудования на судах иностранных государств (плавучих платформах), выполняемые российскими предприятиями на территории Российской Федерации, согласно ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” облагаются налогом на добавленную стоимость.
     

     В каком налоговом режиме должна оцениваться выручка, полученная малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, если отгрузка продукции была им осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения?

     
     По выручке, полученной предприятием малого бизнеса - субъектом упрощенной системы налогообложения за товары, работы, отгруженные или выполненные до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, это предприятие должно исполнять свои налоговые обязательства по уплате (начисленного) НДС в бюджет в общеустановленном порядке по старым условиям в момент фактической отгрузки товара (работ, услуг).
     
     Правомерность такого подхода обосновывается общим основополагающим принципом, заключающимся в том, что закон или соответствующая вводимая норма не должны иметь обратной силы. Поэтому если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с заключенными договорами были произведены в том периоде, когда налоговые обязательства налогоплательщика протекали в старых условиях, то есть до перехода на упрощенную систему, то независимо от даты оплаты ранее поставленных и оприходованных на балансе покупателя товаров (работ, услуг) НДС должен быть начислен и оплачен, так как счет поставщика на оплату и счет-фактура на эту отгрузку были выписаны до перехода на упрощенную систему налогообложения.
     

     Может ли предприятие-недоимщик использовать льготу по освобождению от НДС по реализации конфискованного имущества, перешедшего по праву наследования государству, при принудительной реализации арестованного у него имущества?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (за исключением товаров, работ и услуг, освобождаемых согласно ст. 5 указанного Закона).
     
     Налогоплательщик, на имущество которого наложен административный арест, сохраняет за собой право владения имуществом в части, подвергшейся аресту, ограничиваясь в отношении пользования и распоряжения им.
     
     Оставшиеся после удовлетворения требований взыскателя средства от продажи имущества должника за вычетом расходов по обращению взыскания подлежат направлению должнику.
     
     Таким образом, принудительная реализация арестованного имущества должника рассматривается как обычная реализация товаров в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”. Указанную реализацию арестованного имущества нельзя отождествлять с льготой, предусмотренной подпунктом “р” п. 1 ст. 5 этого Закона, поскольку она не имеет никакого отношения к оборотам по реализации конфискованных, бесхозяйных или перешедших по праву наследования государству ценностей.
     
     Поэтому плательщиком НДС является предприятие-недоимщик, с баланса которого списываются основные средства (объекты недвижимости) с целью прекращения его обязательств.
     
     В соответствии с п. 10 Положения “О порядке взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках”, утвержденного Госналогслужбой России, Департаментом налоговой полиции России и Минфином России, зарегистрированного в Минюсте России 24.06.94 N 609, реализованное имущество подлежит списанию с баланса налогоплательщика при получении им от налогового органа уведомления о завершении реализации и расчетов с бюджетом или государственным внебюджетным фондом.
     

     Подлежат ли восстановлению в бюджет суммы НДС, ранее возмещенные из бюджета налогоплательщику при покупке оборудования, а затем переданные в качестве взноса в уставный фонд организации?

     

     НДС, уплаченный поставщикам по приобретенным основным средствам и нематериальным активам и возмещенный (зачтенный) из бюджета в установленном порядке покупателю (заказчику) при последующей передаче им указанных материальных ценностей (нематериальных активов) в качестве взноса в уставный фонд новой организации, подлежит восстановлению в бюджет на балансе передающей организации.
     
     Указанное восстановление бухгалтерией этой организации осуществляется следующей проводкой: Д-т 81 К-т 68.
     
     Исходя из изложенного, передача имущества в качестве вклада в уставный фонд не является оборотом по реализации, а также безвозмездной передачей и, соответственно, не подлежит обложению НДС вне зависимости от того, на каком счете учитывается данная операция. При этом в случае передачи в качестве вклада основных средств и нематериальных активов, по которым суммы НДС, уплаченные при их приобретении, возмещены из бюджета в установленном порядке после их принятия на учет, указанные суммы НДС подлежат возврату бюджету.
     

     Возникает ли объект обложения НДС в случае, если иностранная фирма-нерезидент сдает в аренду на территории Российской Федерации часть своих помещений российскому налогоплательщику?

     
     Да, возникает. Эта ситуация должна рассматриваться в непосредственной увязке с действием Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в бюджет в полном размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.
     
     Таким образом, законодатель возложил обязанность уплачивать налог в бюджет за иностранное юридическое лицо на российское предприятие, перечисляющее средства иностранцу-нерезиденту.
     

     Облагается ли НДС передача имущества в доверительное управление?

     
     Согласно ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает в доверительное управление другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     

     В связи с изложенным, передача имущества в управление на доверительной основе на условиях возврата доверителю в согласованные договором сроки не облагается налогом на добавленную стоимость, так как по этой передаче отсутствует объект налогообложения.
     
     Согласно п. 1 ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.
     
     С учетом изложенного, обороты по реализации продукции (работ, услуг), произведенной в рамках деятельности доверительного управления, являются объектом налогообложения.
     

     В каком порядке предоставляются научным организациям льготы по НДС?

     
     Возможность освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом “м” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” следует увязывать с действием ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ научные организации проходят государственную аккредитацию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.10.97 N 1291 и Методическими рекомендациями по проведению государственной аккредитации научных организаций, утвержденными приказом Миннауки России от 11.11.97 N 118.
     
     Научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, выдается свидетельство, при условии если объем их научной или научно-технической деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льготы, предусмотренной налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Расчет удельного веса НИОКР в общем объеме затрат научной организации производится в соответствии с указанными Методическими рекомендациями и проверяется Миннауки России при рассмотрении документов, поступивших на предмет проведения государственной аккредитации научных организаций.
     

     Научным организациям, не прошедшим в установленном выше порядке аккредитацию, льгота по освобождению НИОКР от НДС предоставляться не должна.
     

     Предприятие рассчитывается с бюджетом по НДС на основе уплаты авансовых декадных платежей, поскольку среднемесячный платеж у него составляет свыше 10 тыс. руб. Возник конфликт с налоговой инспекцией относительно того, как считать 1/3 суммы налога по последнему месячному расчету.

     

     По нашему мнению, в январе 1995 года мы должны были вносить декадные авансовые платежи из расчета декабря 1994 года, то есть если по налоговой декларации за декабрь 1994 года сумма составила 10 595 рублей, то авансовые декадные платежи должны в январе 1995 года 15, 25 и 5-го числа составить 3532 рубля (10 595 : 3). Правы ли мы, поступая подобным образом?

     
     Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” уплата НДС производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца.
     
     Вместе с тем п. 4 ст. 8 указанного Закона Минфину России предоставлено право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога.
     
     Данная норма Закона нашла свое отражение в п. 30 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, согласно которому организации со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. уплачивают по срокам 15, 25 и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет, по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20_го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.
     
     Ключевым моментом для правильного понимания размера определения 1/3 платежа является реально имеющийся к дате уплаты декадного платежа официальный налоговый расчет (декларация) за соответствующий отчетный период.
     
     Поскольку к 15 января 1995 года (первый авансовый платеж за первую декаду января) имеется только отчетный налоговый расчет (декларация) за ноябрь 1994 года [так как срок представления налогового расчета (декларации) за декабрь наступит только 20 января 1995 года, при условии что досрочного представления нет], то 1/3 платежа по этому сроку надо определять путем деления суммы НДС за ноябрь месяц.
     
     По сроку уплаты второго декадного платежа в январе 1995 года, то есть 25 января, 1/3 платежа необходимо определять из суммы НДС уже за декабрь 1994 года, так как к этой дате будет налоговый отчет за декабрь 1994 года.
     

     За третью декаду января 1995 года уплачиваемый 5 февраля 1995 года платеж должен быть также равен 1/3 суммы декабря 1994 года в связи с отсутствием к этой дате налогового отчетного расчета (декларации) за январь 1995 года.
     

     Предприятие закупило у организации малого бизнеса, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, материальные ресурсы и получило в установленном порядке возмещение НДС. Правомерна ли такая ситуация?

     
     Ситуация действительно непростая.
     
     Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Названные предприятия не должны выписывать своим покупателям счета-фактуры, а расчеты с покупателями осуществлять без выделения в первичных документах сумм НДС.
     
     При приобретении у таких предприятий материальных ценностей для производственных нужд как за наличный, так и безналичный расчет сумма НДС к зачету (возмещению) у покупателя не принимается и расчетным путем не выделяется.
     
     Таким образом, ошибочно выписанный указанным выше предприятием-поставщиком (продавцом), перешедшим на упрощенную систему налогообложения, счет-фактура с выделением налога на добавленную стоимость в адрес покупателей к зачету (возмещению) у покупателя не принимается.
     
     Если покупатель неправомерно (в связи с отсутствием информации об особом статусе поставщика как субъекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему налогообложения) получил зачет (возмещение) “входного” НДС, необходимо сделать восстановительную бухгалтерскую проводку: К_т 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты с бюджетом по НДС”, Д-т 20 “Основное производство”.
     
     В этом случае к предприятию-покупателю финансовые санкции не применяются.
     
     Если предприятием-покупателем самостоятельно выделены и приняты к зачету суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным у предприятий-поставщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, к покупателю применяются меры ответственности, предусмотренные налоговым законодательством.
     

     В последнее время в связи с расширением полномочий и самостоятельности регионов Российской Федерации возникают вопросы перераспределения сумм НДС по территориям между головной организацией и ее структурными подразделениями, находящимися в других регионах. Какие налоговые обязательства по регулированию межбюджетных отношений имеют хозяйствующие субъекты-налогоплательщики в части НДС?

     

     Ответ на вопрос во многом определяется смыслом ст. 55 ГК РФ.
     
     Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.
     
     Экономический смысл указанной правовой нормы заключается в осуществлении филиалом самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности, выявлении ее финансового результата, зачислении выручки на свой открытый в кредитном учреждении счет или ее поступлении в кассу филиала и, как следствие, самостоятельное несение всей полноты налоговой ответственности на территории своего региона.
     
     При этом региональный и местный бюджеты каждого субъекта Российской Федерации формируются за счет собственных доходов, образующихся на их территории, а также за счет поступлений от регулирующих доходных источников, значительную долю которых составляют доходы от поступления НДС.
     
     В этой связи полномочия в сфере налогообложения каждого субъекта Российской Федерации реализуются только на территории этого субъекта и не могут затрагивать бюджетных и налоговых прав других регионов и органов местного самоуправления, в противном случае будет нарушаться один из принципов бюджетного федерализма (самостоятельность и независимость бюджета каждого региона).
     
     Поэтому если филиал в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” самостоятельно реализует товары (работы, услуги) с зачислением выручки на свой открытый в кредитном учреждении счет, он является бесспорным плательщиком НДС в общеустановленном порядке в тот уровень бюджета, на территории которого он (филиал) осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность и зарегистрирован в качестве налогоплательщика.
     
     Такое понимание вопроса по филиалам относится к правоотношениям, действовавшим до 1 января 1999 года, т.е. до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
     

( Продолжение следует )