Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учетная политика организации


Учетная политика организации

     

В.С. Лубяная,
советник налоговой службы III ранга,
Московская обл.

     Как перечень способов и методов  бухгалтерского учета учетная политика организации используется в практической работе в качестве документа законного обоснования достоверности бухгалтерской отчетности для управленческих целей и при решении спорных вопросов между налогоплательщиками и налоговыми органами и является одним из основных документов, изучаемых проверяющими органами на первом этапе любой проверки (аудит, налоговые органы, налоговая полиция и т.п.).
     
     Приходится констатировать, что далеко не в каждой организации имеется правильно оформленный распорядительный документ по учетной политике (распоряжение, приказ), утвержденный руководителем организации, в полной мере раскрывающий ее сущность и содержание.
     
     Учетная политика формируется во многих случаях непосредственно перед представлением в качестве распорядительного документа в налоговые органы или другие адреса. Такое положение можно оценить как ненормальное, имеющее, как правило, чрезвычайно негативные последствия для налогоплательщика.
     
     С 1 января 1999 года приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н введено в действие новое Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98). В этой связи ранее применяемое ПБУ 1/94, утвержденное приказом Минфина России от 28.07.94 N 100, утратило силу.
     
     В ПБУ 1/98 введен самостоятельный раздел IV, в п. 16 которого предусматривается, что наряду с другими пунктами, изменения в учетной политике организации производится в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету.
     
     В связи с тем, что Минфином России с 1 января 1999 года введены новые нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменившие методологию отдельных разделов бухгалтерского учета, уместно предположить, что многие налогоплательщики заново утвердили учетную политику на 1999 год, а не вносили изменения в приказ, действовавший в 1998 году.
     
     Приведем перечень положений по бухгалтерскому учету, действующий с 1 января 1999 года:
     

     а) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н;
     
     б) Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” - ПБУ 4/98, утвержденное приказом Минфина России от 17.11.98 N 54н (на момент подготовки статьи к публикации Минюстом России не зарегистрировано);
     
     в) Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” - ПБУ 5/98, утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н;
     
     г) Положение по бухгалтерскому учету “Событие после отчетной даты” - ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н;
     
     д) Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” - ПБУ 8/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.98 N 57н;
     
     е) Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” - ПБУ 6/97, утвержденное приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н. Данное положение действует с 1 января 1998 года;
     
     ж) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н.
     
     Общие требования по формированию и оформлению учетной политики организации изложены в п. 5, 6, 7 ПБУ 1/98: полнота отражения фактов хозяйственной деятельности, своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость и т.д. Основываясь на действующем законодательстве, в данной статье будут рассмотрены основные направления учетной политики, важные факторы и критерии выбора более рационального способа ведения бухгалтерского учета, а также наиболее существенные моменты учетной политики по разделу “Налоговая учетная политика”. В ряде случаев будут приведены ссылки на конкретные пункты ПБУ 1/98.
     
     При утверждении учетной политики организации целесообразно выделить три раздела:
     
     I. Общие принципы формирования учетной политики и вопросы организации учетной работы.
     
     II. Выбор способа ведения бухгалтерского учета.
     
     III. Формирование показателей бухгалтерской отчетности для целей налогообложения - налоговая учетная политика.
     

     Рассмотрим подробнее каждый из них.
     

Раздел I. Общие принципы формирования учетной политикии вопросы организации учетной работы

     
     1. Учетная политика утверждается до наступления отчетного периода руководителем организации в форме приказа, распоряжения на длительный период. Ответственность за ее формирование несет главный бухгалтер (п. 5 ПБУ 1/98).
     
     Вновь созданная организация разрабатывает и утверждает учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации, при этом утвержденные правила и нормы ведения бухгалтерского учета действуют для такой организации с момента регистрации (п. 10 ПБУ 1/98).
     
     2. Учетная политика организации не должна содержать перечисление всех общеустановленных правил и норм ведения бухгалтерского учета. При издании приказа выбирается один из способов ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
     
     Например, нормативная база по бухгалтерскому учету допускает ведение учета:
     
     - бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;
     
     - специализированной организацией по договору;
     
     - непосредственно руководителем организации (например, малые предприятия).
     
     В учетной политике организации должен быть выбран только один из этих возможных вариантов.
     
     Целесообразно утвердить основные требования организации учетной работы: перечень лиц, имеющих право подписи учетных документов, порядок документооборота, вопросы функционирования филиалов относительно уровня централизации учетных работ, выбор формы ведения бухгалтерского учета и т.д.
     
     3. Следует предусмотреть, что применение избранных способов и методов ведения бухгалтерского учета головным предприятием является обязательным для всех структурных (обособленных) подразделений (филиалов), включая выделенные на отдельный баланс, независимо от территориальной обособленности или специфики их производственного или коммерческого процесса.
     
     4. Необходимо установить порядок документального подтверждения распределения косвенных и других расходов и имущества между головной организацией и ее структурными подразделениями.
     

     Методы распределения между головной организацией и ее филиалами затрат, прибыли, имущества и иных объектов налогообложения в пределах одного юридического лица чрезвычайно важны в 1999 году. Несмотря на то, что согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и представительства российских юридических лиц исключаются из состава налогоплательщиков (ст. 9 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”), в 1999 году остается актуальным вопрос определения в учетной политике организации рационального метода распределения налогооблагаемой прибыли и других показателей бухгалтерского учета между головной организацией и обособленными подразделениями, находящимися в разных субъектах Российской Федерации.
     
     5. Целесообразно утвердить разработанный на основании Типового рабочий план счетов бухгалтерского учета, в котором следует предусмотреть счета и субсчета, необходимые для ведения в конкретной организации. При возникновении каких-либо специфических операций и иных фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция счетов для которых не предусмотрена в Инструкции по применению Плана счетов, организация может дополнять типовые схемы корреспонденции. При этом необходимо выполнять единственное условие: соблюдать основные методические принципы бухгалтерского учета, заложенные в Плане счетов.
     
     6. Необходимо учитывать, что филиалам и представительствам иностранных организаций, действующим на территории Российской Федерации, разрешено формировать учетную политику по правилам страны нахождения иностранной организации в соответствии с правилами, предусмотренными международными стандартами финансовой отчетности. Переводы международных стандартов финансовой отчетности утверждены в России в ноябре 1998 года.
     
     7. Следует предусмотреть и утвердить формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы.
     
     При этом необходимо учесть, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 835 Госкомстат России утвердил к применению с 1 января 1999 года новые унифицированные формы первичных учетных документов, а также их электронные версии, в том числе:
     
     - по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве (утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а);
     

     - по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте (утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78);
     
     - по учету кассовых операций (утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88) и т.д.
     
     Пользователи имеют право на платной договорной основе приобрести три альбома форм в территориальных органах статистики. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утверждены также новые формы первичной учетной документации для торговых операций, в том числе по учету торговых операций общих, при продаже в кредит, в комиссионной торговле, в общественном питании, а также по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ.
     
     Образцы кассовых документов (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер) и указания по их применению и заполнению как извлечение содержатся в приказе Госкомстата России от 18.08.98 N 88.
     
     8. Следует утвердить мероприятия, обеспечивающие хранение регистров бухгалтерского учета, их защиту от несанкционированных исправлений. Необходимо обратить внимание читателей на то, что в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 “О бухгалтерском учете” содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений.
     
     Изъятие первичных документов вышеназванными органами может осуществляться только с разрешения руководителя организации. В случае изъятия первичных учетных документов главный бухгалтер должен обеспечить снятие с них копий, с указанием основания и даты изъятия.
     
     9. Необходимо утвердить форму ведения бухгалтерского учета. При ее выборе следует иметь в виду, что в настоящее время может быть применена одна из нижеперечисленных:
     
     - журнально-ордерная форма счетоводства, утвержденная Минфином России (приложение к письму от 24.07.92 N 59);
     

     - упрощенная форма ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденная к применению с 1 января 1999 года приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н “Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства”. Ранее действовавший приказ Минфина России от 22.12.95 N 131 признан утратившим силу.
     
     Новые методические рекомендации по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства предусматривают два вида (формы) упрощенной системы ведения бухгалтерского учета:
     
     а) простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия) для малых предприятий, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более 30 в месяц). Такие предприятия используют только книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К-1, а также ведомость учета заработной платы по форме В-8;
     
     б) форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
     
     В инструкцию введен новый раздел 4 “Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов”, предусматривающий новую методику учета за-трат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), на счете 20 “Основное производство” только в части оплаченных видов расходов (материальных ценностей, услуг), выплаченной зарплаты, начисленной амортизации и других оплаченных затрат. Предусмотрены также новшества по учету товаров на счете 41 “Товары”.
     
     10. Необходимо утвердить порядок (график) проведения инвентаризаций имущества и обязательств в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона “О бухгалтерском учете” согласно правилам Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, в том числе об обязательном проведении инвентаризации в случаях:
     
     - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
     
     - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
     

     - при смене материально-ответственных лиц;
     
     - при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;
     
     - в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     
     - при реорганизации или ликвидации организации;
     
     - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     Если инвентаризация отдельного имущества и финансовых обязательств проводилась по графику организации не ранее 1 октября отчетного года, то в соответствии с п. 27 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации их повторная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится. Этим же пунктом Положения предусмотрено, что инвентаризация основных средств может осуществляться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
     
     Необходимо предусмотреть право (“если это необходимо”) проводить (не чаще одного раза в год) полностью переоценку всех основных средств или отдельных объектов. Такое право организации получили в соответствии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, согласно которому организациям разрешено самостоятельно проводить переоценку основных средств начиная с 1999 года.
     
     В завершение первого раздела учетной политики целесообразно сделать акцент на закрепление в учетной политике принципа раздельного учета текущих затрат по трем направлениям:
     
     - производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
     
     - капитальным вложениям;
     
     - финансовым вложениям.
     
     Это требование предусмотрено Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 11), которым на концептуальном уровне закрепляется принцип раздельного учета текущих затрат по направлениям, указанным выше.
     
     Данный подход соответствует современной модели формирования финансовых результатов и правилам потоков денежных средств.
     
     Следует иметь в виду, что Законом “О языках народов Российской Федерации” установлено, что официальная переписка и иные формы официальных отношений между государственными органами, предприятиями Российской Федерации ведутся на государственном языке Российской Федерации (ст. 17 Закона).
     

Раздел II. Выбор способа ведения бухгалтерского учета

     
     При составлении этого раздела учетной политики организации следует учитывать новые правила, вытекающие их нормативных документов, утвержденных к применению с 1 января 1999 года, а также ранее действующие нормы.
     
     Согласно п. 55 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности, относятся:
     
     а) нематериальные активы, используемые в течение периода свыше 12 месяцев и приносящие доход, как приобретенные за плату, так и внесенные в счет вклада в уставной капитал;
     
     б) расходы на приобретение прав, возникающих на основании п. 55 Положения о бухгалтерском учете и отчетности типа: организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные как вклады в уставной капитал, деловая репутация, товарные знаки;
     
     в) расходы на приобретение прав, предусмотренные п. 55 Положения о бухгалтерском учете и отчетности, но со сроком использования менее 1 года (например, лицензии со сроком действия менее 1 года).
     
     Такие затраты не отражаются на счете 04 “Нематериальные активы”, а подлежат списанию на издержки производства (обращения) равномерно в течение срока действия права пользования с применением счета 31 “Расходы будущих периодов”. При этом не следует отождествлять такие нематериальные активы со сборами, уплачиваемыми в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, которым в составе местных налогов предусмотрены сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями и другие; источником уплаты этих сборов является прибыль, остающаяся в распоряжении организации.
     
     В учетной политике на 1999 год организация может предусмотреть один из следующих способов учета амортизации по объектам нематериальных активов:
     
     - с использованием счета 05 “Амортизация нематериальных активов”;
     
     - без использования счета 05.
     
     Следует установить метод погашения стоимости нематериальных активов в 1999 году, то есть выбрать один из двух предусмотренных Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а именно:
     
     - линейный, исходя из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования объекта, в том числе по объектам, для которых невозможно определить срок полезного использования из расчета срока службы 10 лет, но не более срока деятельности организации;
     

      - пропорционально объему продукции (работ, услуг).
     
     Таким образом, начиная с 1999 года организация сможет амортизировать (погашать) стоимость нематериальных активов еще одним способом - пропорционально объему продукции (работ, услуг).
     
     Необходимо отметить, что использование способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг), применяется для объектов нематериальных активов, введенных организациями в действие начиная с 1 января 1999 года. По нематериальным активам, введенным ранее, то есть до 1 января 1999 года, может использоваться для целей налогообложения только линейный способ согласно п. 2 “ц” Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений).
     
     По нематериальным активам, полученным по договору дарения, безвозмездно, с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начисляется; данное положение применяется также с 1 января 1999 года.
     
     Стоимость нематериальных активов, так же как и стоимость основных средств, погашается путем включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) или другие источники.
     
     Следует обратить внимание на то, что на затраты (издержки) производства (обращения) относится амортизация нематериальных активов как приобретенных организа-цией, так и внесенных в качестве вклада в уставной капитал. Критерием отнесения амортизации на затраты должно служить их отношение к уставной деятельности организации.
     
     Однако из-за отсутствия каких-либо стандартных норм амортизационных отчислений организация должна самостоятельно разработать порядок начисления амортизации, в том числе определить перечень объектов, по которым производится начисление амортизации и срок полезного использования каждого из этих объектов.
     
     Бухгалтерский учет основных средств организации ведут с 1 января 1998 года в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н.
     
     При этом возможны следующие методические способы бухгалтерского учета основных средств:
     

     - либо к основным средствам относятся предметы стоимостью на дату приобретения 100-кратного и выше минимального размера оплаты труда за единицу (исходя из стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их полезного использования, за исключением сельхозмашин, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. В 1999 году на начало года величина лимита в размере 100-кратного МРОТ - 8349 рублей - сохранена на уровне 1998 года;
     
     - либо предметы стоимостью ниже 100-кратного МРОТ (согласно п. 50 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации), если такой пониженный лимит стоимости основных средств установлен руководителем организации. Это может быть и 40-кратный, и 60_кратный, и т.п. размер МРОТ, в зависимости от целей и задач конкретной организации;
     
     - организация может также утвердить перечень отдельных объектов имущества, относящихся к основным средствам, независимо от их стоимости.
     
     При этом необходимо учитывать, что установление меньшего лимита стоимости основных средств приводит к относительному занижению себестоимости в текущем отчетном периоде из-за включения расходов по приобретению данного имущества через амортизацию, а не путем списания способом, предусмотренным для малоценных предметов. Кроме того, в этом случае на достаточно длительное время возрастает база по налогу на имущество.
     
     Учетной политикой организации в 1999 году могут быть предусмотрены различные способы списания стоимости основных средств путем начисления амортизации одним из четырех способов, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н:
     
     - линейный способ;
     
     - способ уменьшаемого остатка;
     
      - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
     
     - способ списания стоимости пропорционально объему реализованной продукции (работ, услуг).
     
     Необходимо учитывать, что кроме “линейного” последующие три способа являются наиболее ускоренным методами списания стоимости основных средств, но для целей налогообложения будут приниматься только амортизационные отчисления, рассчитанные “линейным” способом, исходя из Единых норм амортизации, утвержденных положением Совета Министров СССР от 22.12.90 N 1072, что соответствует п. 2 “х” и п. 9 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции. В связи с этим организации, предусмотревшие в 1999 году начисление амортизации в бухгалтерском учете способами, упомянутыми выше, обязаны производить корректировку налогооблагаемой прибыли.
     

     Следует установить там, где имеются основания, право применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 2, а по лизинговым операциям - не выше 3 (определяется сторонами-участниками договора лизинга в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.06.96 N 752).
     
     В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 19.08.94 N 967 организации могут применять ускоренную амортизацию активной части производственных основных средств по Перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, установленному министерствами (ведомствами).
     
     Субъекты малого предпринимательства также имеют право предусмотреть возможность дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком эксплуатации более 3-х лет. Приведенная норма не зависит от срока эксплуатации оборудования или времени функционирования малого предприятия. Достаточно предусмотреть это право как элемент учетной политики. Следует установить исходя из конкретной экономической ситуации по усмотрению организации там, где это необходимо, понижающий коэффициент к установленным нормам амортизации, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072, в размере без ограничения от 0,5, как это было предусмотрено в 1998 году, до 1, как предусмотрено п. 2 постановления Правительства РФ от 24.06.98 N 627 начиная с 1 октября 1998 года.
     
     По объектам основных средств, полученным по договору дарения, безвозмездно, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (например гранты), амортизация не начисляется.
     
     По указанным видам основных средств, приобретенным до 1 января 1998 года, применяется ранее действовавший порядок, так как амортизация продолжает начисляться до полного переноса стоимости на издержки производства (обращения).
     
     Амортизация не начисляется также на объекты основных средств, находящиеся на реконструкции, модернизации (со сроком продолжительности свыше 12 месяцев) и консервации, а также по объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства и других, поименованных в п. 48, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
     
     Следует установить один из трех способов списания стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     

     С 1 января 1999 года организациям предоставляется право выбора одного из трех способов погашения стоимости находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) (п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета, п. 23 ПБУ 5/98):
     
     - линейный;
     
     - способ списания стоимости МБП пропорционально объему выпущенной продукции;
     
     - процентный.
     
     Применение одного из способов по конкретному предмету производится в течение всего срока его использования.
     
     Линейный способ - исходя из фактической себестоимости МБП и норм амортизации, исчисленной в зависимости от срока их полезного использования.
     
     Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемых) с использованием МБП в отчетном периоде, и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования.
     
     Процентный способ - исходя из фактической себестоимости МБП и ставки в 50 % при передаче их в производство или эксплуатацию, оставшиеся 50 % начисляются при выбытии из производства или эксплуатации из-за невозможности дальнейшего использования (непригодности) или исходя из фактической себестоимости МБП и ставки в 100 % при их передаче в производство или эксплуатацию.
         
     Линейный и пропорционально объему продукции (работ) способы списания стоимости применяются для МБП, переданных в производство или эксплуатацию, начиная с 1 января 1999 года. По МБП, переданным в производство и эксплуатацию ранее, то есть до 1 января 1999 года, может использоваться только процентный способ.
     
     Амортизация на МБП, полученные по договору дарения, безвозмездно или приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (части стоимости, приходящейся на величину этих средств), с 1 января 1999 года не начисляется.
     
     Следует обратить внимание на то, что для отдельных видов МБП установлены строго определенные способы начисления амортизации. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается погашать полностью в момент их передачи в производство.
     
     Сохранен и порядок единовременного списания при передаче в производство или эксплуатацию МБП стоимостью не более одной двадцатой лимита в 100 МРОТ или менее, если организация установила лимит менее 100 МРОТ.
     

     Изменен порядок отнесения стоимости материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к дальнейшему использованию малоценных предметов. В отличие от ранее действовавших правил, согласно которым стоимость материальных ценностей зачислялась по цене возможного использования или возможной реализации на счета учета списания (реализации прочих активов), с 1 января 1999 года эта стоимость относится на финансовые результаты. При этом в качестве оценки применяется рыночная стоимость.
     
     Следует избрать метод учета приобретения и заготовления материальных ресурсов:
     
     - либо на счетах 10 “Материалы”, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”;
     
     - либо на счетах 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”;
     
     - либо без применения счетов 15 и 16.
     
     Первый вариант является традиционным для отечественной практики. Он активно применяется при ведении учета по единой журнально-ордерной форме счетоводства.
     
     Необходимой предпосылкой для определения в организации подхода к учету заготовления и приобретения материалов является наличие так называемой учетной цены на материалы, удобной для текущего учета материальных ценностей, которая рассчитывается и устанавливается обычно на базе средневзвешенной стоимости с включением транспортно-заготовительных расходов, или среднепокупной стоимости материалов.
     
     При выборе варианта в конкретной организации необходимо исходить из номенклатуры материалов, порядка материально-технического снабжения, характера связей с поставщиками.
     
     Следует определить метод оценки при списании материально-производственных запасов.
     
     При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином их выбытии (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также товаров, учитываемых по продажной стоимости) оценка производится одним из следующих методов:
     
     - по себестоимости каждой единицы;
     
     - по средней себестоимости;
     
     - по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);
     
     - по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО).
     

     Примечание. С 1 января 1999 года введен в действие приказ Минфина России от 15.06.98 N 25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98".
     
     ПБУ 5/98 регламентирует порядок учета материалов, МБП, готовой продукции, товаров. Наряду с привычными для российских бухгалтеров положениями данный документ содержит и некоторые нововведения, которые должны быть учтены в учетной политике 1999 года.
     
     Вот некоторые из них:
     
     - затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации входят в состав фактических затрат по приобретению материально-производственных запасов (п. 6);
     
     - наряду с методами ФИФО, ЛИФО и средней себестоимости предусматривается применение метода оценки списываемых материально-производственных запасов по себестоимости каждой единицы. При этом если раньше организациям предоставлялось право установить в приказе об учетной политике только один из методов, то теперь по разным номенклатурным позициям могут применяться разные методы списания (п. 15.20).
     
     Если используются материально-производственные запасы для особых целей или если эти запасы не могут обычным образом заменять друг друга, их оценка может производиться по себестоимости каждой единицы, например, драгметалы, камни и т.д.
     
     Материально-производственные запасы могут оцениваться организацией по средней себестоимости (указанный метод является универсальным и самым применяемым в учетной политике), которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающееся из себестоимости и количества остатков запаса на начало месяца и поступивших запасов в течение месяца.
     
     Оценка запасов способом ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются организацией, то есть те запасы, которые первыми поступают в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. Следствием применения этого способа является оценка запасов на конец отчетного периода по фактической себестоимости последних закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних закупок.
     
     Сущность способа ЛИФО заключается в том, что запасы, поступающие в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени закупок. Этот способ позволяет точно определить себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и прибыль от реализации, однако себестоимость запасов на конец отчетного период не точна. Оба способа являются более трудоемкими и требуют высокой компьютерной обеспеченности.
     

     Следует установить методы оценки товаров в розничной торговле (согласно п. 60 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности):
     
     - либо по стоимости их приобретения (по покупным ценам);
     
     - либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42;
     
     Необходимо определить метод списания на издержки производства (обращения) и другие источники организации расходов будущих периодов, с учетом новых изменений, предусмотренных к применению с 1 января 1999 года:
     
     - либо равномерно, в течение периода, к которому расходы относятся;
     
     - либо пропорционально объему продукции, работ (услуг);
     
     - либо утвердить в соответствующем порядке другие варианты, позволяющие выделить долю, относящуюся к конкретному периоду.
     
     В первом случае способ списания можно отнести к таким расходам, как на газеты, журналы и т.д., во втором случае, если такие расходы привязаны к объему продукции, например у организаций строительных материалов как горно-подготовленные расходы, перечень расходов и способов их списания следует утвердить приказом.
     
     Организация сама устанавливает период, в течение которого затраты отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов, как правило, это касается будущих периодов, связанных с горно-подготовительными работами и освоением новых производств (предприятий), а также затрат на неравномерно производимый в течение года ремонт основных средств (когда организация не создает соответствующего резерва), на производимые вперед взносы арендной платы за последующие периоды, плату за подписку на периодические издания, на абонементное обслуживание и т.п.
     
     Необходимо определить целесообразность создания резервов предстоящих расходов и их перечень согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (п. 72). Среди них можно выделить резервы на оплату отпусков работников, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год, на ремонт основных средств, затраты по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности, предстоящие расходы на рекультивацию земель и др.
     
     Порядок проведения инвентаризации остатка сумм резервов, имеющихся на конец года, изложен в Методических указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.
     

     Руководствуясь п. 70 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, организация принимает решение о создании резерва сомнительных долгов по расчетам с организациями и гражданами за продукцию (работы, услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации, а также резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.
     
     Новым Положением о бухгалтерском учете и отчетности исключена норма, предусматривающая создание резерва только по итогам года. Из этого можно сделать вывод о том, что если организация, проводя плановую инвентаризацию, выявила сомнительные виды дебиторской задолженности, она может создавать на эту дату резерв за счет прибыли, то есть в течение года (поквартально).
     
     Если организация определяет прибыль способом “по отгрузке продукции”, возникает необходимость создания резервов по сомнительным долгам. Эти резервы представляют собой своего рода фонд риска, страхующий от возможного непогашения того или иного долга; общие подходы к их формированию изложены в Плане счетов бухгалтерского учета (пояснения к счету 82 “Оценочные резервы”).
     
     Следует определить метод бухгалтерского учета курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте в составе доходов (расходов) организации:
     
     - либо путем непосредственного их учета на счете 80 “Прибыли и убытки”;
     
     - либо путем их предварительного накапливания на счете 83 “Доходы будущих периодов”, субсчет “Курсовые разницы”, со списанием в конце года на счет 80 “Прибыли и убытки”.
     
     Следует утвердить учетной политикой организации на 1999 год исходя из целесообразности задач конкретной организации другие методологические вопросы, не упомянутые в данной статье: целесообразность применения счета 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам”, метод оценки незавершенного производства, способы списания доходов будущих периодов, метод распределения общехозяйственных расходов, определение метода учета выпуска продукции, и другие.
     

(Продолжение следует)