Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об особенностях налогообложения агропромышленного комплекса (Ответы на вопросы)


Об особенностях налогообложения агропромышленного комплекса
(Ответы на вопросы)

     

А.А. Ляхов,
консультант Департамента
экономического сотрудничества Минэкономики России

     

     Для закупки сельхозпродукции территориальные органы Федеральной продовольственной корпорации (ФПК) привлекают средства федерального бюджета, предоставляемые Минфином России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на возвратной основе. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа заключают соглашение с Минфином России о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета с последующей их передачей территориальным органам ФПК на возвратной основе под процентную ставку в размере одной трети действующей учетной ставки Банка России. Заемщик в лице корпорации предоставляет бюджетные средства предприятиям и организациям на закупку продукции на возвратной основе с уплатой процентов за их пользование в аналогичном размере с дополнительным начислением до 3-х процентов от суммы закупок сельхозпродукции для финансирования своей деятельности. Следует ли в этой ситуации получаемые предприятиями и организациями бюджетные средства на закупку сельхозпродукции рассматривать как бюджетную ссуду и за счет какого источника относить уплачиваемые проценты в размере одной трети действующей учетной ставки Банка России?

     
     В случае наличия лицензии на право ведения кредитных операций, полученной продовольственной корпорации в установленном порядке,  денежные средства, предоставляемые корпорацией предприятиям и организациям на закупку сельскохозяйственной продукции на возвратной основе с уплатой процентов за их пользование, следует рассматривать как бюджетную ссуду с отнесением процентов за пользование ссудой в соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в ред. от 11.09.98).
     

     В связи с принятием Федерального закона от 07.03.97 N 47-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”" рыбная промышленность стала относиться к производителям сельскохозяйственной продукции. Имеют ли право предприятия рыбной отрасли на налоговые льготы при выполнении определенных условий?

     
     В соответствии с Федеральными законами от 08.12.95 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (в ред. от 07.03.97) и от 07.03.97 N 47-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”" Госстандарт России утвердил 27 ноября 1997 года по согласованию с Госкомстатом России дополнения к Общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК 005-93, в соответствии с которыми продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) относится к сельскохозяйственной продукции (код 98 9930).
     

     Если согласно уставу рыболовецкие артели (колхозы) зарегистрированы как сельскохозяйственные производственные кооперативы (рыболовные артели) и производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в них составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции, они будут иметь право на льготы, установленные действующим налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     

     В соответствии с Законом РФ от 08.12.95 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” создан перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив. В состав кооператива вошли крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, внесшие паевые взносы, на которые приобретена мельница. Облагаются ли налогом на прибыль услуги по переработке зерна, оказываемые пайщикам кооператива? Являются ли учредители кооператива плательщиками налога на прибыль, получаемую от реализации произведенной и переработанной в потребительском кооперативе сельскохозяйственной продукции? Распространяется ли на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные на основании указанного выше Закона, Закон РФ “О некоммерческих организациях”?

     
     В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), введенной в действие с 1 января 1999 года, каждое лицо (организация - юридическое лицо, образованная в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются юридическими лицами и самостоятельно уплачивают налоги и сборы. Сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельские семейные подворья и другие физические лица, являющиеся учредителями (пайщиками) таких кооперативов, являются также самостоятельными налогоплательщиками. Поэтому при возникновении у потребительских кооперативов объектов налогообложения при оказании ими услуг по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе учредителям (пайщикам), налогообложение потребительских кооперативов осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Согласно Закону РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в ред. от 06.01.99) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции.
     

     Прибыль, полученная учредителями сельскохозяйственного потребительского кооператива от реализации переработанной в данном кооперативе произведенной ими собственной сельхозпродукции, подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном п. 2.9 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (в ред. от 25.08.98).
     
     Пример расчета уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, переработанной на давальческих началах, приведен в Приложении N 2 к названной Инструкции.
     
     Согласно ст. 50 и 116 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) потребительский кооператив является одной из форм некоммерческих организаций. В то же время в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (в ред. от 26.11.98)  на потребительские кооперативы данный Закон не распространяется. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.
     
     При этом следует отметить, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы, имеющие статус некоммерческих организаций, подлежат налогообложению в соответствии с п. 2.12 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37.
     

     Каков порядок налогообложения садоводческих товариществ? Какие налоги должны они платить и какие имеют льготы, учитывая, что большинство членов этих товариществ - пенсионеры?

     
     Садоводческие товарищества, являющиеся некоммерческими организациями и имеющие доходы от предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в ред. от 06.01.99) уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых эти организации созданы, и соответствует этим целям. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.
     
     При исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) садоводческих товариществ не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.
     

     В составе доходов и расходов садоводческих товариществ не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые) и целевые вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
     
     Товарищества, не осуществляющие предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на прибыль, а также налогов, поступающих в дорожные фонды.
     
     В соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (в ред. от 21.07.98) доходы, получаемые физическими лицами, которые работают в садоводческом товариществе по договорам гражданско-правового характера, должны облагаться подоходным налогом в общеустановленном порядке независимо от того, за счет каких средств они образуются.
     
     По земельному налогу следует отметить, что пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельный налог уплачивается за всю площадь земельного участка, предоставленного в пользование, владение или собственность согласно документу, удостоверяющему соответствующее право на землю.
     
     Согласно Закону РФ  от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) плательщиками земельного налога являются юридические лица и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование. Данным Законом установлены определенные льготы по уплате земельного налога, в том числе для участников Великой Отечественной войны, граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп и других категорий.
     
     Кроме того, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям плательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки данного налога в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
     
     Что касается налога на имущество предприятий, то в соответствии с п. “з” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (в ред. от 08.01.98) садоводческие товарищества не являются плательщиками данного налога.
     

     В соответствии с п.”ж” ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.99) товарищества уплачивают целевые сборы с физических лиц и с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели.
     
     Ставка сборов в год не может превышать 3 процентов от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
     

     Предусматривает ли законодательство ведение садоводческими товариществами бухгалтерского учета упрощенным способом, сокращение соответствующих форм отчетности и периодичности их представления?

     
     Минфин России в письме от 25.10.96 N 92 “О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами” рекомендует садоводческим товариществам вести бухгалтерский учет в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н.
     
     При этом следует иметь в виду, что садоводческие товарищества ведут бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (в ред. от 23.07.98), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также с указанными выше Типовыми рекомендациями.
     
     Рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
     

     - единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.60 N 63;
     
     - журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 N 176.
     
     При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24.07.92 N 59 “О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях”;
     
     - упрощенной формы бухгалтерского учета согласно указанным выше Типовым рекомендациям.
     
     При этом садоводческое товарищество может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
     
     единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
     
     взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
     
     сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
     
     накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
     
     Садоводческие товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о финансовых результатах (форма N 2) только один раз в год. Представление бухгалтерской отчетности с иной периодичностью постановлением Правительства РФ от 27.06.96 N 758 “О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств” не предусмотрено.
     

     Должны ли начисляться страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды садоводческими товариществами, использующими труд наемных работников? Каков порядок изменения условий и уплаты страховых платежей в данные фонды?

     
     В соответствии со ст. 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в ред. от 31.07.98) все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
     
     Садоводческие товарищества-работодатели (далее по тексту - товарищества) по действующему законодательству Российской Федерации так же, как и все предприятия, организации являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
     

     Товарищества, нанимая работников и выплачивая им за работу вознаграждения, становятся по отношению к ним работодателями, которые обязаны страховать своих работников, обеспечивая им социальную защиту (выплату пенсий, социальное и медицинское страхование, а также защиту в области занятости). Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды хозяйств законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Периоды работы в садоводческих товариществах засчитываются в общий стаж, а заработок за эту работу - в состав заработка при назначении (перерасчете) государственных пенсий.
     
     В настоящее время товарищества уплачивают страховые взносы (платежи) в государственные внебюджетные социальные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации (постановлениями Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, от 11.02.93 N 4460-1, от 24.02.93 N 4543-1, постановлением Правительства РФ от 26.10.93 N 1094, Указом Президента Российской Федерации от 28.09.93 N 1503, Федеральными законами РФ от 28.06.91 N 1499-1, от 19.04.91 N 1032-1, от 08.01.98 N 9-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, и другими законодательными актами).
     
     Необходимо отметить, что государственные внебюджетные социальные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и непосредственно осуществляют расчеты с плательщиками. Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды не входят в налоговую систему.
     
     Правовая инициатива по формированию порядка уплаты страховых взносов, представления отчетности в указанные выше фонды принадлежат государственным внебюджетным социальным фондам, поэтому с предложениями об изменении порядка и условий уплаты страховых взносов следует обращаться непосредственно в данные Фонды.
     

     В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, и приказа Минфина России от 29.07.98 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации” по каким формам должен вестись бухгалтерский учет в крестьянском (фермерском) хозяйстве (юридическом лице) и какая бухгалтерская отчетность должна представляться им в налоговую инспекцию: в соответствии с Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве или в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации?

     
     Согласно рекомендациям АККОРа России по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, согласованным с Минфином России 21.04.93 N 9-2-13, Госкомстатом России 13.04.93 N 11-2-10/7 и Госналогслужбой России 24.05.93 N 02-3-05, а также учитывая особый статус крестьянских (фермерских) хозяйств, до выхода приказов Минфина России от 12.11.96 N 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций” и от 21.11.97 N 81н “О формировании годовой бухгалтерской отчетности”, они могли вести учет способом простой “однократной записи”, не применяя счета бухгалтерского учета и метод двойной записи, и представлять отчетность так, как это предусматривается в указанных выше рекомендациях АККОРа России.
     

     Однако в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (в ред. от 23.07.98) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности.
     
     Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России.
     
     До настоящего момента указанные органы специализированные формы бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств (юридических лиц) не разработали и не утвердили, а также не согласовали ранее применяемые ими формы бухгалтерского учета. Отсутствуют и какие-либо особенности по составлению бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств в приказе Минфина России от 29.07.98 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.
     
     В связи с изложенным, крестьянские (фермерские) хозяйства (юридические лица) обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н.
     
     В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно ст. 2 Федерального закона  от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” либо в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства и предоставлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающим упрощенные процедуры и формы отчетности.
     

( Продолжение следует )