Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает В.В. Розумов, советник налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает
В.В. Розумов,
советник налоговой службы I ранга

     

     Какие предусматриваются изменения в налогообложении при пользовании недрами для организаций при заключении ими соглашений о разделе продукции? Правомерно ли при этом применять новую процедуру налогообложения, предусмотренную законом “О соглашениях о разделе продукции”, или необходимо внесение изменений и в другие законодательные акты ?

     
     В ст. 13 Федерального закона от 30.12. 95 N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” (в ред. от 10.02.99) решаются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности, предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания отдельных налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (в т.ч. при пользовании недрами), а также особенности уплаты и льготы по ним.
     
     До внесения изменений в налоговое и иное законодательство Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”" практическое использование норм данной статьи было крайне затруднено и вызывало, пожалуй, наибольшие споры с 1996 года по следующим основаниям.
     
     Законами “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускалось внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. При этом изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществлялось путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
     
     Статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 16.07.98 N 147-ФЗ также предусмотрено, что льготами по налогам признаются те преимущества перед другими налогоплательщиками, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
     
     В связи с этим делался обоснованный вывод: в соглашении может предусматриваться изменение порядка уплаты налога (а точнее, предоставления льготы по налогу) только после внесения изменения в соответствующий акт налогового законодательства.
     
     После выхода Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ эти вопросы решены, так как практически все льготы по налогам и особенности их исчисления, предусмотренные ст. 13 рассматриваемого Закона, нашли конкретное воплощение в дополнениях и изменениях к Законам РФ “О недрах”, “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, “О таможенном тарифе”, “О дорожных фондах в Российской Федерации”, “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на имущество предприятий”, “О налоге на добавленную стоимость”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “Об акцизах”, “О таможенном кодексе Российской Федерации”.
     

     Суть изменений Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” заключается в том, что при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Законом РФ “О соглашениях о разделе продукции”, взимание отдельных федеральных, региональных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание же налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”.
     
     В Закон РФ “О недрах” изменения внесены в 22 статьи и касаются не только порядка уплаты соответствующих платежей, но и правил оформления лицензий, прав пользования недрами и др. В частности, пользователи недр, осуществляющие в соответствии с соглашениями добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Предусматривается и компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
     
     В связи с изложенным выше инвестор уплачивает государству за пользование недрами разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения; ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска; регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.
     

     В ст. 13 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” предусмотрено, что плата за пользование землей осуществляется инвестором на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Означает ли это, что данная плата должна вноситься в обязательном порядке и в размерах, определенных законодательством, или же условия договора могут содержать иные размеры платежей за землю?

     
     Статьей 1 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (в ред. от 29.12.98 N 192-ФЗ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В соответствии со ст. 21 этого Закона размер, условия и сроки внесения именно арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
     

     Таким образом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” конкретные размеры арендной платы за землю должны устанавливаться в договоре, заключаемом помимо самого соглашения о разделе продукции.
     
     Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ (см. ст. 25 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю”). По данному вопросу принято постановление Правительства РФ от 15.03.97 N 319 “О порядке определения нормативной цены земли”. В частности, в соответствии с этим постановлением нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
     
     Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в Приложении N 2 (таблица 1) к Закону РСФСР “О плате за землю” и, соответственно, уже не могут определяться договором к соглашению о разделе продукции.
     

     При каких условиях инвестор вправе в одностороннем порядке потребовать внести поправки в соглашение о разделе продукции? В частности, является ли основанием для этого внесение определенных изменений в нормативные акты по налогам во время действия соглашения, приведшие к ухудшению коммерческих результатов деятельности инвестора?

     
     Если в течение срока действия соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в соглашение должны вноситься изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли бы быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением (см. п. 2 ст. 17 Федерального закона от 30.12. 95 N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” (в ред. от 07.01.99). В соответствии с п. 1 этой статьи изменения в соглашение допускается вносить только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
     
     Так, ст. 451 “Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств” ГК РФ от 30.11.94 N 51-ФЗ (в ред. от 12.08.96) предусмотрено следующее.
     

     Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается и по решению суда, но в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
     
     Отметим также, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” на инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.
     
     Учитывая изложенное, при принятии конкретного налогового акта, действие которого привело к ухудшению коммерческих результатов деятельности инвестора, он вправе потребовать внести поправки в соглашение при условии, если оно было подписано до введения в действие этого акта.
     

     По условиям заключенного соглашения о разделе продукции и договора к нему у инвестора наступил срок выполнения отдельных финансовых обязательств перед государством. Полностью погасить обязательства денежными средствами в настоящее время не представляется возможным. Вправе ли инвестор использовать иные возможности для погашения финансовой задолженности, например, свое имущество?

     
     В ст. 16 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” (в ред. от 07.01.99) предусмотрено, что с согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 16.07.98 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусмотрено, что по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в п. 1 ст. 130 ГК РФ, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе: земельные участки; предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат; дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения; воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
     

     Договор об ипотеке заключается с соблюдением общих правил ГК РФ о заключении договоров, а также положений Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются к отношениям по договору об ипотеке в случаях, когда указанным Кодексом или Федеральным законом “Об ипотеке (залоге недвижимости)” не установлены иные правила.
     
     Следует также уточнить, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества может возникать лишь постольку, поскольку их оборот допускается федеральными законами.
     

     На каких условиях могут быть освобождены от взимания НДС, акцизов и таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и услуги, предназначенные для ведения работ в соответствии с соглашениями о разделе продукции ?

     
     Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции” предусмотрено, что операторы соглашения, а также юридические лица (подрядчики, поставщики, перевозчики и другие лица), участвующие в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором, освобождаются от взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, предназначенных для проведения указанных работ, а также при вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора (см. п. 7 ст. 13).
     
     Под операторами соглашения  понимаются созданные инвестором для выполнения работ по соглашению, в том числе для ведения учета и отчетности, на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица, либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия (см. п. 4 ст. 7).
     
     Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”" внесены изменения в Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, в соответствии с которыми иностранные инвесторы, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, освобождаются от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг), предназначенных для выполнения работ по указанным соглашениям. Взимание таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции”. Порядок отнесения товаров (работ, услуг) к предназначенным для выполнения работам по соглашениям о разделе продукции устанавливается Правительством РФ. Изменениями, внесенными в Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”, предусмотрено, что таможенными пошлинами не облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат инвестора, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения. Здесь также отмечено, что в данном случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции.
     

     Изменениями, внесенными в Закон РФ “Об акцизах”, предусмотрено освобождение от взимания акциза за подакцизные в Российской Федерации товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции лицами, которые являются инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.
     

     Федеральным законом от 06.12.91 N 1993-1 “Об акцизах” предусмотрена возможность дифференциации ставок акцизов на нефть Правительством РФ по отдельным месторождениям. Если данная норма Федерального закона реализована, прошу сообщить, какие максимальные и минимальные ставки установлены по конкретным месторождениям, поскольку для организаций, осуществляющих закупки и реализацию нефти и нефтепродуктов, цена сырой нефти в значительной степени зависит от размеров данных акцизов?     


     Федеральным законом от 10.01.97 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" было действительно предусмотрено, что дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая газовый конденсат, должны утверждаться Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, установленной этим Законом, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
     
     Во исполнение данного Закона постановлением Правительства РФ от 02.02.98 N 165 (в ред. постановления Правительства РФ от 06.09.98 N 1069) была утверждена соответствующая методика дифференциации ставок акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, по отдельным месторождениям. Этим же постановлением поручалось в 1998 году Минфину России, Госналогслужбе России и Минтопэнерго России пересчитать по указанной Методике соответствующие ставки акциза и внести в Правительство РФ проект постановления по их утверждению. Данное постановление до настоящего времени не принято, однако эта работа будет продолжена, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции” должны быть разработаны индивидуальные условия и нормативы платы практически по каждому участку месторождения.     
         

     Порядок использования объектов животного мира (живых ресурсов) регулируется несколькими законодательными актами. Установлен ли единый порядок лицензирования добычи этих ресурсов на континентальном шельфе и в экономической зоне? Может ли организация, осуществляющая данную деятельность, получить комплексную лицензию, если лицензия на этот вид пользования выдается одним и тем же федеральным органом?
     

     Федеральный закон от 17.12. 98 N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” установил порядок использования природных ресурсов, в том числе живых, находящихся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. При этом разъяснено, что к живым ресурсам исключительной экономической зоны относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также других водных биологических ресурсов, за исключением живых организмов “сидячих видов” морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30.11.95 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”.
     
     Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов в экономической зоне производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. При этом лицензия выдается указанным органом после определения в пределах общего допустимого улова живых ресурсов лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 30.11.95 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (ст. 13) лицензии на промысел живых ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных на то федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по пограничной службе, федерального органа по таможенному делу и федерального органа по обороне.
     
     Кроме указанных выше различий в порядке оформления лицензий и их содержании, в Федеральных законах “О континентальном шельфе Российской Федерации” и “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” применяется и иной порядок и условия представления заявок на получение лицензий на ведение добычи минеральных ресурсов (см. соответственно, ст. 12 и ст. 14 этих Законов).
     
     Учитывая указанное выше, организация, осуществляющая деятельность на континентальном шельфе и в экономической зоне, должна получить разные лицензии на ведение добычи объектов животного мира.
     

     Организация при оформлении лицензии на добычу живых ресурсов в исключительной экономической зоне своевременно вносила установленные законодательством налоги, а также уплатила соответствующие взносы, связанные с процедурой рассмотрения и оформлении лицензии. В ходе осуществления деятельности, предусмотренной этой лицензией, платежи за добытые ресурсы сырья были также своевременно уплачены. Однако в настоящее время не в полной сумме внесены другие налоги, не связанные с указанной выше деятельностью. Могут ли приостановить действие лицензии нашей организации за данное нарушение?
     

     В соответствии со ст. 12 “Права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов” Федерального закона от 17.12.98 N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” лицензиаты обязаны своевременно вносить установленные платежи. В соответствии со ст. 13 этого Федерального закона основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда; неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа.
     
     В связи с этим неуплата налогов, даже не связанных с указанной выше деятельностью, может явиться причиной аннулирования лицензии.
     
     В этом случае специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству оповещает лицензиата по телеграфу с последующим письменным уведомлением об аннулировании лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и прекращении промысла живых ресурсов. Об аннулировании лицензии (разрешения) в журнале регистрации выданных лицензий (разрешений) делается отметка, а также уведомляются специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по пограничной службе, по таможенному делу и по охране окружающей среды.