Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Л.А. Панина,
инспектор налоговой службы I ранга

     

Государственная пошлина

     

     В каких случаях муниципальное предприятие освобождается от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции?

     
     Подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 “О государственной пошлине” установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются юридические лица, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в состав муниципальной собственности входят муниципальные предприятия и организации, которые согласно ст. 30 создаются органами местного самоуправления для осуществления хозяйственной деятельности.
     
     Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 154-ФЗ органы местного самоуправления определяют, в частности, цели, условия и порядок деятельности предприятий (учреждений,  организаций), находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы.
     
     Исходя из изложенного, если в уставе муниципального предприятия, находящегося в муниципальной собственности, определены такие функции, как предъявление исков, связанных с эксплуатацией строений, находящихся в муниципальной собственности, то на него распространяется действие подпункта 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”.
     
     Однако от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, муниципальные предприятия не освобождаются.
     

     В соответствии с какими нормами комитеты финансов, созданные в субъектах Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды?

     
     В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 273, Минфин России для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.
     
     Комитет финансов правительства субъекта Российской Федерации является финансовым отраслевым органом государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также территориальным органом Минфина России, на который действие п. 3 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 “О государственной пошлине” распространяется в двух случаях:
     

     по подпункту 1, который устанавливает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
     
     по подпункту 5, который устанавливает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение.
     

     Освобождаются ли органы федеральной системы государственного резерва Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в соответствии с подпунктами 1 и 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 “О государственной пошлине” от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 3 ст. 5 этого Закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
     
     Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ “О Государственном материальном резерве” управление единой федеральной системой государственного резерва Российской Федерации относится исключительно к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.
     
     В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия (учреждения, организации) системы государственного резерва освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
     

     Исходя из изложенного, органы федеральной системы государственного резерва Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в соответствии с подпунктами 1 и 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”.
     

     На основании какой нормы истцу при удовлетворении иска к финансируемому из федерального бюджета государственному учреждению, не указанному в подпункте 5 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”, возвращается уплаченная государственная пошлина?

     
     Согласно подпункту 6 п. 4 ст. 6 Закона РФ “О государственной пошлине” уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 5 п. 3 ст. 5 названного Закона.
     
     Исходя из вышеназванной нормы, истцу при удовлетворении иска к финансируемому из федерального бюджета государственному учреждению, не указанному в подпункте 5 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”, уплаченная государственная пошлина возвращается на основании ст. 95 Арбитражно-процессуального кодекса.
     

Гражданское и налоговое законодательство

     

     Когда возникает момент перехода права собственности при заключении договора купли-продажи недвижимости?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) переход права собственности на недвижимость по договору продажи к покупателю подлежит государственной регистрации.
     
     Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя недвижимости возникает с момента государственной регистрации перехода этого права.
     
     Необходимо отметить, что при заключении договора купли-продажи недвижимости момент заключения договора не совпадает с моментом перехода права собственности. До момента регистрации перехода права собственности покупатель, даже получив объект договора во владение и (или) пользование, не вправе им распоряжаться в отношениях с третьими лицами (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.). Одновременно продавец теряет право распоряжаться этой вещью любым способом.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации перехода права собственности регулируется Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
     

     Согласно части первой ст. 33 Федерального закона N 122-ФЗ он вступает в силу с 31 января 1998 года.
     
     До введения в действие данного Федерального закона регистрация права собственности по представленному договору купли-продажи квартиры от 13 июня 1997 года производится в соответствии с п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.96 N 293 “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”, которым установлено, что впредь, до принятия соответствующего федерального закона, регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется теми органами, которые ее проводили. Регистрация прав на недвижимое имущество должна осуществляться по формам, прилагаемым к тексту Указа.
     
     Исходя из изложенного, моментом перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимости до 31 января 1998 года является его регистрация в органе, производящем регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, а с 1 февраля 1998 года моментом перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимости является его регистрация учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
     

Подоходный налог

     

     В каком порядке предоставляется льгота при покупке физическими лицами жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на праве общей совместной собственности?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 244 ГК РФ общая совместная собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.
     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым в бухгалтерию предприятия (учреждения, организации) по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также на суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.
     
     Таким образом, при покупке физическими лицами жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на праве общей совместной собственности льгота предоставляется по их заявлению либо одному, либо по их желанию всем собственникам, но в пределах общей суммы затрат, но не превышающей совокупного дохода за период предоставления льготы. При этом учитываются и несовершеннолетние члены общей совместной собственности (в том случае, если они получали доход).
     

     В случае приобретения по договору купли-продажи квартиры в общую долевую собственность, указанная льгота предоставляется каждому из собственников в пределах суммы затрат, приходящейся на его долю собственности, но не более суммы полученного совокупного дохода. Однако воспользоваться льготой, приходящейся на долю несовершеннолетнего участника долевой собственности, другой участник долевой собственности не может.
     

     Уменьшается ли совокупный доход на суммы, направленные физическими лицами на ремонт квартиры, в том числе в случае покупки квартиры в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии?

     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым в бухгалтерию предприятия (учреждения, организации) по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также на суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.
     
     Таким образом, названная норма содержит исчерпывающий перечень объектов, по которым предоставляется право уменьшения совокупного дохода, полученного физическими лицами в налогооблагаемый период, и расширительному толкованию не подлежит.
     
     Исходя из изложенного, указанная льгота предоставляется только по суммам, направленным на приобретение, а не на дальнейший ремонт квартиры.
     

     Подлежат ли обложению подоходным налогом суммы командировочных расходов, выплаченные по договору подряда?

     
     Статьей 2 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” установлено, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, в который включаются все полученные физическим лицом доходы за исключением доходов, перечисленных в ст. 3 указанного Закона.
     

     Подпунктом “д” п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 определено, что в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных, в том числе, с возмещением командировочных расходов.
     
     Статьей 116 КЗоТ установлены гарантии и компенсации при командировках, а именно: работники имеют право на возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками. Работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения.
     
     Таким образом, командировочные расходы, которые были выплачены по договору подряда, подлежат обложению подоходным налогом в полном размере, так как вышеперечисленные льготы, гарантии и компенсации распространяются только на физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.
     

     Возникает ли объект обложения подоходным налогом по договорам займа денежных средств, выраженных в иностранной валюте или условных денежных единицах?

     
     Согласно подпункту “а” п. 5 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 3 этого же Закона РФ установлено, что валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. В Российской Федерации право собственности на валютные ценности наряду с правом собственности на другие объекты собственности защищается государством.
     
     Таким образом, Законом РФ N 3615-1 физические лица отнесены к резидентам, которые имеют право собственности на валюту, в том числе иностранную.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 807 ГК РФ иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации при соблюдении правил ст. 140, 141 и 317 ГК РФ.
     

     Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Исходя из изложенного и учитывая, что ст. 2 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” при налогообложении учитывается материальная выгода, установленная подпунктами “н”, “ф” и “я.13” п. 1 ст. 3 названного Закона, по договорам займа денежных средств, выраженных в иностранной валюте или условных денежных единицах, заключенным физическими лицами с соблюдением правил, установленных ст. 317 и 807 ГК РФ, объекта обложения подоходным налогом не возникает.
     

Налоговый кодекс Российской Федерации

     

     Какими нормами установлено право налоговых органов в случае отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам?

     
     Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” установлено, что налоговые органы имеют право в случае отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.
     
     Согласно п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
     
     Кроме того, ст. 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которыми понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвое-временное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
     

     Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 и НК РФ устанавливают право налоговых органов в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам. При этом под налогоплательщиком понимается как юридическое, так и физическое лицо.