Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Н.Н. Васькин, советник налоговой службы I ранга, Московская обл.


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Н.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга, Московская обл.  


     Права ли налоговая инспекция, отказывая в льготе по земельному налогу согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О налоге на землю” государственному предприятию (например, ГП “Мосводоканал” и т.п.), обеспечивающему население, коммунальные и промышленные предприятия, организации и других потребителей города (отдельного населенного пункта) питьевой и промышленной водой, используя отдельно расположенные гидротехнические сооружения (водохранилища, каналы, дамбы, плотины и др.)?

     
     Пунктом 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с последующими изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются государственные унитарные предприятия и учреждений, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода.
     
     Согласно Классификатору Госстандарта России “Отрасли народного хозяйства” N 1 75 018 данный вид деятельности относится к отрасли “Обслуживание сельского хозяйства”, включая эксплуатацию плотин, водохранилищ, гидроузлов, насосных станций, и имеет код 22000 6.
     
     На данное предприятие, в том числе ГП “Мосводоканал”, относящееся к отрасли “Коммунальное и бытовое водоснабжение” (код 90213 1), предусмотренная указанной выше статьей Закона льгота не распространяется.
     

     Садоводческое товарищество построило для хозяйственных нужд две артезианские скважины, имеет свидетельство на право собственности на землю. Должно ли оно отчислять в бюджет средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы?

     
     По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы налогооблагаемой базой является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, пресных вод (п. 3 раздела II инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”).
     
     Согласно ст. 40 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” от уплаты в бюджет платежей при пользовании недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им земельном участке непосредственно для своих нужд.
     

     Под собственными нуждами следует понимать расход воды на социально-культурные и хозяйственные нужды, не связанные с основной деятельностью (производством) предприятия (учреждения, организации). При этом все условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, оговариваются в лицензии на право пользования недрами в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О недрах”.
     
     Решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 19 постановления Правительства РФ от 17.05.96 N 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений”).
     
     Учитывая вышеизложенное, садовое товарищество является плательщиком платежа за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с условиями, указанными в лицензии на право пользования недрами.
     

     Фирма арендует земельный участок, заключив с администрацией города договор аренды, одним из пунктов которого установлен размер пени за несвоевременную уплату в бюджет арендной платы за землю. В каком размере (указанном в договоре или Законе “О плате за землю”) должны начисляться пени за невыполнение договорных обязательств?

     
     В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с последующими изменениями и дополнениями) размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором (ст. 21).
     
     Если размер пеней, установленный договором, будет выше указанного в Законе РФ “О плате за землю”, основанием при определении размера пеней за несвоевременную уплату в бюджет арендной платы за землю будет служить этот договор.
     

     В связи с внесением Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ изменений в Федеральный закон “О плате за землю” просим разъяснить, необходимо ли налог на землю несельскохозяйственного назначения, расположенную вне населенных пунктов, разбивать по платежам в федеральный, областной и местный бюджеты?

     
     Согласно ст. 18 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с учетом изменений и дополнений) плата за землю в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение (то есть в ведение поселка, города), а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, перечисляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта федерации (областной бюджет), соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. За остальные земли налог полностью зачисляется на бюджетные счета органов местного самоуправления.
     

     Необходимо ли в случае полной уплаты налога на землю до 30 июля 1998 года разбивать по трем бюджетам и уплачивать налог в федеральный и областной бюджеты? Правомерно ли взыскание налоговой инспекцией недоимки и пеней по федеральному и областному бюджетам по налогу на землю при его полной уплате по старому порядку, то есть в местный бюджет?

     
     Распределение по уровням бюджетов общей суммы уже поступивших платежей платы за землю (в том числе в полном объеме) до 1 августа 1998 года (то есть до вступления в силу Федерального закона от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”") производится органами местного самоуправления и финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с долями, утвержденными действующим законодательством.
     
     Начиная с 30 июля 1998 года внесение в доход бюджетов соответствующего уровня (федеральный, областной, местный) платы за землю производится самим плательщиком. При этом по указанному платежу начисление пени на недоимку по одному из бюджетов производится независимо от наличия переплаты по другим бюджетам.
     

     Каковы возможные действия налоговой инспекции в части платы за землю при заключении с комитетом по управлению имуществом договора аренды недвижимого имущества при условии невыделения в общей сумме арендной платы по договору платы за землю?

     
     Согласно ст. 652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) арендатору по договору аренды здания или сооружения одновременно с передачей прав владения или пользования недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с его назначением.
     
     В соответствии с п. 32 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями) при аренде земель и имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора, так как арендодатель - орган государственной власти и управления - не является плательщиком земельного налога.
     
     Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета.
     

     С учетом вышеизложенного, предприятию или организации необходимо в данном случае либо заключить отдельный договор аренды земельного участка, либо внести изменения в существующий договор аренды недвижимого имущества с выделением отдельной строкой суммы арендной платы за землю.
     
     Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями), а также в связи с отсутствием договора на аренду земли и тем, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный с Комитетом по управлению имуществом, не предусматривает арендной платы за землю в составе общей арендной платы, арендатор должен уплатить земельный налог за площадь земли согласно документам, подтверждающим ее фактическое использование за весь период действия договора.
     

     Кто определяет нормы отвода земельных участков для дачного строительства и в каких размерах взимается земельный налог за отведенные земли сверх установленных норм в черте города (поселка)?

     
     В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РСФСР предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
     
     Например, решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N 4/28 “О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области” установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненно наследуемое владение для дачного строительства, - до 0,12 га.
     
     Конкретные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, определяются решениями органов местного самоуправления, предоставляющих участки, с учетом их возможностей.
     
     Согласно ст. 8 (часть 6) Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с учетом изменений и дополнений) налог на часть площади дачных участков, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.
     

     На какие счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности относятся суммы исчисленной платы за землю (источник покрытия затрат)?

     

     Пункт 52 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями) определяет, что учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 “Расчеты с бюджетом” на отдельном субсчете “Расчет по земельному налогу”.
     
     Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 “Капитальные вложения”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательное производство”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” и др.). Перечисленные суммы налога (арендной платы) в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 “Расчетный счет”.
     

     Права ли налоговая инспекция, начислив в результате документальной проверки земельный налог бюджетной организации, относящейся к сельскому хозяйству (станции по борьбе с болезнями животных)?

     
     Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с последующими изменениями и дополнениями) льгота для бюджетных организаций, обслуживающих сельское хозяйство, не предусмотрена.
     
     Однако в соответствии со ст. 14 вышеназванного Закона органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
     
     При этом согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ “О государственной налоговой службе Российской Федерации” государственным налоговым инспекциям предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий (организаций и учреждений), виновных в сокрытии объектов налогообложения.
     

     Крестьянские (фермерские) хозяйства созданы в 1993-1994 годах, то есть до введения в действие ГК РФ, поставлены на налоговый учет как юридические лица в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.

     

     В настоящее время в соответствии со ст. 23 ГК РФ они признаются предпринимателями без образования юридического лица. В связи с изложенным, а также окончанием срока действия льгот просим разъяснить порядок обложения налогом на землю.

     

     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с учетом изменений и дополнений) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
     
     В соответствии со ст. 23 ГК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства признаются предпринимателями без образования юридического лица с момента их регистрации в соответствующем органе.
     
     Льгота по земельному налогу, предоставленная на пять лет по ст. 12 вышеназванного Закона, сохраняется за ними в течение этого периода с момента предоставления земельных участков независимо от статуса фермерского (крестьянского) хозяйства.
     
     Далее начисление и уплата земельного налога с данного хозяйства производятся на общих основаниях.
     

     Машиностроительный завод самостоятельно осуществляет добычу воды и реализует ее сторонним организациям по своему тарифу (не ниже себестоимости). Можно ли использовать при расчетах по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы собственный тариф на воду?

     
     В соответствии с п. 3, 12, 13 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” налогооблагаемой базой по отчислениям в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым относятся и подземные воды.
     
     Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации без налога на добавленную стоимость и акциза. По этим же ценам в налогооблагаемую базу включается вода, использованная на производственно-технические нужды.
     
     Учитывая вышеизложенное, машиностроительный завод может определить налогооблагаемую базу по ценам, рассчитываемым исходя из поступивший на расчетный счет за отчетный период выручки от реализации продукции и ее количества, но цена реализации не должна быть ниже фактической себестоимости добытой подземной воды.