Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает П.П. Грузин, советник налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает
П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга

     

     Должна ли организация предоставлять вычеты на детей и иждивенцев и на самого работника физическому лицу, не предъявившему при поступлении на работу справку о доходах, полученных по прежнему месту работы? Как должна поступать организация в случае, если работник сказал, что справку о доходах ему не выдали?

     
     В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” при изменении в течение года места работы (службы, учебы) исчисление налога по новому месту работы (службы, учебы) производится исходя из совокупного годового дохода, полученного по прежнему и новому месту работы. Доходы, полученные по прежнему месту работы, подтверждаются справкой, выдаваемой в обязательном порядке физическому лицу по прежнему месту работы (службы, учебы).
     
     В связи с невозможностью удержания подоходного налога исходя из совокупного годового дохода, полученного по прежнему и новому месту работы из-за невыдачи справки о доходах, организация должна принять меры к получению этой справки. Для этого она может сообщить о факте невыдачи справки в ГНИ, в которой состоит на налоговом учете, с просьбой принять меры к организации-нарушителю. Налоговая инспекция или сама проверит указанный факт и примет меры в соответствии с действующим налоговым законодательством, или направит для проверки и принятия мер в ГНИ по месту нахождения организации-нарушителя, если последняя находится на другой территории, просьбу представить сведения о доходах данного физического лица.
     
     В связи с тем, что непредставление справки по прежнему месту работы произошло не по вине работника, оснований для непредставления вычетов нет. Ему следует делать вычеты в обычном порядке по новому месту работы с проведением перерасчета подоходного налога после получения сведений о доходах и удержанном подоходном налоге по прежнему месту работы.
     

     Облагаются ли подоходным налогом доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (работающего по патенту), в виде начисленных банком процентов на остатки денежных средств на его расчетном счете, используемом для ведения указанной деятельности?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     

     Начисленные банком проценты на остатки денежных средств на расчетном счете индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, относятся к доходам от предпринимательской деятельности при работе по патенту.
     
     В связи с вышеизложенным, доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (работающего по патенту), в виде начисленных банком процентов на остатки денежных средств на его расчетном счете, используемом для ведения указанной деятельности, подоходным налогом не облагаются.
     

     В декларации о совокупном годовом доходе за 1998 год индивидуальный предприниматель указал затраты, связанные с получением дохода, подтвержденные документами на приобретение товара. Налоговая инспекция при проверке декларации установила, что в документах на приобретение товара (подтверждающих затраты предпринимателя) указана фирма, прекратившая деятельность (фактически не существующая) на дату приобретения товара предпринимателем, в связи с чем данные документы объявлены недостоверными и предпринимателю доначислены финансовые санкции за занижение (на эту сумму) налогооблагаемого дохода в декларации. Предприниматель же считает, что он свои затраты документально подтвердил и занижения дохода в декларации не допустил. Кто прав в данной ситуации?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны представлять в предусмотренных Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Госналогслужбой России, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных.
     
     В случае установления налоговым органом фактов недостоверности документов, представленных физическими лицами для подтверждения своих расходов, в связи с отсутствием юридических лиц, указанных в представленных документах, или прекращением деятельности юридических лиц до указанной в представленных документах даты, а также граждан-предпринимателей и физических лиц, указанных в представленных документах, физические лица привлекаются к ответственности за занижение (сокрытие) доходов от налогообложения.
     
     Статьей 53 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
     

     При установлении налоговым органом фактов представления налогоплательщиками недостоверных документов в подтверждение своих расходов обязанность доказывания недостоверности таких документов лежит на налоговом органе.
     
     В связи с вышеизложенным, в случае рассмотрения в суде дел о сокрытии (занижении) дохода физическим лицом (в частности в результате представления недостоверных документов, подтверждающих расходы), ГНИ может представить в качестве доказательства выписки из Государственного реестра юридических лиц о дате прекращения деятельности конкретного юридического лица.
     

     В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” указано, что за нарушение порядка представления сведений на лица или организации, осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества) или нотариальное удостоверение соответствующих сделок, может быть наложен штраф в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа, по каждому факту нарушения. Что значит “может быть наложен” “по каждому факту нарушения”?

     
     В соответствии со ст. 24 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений (к которым относится и нарушение порядка представления сведений) может применяться как штраф, так и предупреждение.
     
     Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме.
     
     Понятие “по каждому факту нарушения” вовсе не означает, что если организация, например, не представила сведения по пятидесяти сделкам, то может быть предъявлен административный штраф в размере 5000-кратного (50 *100) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа (далее по тексту - МРОТ). Факт нарушения выражается в нарушении установленного Федеральным законом порядка представления указанных сведений независимо от количества сделок, по которым сведения не поданы или поданы с нарушением установленного срока. Если в течение года будет допущено повторное правонарушение, то административный штраф может быть наложен в размере 100-кратного МРОТ.
     

     В соответствии с Федеральным законом “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” государственному контролю подлежит также финансовое содействие в приобретении имущества. Что понимается под термином “финансовое содействие”?
     

     В соответствии со ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
     
     Таким образом, под финансовым содействием другим лицам в приобретении имущества понимается совершенная сделка, оформленная в устной или в письменной форме (простой или нотариальной), по предоставлению физическим лицом средств для приобретения другими лицами указанного имущества.
     
     О том, что финансовое содействие имело место, налоговые органы узнают из сообщений нотариусов (в случае нотариального оформления сделки по финансовому содействию) или из специальной декларации физического лица, где приводятся сведения о том, кто и в каком размере оказал ему финансовое содействие в приобретении имущества, подлежащего государственному контролю.
     

     Собираюсь в 1999 году приобретать квартиру. Неужели я должна буду платить налог на крупные покупки?

     
     По вопросу применения Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” следует отметить, что Федеральным законом от 09.02.99 N 27-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”" введение Федерального закона N 116-ФЗ отложено, он вступит в силу с 24 января 2000 года.
     
     Цель Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ - пресечь попытки некоторой части населения укрыть свои доходы от налогообложения, а не предусмотреть уплату налога при покупке гражданами дорогостоящего имущества.
     

     Включаются ли в состав затрат частного нотариуса суммы, истраченные на открытие депозитного счета, приобретение юридической литературы, газет, журналов?

     
     В соответствии с п. 42 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”", в состав расходов частного нотариуса включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
     
     Специальный депозитный счет необходим частному нотариусу для осуществления своей деятельности, так как ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4462-1, определено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают, в частности, нотариальные действия по приему на депозит денежных сумм и ценных бумаг.
     

     Так как в обязанности нотариуса входит знание законов и других нормативных актов, расходы по открытию депозитного счета, приобретению нормативных документов, юридической литературы, газет и журналов, необходимых для осуществления нотариальной деятельности, непосредственно связаны с осуществлением деятельности частного нотариуса и включаются в состав затрат на основании подтверждающих документов (накладных, счетов и иных платежных документов).
     

     Увеличивается ли состав расходов частного нотариуса на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (то есть лиц, пользующихся льготами, установленными законодательством о государственной пошлине)?

     
     До настоящего времени положения, предусмотренные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4463-1 "О порядке введения в действие “Основ законодательства Российской Федерации о нотариате”", об увеличении состава расходов частных нотариусов на сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, не включены в Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”.
     
     Пунктом 7 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” установлено, что исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от налогообложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот производится только в соответствии с положениями настоящего Закона и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     
     Поскольку положения Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” имеют приоритетное значение над положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации, при решении вопросов, связанных с определением облагаемого подоходным налогом дохода, действуют положения, установленные Законом.
     
     Кроме этого, финансовый результат деятельности частного нотариуса складывается из результатов, полученных по отдельным операциям, а убытки в состав расходов частного нотариуса не включаются. Если, например, частный нотариус оформляет сделку, не взимая за нее плату (предоставляя льготы), то по данной сделке его доход равен нулю и понесенные затраты на оформление нотариального действия не связаны с извлечением дохода, так как дохода они не принесли, а убытки в состав расходов частного нотариуса не включаются.
     

     Не полученный частным нотариусом доход в размере предоставленных физическим лицам льгот, установленных законодательством о государственной пошлине, не может являться расходом, так как это противоположные по смыслу экономические категории.
     
     С 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Статья 1 НК РФ определяет круг нормативных актов, входящих в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В ней указано, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В соответствии с содержанием этой статьи акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ не входят в состав налогового законодательства. Следовательно, ссылки на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4463-1 "О порядке введения в действие “Основ законодательства Российской Федерации о нотариате”" для предоставления налоговых льгот являются необоснованными.
     
     Учитывая изложенное, увеличение состава расходов частного нотариуса на сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, является необоснованным.
     

     Подлежат ли списанию на затраты суммы, израсходованные предприятием в качестве оплаты нотариальных услуг, оказываемых частнопрактикующим нотариусом?

     
     В соответствии с подпунктом “э” п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом следует иметь в виду, что в себестоимость включается взимаемый частным нотариусом тариф по оплате нотариальных услуг по сделкам, имеющим непосредственное отношение к деятельности предприятия (например, удостоверение учредительных документов, договора и т.д.), но не включается взимаемый частным нотариусом тариф по сделкам, не имеющим отношения к деятельности предприятия (например, оплата взимаемого частным нотариусом тарифа за сотрудника при оформлении квартиры в собственность).
     
     При этом не имеет значения, уплачивался предприятием взимаемый частным нотариусом тариф или уплачивалась госпошлина в государственной нотариальной конторе.