Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает М.Н. Хромова, главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Организация изменила принятую в целях налогообложения учетную политику “по оплате” на “по отгрузке”. В каком порядке должен применяться НДС по услугам, оказанным до момента перехода на другую учетную политику, оплата за которые поступает в последующие периоды?

     
     Согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ от 06.12.91 N 1992 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) исчисление этого налога должно осуществляться либо по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть в зависимости от принятой организациями учетной политики.
     
     Согласно сложившейся практике все изменения действующего порядка применения НДС вводятся с даты, определяемой, как правило, фактом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Учитывая изложенное, при переходе данной организации на метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения “по отгрузке” суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным в период определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по мере их оплаты, перечисляются в бюджет по мере поступления средств за эти товары (работы, услуги). При этом должен быть обеспечен раздельный учет таких операций.
     
     Однако следует иметь в виду, что согласно действующему порядку, изложенному в письме Минфина России в адрес Госналогслужбы России от 22.05.96 N 04-03-11, в случае определения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты при списании в установленном порядке по истечении четырех месяцев на убытки организации-кредитора неистребованной дебиторской задолженности по товарам (работам, услугам) налог на добавленную стоимость подлежит взносу в бюджет в срок, установленный для уплаты этого налога за отчетный период, в котором списывается такая кредиторская задолженность.
     

     Если в организациях розничной торговли товары реализуются оптовыми партиями, оплата за которые поступает частично наличными денежными средствами, а частично - безналичными, то применяется ли в данной ситуации налог с продаж? Если налог с продаж не был оплачен покупателями по товарам, реализованным им за наличный расчет, за счет какого источника он должен быть возмещен у продавца?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории. При этом объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     Учитывая изложенное, товары, реализуемые оптом за наличный расчет, облагаются налогом с продаж.
     
     При реализации товаров (работ, услуг), оплата за которые произведена частично наличными денежными средствами, а частично - безналично, налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.
     
     При получении за товары наличных денежных средств производятся бухгалтерские записи по дебету счета 50 “Касса” и кредиту счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” на сумму, причитающуюся по счету-фактуре с учетом налога на добавленную стоимость, и на полученную сумму налога с продаж.
     
     Полученная сумма налога с продаж одновременно отражается по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.
     
     В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.
     

     В каком порядке применяется и как отражается в бухгалтерском учете налог с продаж при реализации товаров по договорам комиссии комиссионером, не принимающим участия в расчетах за товар?

     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению налога с продаж при реализации товаров в режиме комиссионной торговли зависит от условий договора комиссии, заключенного между комиссионером и комитентом.
     
     В случае если согласно условиям договора комиссии комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, то налог с продаж  с покупателей должен взиматься комитентом и уплачиваться в бюджет. При этом налог взимается исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж не уплачивается.
     
     Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”.
     
     Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредита счета 68 “Расчеты с бюджетом”.
     
     Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.
     

     Как применяется и отражается в бухгалтерском учете налог с продаж при реализации товаров по договорам комиссии комиссионером, участвующим в расчетах?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению налога с продаж при реализации товаров в режиме комиссионной торговли зависит от условий договора комиссии, заключенного между комиссионером и комитентом.
     
     Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.
     
     В бухгалтерском учете комиссионера, участвующего в расчетах, операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.
     
     Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.
     

     Организация перешла с определенной даты на упрощенную систему налогообложения, затем ей был выставлен счет за услуги, оказанные до перехода на упрощенную систему, а оплата, включая сумму НДС, была произведена после даты перехода на упрощенную систему. Подлежат ли в данном случае возмещению уплаченные суммы НДС по таким услугам? Если данная организация после перехода на упрощенную систему налогообложения списала по истечении срока исковой давности кредиторскую задолженность, образовавшуюся в результате получения аванса (НДС по которому был уплачен в бюджет), будут ли возмещаться эти суммы НДС?

     
     Согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     В соответствии с п. 20 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.
     
     Что касается услуг, оказанных организации до ее перехода на упрощенную систему налогообложения, но оплаченных после этой даты, то суммы НДС по таким услугам подлежат возмещению (зачету) при условии уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет по работам и услугам, выполненным и оказанным этой организации до перехода на упрощенный порядок налогообложения, но оплаченным в период применения единого налога. По вопросу возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных с сумм авансов, полученных до перехода на упрощенный порядок налогообложения, следует иметь в виду, что при списании сумм авансов в виде кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, полученных до перехода на уплату единого налога, этот налог исчисляется с суммы кредиторской задолженности без учета суммы налога на добавленную стоимость, ранее уплаченной в бюджет.
     

     В каком порядке малые предприятия с упрощенной системой налогообложения должны учитывать суммы НДС, уплаченные на таможне при закупке импортных товаров?

     
     Согласно действующему налоговому законодательству для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, порядок уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, не изменен.
     
     В соответствии с п. 20 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.
     
     В связи с изложенным суммы НДС, уплаченные указанными организациями таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, из бюджета не возмещаются, а включаются в цену товаров.
     

     В случае введения на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж облагается ли этим налогом стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых между юридическими лицами за наличный расчет в пределах сумм, установленных для расчета наличными деньгами?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В связи с этим стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых между юридическими лицами за наличный расчет в пределах сумм, предусмотренных указаниями Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, облагается налогом с продаж. При этом согласно вышеназванному документу предельный платеж при расчетах наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в настоящее время установлен в размере 10 тыс. рублей.
     
     Что касается товаров (работ, услуг), реализуемых между юридическими лицами, оплата за которые произведена безналично или путем зачета взаимных требований, то такие товары (работы, услуги) налогом с продаж не облагаются.
     

     Какими критериями следует руководствоваться при определении конкретного перечня льготируемой продукции, а также объектов обложения налогом (например, дорогостоящие, не первой необходимости), если на территории какого-либо субъекта Российской Федерации вводится налог с продаж?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории. Данным законом предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), которые не должны облагаться налогом с продаж. При этом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении налога с продаж, устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения. При отнесении отдельных групп товаров к товарам, освобожденным от налога с продаж (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, детская одежда и обувь и др.), следует руководствоваться действующим Общероссийским классификатором (ОК 005-93).
     
     Таким образом, при введении налога с продаж законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на соответствующей территории этим налогом будут облагаться товары (работы, услуги), не включенные в перечень льготируемых товаров (работ, услуг) и реализуемые за наличный расчет.
     
     Что касается товаров (работ, услуг), перечисленных в вышеуказанном Федеральном законе как облагаемые налогом с продаж, то критерий отнесения таких товаров (работ, услуг) к категориям дорогостоящих или не первой необходимости нормативным не является и может определяться законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.