Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в учетной политике


Новое в учетной политике

 

А.Ф. Звороно,
генеральный директор
аудиторской компании “Ролловер”

И.Г. Звороно,
главный аудитор

М.А. Воробьева,
консультант

     Все организации обязаны вести бухгалтерский учет. Что же такое бухгалтерский учет и какое место в нем занимает учетная политика?
     
     Четкие определения даны в Федеральном законе от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
     
     Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации. Информация должна содержать данные в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении. Учет всех хозяйственных операций следует вести сплошным методом, непрерывно и основываясь на первичных документах.
     
     Основными задачами бухгалтерского учета являются:
     
     - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
     
     - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля;
     
     - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
     
     Одним из основных элементов, обеспечивающих все вышеизложенное, является учетная политика организации.
     
     Эффективность деятельности предприятия в немалой степени зависит от правильности понимания, оформления учетной политики, ее раскрытия.
     
     Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета для данной организации: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
     
     К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
     
     Сущность и порядок реализации учетной политики определены в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика” (ПБУ 1/98), утвержденном приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н. Настоящее Положение вступило в действие с 1 января 1999 года.
     

     По сравнению с ранее действовавшим Положением (ПБУ 1/94) в новом документе значительно расширен раздел II “Формирование учетной политики”, согласно которому учетная политика организации должна содержать приложения:
     
     - рабочий план счетов;
     
     - формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;
     
     - формы внутренней бухгалтерской отчетности.
     
     Также дан развернутый перечень основных моментов:
     
     - порядок проведения инвентаризации;
     
     - методы оценки активов и обязательств;
     
     - правила документооборота и технология обработки учетной информации;
     
     - порядок контроля за хозяйственными операциями;
     
     - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
     
     К ранее действовавшим требованиям, которым должна удовлетворять учетная политика, а именно полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность, добавлено еще требование своевременности. Данный пункт подразумевает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности.
     
     Новый пункт появился и в разделе “Раскрытие учетной политики”, а именно, если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
     
     В новом Положении в разделе II “Формирование учетной политики” внесено существенное изменение. Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером (ранее руководителем) на основе данного Положения и утверждается руководителем организации. Эта обязанность  была возложена на главного бухгалтера Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, а теперь и закреплена в данном Положении.
     
     Более подробно описан порядок и действия организации по отражению в бухгалтерском учете последствий внесения изменений в учетную политику.
     
     Так, изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
     

     Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обязательному отражению в бухгалтерском учете и отчетности. Расчет делается исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка этих последствий не может быть произведена с достаточной надежностью.
     
     Для реализации вышеизложенного требования следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
     
     Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
     
     Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
     
     В случае, когда корректировка учетной политики вызвана изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, следует применять вышеуказанный порядок отражения последствий внесения изменений, если иное не предусмотрено соответствующим законодательством или нормативным актом.
     
     В настоящем Положении об учетной политике расшифровано содержание информации, которая подлежит обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности, при изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации.
     
     Информация должна включать:
     
     - причину изменения учетной политики;
     
     - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
     
     - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
     
     Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
     

     Необходимо помнить следующее: при формировании учетной политики предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. А это означает, что как и устав организации, учетная политика утверждается один раз, а потом в нее можно вносить только изменения. Как и в каких случаях вносить изменения подробно описано в Положении об учетной политике.
     
     Легкомысленное отношение к формированию учетной политики, как важнейшего элемента системы бухгалтерского учета организации, приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, отсутствие документооборота влечет за собой искажение бухгалтерской отчетности и не может служить источником достоверной и надежной информации о показателях деятельности организации.
     
     Считаем необходимым напомнить, что с 1 января 1999 года вступили в действие следующие положения по бухгалтерскому учету: “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ 8/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.98 N 57н), “Событие после отчетной даты” (ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н), “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98, утвержденное приказом Минфина России от 15.07.98 N 25н), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н. Всего на сегодняшний день 9 действующих положений по бухгалтерскому учету. При формировании учетной политики надо учитывать особенности ведения бухгалтерского учета, введенные вышеупомянутыми положениями.
     
     Основным документом, который дает наиболее полную информацию по методам ведения бухгалтерского учета организации, является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н. Тезисы, заложенные в нем, находят более подробное описание конкретных Положений, указанных выше.
     
     Так, например, в ПБУ 5/98 “Учет материально-производственных запасов” сделана попытка стандартизации методов учета материально-производственных запасов по их видам.
     
     Сведены воедино фактические затраты, формирующие себестоимость материально-производственных запасов:
     

     - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
     
     - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
     
     - таможенные пошлины и иные платежи;
     
     - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
     
     - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
     
     - затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации;
     
     - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
     
     Также описано, как определяется стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог. Такие запасы принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
     
     Дана расшифровка способов перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     
     Амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в производство или эксплуатацию, рассчитывается по их видам одним из следующих способов перенесения стоимости:
     
     - линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования;
     
     - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемой) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования;
     
     - процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100 процентов при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50 процентов начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации.
     
     ПБУ 5/98 не претендует на полноценный документ, содержащий все необходимое для учета материально-производственных запасов. Так, например, в нем нет описания оценки незавершенного производства. В данном случае надо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н.
     

     Следует отметить, что ПБУ 5/98 не отменяет ранее действовавшего документа “Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках”, утвержденного письмом Минфина СССР от 30.04.74 N 103, который, по нашему мнению, может применяться:
     
     - для контроля за использованием материалов в производстве на основе технически обоснованных норм их расходования;
     
     - для применения учетных цен на материалы;
     
     - для применения номенклатуры-ценника на материалы;
     
     - для определения порядка учета остатков материалов на рабочих местах;
     
     - для учета материалов, оставшихся в производстве не раскроенными, не подвергшимися обработке.
     
     Отдельно хотелось бы остановиться на порядке начисления амортизационных отчислений на основные средства, что было закреплено в ПБУ 6/97 “Учет основных средств”, утвержденном приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н и введенном в действие с 1 января 1998 года. В соответствии с этим документом применение способа начисления амортизационных отчислений и срок полезного использования объекта основных средств определяются организацией и предусматриваются в составе информации об учетной политике.
     
     Однако в соответствии с подпунктом “х” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке. Изменений в указанное Положение до настоящего момента не внесено.
     
     Таким образом, для целей налогообложения прибыли начисление амортизационных отчислений следует производить исходя из первоначальной стоимости продукции по единым нормам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N 1072, поскольку в настоящее время иные нормы амортизационных отчислений законодательством не предусмотрены.
     
     Такие разъяснения дает Госналогслужба России и в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли от 27.10.98 N ШС-6-02/768@.