Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы*

     
     -----
     * Продолжение. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 2. С. 133.
     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

     

     Правомочны ли налоговые органы предъявлять неустойки за допущенные нарушения лесного законодательства владельцам лесного фонда, выявленные у них по собственным заготовкам, при проведении документальных проверок без освидетельствования мест рубок?

     
     Полномочия и задачи налоговых органов при проведении документальных проверок владельцев лесного фонда определены инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 45-47).
     
     Начисление и предъявление к уплате владельцам лесного фонда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.92 N 67 сумм материальной ответственности за лесонарущения, допущенные ими при проведении собственных заготовок древесины, осуществляется на основании сведений, содержащихся в соответствующих документах. При этом выявление ряда лесонарушений возможно лишь в результате непосредственного обследования конкретных участков лесного фонда.
     
     Для установления таких лесонарушений, как оставление недорубов, рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении рубок ухода за лесом, и рубка деревьев за пределами переданных лесопользователям лесосек, условие обследования соответствующих участков лесного фонда является обязательным, а начисление неустоек должно осуществляться при наличии актов освидетельствования мест рубок.
     
     Для начисления налоговыми органами неустоек по фактам заготовки древесины до получения лесорубочных билетов (ордеров) или по истечении указанного в лесорубочных билетах (ордерах) срока наличие актов освидетельствования мест рубок не требуется.
     

     Вправе ли налоговые органы при проведении документальных проверок лесопользователей начислять дополнительную плату за древесину, заготовленную сверх объемов, указанных в лесорубочных билетах, а также неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню (за заготовку древесины до получения лесорубочного билета или после истечения срока его действия)?

     

     Какими нормативными актами возложен контроль на налоговые органы за соблюдением Правил отпуска древесины на корню и лесохозяйственных требований при заготовке древесины лесопользователями в период 1992-1994 годов?

     

     Контроль за пользованием лесным фондом с начислением в необходимых случаях дополнительных сумм платы за древесину, отпускаемую на корню, и неустоек за выявленные нарушения лесохозяйственных требований, которые наряду с лесными податями и арендной платой являются составной частью лесного дохода, осуществляется, помимо органов управления лесным хозяйством, налоговыми органами в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами:
     
     Закон РСФСР от 21.03.91 N 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” (ст. 6, 7);
     
     Закон РФ от 27.12.91 N 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (ст. 14, 20, 24);
     
     инструкция Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” (п. 45, 46, 48);
     
     письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 20.03.92 N 8, N ВЗ-6-02/97 “Об ответственности за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации” (п. 4);
     
     письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 27.04.92 N 25, N НИ-6-02/136 “О порядке взимания платы за древесину, отпускаемую на корню, по новым таксам, введенным в действие с 1 января 1992 года, налога на добавленную стоимость и земельного налога” (п. 6).
     
     Согласно действующей инструкции, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 N 1 (подпункты 5.1.11, 5.1.19, 5.1.22), меры по взиманию с лесонарушителей начисленных (в том числе налоговыми инспекциями) неустоек, а также направление исковых заявлений по лесонарушениям в судебные (арбитражные) органы, в случае отказа лесонарушителей от добровольной выплаты предъявленных им сумм, осуществляются лесохозяйственными органами.
     

     Являются ли межхозяйственные лесхозы плательщиками лесных податей за древесину, получаемую ими при проведении рубок промежуточного пользования в лесах, переданных сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование?

     
     Предусмотренный Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ (ст. 104) порядок освобождения органов управления лесным хозяйством от уплаты лесных податей распространяется только на лесхозы, входящие в систему Федеральной службы лесного хозяйства России.
     
     Порядок пользования участками лесного фонда в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, определяется Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 36, 130), Положением об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.12.97 N 1601, и Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N 224.
     

     В соответствии с указанными правовыми актами сельскохозяйственные организации осуществляют безвозмездное пользование ранее находившимися в их владении участками лесного фонда, в том числе для заготовки древесины при проведении различных видов рубок, самостоятельно или через созданные для этих целей межхозяйственные лесхозы на основании договоров безвозмездного пользования.
     
     Сельскохозяйственные организации, не заключившие договоры безвозмездного пользования, вносят соответствующие платежи за пользование участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, на общих основаниях.
     
     Следовательно, при наличии договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, предусматривающих заготовку древесины (в том числе в порядке рубок промежуточного пользования) в пределах установленных нормативов (объемов лесопользования), межхозяйственные лесхозы плательщиками лесных податей не являются.
     

     В связи с вступлением в силу инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”, зарегистрированной в Минюсте России 01.09.98 N 1599, прошу разъяснить следующие вопросы:
     
     1. С какой даты организации ВКХ начинают производить плату за пользование водными объектами?
     
     2. Производится ли плата за пользование водными объектами при отсутствии ставок платы забора воды или сброса сточных вод, установленных законодательным органом субъекта Российской Федерации (города)?

     
     Постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам” утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами, установленные в определенных Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ.
     
     В соответствии с указанным выше Законом ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.
     
     Поэтому, по нашему мнению, исчисление платы за пользование водными объектами для всех категорий плательщиков может производиться после утверждения законодательными органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков.
     

     Исчисление и уплата налога за право пользования недрами  производится в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 независимо от принятой учетной политики по организации ВКХ.
     

     С какой даты вступает в силу приказ Госналогслужбы России от 16.07.98 N БФ-3-04/144 "О внесении изменений и дополнений N 1 в Инструкцию от 31.12.96 N 44?
     
     Следует ли понимать, что не подлежит налогообложению подземная вода, используемая для поддержания пластового давления (как отсепарированная из добытой нефти, так и добытая из самостоятельных водяных скважин, но использованная как на указанные, так и на другие производственные и технологические цели).
     
     Одновременно просим разъяснить, каким пунктом инструкции следует руководствоваться при исчислении платежа в случае, когда первый товарный продукт использован без передела на производственные и технологические нужды как при наличии, так и при отсутствии реализации аналогичного по качеству товарного продукта в данном регионе?

     
     Приказ Госналогслужбы России от 16.07.98 N БФ-3-04/144 "О внесении изменений и дополнений N 1 в Инструкцию от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”" вступил в силу с 11 сентября 1998 года.
     
     В соответствии с разъяснениями Департамента геологической службы и Управления ресурсов нефти и газа Минприроды России налогообложению не подлежат подземные воды, извлекаемые вместе с нефтью и используемые после разделения с нефтью (сепарации) для поддержания пластового давления. Для добычи этих вод отдельная лицензия на право пользования недрами не оформляется и платежи за право пользования недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы не устанавливаются.
     
     В тех случаях, когда для заводнения (ППД) используются подземные воды, добываемые из других водоносных горизонтов специально оборудованными эксплуатационными на воду скважинами или группами скважин (водозаборами), на право добычи таких вод оформляются самостоятельные лицензии. В условиях лицензий устанавливаются платежи за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.
     
     При определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в случае, когда первый товарный продукт использован без передела на производственные и технологические нужды, следует руководствоваться п. 13 Инструкции, а именно: исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившуюся в отчетном периоде в данном регионе, а при их отсутствии - исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     

     1. Включается ли в отчет по плате за воду предприятий теплоэнергетики объем воды, забираемый из водохозяйственной системы, который передается в дальнейшем другим потребителям в виде горячей воды и пара?
     
     2. Какую ставку применять для расчета платы за безвозвратное водопотребление, когда с учетом деноминации рубля тариф платы за воду из поверхностных источников составляет 1 копейку за кубометр воды (цена 1 куб. м воды 7 руб. 34 коп. : 1 000 = 0,73 коп.; округленно 1 коп.).

     
     1. В соответствии с п. 2 письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.05.91 N 16/111 плательщики вносят в бюджет плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем (поверхностных или подземных источников), от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.
     
     При получении воды от поставщиков промышленные предприятия кроме платы в бюджет за воду оплачивают поставщикам услуги по подаче воды.
     
     Таким образом, весь объем воды, забранной из водохозяйственных систем и использованной на собственные нужды промышленных предприятий, подлежит налогообложению.
     
     2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” и постановлением Правительства РФ от 18.09.97 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” Минэкономики России, Минфину России и другим федеральным органам исполнительной власти было поручено обеспечить до 1 декабря 1997 года исходя из нового масштаба цен своевременный пересчет цен и тарифов на товары и услуги, по которым государственное регулирование цен и тарифов на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
     
     Однако до настоящего времени МПР России не произвело согласно прейскуранту N 03-03 перерасчет тарифов по плате за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники). МПР России рекомендует расчеты производить по действующим тарифам, но не за 1 куб.м, а за 1000 куб.м воды, забираемой промышленными предприятиями из водохозяйственных систем для собственных нужд.